СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин "Няне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данным уроком можно открыть неделю русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин "Няне"»



Тема : А.С.Пушкин «Няне»

Цель: обратиться к творчеству А.С.Пушкина, познакомиться с лирическим произведением и его прототипом; формировать языковую культуру и уважение к русскому языку.

1.Отгадай героя по строкам :



1)Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, 
Работает за семерых
(Балда)


2)Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает - 
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна-лебедь)


3)Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор, 
С ними дядька Черномор.
(Тридцать три богатыря)


-Назовите автора сказок. (портрет Пушкина)

2. Наш урок литературы открывает неделю русского языка и литературы . И именно разговор об А С Пушкине является знаменательным. Именно ему мы обязаны тем внешним видом яыка, на котором мы говорим. Именно он «в русском языке музыку обрел» и подарил музыку языкам нам.

Предлагаю вам сегодня побывать в роли поэта, оценить его труд.


3. Найти звуковое созвучие «Игра в рифму» (слова на карточках: кот", "сок", "дуб", "мак", "жук", "ноль","раз","час)

- Какую важную черту стихотворной речи заставляет вспомнить эта игра? ( рифма)

-Что такое рифма? Что еще характерно для стихотворения?


4. Слайд «Арина Родионовна»

-Кто эта женщина? Что вы можете о ней рассказать?

«Голубка, подруга дней суровых»- это Арина Родионовна Яковлева, няня поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно»,-писал поэт своему брату. Всех детей, которые появлялись в семье Пушкиных, нянчила Арина Родионовна. Практически сразу после рождения они попадали в ее добрые, теплые руки. Эта простая русская женщина, нареченная при крещении Ириной, была крепостной крестьянкой. Имя Арина стало ее обиходным, домашним именем.

Александра няня любила, как собственного сына. Она знала бесчисленное количество сказок, которые маленький Саша очень любил слушать перед сном. Когда





он начал писать, многие из них были взяты им за основу его замечательных сказок, которые знакомы всем детям. Кроме них, няня рассказывала Пушкину старинные предания, пела народные песни, говорила о русских обычаях и традициях, были в ее арсенале и поговорки с пословицами. Все это устное богатство Пушкин бережно собирал и хранил. Часто оно становилось настоящей находкой и источником вдохновения при создании очередного шедевра.
В трудные моменты Александр всегда знал, что ему есть к кому обратиться за помощью и советом. Няня была его единственной собеседницей и слушательницей во время ссылки в Михайловском. Арине Родионовне посвящено несколько стихотворений Пушкина.

Анализируемое произведение, известное под названием «Няне», было написано в 1826 году. Оно так и осталось безымянным и неоконченным. Существующее название появилось уже позже, во время публикации в сборнике сочинений поэта, вышедшем в 1855 году.

5.Запись в тетрадь темы урока

Стихотворение «Няне» -чтение учителем. Анализ стихотворения.

- Каким настроением пронизано стихотворение?

-Какие слова определяют это настроение? (работа с текстом)

- Как относился автор к своей героине?

- Какие слова ярко выражают отношение атвора к героине стихотворения? (работа с текстом)

-Каким автор рисует портрет Арины Родионовны?

5.1. Запись в тетрадь «Словесный портрет»- прием в литературе, позволяющий раскрыть, устно или письменнно, характер героя. (определение на слайде)

- Какие средства худ.выразит. помогают создать впечатление напряженного ожидания няней своего любимца?




5.2. Запись в тетрадь : метафора (слайд)- то слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства по какому-либо признаку.

- Обратить внимание на звуки «ж», «ш», «ч», «т», «п», которые передают звук спиц и шарканье шагов пожилой женщины (аллитерация- повторение одинаковых или однородных согласных) слайд

-Какие обороты речи определяют личный, интимный характер стихотворения? (обращения)

-Какой жанр обладает такой характеристикой? (письмо)

5.3. Запись в тетрадь Послание- -поэтический жанр: стихотворное письмо  (слайд)

- Определите характер, темп чтения стихотворения.

6. Выразительное чтение (1-2 уч-ся, анализ учащимися)

7.Чтение наизусть.

8. Оценка чтения самими учащимися

9. Итог : Арина Родионовна умерла после непродолжительной болезни в возрасте семидесяти лет. Похоронили ее, как и всех крепостных людей – в безымянной могиле. Так получилось, что Пушкин не смог проститься со своей няней, как и не смог впоследствии отыскать ее могилу. Но память а ней до сих пор жива: Памятник няне Пушкина - Арине Родионовне- установлен 27 мая 2010 года на ее родине в селе Воскресенское Гатчинского района Ленинградской области. Автор памятника – Гатчинский скульптор Валерий Шевченко. (слайд)

-Как вы думаете, почему так известно имя Арины Родионовны, почему ей поставлен памятник?

10. Трогательному посланию «Няне» почти два столетия, но ведь подобные чувства по отношению к бабушкам, мамам, няням испытывает практически каждый человек. Поэтому стихотворение не теряет своей актуальности и учит ценить и любить своих близких еще при их жизни, чаще звонить и, по возможности, чаще навещать людей, которые посвятили жизнь воспитанию детей.

11. Д/з Написать послание своей маме, бабушке, используя худож средства выразит


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!