Конспект урока 3 класс
Тема: А.С. Пушкин «Зимний вечер».
Цель: - Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя. Работать над развитием выразительной, грамотной речи. Прививать детям любовь к поэзии.
Задачи:
- личностные: формирование у детей мотивов учебной деятельности;
- познавательные: развитие у детей умения пользоваться различными способами поиска
информации ( учебник, справочник- словарь);
- коммуникативные – формирование у обучающихся:
- навыков сотрудничества со сверстниками. Аргументировать высказывания с помощью учителя и самостоятельно.
Оборудование:
1.Презентация к уроку.
2.Учебник литературного чтения.
3. Аудиозапись стихотворения «Зимний вечер»
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
- Организационный момент.
- проверка домашнего задания. Рисунки детей к стихотворению «Зимнее утро»
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной задачи. (2слайд)
А) Стихотворение, которое мы прочитаем сегодня, - одно из самых грустных в творчестве А.С.Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид наказания – пребывания на поселении в отдалённом месте) в очень тяжёлое для поэта время.
Туда по приказу царя поэт был выслан за то, что в своих произведениях он смело, осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них. Жил А.С.Пушкин в ссылке одиноко, без родных и друзей, каждый его шаг был под наблюдением.
И только няня, добрая, отзывчивая, всё понимающая Арина Родионовна, любившая Пушкина как родного сына, была рядом с ним.
А теперь представьте: зима, вечер горит свеча, за окном бушует метель, в печной трубе гудит ветер. В такие минуты Пушкину было особенно одиноко, грустно…
Б) Сообщение темы урока. (3слайд)
В один из таких зимних вечеров А.С. Пушкин написал стихотворение «Зимний вечер» посвященное своей няне.
4. Первичное чтение стихотворения. (аудиозапись (4слайд).
5. Проверка первичного восприятия.
– Ребята, понравилось ли вам это стихотворение?
– Чем?
– Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали произведение?
6.Работа с тетрадью. Стр – 69 № 1. подчеркните слова выражающие настроение стихотворения.
- Найдите слова которые помогли вам это почувствовать. (заплачет, печальна, утомлена, с горя)
7. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.
– Не спеша, прочитайте стихотворение. Подчеркните карандашом слова и выражения, значения которых вам не понятны.
8. Словарная работа. (5слайд)
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
9. Физкультминутка.(6слайд)
10. Анализ стихотворения.(7слайд)
– Давайте с вами, поразмыслим над содержанием стихотворения , разделим на части, озаглавим каждую часть строками из стихотворения
Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части (по строфам):
1.Ученик читает первую строфу. (слайд)
– Что описывается в первой строфе? (зимний вечер).
- Как её озаглавим? 1. Буря.
Первая часть целиком посвящена буре .Вся первая часть наполнена разнообразными движениями бури. Это использованием многочисленных глаголов: буря «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко».
2.Другой ученик читает вторую строфу.
- Перечитайте вторую строфу и найдите как автор называет дом в котором живёт. (Ветхая, бедная лачужка) Иллюстрирование. (слайд)
- Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. .
-О чём Пушкин просит няню?
- Как её озаглавим? 3.обращение к няне
Вторая и третья части стихотворения целиком обращены к няне, к «доброй подружке». Они вдвоём в занесённом снегом доме, их душевное состояние очень похоже. Вопрос: «Что же ты, моя старушка, / Приумолкла у окна?
Поэт высказывает различные предположения, почему няне грустно:
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
4.Ученик читает четвертую строфу.
– В чем её особенность? (повтор)
В четвёртой части стихотворения домашний уют, душевное тепло оказываются сильнее разбушевавшейся вьюги, сильнее недоброй судьбы. Он употребляет эмоциональные эпитеты (добрая подружка; бедная юность), образные сравнения и метафоры-олицетворения (как зверь, она завоет; заплачет, «а» дитя … ).
- Как её озаглавим? 4.Описание бури. Сердцу будет веселей
12. Рефлексия: (8 слайд. )
- Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
13. Домашнее задание. (По выбору)
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Научиться его выразительно читать.
14. Итог урока.– Вы хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Спасибо!