СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин .Повесть "Станционный смотритель" : история создания ,начало работы над повестью.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

первый урок из цикла уроков ( три урока ) по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 7 классе 

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин .Повесть "Станционный смотритель" : история создания ,начало работы над повестью.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа №4»

















Уроки русской литературы в 7 классе:

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»: драматизм судьбы героини .Столкновение в ее сознании любви и дочернего долга.

:



















Учитель русского языка и литературы

Н.И. Кравченко







2019 год



Тема: «Станционный смотритель»: драматизм судьбы героини. Столкновение в ее сознании любви и дочернего долга. Своеобразие пушкинской прозы.

Цели урока: проверить знания учащихся повести и их понимание произведения; попытаться психологически объяснить мотивацию поступка Дуни; обратить внимание на изящество и простоту пушкинской прозы; развивать чуткость и внимание; воспитывать толерантность.

Оборудование: листы с тестовыми заданиями на каждого учащегося; иллюстрация к повести (см. в ходе урока).

Ход урока

I. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина.

1. Какова основная тема повести «Станционный смотритель»?

а) Осуждение детей, забывающих родителей;

б) изображение жизни «маленького человека»;

в) реалистическое описание почтовой станции.

2. Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?

а) Ребенка;

б) второстепенный персонаж;

в) человека, не имеющего высокого чина;

г) бедного человека, страдающего от социальной несправедливости.

3. Счастлива ли Дуня?

а) Да, потому что она любит Минского;

б) автор не дает прямого ответа

в) нет, т.к. благополучие не может быть свидетельством счастливой жизни.

4. Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

а) Не хватило мужества;

б) был очень добрым человеком и простил Минского;

в) не знал, как это можно сделать;

г) понимал бессмысленность такой попытки.

5. Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»?

а) «Цель оправдывает средства»;

б) «чин чина почитай»;

в) «добро всегда победит зло»;

г) «на чужом несчастье своего счастья не построишь».



6. Какую символическую деталь вводит А.С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?

а) Горшки с бальзамином;

б) картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне;

в) кровать с пестрой занавеской.

7. Соотнесите имя персонажа и авторскую оценку.

а) Вырин; 1) Корит, не оправдывает;

б) Дуня; 2) осуждает, возмущается;

в) Минский 3) сострадает, сочувствует, симпатизирует

II. Постановка целей и задач урока.

III. Работа над темой урока.

1. Проверка домашнего задания (по вопросам учебника).

Комментарий для учителя. Образ мира в повести Пушкина складывается из совместного, как бы параллельного существования двух больших миров: мира дворянского и мира крестьянского.

Дворянский мир: Минский, фельдъегеря, образ Петербурга, вернувшаяся Дуня.

крестьянский мир (представлен отдельными деталями: дома с закрытыми ставнями, крестьянские дворы).

Почтовая станция.

Именно через почтовую станцию возле города С. проходит граница двух миров. Маленькая семья смотрителя (вольно ли? невольно ли?) старается отгородить себя от крестьянского мира, выделится из него. (Пусть учащиеся подумают над примерами. А это и горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавеской - крестьяне XIX века не разводили комнатный цветов, кровать же считалась большой редкостью: спали на лавках, печке, полатях. Дочь смотрителя перед приездом Минского шила себе платье, хотя крестьянские девушки носили сарафаны. Дуня поила «больного» гусара лимонадом, крестьяне же для снятия жара использовали брусничную воду. Характерно, что с исчезновением Дуни пропадают горшки с бальзамином и смотритель спит по-крестьянски под тулупом.

Что ждет девушку, дочь чиновника 14-го класса? Дом, в котором она живет, казенный, сбережения у отца небольшие. Уезжая В Петербург, «во своей охоте», - говорил ямщик. Что вело ее? Надежда сделать свою жизнь самостоятельно, желание доказать, что она не принадлежит к числу «молоденьких дур», что она не из тех, кого можно «подержать и бросить». Конечно – земля слухами полнится, - она знала не одну историю об обманутых и брошенных девушках, и все же ехала в Петербург с Минским.

Открытым можно оставить вопрос о том, счастлива или нет Дуня. При внимательном чтении можно найти аргументы «за», и «против». В частности, толчок к такому обсуждению под одним из углов зрения может дать и разговор о картинах, иллюстрирующих притчу о блудном сыне.

2. Беседа с учащимися.

- Обращают ли внимание на картины Дуня и Самсон Вырин?

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

- Для чего тогда картинки на стене комнаты? (Для украшения)

- Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдет? (Зеркальное, перевернутое изображение)

Учитель. Докажите это. Сравним текст притчи и сюжет повести.

Комментарий для учителя. Учащиеся работают в парах. Предупреждает семиклассников, что на следующем уроке будет письменная самостоятельная работа, в которой надо будет вернуться к разговору о сюжетах притчи и повести Пушкина.

3. Работа с художественным текстом; выявление своеобразия языка прозы А.С. Пушкина.

Учитель. Используя в прозе разговорные средства, Пушкин в то же время осмотрительно употребляет просторечия, жаргонизмы, диалектизмы и т.п. Из разговорного языка отбираются преимущественно такие элементы, которые отличаются общим литературным употреблением.

Практикум. Наблюдение над отрывком от слов «Но смотритель, не слушая, шел дальше» до «…он поневоле ею любовался». (обращение к иллюстрации А. Венециана).

- Прочитайте первые 3 предложения. Можно ли опустить хоть одно слово? (Упоминание о том, что две первые комнаты были темны, а в третьей огонь, объясняет, почему смотритель, оставаясь в темной комнате, мог некоторое время наблюдать за Дуней и Минским, находившимися в освещенной комнате, и оставался незамеченным).

- Можно ли убрать определение «растворенной»? (Нет, тогда смотритель не смог бы увидеть того, что происходило внутри комнаты).

Учитель. Но дальше появляются второстепенные члены, которые, с точки зрения логики сообщения, могли быть опущены. Сравним:

- В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости.

- В комнате сидел Минский.

Тут проявляется характерный для Пушкина приём: передача целого комплекса понятий и эмоций чрез деталь, выраженную чаще всего несколькими словами.

- Почему нельзя убрать определение? (Указывает на обстановку, в которой живет Дуня).

- Какая еще деталь указывает на то, что Дуня жила в роскоши? («Дуня, одетая со всею роскошью моды… Сверкающие пальцы»).

Учитель. Обратите внимание. Пушкин пишет: «пальцы, унизанные перстнями с драгоценными сверкающими камнями». Эпитет, который указывает на богатство.

- Объясните, почему «Минский сидел в задумчивости». (Перед этим было объяснение с отцом, задумчивость – результат этого объяснения).

- «Дуня сидела… на своем английском седле».

Почему Дуня сравнивается с наездницей? (Сравнение из области представлений, свойственных миру Минского, подчеркивает, как изменилась жизнь Дуни).

- «Она с нежностью смотрела на Минского». О чем говорит эта деталь? (Дуня любит Минского).

Учитель. Заканчивается отрывок описанием реакции смотрителя на эту сцену. Реакция эта изображена с предельной сдержанностью, что вполне соответствует образу Самсона Вырина. В отношении к нему всякая чувствительность, многословие были бы неуместны.

2) Письменная работа.

Задание: сформулировать особенности языка прозы А. Пушкина.

(Возможная запись:

- Избегает в языке прозы всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.

- Передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную несколькими словами).

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Подготовится к ответу на вопрос «Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?» - с обращением к соответствующему материалу учебника.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!