СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин "Зимний вечер"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект урока 3 класс

Тема: А.С. Пушкин «Зимний вечер».

Цель: - Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя. Работать над развитием выразительной, грамотной речи. Прививать детям любовь к поэзии. 

Задачи:

- личностные: формирование у детей мотивов учебной деятельности;

 - познавательные: развитие у детей умения пользоваться различными способами поиска

   информации ( учебник, справочник- словарь);

 - коммуникативные – формирование  у обучающихся:

   - навыков сотрудничества со сверстниками. Аргументировать  высказывания с помощью учителя и самостоятельно. 

Оборудование:

   1.Презентация к уроку.

   2.Учебник литературного чтения.

   3. Аудиозапись стихотворения «Зимний вечер»    

 Тип урока: изучение нового материала.     

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2.  проверка домашнего задания. Рисунки детей к стихотворению «Зимнее утро» 

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной задачи. (2слайд)

А) Стихотворение, которое мы прочитаем сегодня, - одно из самых грустных в творчестве А.С.Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид наказания – пребывания на поселении в отдалённом месте) в очень тяжёлое для поэта время. 

   Туда по приказу царя поэт был выслан за то, что в своих произведениях он смело, осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них. Жил А.С.Пушкин в ссылке одиноко, без родных и друзей, каждый его шаг был под наблюдением. 

  И только няня, добрая, отзывчивая, всё понимающая Арина Родионовна, любившая Пушкина как родного сына, была рядом с ним. 

 

   А теперь представьте: зима, вечер горит свеча, за окном бушует метель, в печной трубе гудит ветер. В такие минуты Пушкину было особенно одиноко, грустно…                                                                          

Б)  Сообщение темы  урока. (3слайд)

 В один из таких зимних вечеров А.С. Пушкин написал стихотворение  «Зимний вечер» посвященное своей няне.

4. Первичное чтение стихотворения. (аудиозапись (4слайд).

 

5. Проверка первичного восприятия.

– Ребята, понравилось ли вам это стихотворение?

– Чем?

– Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали произведение?

6.Работа с тетрадью. Стр – 69 № 1. подчеркните слова выражающие настроение стихотворения.

- Найдите слова которые помогли вам это почувствовать. (заплачет, печальна, утомлена, с горя)

7. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

– Не спеша, прочитайте стихотворение. Подчеркните карандашом слова и выражения, значения которых вам не понятны.

8. Словарная работа. (5слайд)

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /. Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина. Веретено – приспособление для прядения.

9. Физкультминутка.(6слайд)

10. Анализ  стихотворения.(7слайд)

 – Давайте с вами,  поразмыслим над  содержанием стихотворения , разделим на части, озаглавим  каждую часть строками из стихотворения

Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части (по строфам):

1.Ученик читает первую строфу. (слайд)

– Что описывается в первой строфе? (зимний вечер).

- Как её озаглавим?   1. Буря.

Первая часть целиком посвящена буре .Вся первая часть наполнена разнообразными движениями бури. Это использованием многочисленных глаголов: буря «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко».

2.Другой ученик читает вторую строфу.

- Перечитайте вторую строфу и найдите как автор называет дом в котором живёт. (Ветхая, бедная лачужка) Иллюстрирование. (слайд)

 - Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. .

-О чём Пушкин просит няню?

 - Как её озаглавим?     3.обращение к няне

Вторая и третья части стихотворения целиком обращены к няне, к «доброй подружке». Они вдвоём в занесённом снегом доме, их душевное состояние очень похоже. Вопрос: «Что же ты, моя старушка, / Приумолкла у окна? Поэт высказывает различные предположения, почему няне грустно: Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

4.Ученик читает четвертую строфу.

– В чем её особенность? (повтор)

В четвёртой части стихотворения домашний уют, душевное тепло оказываются сильнее разбушевавшейся вьюги, сильнее недоброй судьбы. Он  употребляет эмоциональные эпитеты (добрая подружка; бедная юность), образные сравнения и метафоры-олицетворения (как зверь, она завоет; заплачет, «а» дитя … ).

- Как её озаглавим?   4.Описание бури. Сердцу будет веселей

 

    12. Рефлексия: (8 слайд.

 - Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке  я узнал …

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел …

13. Домашнее задание. (По выбору)

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. Научиться его выразительно читать.

14. Итог урока.– Вы хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Спасибо!                                    

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин "Зимний вечер"»

Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»

Александр Сергеевич Пушкин

«Зимний вечер»

Арина Родионовна Яковлева Александр Сергеевич Пушкин

Арина Родионовна Яковлева

Александр Сергеевич

Пушкин

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.  Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра. Кровля обветшалая – очень плохая крыша.  Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.  Веретено – приспособление для прядения.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /. Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина. Веретено – приспособление для прядения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!