СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"А.С.Пушкин в музыке"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа содержит материал, который можно использовать на уроках музыки, литературы и при подготовке внеклассных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«"А.С.Пушкин в музыке"»

Казенное учреждение «Управление образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№9»

Городского округа город Кумертау Республики Башкортостан



Конкурс исследовательских и проектных работ

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..» (Ф.И.Тютчев),

посвященном жизни и творчеству А.С.Пушкина





Исследовательская работа

«Александр Сергеевич Пушкин в музыке»





Работу выполнила ученица 10 класса

Шумских Арина



Руководитель: Олейникова

Алена Викторовна,

учитель русского языка и литературы








Кумертау 2017г.

Содержание

Введение 3

I. Произведения А. С. Пушкина в музыке 5

1.1 Любовная лирика А. С. Пушкина в музыке 5

1.2 Гражданская и вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина в музыке 8

Заключение 11

Литература 12
























Введение

С раннего детства мы знакомимся с произведениями великого русского писателя, поэта Александра Сергеевича Пушкина. Творчество А.С.Пушкина широко отразилось в музыке. Поэзия А.С.Пушкина занимает огромное место в творчестве русских композиторов. Тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность пушкинского стиха. Романсы на пушкинские тексты создавали многие композиторы – Алябьев, Верстовский, Яковлев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Рубинштейн, Римский - Корсаков, Рахманов, С. Прокофьев,

Д. Шостакович, Ю. Шапорин, В. Шебалин, Г. Свиридов и другие.

Меня заинтересовала эта тема: почему же именно стихотворения А.С. Пушкина оказали столь сильное впечатление на композиторов, заставившее их отразить свои чувства в музыке? 

Гипотеза: мы предполагаем, что близость пушкинских произведений к музыке заложена в истоках его творчества.

Предметом исследования данной работы являются музыкальные произведения, созданные к стихотворениям А.С.Пушкина

Цель данного исследования: показать единство стихотворений А.С. Пушкина и музыки русских композиторов.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1.Выяснить, творчество, каких композиторов связано с именем А. С. Пушкина;

2.Найти и проанализировать тексты и музыку романсов, написанных на стихи А.С.Пушкина;

3.Изучить истории создания музыкальных произведений по мотивам стихотворений А.С.Пушкина и средства воплощения пушкинских стихотворений в музыке.

Актуальность моей темы исследования заключается, прежде всего в том, что литература и музыка – это два смежных вида искусства, которые являются могучим средством эстетического воспитания. Музыка помогает глубже понять литературное произведение, расширяет наш кругозор, обогащает нас эстетически

Объект исследования: стихотворения А.С.Пушкина и музыкальные произведения к ним.

В ходе исследования были использованы такие методы, как изучение дополнительной и художественной литературы, сопоставительный анализ, лингвостилистический анализ.

Практическая направленность работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках музыки, развития речи, при обучении анализу произведений, при организации внеклассных мероприятий



















I. Произведения А. С. Пушкина в музыке

1.1 Любовная лирика А. С. Пушкина в музыке


Композиторов интересовало разнообразие тематики пушкинских стихотворений, и в том числе любовная лирика. В ней они находили чувства, полные гуманности и благородства, выражение прекрасным музыкальным стихом. Поэтому не случайно были переложены на музыку такие пушкинские шедевры, как «Я помню чудное мгновенье», « Я вас любил: Любовь еще быть может…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Не пой, красавица, при мне».

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье», обращенное к А.П.Керн и написанное в период Михайловской ссылки, - одна из вершин пушкинской лирики. Оно воспринимается как гимн Женщине, гимн любви. Оно нашло отклик в творчестве многих русских композиторов. Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки на стихи А. Пушкина считается шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX в. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга. Его романс «Я помню чудное мгновенье», созданный в 1840 году, был посвящен дочери А. П. Керн – Екатерине Ермолаевне, которую он любил.

Следует отметить, что все высказанное Пушкиным в этом прекрасном стихотворении было пережито и перечувствовано Глинкой. По выражению композитора Серова, Глинка в романсе «следит за каждою мыслью поэта». Но не только за мыслью, а и за тончайшей игрой ритма, звучания, за всем, что в подлинно поэтическом произведении неотделимо от мысли. Это одно из этих творений, в которых, «нет границы между идеей и формой, но и та и другая являются целым и единым органическим созданием». Прослушав романс, мы чувствуем, что характер музыки отражает все этапы движения мысли и чувства стихотворения: плавно льется мелодия первой части, рисующей пленительный образ «гения чистой красоты». Действительно, она следует тексту стихотворения, и «музыкальный ритм является тончайшей «записью» ритма поэтического». Музыка передает все оттенки поэтического образа. На словах «как мимолетное виденье» мелодия становится совсем легкой и воздушной.

Музыка второй части («Шли годы…») контрастна первой. Резко меняется характер вокальной партии, переходя в декламацию, а партия фортепиано звучит взволнованно. Со слов «В глуши, во мраке заточенья…» мелодия снова становится другой, медленной, темп ее соответствует содержанию стиха

(« Тянулись тихо дни мои…»). В партии фортепиано идет медленный подъем к кульминации, которая приходится на слова «Без слез, без жизни, без любви».

