I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Выставка книг А. С. Пушкина. – Прочитайте «Птичьим базаром»: Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. – Откуда эти строки? – Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно | Пересказывают любимые сказки Пушкина. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Работа по теме урока | 1. Предварительная бе- седа. 2. Чтение статьи (с. 84 учебника). 3. Чтение стихотворения учителем. 4. Словарная работа. 5. Техника чтения. 6. Проверка усвоения текста | – Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома? – Какие вы читали самостоятельно? – Всего сказок у А. С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила». – Кто слышал эту сказку? О чем она? – Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова. Две последних строки не читать. – Почему я не прочитала вам последние две строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.) – Что такое Лукоморье? – Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске.) – Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.) Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает. – Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.) – Как вы понимаете слова «видений полны»? – «О заре» – «на заре»? – Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет – берет в плен. Тужит – грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет – сохнет. – Какие слова кажутся вам трудными для чтения? Записывает слова на доске с разбивкой на слоги. у лу-ко-морь-я не-ве-до-мых не-ви-дан-ных из-буш-ка при-хлы-нут трид-цать пре-крас-ных ми-мо-хо-дом – Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят. Учитель демонстрирует иллюстрации | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Работают со словарной статьей. Выразительно читают текст. Выбирают трудные для чтения слова. Находят соответствующие строки | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы. Устные ответы, выполненные задания |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Произведение какого писателя читали? – Как называется это произведение? – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? – Какая сказка вам понравилась больше всего? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выучить наизусть законченный отрывок (до слов «И с ними дядька их морской…» или начиная со следующей строки и до конца) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |