СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин."Песнь о вещем Олеге". Летописный источник "Песни..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить   обучающихся с летописным источником баллады " Песнь о вещем Олеге".

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин."Песнь о вещем Олеге". Летописный источник "Песни..."»



Урок литературы в 7 классе

Тема. А.С. Пушкин. « Песнь о вещем Олеге». Летописный источник» Песни…». Изображение быта и нравов древних славян.



















Цель :

- познакомить обучающихся с летописным источником баллады» Песнь о вещем Олеге»;

-формировать навыки образного мышления путем литературного произведения с летописным первоисточником;

- воспитывать интерес к историческому прошлому.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, учебник « Литература» - 7 класс ( под ред. В.Я. Коровиной), раздаточный материал, словари, презентация.

(В разработке урока использованы элементы методики профессора Воронежского государственного университета Б.С. Дыхановой. На предыдущем уроке дети получили задание: прочитать балладу « Песнь о вещем Олег», выяснить значение непонятных слов. Если остались непонятные детям слова, выясняем их значение на уроке. Условие: после этого в случае, если ученик не с может объяснить значение какого – либо слов, оценка за ответ снижается. Как показывает практик, часто дети довольствуются приблизительным, а то и ложным представлением о значении слова, не утруждая себя обращением к словарю. В качестве дополнительного задания можно предложить детям объяснить значение таких, например, слов: цареградская броня, воитель, роковой, лукавый, бранное поле, сеча, полона, под уздцы, отборное зерно, ковши круговые…

Если дети легко определяют значение подобранных слов, задание всё же не будет бесполезным, так как вырабатывает внимание, привычку вдумываться в значение слова.

Традиционно при изучении « Песни о вещем Олеге» балладу Пушкина сопоставляем с фрагментом из « Повести временных лет». Заполнение приведенной ниже таблицы позволяет систематизировать эту работу, готовит к изучению баллады кК жанра, позволяет развивать устную и письменную речь учащихся; по подготовленным материалам дети готовят устный рассказ. Даже слабо подготовленным учащимся будет нетрудно составить рассказ на заданную тему, просто связав последовательно предложения из четвертой колонки.



Ход урока

  1. Интеллектуальная разминка.

(Индивидуальное задание : найти во фразеологическом словаре значение выражения КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ.)

- Бабушка А.С.Пушкина – Мария Алексеевна Ганнибал. Откуда такая экзотическая фамилия?

- Ибрагим Петрович Ганнибал, так звали легендарного прадеда Пушкина. Почему такое отчество?

-« У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…Это начало вступления к поэме… (Это произведение, с которого началась поэтическая слава Пушкина. Прочитав её, великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский подарил юному Пушкину портрет с надписью: « Победителю ученику от побежденного учителя». Как вы понимаете эти слова? )

- Два стихотворения А.С. Пушкина названы « 19 октября». Чему посвящены эти стихи?

-« Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень.

Им чистая лампада возжена...»

Кто такой Александр Петрович Куницын? Какой КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ имеется в виду?

Да, « пламенный профессор» А.П. Куницын, сумел воспитать в своих подопечных искреннюю любовь к родной земле, интерес к её истории. И сегодня мы познакомимся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Чтение учителем баллады.

- Понравилось стихотворение? Что понравилось?

Цель нашего урока:

- познакомиться с летописным источником « Песни…», сопоставить текст летописной легенды с произведение Пушкина.

- Как вы думаете, что нам даст сопоставление таких разных по форме произведений, как баллада и летописный рассказ ? ( Оба произведения станут понятнее в сравнении).

Итак, в произведении рассказывается о киевском князе Олеге, объединившем Киевское и Новгородское княжества, о создателе Древнерусского государства, прозванном вещим( прозревающим будущее) за свою редкую интуицию ( отказался принять у побежденных греков отравленное питье), известный своей хитростью и изобретательностью. Он усмирил хазар, прибил свой щит на врата Цареграда( Константинополя) в знак победы.

Словарная работа.

  1. Произведение названо ПЕСНЬ,

Познакомьтесь с тремя толкованиями этого слова в словаре Ожегова. Какое из значений этого слова используется в заглавии? (Произведение большого значения и большого творческого подъёма).

  1. Какие верования, обычаи древних славян описаны в балладе?( Вера в Перуна, погребальные обряды).

Практическая работа.

Работа над сопоставлением баллады и летописного источника (заполнение таблицы Приложение1,2). Дети получают таблицу, записаны вопросы и заполнены 2-3 колонки. Четвертая колонка заполняется сначала с помощь учителя, затем дети выполняют эту работу самостоятельно с последующей проверкой, в ходе которой записи редактируются и дополняются.

Составление устного рассказа на тему: « В чём отличие баллады Пушкина от летописного источника?( использовать записи в четвертой колонке.



Домашнее задание

  1. Выучить отрывок из баллады наизусть.

  2. Составить устный рассказ по записям, сделанным на уроке ( добавить вступление, вывод) на тему « История киевского князя Олега в русской летописи и в балладе А.С. Пушкина».





Приложение 1.

Вопросы

В летописи

В « Песне о вещем Олеге»

Выводы

Как описан Кудесник?

« Один из кудесников»

«… вдохновенный кудесник». « покорный Перуну… одному», не боится « могучих владык», не нуждается в княжеском даре


Как Олег спросил о своей судьбе

« От чего мне суждено умереть?»

« Что сбудется в жизни со мною?... скоро ль … могильной засыплюсь землёю?»


Как описан конь Олега?

« Конь, которого ты любишь и на котором ездишь».

Товарищ, верный слуга, угадывающий желания хозяина, берегущий его; выносливый, умный;


Что ответил Олег на пророчество кудесника?

« Никогда Больше не сяду на этого коня и даже не буду на него смотреть».

«.. усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой», он «угрюмый»


Как спрашивает Олег о своём коне?

« Где мой конь, которого я велел кормить и беречь?»

« .. где мой товарищ, мой верный слуга? Здоров ли? Буйный, игривый?..»


Как ведет себя Олег, узнав о гибели коня?

« Он же посмеялся и упрекнул кудесника».

« Могучий Олег головою поник..», « Кудесник, ты лживый, безумный старик!»

« Мой конь и поныне носил бы меня».


Что говорит Олег над прахом своего коня?

« Посмеялся такими словами:

« Не о этого ли черепа мне умереть?»

« Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил..;










Приложение 2( итог).

Вопросы

В летописи

В « Песне о вещем Олеге»

Выводы

Как описан Кудесник?

« Один из кудесников»

«… вдохновенный кудесник». « покорный Перуну… одному», не боится « могучих владык», не нуждается в княжеском даре

Личность кудесника неинтересна автору летописи. Он всего лишь рупор судьбы.

В балладе Пушкина кудесник свободен.

Как Олег спросил о своей судьбе

« От чего мне суждено умереть?»

« Что сбудется в жизни со мною?... скоро ль … могильной засыплюсь землёю?»

В балладе Олега интересует прежде всего вопрос о жизни

Как описан конь Олега?

« Конь, которого ты любишь и на котором ездишь».

Товарищ, верный слуга, угадывающий желания хозяина, берегущий его; выносливый, умный;

В летописи конь безликий, он неинтересен автору. В балладе конь – друг; расставание с ним подобно предательству.

Что ответил Олег на пророчество кудесника?

« Никогда Больше не сяду на этого коня и даже не буду на него смотреть».

Товарищ, верный слуга, угадывающий желания хозяина, берегущий его; выносливый, умный;

В летописи Олег верит волхву и легко отказывается от коня.

Пушкинский Олег сомневается в пророчестве кудесника, но расстаётся с другом.

Как спрашивает Олег о своём коне?

« Где мой конь, которого я велел кормить и беречь?»

« .. где мой товарищ, мой верный слуга? Здоров ли? Буйный, игривый?..»

В летописи князь спрашивает о коне как об имуществе, которое велено было сохранить.

Олег в балладе Пушкина вспоминает о коне как о друге, с которым давно расстался.

Как ведет себя Олег, узнав о гибели коня?

« Он же посмеялся и упрекнул кудесника».

« Могучий Олег головою поник..», « Кудесник, ты лживый, безумный старик!»

« Мой конь и поныне носил бы меня».

Гибель коня для героя летописи – повод посмеяться над ошибкой кудесника;

для Олега- героя баллады- горе. Ошибка кудесника повергает его в гнев, он думает, что напрасно разлучился с верным другом – конем.

Что говорит Олег над прахом своего коня?

« Посмеялся такими словами:

« Не о этого ли черепа мне умереть?»

« Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил..;

Герой летописи не сожалеет о гибели

коня, а только радуется, что страшное пророчество сбылось. Олег тоскует, что напрасно расстался с другом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!