В третьей части звучит живая радость настоящего. Она передается не только содержанием стиха, но его интонацией: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь, И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Музыка заключительных слов радостная, оживленная. «Поэмой любви» назвал этой романс А. Серов.

Из многочисленных романсов Глинки, написанных на пушкинские тексты, внимание привлекает романс «Не пой, красавица, при мне». Это первое стихотворение А. Пушкина, к которому обратился Глинка в 1828 году, использовав грузинскую мелодию, привезенную с Кавказа А.С. Грибоедовым. Композитор вспоминает в своих «Записках»: «Провел около целого дня с А.С. Грибоедовым (автором комедии «Горе от ума»). Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре потом волшебница, при мне». На рукописи романса сохранилась надпись: «Национальная эта грузинская мелодия сообщена М.И. Глинке от А.С. Грибоедова; известные давно публике слова сей песни написаны А.С. Пушкиным под мелодию, которую он случайно услышал».

Пушкин в июне 1828 года действительно услышал, как Глинка играл в обществе грузинскую мелодию, и на замечание о том, что ей недостает слов, создал стихотворение «Не пой, красавица, при мне». Оно обращено к Олениной, бравшей уроки пения у Глинки. Поэт вспоминает здесь о пребывании летом 1820 года на Кавказе с семьей Раевских. Глинка несколько видоизменил народную мелодию, приспособив ее к стихам А.С. Пушкина, использовав из них лишь две строфы.

Мелодия романса проста, отличается необычайной чистотой и прозрачностью. Следуя поэтическому тексту, музыка М. Глинки звучит грустно, но в ней нет взволнованности, которой проникнуты пушкинские строки:

Увы! Напоминают мне

Твои жестокие напевы

И степь, и ночь, и при луне

Черты далекой, бедной девы!..

Стихотворение «Я вас любил» тоже связано с личными переживаниями поэта. Оно многократно (около 70 раз) было положено на музыку. Но самым интересным мне кажется романс А.С. Даргомыжского. Композитор передал своеобразие поэтического замысла. Он придал романсу черты сходства с элегией. Неторопливо льется песенная мелодия на фоне спокойного фортепьянного сопровождения. Она начинается с низкого звука, постепенно захватывает все больший диапазон и перед концом куплета достигает самого высокого звука. В этой мелодии есть и декламационное начало. Она не течет непрерывным потоком, а вырастает из целого ряда коротких музыкальных фраз и тонко передает интонации человеческого голоса.

А романс Б. С. Шереметева «Я вас любил» отличается от романса А.С. Даргомыжского. Мелодия этого романса певучая, в ней почти отсутствует декламация. Но она так же, как и музыка Даргомыжского, выражает чувства человека, способного пожертвовать всем ради счастья любимой. Я хочу отметить, что оба произведения созвучны стихам Пушкина.

Стихотворение А.С.Пушкина «На холмах Грузии…» говорит о любви, вспыхнувшей с новой силой в связи с нахлынувшими воспоминаниями:

Мне грустно и легко: печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Почему поэт говорит, что печаль светла? Потому, что она полна любви. Любовь для него светлое чувство, потребность сердца, которое «вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».

Это стихотворение также привлекло внимание многих композиторов. Пожалуй, лучшее музыкальное произведение – романс Н.А. Римского-Корсакова. Для этого романса характерна декламационная мелодия, как бы рождающаяся из напевного прочтения стихотворения Мелодия романса льется неторопливо, композитор внес в нее мотивы восточного характера. В аккомпанементе словно слышится шум реки. Вокальная партия носит характер распевной декламации, более энергичной на словах «И сердце вновь горит и любит…». Весь романс окрашен в элегические тона.

Таким образом, можно сделать вывод: композиторы, создавшие музыку на эти бессмертные стихи, каждый по-своему постарались раскрыть музыкальными средствами всю красоту и глубину поэтического замысла поэта.

1.2 Гражданская и вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина в музыке

Русских композиторов привлекала и гражданская, вольнолюбивая лирика Пушкина. Стихотворения «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Пророк» нашли в музыке многократное воплощение. Н.А. Римский – Корсаков написал ариозо (разновидность арии, отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными эпизодами) для баса на стихи «Анчара» Основная мысль стихотворения: «Анчар» - протест против порабощения человека человеком, против деспотизма, который «связывался в сознании Пушкина с конкретной русской общественно-политической обстановкой, с осуждением отечественного самовластия – царского самодержавия».

Как Римский-Корсаков выразил эту идею, раскрыл образы раба и владыки? Какие музыкальные темы лежат в основе ариозо?

Музыкальные образы ариозо очень лаконичны. Две темы ярко намечаются в музыке: первая – образ «древа смерти», мрачного и величавого, вторая – «тема пустыни», её движение ассоциируется с медленным шагом каравана. Музыка сурова. Характер мелодии изменяется, она становится более мягкой, когда говорится о том, как раб «послушно в путь потек». Самовластье несет людям гибель – таков смысл поэтического и музыкального произведений.

