| Актуализация знаний | - Ребята, внимание на экран. Перед вами репродукция известной картины И.К. Айвазовского и И.Е. Репина. Кого изобразили художники? (слайд) -Да, ребята, вы правы! Александра Пушкина трудно не узнать! Картина называется «Прощание Пушкина с морем». - Давайте опишем уведенное на картине словесно, составим рассказ из 10 предложений и оценим друг друга по критериям. Ознакомьтесь с ними, критерии лежат у вас на столах. Время на подготовку – 1 минута. (+ оценка по критериям) -Иллюстрацией к какому прочитанному нами стихотворению поэта служит эта картина? -Какой теме посвящено стихотворение Пушкина «К морю»? -О чем еще писал А.С. Пушкин? Вспомните его стихотворения? | -А.С. Пушкина Учащиеся читают критерии, задают вопросы. - словесное рисование: один учащийся дает ответ, другие его оценивают по критериям -стих. «К морю» (1824) -тема свободы личности -о дружбе, о любви… |
| Формулировка темы, целеполагание | -Ребята, дома вы читали стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». О чем, на ваш взгляд, это стихотворение? Сформулируйте тему нашего урока. Запишем тему урока в тетрадь (запись в тетрадь, слайд) Какие цели поставим перед собой на уроке? (слайд) | -тема поэта и поэзии -тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина на примере стихотворения «Пророк» -узнать, кто такой поэт по мнению Пушкина, какова его роль, учиться анализу лирического текста |
| Изучение нового материала | Прослушаем стихотворение «Пророк» в исполнении замечательного советского актера Иннокентия Михайловича Смоктуновского, 1982 год (слайд) Какое впечатление на вас произвело актерское чтение? Все ли слова из стихотворения вам понятны? Почему? -Чтобы понять художественный текст, его образы, идею, нужно понимать значение каждого используемого поэтом слова! Проведем словарную работу. У вас на рабочем столе лежит лист с текстом. Прошу вас еще раз перечитать текст и маркером выделить те слова, значение которых не понятно. Прошу вас заполнить таблицу(слайд) ниже непонятными словами из текста. Работу выполняем в паре и по вариантам: 1 ряд – 1 строфа стихотворения, 2 ряд – 2 строфа до слов «вложил десницею кровавой», 3 ряд – 2 строфа с. 183 Вспомним план анализа лирического произведения. (слайд) Анализ текста по плану: Узнаем где, когда и при каких обстоятельствах было написано стихотворение «Пророк» - чтение и пересказ с.182-183 Какова композиция стихотворения? На сколько частей и по какому принципу можно разделить стихотворение? Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства художественной выразительности. Найдем их в тексте: 1 ряд – эпитеты, 2 ряд – метафоры. 3 ряд сравнение. Подведем итог, сделаем вывод: какова идея стихотворения? Что поэт хотел сказать читателям своим произведением? | -слушают актера -Делятся впечатлениями -нет, много устаревших, книжных слов, которые сейчас мало используют в речи -самостоятельная индивидуальная работа -работа с таблицей -устные ответы (запись в тетради) -чтение, пересказ -2 части: встреча лир.героя с ангелом, общение с Богом -Заполняют таблицы Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых» слов. Только в таком случае можно называть себя пророком. |