СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.В.Вампилов. Пьеса "Утиная охота".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зилов - главный герой пьесы. Критики о Зилове. Сюжет и композиция пьесы. Воспоминания Зилова как часть сюжета. Черты характера героя. "Застойность". ПРоблематика пьесы. 

Просмотр содержимого документа
«А.В.Вампилов. Пьеса "Утиная охота".»

 Александр Валентинович Вампилов   (1937 – 1972)

Александр

Валентинович

Вампилов (1937 – 1972)

 Пьеса  «Утиная охота»

Пьеса «Утиная охота»

Об « Утиной охоте » спорят уже более 50 лет.  Кто или что является основным предметом этого спора?* Главный герой – Виктор Зилов, психологическая раздвоенность героя.

Об « Утиной охоте » спорят уже более 50 лет.

Кто или что является основным предметом этого спора?*

Главный герой – Виктор Зилов, психологическая раздвоенность героя.

это зеркало , отражающее судьбу целого поколения » . Марк Липовецкий: «Зилов – это Печорин нашего времени Зилов – самый свободный человек во всей пьесе  — и поэтому способен на самые непредсказуемые, самые циничные поступки ». И.   Толстых: « Зилов отличается от остальных персонажей пьесы тем, что « понимает всю несостоятельность и бессмысленность своего образа жизни, но … ничего поделать с собой не может » . Ричард Ко: «Вампилов пишет о беспокойном, самому себе вредящем герое , злоключения и характер которого представляются специфически русскими ». Е. Гушанская: «Зилов — «человек эгоистичный до необходимости это скрывать , задающий себе вопросы и ощущающий себя виновным в том, что не знает на них ответов». " width="640"

Критики и литературоведы о Зилове?

  • Борис Сушков: « Зилов  — это все мы это зеркало , отражающее судьбу целого поколения » .
  • Марк Липовецкий: «Зилов – это Печорин нашего времени Зилов – самый свободный человек во всей пьесе  — и поэтому способен на самые непредсказуемые, самые циничные поступки ».
  • И.   Толстых: « Зилов отличается от остальных персонажей пьесы тем, что « понимает всю несостоятельность и бессмысленность своего образа жизни, но ничего поделать с собой не может » .
  • Ричард Ко: «Вампилов пишет о беспокойном, самому себе вредящем герое , злоключения и характер которого представляются специфически русскими ».
  • Е. Гушанская: «Зилов — «человек эгоистичный до необходимости это скрывать , задающий себе вопросы и ощущающий себя виновным в том, что не знает на них ответов».

Кто же и какой же он – Зилов? единственный положительный герой пьесы, т.к. в нем есть надежда на духовное обновление перед нами человек падший, что деградация его личности завершена, он не станет прежним

Кто же и какой же он – Зилов?

единственный положительный герой пьесы, т.к. в нем есть надежда на духовное обновление

перед нами человек падший, что деградация его личности завершена, он не станет прежним

Сюжет и композиция пьесы Начало действия: Герой просыпается утром с тяжёлого похмелья. Он уже одет для поездки на утиную охоту, которую ждал весь год (каждый год ездит туда). Тут мальчик (курьер) приносит ему похоронный венок , на ленте которого его имя. Герой не может вспомнить, что случилось, звонит другим героям, но не получает внятного ответа. Воспоминания всплывают в его голове… КОМПОЗИЦИЯ/ФОРМА ПЬЕСЫ : Пьеса представляет собой ретроспективную* последовательность воспоминаний героя – начиная от событий двухмесячной давности и заканчивая сегодняшним днем. ОСНОВА ПЬЕСЫ : это произведение, построенное как исповедь Зилова ( не зря венок – символ духовного умирания ), длящаяся на протяжении всей пьесы. Конфликт не внешний, а внутренний – нравственный . Трагизм ситиуации усилиивается по мере того, как во времени приближаются воспоминания героя и осознание их в настоящем.

Сюжет и композиция пьесы

Начало действия: Герой просыпается утром с тяжёлого похмелья. Он уже одет для поездки на утиную охоту, которую ждал весь год (каждый год ездит туда). Тут мальчик (курьер) приносит ему похоронный венок , на ленте которого его имя. Герой не может вспомнить, что случилось, звонит другим героям, но не получает внятного ответа. Воспоминания всплывают в его голове…

КОМПОЗИЦИЯ/ФОРМА ПЬЕСЫ : Пьеса представляет собой ретроспективную* последовательность воспоминаний героя – начиная от событий двухмесячной давности и заканчивая сегодняшним днем.

ОСНОВА ПЬЕСЫ : это произведение, построенное как исповедь Зилова ( не зря венок – символ духовного умирания ), длящаяся на протяжении всей пьесы. Конфликт не внешний, а внутреннийнравственный . Трагизм ситиуации усилиивается по мере того, как во времени приближаются воспоминания героя и осознание их в настоящем.