В 1826 году, вскоре после трагической расправы над декабристами, был написан «Пророк». В стихотворении создан образ поэта-пророка, провозвестника истины. Пророк несет людям мудрость, знание природы, он призывает обличать пороки, «глаголом жечь сердца людей». В стихотворении описано рождение поэта, обретение им поэтического дара, превращение во всеведущего пророка. Н.А. Римский – Корсаков написал романс на этот текст, посвятив его известному художественному критику и литератору В. Стасову. Музыка «Пророка» следует за текстом стихотворения. Вначале мелодия льётся неторопливо, воссоздавая картину пустыни и появления серафима, затем она становится трепетной и энергичной, когда звучат слова о деяниях серафима и превращении человека в поэта – пророка, и достигает в конце кульминации. Это заключительный гимн-марш – завет, обращенный к поэту-пророку:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Стихи великого поэта привлекали и композитора С. Прокофьева: « В пушкинских стихах С. Прокофьева покоряла ясность мысли и строгая сдержанность чувства, которая была сродни и его собственной художественной натуре», и в 1936 году он написал три романса на стихи поэта: «Сосны» («Вновь я посетил…»), «В твою светлицу» и «Румяной зарею» («Вишня»).

Один из этих романсов – «Сосны» – написан на текст начальных десяти строк элегии; музыка его близка настроению, мыслям и чувствам поэта. В романсе отражены и думы композитора возвратившегося на родину после пребывания за границей. Мелодия льется медленно и плавно и носит характер грустного, глубокого размышления. Композитор не только передает интонации стихотворения, но и следует пушкинским паузам. В аккомпанементе звучит многоголосие, которое способствует выражению философского смысла стиха. Весь романс отличается внутренней углубленностью.

А.С.Пушкин занимает центральное место в творчестве Г.В. Свиридова. Композитор Г.В. Свиридов в 1935 году создает вокальный цикл из шести произведений на слова Пушкина:«Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». В произведении «Роняет лес багряный свой убор» композитор использует первые шестнадцать строк пушкинского стихотворения «19 октября» (1825). Остановимся на первых двух строфах, где поэт рисует осеннюю природу («роняет лес багряный свой убор…») и говорит о своем настроении («Печален я: со мною друга нет…») Слушая музыку романса Г. В. Свиридова, мы чувствуем, как тонко композитор передает раздумья поэта.

Сопоставляя эти два произведения, мы видим, что пушкинское описание осенней природы проникнуто грустным настроением («увянувшее поле», «проглянет день как будто поневоле»), и начало романса сурово, «музыка передает тоску одиночества». Вокальная мелодия развертывается неторопливо, с остановками – моментами раздумья, рисуя картину осеннего леса, увянувшего поля. Во второй половине строфы поэт в своем монологе желает « минутного забвенья горьких мук», и музыка меняется, приобретая взволнованный характер.

В партии фортепиано звучат мощные аккорды. Мелодия, которую композитор создает для второй строфы стихотворения, повторяет мелодию первой строфы, образуя песенную форму и позволяя достичь единства настроения. В то же время музыка второй строфы, начинающейся словами «Печален я: со мною друга нет…», помогает представить одинокого поэта, мужественного в своей печали.

Другой романс Г.В. Свиридова из пушкинского цикла «К няне» звучит грустно. Музыка отражает не только общий тон стихотворения, но и, следуя за словами, то выражает грустное раздумье поэта и любовь к няне: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя», то переходит к песне, когда в стихотворении рисуется образ няни, горюющей «под окном своей светлицы», а в партии фортепьяно, трепетной и взволнованной, мы словно слышим движение спиц или веретена. В музыке последних строк («Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь») композитор подчеркивает переживания няни. В романсе Г.В. Свиридова так же, как ив стихотворении, мы чувствуем глубокую любовь и преданность поэта няне, их душевную близость. Сердечностью проникнуты и стихотворение, и романс.

Таким образом, мы видим, что все композиторы постарались в своих произведениях приблизиться к пушкинскому тексту, они попытались передать все чувства, настроения, которые передал поэт.


Заключение


Результаты анализа, проведенного в ходе исследовательской работы, позволяют сделать следующие выводы:

Пушкинская поэзия на все времена. Каждое поколение видит себя в ней как в зеркале. Пушкин бесконечно разнообразен и в жанрах, и в стиле, но в любом произведении он глубоко проницателен. Пушкинская тематика используется в огромном количестве музыкальных произведений — оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать композиторов и сегодня. Русские композиторы оставили нам прекрасные образцы лирических интерпретаций поэзии Пушкина. Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.


Литература


  1. Л. Гафонова, Г. Семенцова, Не уходи, побудь со мной…: Русские романсы, М.: Профиздат, 1996.

2. Литература в школе, № 5, 1981 год

3. Смирнова Э. “Русская музыкальная литература” - М.: Музыка, 2001

4. С. Шлифштейн. «Глинка и Пушкин», 1950, Музгиз, Москва.

5. http://pyshkin-literatyra.ru/index.html

6. http://create-daydream.narod2.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!