СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Развивающие: развитие воображения, творческой активности и  обогащение словарного запаса школьников.

Воспитательные: воспитывать любовь к  Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Планируемые предметные результаты урока:

- пробудить интерес к чтению художественных произведений; - формирование выразительного чтения и поэтического слуха обучающихся.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД

1. Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в ходе совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Формировать умения выражать своё отношение к героям.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»

Тип урока: ОНЗ

Цель: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Развивающие: развитие воображения, творческой активности и обогащение словарного запаса школьников.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Планируемые предметные результаты урока:

- пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- формирование выразительного чтения и поэтического слуха обучающихся.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД

1. Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в ходе совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Формировать умения выражать своё отношение к героям.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

I. Орг.момент

Приветствие.

II. Речевая разминка

Ребята, вы знаете уже, что на уроках чтения мы учимся и правильно читать, и правильно говорить. Давайте подготовимся и выполним сначала дыхательную гимнастику.

- Представим себе, что на наши ладошки упало перышко. Давайте наберем воздух в легкие и сдунем перышко с руки.

Следующее упражнение называется

« Каша кипит».

Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых». Повторить 3 раза.

Молодцы! Хорошо выполнили дыхательные упражнения.


III. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворение.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

С. Островой

— Как вы поняли смысл этого стихотворения?

— А вы знаете что такое сказка?

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдётся человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй.

Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, произведение волшебного, бытового характера. Как и всё народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. По сути, сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чём-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел.

Структура сказки – зачин, основная часть и концовка.

IV. Сообщение темы и постановка задач урока.

На уроке мы познакомимся со сказкой, а с какой вы узнаете отгадав загадку.

Только этот царь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он,

Звался этот царь …….(Гвидон)

Правильно, тема сегодняшнего урока «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти авторских сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.

Какие задачи поставим перед собой? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать сказку, сможем понаблюдать за поступками главных героев, поработаем в паре)

1.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5160/main/283147/

Родился поэт в 1799 году. Детство его прошло в Москве.
Отец его, был майором и относился к дворянскому роду, а мама внучка, Арапа Петра Великого” В раннем малолетстве поэт был неразговорчивым и неактивным ребенком. Изначально Пушкин обучался на домашнем обучении. Занятие поддавались Пушкину нелегко, а иностранные преподаватели, которых брали на найм ему родители, говорили, что он совершенно ни на что не годиться. Впрочем, скоро мальчик раскрыл для себя мир книг.

У Александра была сестра, которую звали Ольга, а также брат по имени Лев. В детстве будущий поэт очень любил проводить время в подмосковном селе Захарове. Именно там жила его бабушка. Она назначила своему внуку няню, которую звали Арина Родионовна. Её очень полюбил будущий писатель. Ей он посвятил не одно стихотворение. Семья была родовитой, но по меркам знати небогатой. Однако нашего героя все равно ожидали элитный лицей и готовый чин. 1811 год ознаменовал учёбу Александра Сергеевича в Царскосельском лицее. Уже в 1814 году происходит печать первых стихов Пушкина.

В свободное время он ходит в театры, присутствует на балах, встречается с поэтами и писателями. Первым большим произведением Александра Сергеевича является поэма «Руслан и Людмила». В 1829 году Пушкин выбирает себе в жены Гончарову Наталью. Перед женитьбой поэт живет в имении Болдино. Там он работает над произведениями различных жанров. Это время известно как Болдинская осень. В 1831 году они обвенчались. После свадьбы Александр Сергеевич и его жена проживают в Петербурге. Поэт умер в 1837 году. За 2 дня до смерти у него была дуэль с Дантесом из-за Натальи Гончаровой. Дантес смертельно ранил Пушкина в живот.
Вот такая непростая, но в то же время интересная и творческая судьба Александра Сергеевича. Прошло много лет после его гибели, а дети и взрослые до сих пор читают его захватывающие произведения.
2.Первичное восприятие текста.

Чтение сказки учителем, просмотр сюжета сказки.

-Для этого откройте свои учебники на странице 92.

2.Словарная работа. (работа со словарём).

В сказке встретились слова, которые в речи мы с вами не употребляем. Узнаем, какое значение имеет каждое слово. Поможет нам в случаи затруднения толковый словарь.

Молвить – говорить

Крещёный мир - в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

Позадь забора - за забором

К исходу сентября - к концу сентября

Светлица - светлая парадная комната в доме

Сени -  входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.

Красная девица – красивая

Аршин - старорусская единица измерения длины

Гонец - вестник, посыльный, курьер.

V. Физминутка.

Сейчас мы немного отдохнем, выполним физминутку. Поможет нам. Узнали? Это белочка из «Сказки о царе  Салтане…» А кто помнит, какую русскую народную песню пела белочка? («Во саду ли, во огороде»)

“Ветер весело шумит  (махи руками над головой вправо-влево)

Судно весело бежит  (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)

Мимо острова Буяна  (показывают рукой вправо)

В царство славного Салтана  (разводят руки перед грудью, кланяясь)

И желанная страна  (разводят руки над головой в разные стороны)

3.Работа в парах.

Сказку прочитали, словарную работу провели. Давайте вспомним содержание сказки.

Предлагаю поработать в паре, составить цветок.

На столах у вас лежат лепестки цветка, а на них написаны вопросы. Вам необходимо ответить на эти вопросы ( подписать рядом ответ) и приклеить лепестки на бумагу к середине цветка.

1) Простые вопросы:

- Кто услышал разговор сестриц?

2) Уточняющие вопросы:

Я правильно поняла, что царь уехал на войну?

3) Интерпретационные:

Почему сестры решили извести сестру?

4)Творческие:

Что изменилось бы, если бы царь выбрал не младшую сестру, а старшую или среднюю?

5) Практические:

Как бы вы поступили на месте царя?

6) Оценочные: Как ты относишься к поступкам сестер? ?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5160/train/283151/

Закончить хотелось бы наш урок такими строками:

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда –

Вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки.

VI, Рефлексия.

Сегодня у нас было первое знакомство со сказкой. Дальше на уроках мы продолжим знакомство со сказкой. Впереди у нас ещё много интересной работы.  Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

VII. Домашнее задание.

-Дочитать сказку, работать над выразительностью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!