Воспоминая героя (ретроспективный план)

Воспоминание 1. В  кафе «Незабудка» Зилов с приятелем Саяпиным встречается во время обеденного перерыва с начальником по работе Кушаком, чтобы отметить большое событие — герой получил новую квартиру . Вечером друзья Зилова собираются к нему на  новоселье .

Воспоминание 2. На работе Зилов с Саяпиным готовят липовый отчет о модернизации производства на форфоровом заводе. Затем Зилов читает письмо от старика отца . Неожиданно в их комнате появляется незнакомая девушка Ирина , спутавшая их контору с редакцией газеты. Зилов разыгрывает её, представляясь сотрудником газеты, пока его шутку не разоблачает вошедший начальник. У Зилова завязывается с Ириной роман .

Воспоминание 3 . Зилов возвращается под утро домой . Происходит семейная ссора , так как жена Галина заявляет, что устала от его вранья, что была у врача и  сделала аборт (*Зилов не хотел детей, разыгрывает страдание из-за ее потсупка)

Воспоминание 4. Разгневанный Кушак(начальник) и требует от Зилова и Саяпина объяснения по поводу липовой информации о реконструкции на фарфоровом заводе. Выгораживая Саяпина, Зилов берет на себя всю ответственность . Узнает из телеграммы о смерти отца . Зилов решает срочно лететь, чтобы успеть на похороны . Перед отъездом он заходит в «Незабудку», чтобы выпить. Кроме того, здесь у него назначено свидание с Ириной . Свидетельницей их встречи случайно становится жена Галина , которая принесла в кафе Зилову плащ и портфель для поездки на похороны отца. Зилов вынужден признаться Ирине, что он женат . Он заказывает ужин, откладывая отлёт на завтра.

Воспоминание 5. Галина собирается к другу детства в другой город и сообщает, что уезжает навсегда. Зилов обескуражен, он пытается задержать её, но Галина запирает его на ключ. Оказавшись в западне, Зилов пускает в ход все своё красноречие, пытаясь убедить жену , что она по-прежнему дорога ему, и даже обещая взять на утиную охоту. Но слышит его объяснение вовсе не Галина, а появившаяся Ирина , которая воспринимает все сказанное Зиловым как относящееся именно к ней.

Воспоминание 6. В ожидании друзей, приглашённых по случаю предстоящего отпуска и утиной охоты , Зилов выпивает в «Незабудке». К моменту, когда друзья собираются, он уже довольно сильно пьян и начинает говорить им гадости . С каждой минутой он расходится все больше, его несёт, и в конце концов все, включая Ирину, которую он также незаслуженно оскорбляет, уходят. Оставшись в одиночестве, Зилов называет официанта Диму (с которым и собирался ехать на охоту) лакеем, и  тот бьёт его по лицу . Зилов падает под стол и «отключается». Через некоторое время возвращаются Кузаков и Саяпин, поднимают Зилова и отводят его домой.

Черты характера Зилова Отрицательные черты Положительные черты Искренность/прямота Лживость (при необходимости) Увлеченность(хобби) Отсутствие сыновьих чувств Равнодушие к окружающим Человеческое обаяние Осознание фальшивости людей Отсутствие дружеских привязанностей Неуважение к женщинам Незаурядность/оригинал Недоверие к людям Желание чего-то высокого Отсутствие чувства долга Даровитость Способность хотеть чего-то бескорыстно Душевная пустота и усталость Цинизм Отсутствие зависти Герой – обычный человек : ему свойственны и положительные, и отрицательные качества. Герой раздвоен ; любой человек раздвоен.

Черты характера Зилова

Отрицательные черты

Положительные черты

Искренность/прямота

Лживость (при необходимости)

Увлеченность(хобби)

Отсутствие сыновьих чувств

Равнодушие к окружающим

Человеческое обаяние

Осознание фальшивости людей

Отсутствие дружеских привязанностей

Неуважение к женщинам

Незаурядность/оригинал

Недоверие к людям

Желание чего-то высокого

Отсутствие чувства долга

Даровитость

Способность хотеть чего-то бескорыстно

Душевная пустота и усталость

Цинизм

Отсутствие зависти

Герой – обычный человек : ему свойственны и положительные, и отрицательные качества. Герой раздвоен ; любой человек раздвоен.

«Застойность» Пьеса написана в 1967 году , в «Эпоху застоя». Почему Зилов через 6 лет работы в ЦБТИ потерял всякий интерес к своей профессии и превратился в бездельника и пьяницу?  Таланты героя вынужден пропадать в этой бумажной рутине , канцеляризме. Он понимает, что для того, чтобы чего-то добиться не нужно старание, не нужно саморазвитие , нужно лишь делать вид , что ты работаешь, включать «мнимое участие» в процесс, писать липовые статьи, отчеты и пр. Эпоха застоя «застойность умов» и умирание амбициозности.

«Застойность»

  • Пьеса написана в 1967 году , в «Эпоху застоя».
  • Почему Зилов через 6 лет работы в ЦБТИ потерял всякий интерес к своей профессии и превратился в бездельника и пьяницу?
  • