СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Станционный смотритель"»

А.С.ПУШКИН  «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»   «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

А.С.ПУШКИН «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»

«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

… .

… .

 «Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина. Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Время создания цикла : с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень). Цикл состоит из 5 повестей: «Выстрел»; «Метель»; «Гробовщик»; «Станционный смотритель»; «Барышня-крестьянка … .

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина.

Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Время создания цикла : с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень).

Цикл состоит из 5 повестей:

  • «Выстрел»;
  • «Метель»;
  • «Гробовщик»;
  • «Станционный смотритель»;
  • «Барышня-крестьянка

… .

 Повесть  – один из видов эпического произведения. В повести , в отличие от рассказа, обычно изображается не одно, а ряд событий, освещающих целый период жизни человека, главного действующего лица. Действующих лиц в повести несколько

Повесть – один из видов эпического произведения. В повести , в отличие от рассказа, обычно изображается не одно, а ряд событий, освещающих целый период жизни человека, главного действующего лица. Действующих лиц в повести несколько

 Историческая справка.  Во времена Пушкина средством передвижения были лошади, запряженные в брички, коляски, кареты, телеги, шарабаны.  Езда для путешественников, пользующихся казёнными лошадьми, езда «На почтовых» (или «перекладных») осуществлялась так: путешественник запасался подорожной - документом, куда вносился его маршрут, чин, звание. Подорожная регистрировалась на станциях. На почтовых станциях фельдъегери и курьеры получали лошадей вне очереди, но если курьерских лошадей не было, то брали любых, затем лошадей получали путешественники более высоких чинов, а уж потом всё остальные.  Между городами, например, между Петербургом и Москвой, были станции. Люди ехали от одной станции к другой, останавливались на них, меняли лошадей, отдыхали, ели и снова отправлялись в путь. Хозяевами этих станций были станционные смотрители.

Историческая справка.

Во времена Пушкина средством передвижения были лошади, запряженные в брички, коляски, кареты, телеги, шарабаны.

Езда для путешественников, пользующихся казёнными лошадьми, езда «На почтовых» (или «перекладных») осуществлялась так: путешественник запасался подорожной - документом, куда вносился его маршрут, чин, звание. Подорожная регистрировалась на станциях. На почтовых станциях фельдъегери и курьеры получали лошадей вне очереди, но если курьерских лошадей не было, то брали любых, затем лошадей получали путешественники более высоких чинов, а уж потом всё остальные.

Между городами, например, между Петербургом и Москвой, были станции. Люди ехали от одной станции к другой, останавливались на них, меняли лошадей, отдыхали, ели и снова отправлялись в путь. Хозяевами этих станций были станционные смотрители.

Литературно-мемориальный музей  «Дом станционного смотрителя»  Ленинградская область   Первый в России музей литературного героя

Литературно-мемориальный музей «Дом станционного смотрителя» Ленинградская область

Первый в России музей литературного героя

   Памятник ушедшего в прошлое дорожного быта России.  Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции началась в 1800 году, когда ее для удобства перевели из соседнего села Рождествена. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. К сороковым годам XIX века Вырская станция представляла собой уже целый комплекс построек.   В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

   Памятник ушедшего в прошлое дорожного быта России.

Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции началась в 1800 году, когда ее для удобства перевели из соседнего села Рождествена. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. К сороковым годам XIX века Вырская станция представляла собой уже целый комплекс построек.

В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

Кто главный герой повести?

Кто главный герой повести?

.  «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор ».  Коллежский регистратор - это один из самых мелких чинов в тогдашней России. Диктатор — правитель, пользующийся неограниченной властью. Самсон Вырин - слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди.

.

«Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор ».

Коллежский регистратор - это один из самых мелких чинов в тогдашней России.

Диктатор правитель, пользующийся неограниченной властью.

Самсон Вырин - слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди.

Устаревшие слова и выражения Коллежский регистратор –  чиновник низшего (14) класса. Подьячий  младший чиновник в допетровской Руси. Фельдъегерь  правительственный курьер. Подорожная  документ на право пользования казенными лошадьми. На перекладных меняя лошадей на каждой станции. Прогоны  плата за пользование лошадьми.

Устаревшие слова и выражения

Коллежский регистратор

чиновник низшего (14) класса.

Подьячий

младший чиновник в допетровской Руси.

Фельдъегерь

правительственный курьер.

Подорожная

документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных

меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны

плата за пользование лошадьми.

Дочь станционного смотрителя Дуня. Она красивая, разумная, проворная. Ротмистр Минский «проезжий в черкесской шапке, в военной шинели»

Дочь станционного смотрителя Дуня.

Она красивая, разумная, проворная.

Ротмистр Минский

«проезжий в черкесской шапке, в военной шинели»

 Два портрета  Самсона Вырина  Через 3 - 4 года Май 1816 год «как он постарел !» «я смотрел на его седину , на глубокие морщины давно небритого лица , на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика» «хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый »  несчастлив счастлив, гордится своей дочерью

Два портрета

Самсона Вырина

Через 3 - 4 года

Май 1816 год

«как он постарел

«я смотрел на его седину , на глубокие морщины давно небритого лица , на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»

«хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый »

несчастлив

счастлив,

гордится своей дочерью

 «Маленький человек» - это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

«Маленький человек» - это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Маленький человек Станционный смотритель, “маленький” человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской литературе. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

Маленький человек

Станционный смотритель, “маленький” человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской литературе. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел…

Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел…

Почему же несчастен Самсон Вырин? Во-первых, потому что он не верит в прочность случайного союза Дуни, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное её житье.  Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила без прошлого, настоящего и будущего…

Почему же несчастен Самсон Вырин?

Во-первых, потому что он не верит в прочность случайного союза Дуни, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное её житье.

Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила без прошлого, настоящего и будущего…

Тема повести  А. С. Пушкина « Станционный смотритель » – беззащитность, обездоленность, бесправие «маленького человека» в обществе.  Пушкин одним из первых поднял эту тему, показав, что и «маленькие люди» достойны уважения и сострадания. Идея повести  – дети не должны забывать своих родителей, оставаться безучастными к их переживаниям. Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка счастливым, но не ценой собственного одиночества. В погоне за личным счастьем Дуня оставила своего отца, не успокоила его, и тем самым стала косвенной виновницей его скорой смерти.

Тема повести  А. С. Пушкина « Станционный смотритель » – беззащитность, обездоленность, бесправие «маленького человека» в обществе. Пушкин одним из первых поднял эту тему, показав, что и «маленькие люди» достойны уважения и сострадания.

Идея повести  – дети не должны забывать своих родителей, оставаться безучастными к их переживаниям. Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка счастливым, но не ценой собственного одиночества. В погоне за личным счастьем Дуня оставила своего отца, не успокоила его, и тем самым стала косвенной виновницей его скорой смерти.

А. В. Венециан. 1949 г.  Дуня на могиле отца.

А. В. Венециан. 1949 г. Дуня на могиле отца.

 Художественная деталь – выразительная подробность в произведении ; одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Художественная детальвыразительная подробность в произведении ; одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Здесь для нас необычайно важна подробность интерьера — лубочные картинки на стенах домика станционного смотрителя. Картинки эти изображают библейскую притчу о блудном сыне. Попробуем рассмотреть роль этой художественной детали более подробно.   Лубочные картинки в повести имеют двойную функцию. Во-первых, картинки эти выступают как деталь интерьера, то есть являются частью композиции. Во-вторых, они вступают в сложное взаимодействие с сюжетом. Взаимодействие это двояко: мотив притчи о блудном сыне реализуется в самом сюжетном действии, однако реализуется не до конца и, более того, в определенный момент пушкинский сюжет начинает противостоять притче.

Здесь для нас необычайно важна подробность интерьера — лубочные картинки на стенах домика станционного смотрителя. Картинки эти изображают библейскую притчу о блудном сыне. Попробуем рассмотреть роль этой художественной детали более подробно. Лубочные картинки в повести имеют двойную функцию.

Во-первых, картинки эти выступают как деталь интерьера, то есть являются частью композиции.

Во-вторых, они вступают в сложное взаимодействие с сюжетом. Взаимодействие это двояко: мотив притчи о блудном сыне реализуется в самом сюжетном действии, однако реализуется не до конца и, более того, в определенный момент пушкинский сюжет начинает противостоять притче.

Рембрандт.  (1606 -1609)  “Возвращение блудного сына”

Рембрандт. (1606 -1609) “Возвращение блудного сына”

Притча История Дуни Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословением отца. Дуня уезжает тайно, случайно, без согласия и благословения отца Никто не ищет его. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации Ведет разгульный образ жизни  Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…  Радостная встреча сына с отцом Боится встречи .  Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном  Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла  на могилу , проезжая мимо  Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.  Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына

Притча

История Дуни

Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословением отца.

Дуня уезжает тайно, случайно, без согласия и благословения отца

Никто не ищет его.

Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

Ведет разгульный образ жизни

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

Радостная встреча сына с отцом

Боится встречи .

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном

Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла на могилу , проезжая мимо

Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына

 «...сын мой был мертв и ожил,  пропадал и нашелся»

«...сын мой был мертв и ожил,

пропадал и нашелся»

 В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.

В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Почитай отца твоего и мать твою,

чтобы продлились дни твои на земле

 Пока мы живы, можно все исправить...  Все осознать, раскаяться... Простить.  Врагам не мстить, любимым не лукавить,  Друзей, что оттолкнули, возвратить...  Пока мы живы, можно оглянуться...  Увидеть путь, с которого сошли.  От страшных снов очнувшись, оттолкнуться  От пропасти, к которой подошли.  Пока мы живы... Многие ль сумели  Остановить любимых, что ушли?  Мы их простить при жизни не успели,  А попросить прощенья - не смогли..  Когда они уходят в тишину,  Туда, откуда точно нет возврата,  Порой хватает нескольких минут  Понять : о боже, как мы виноваты….  Тугая боль – вины последний штрих –  Скребет, изводит холодом по коже…  За всё, что мы не сделали для них,  Они прощают. Мы себя – не можем…  (Э.Асадов)

Пока мы живы, можно все исправить... Все осознать, раскаяться... Простить. Врагам не мстить, любимым не лукавить, Друзей, что оттолкнули, возвратить... Пока мы живы, можно оглянуться... Увидеть путь, с которого сошли. От страшных снов очнувшись, оттолкнуться От пропасти, к которой подошли. Пока мы живы... Многие ль сумели Остановить любимых, что ушли? Мы их простить при жизни не успели, А попросить прощенья - не смогли.. Когда они уходят в тишину, Туда, откуда точно нет возврата, Порой хватает нескольких минут Понять : о боже, как мы виноваты…. Тугая боль – вины последний штрих – Скребет, изводит холодом по коже… За всё, что мы не сделали для них, Они прощают. Мы себя – не можем…

(Э.Асадов)

Написать сочинение на тему «Чему учит повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?»  Домашнее задание

Написать сочинение на тему

«Чему учит повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?»

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя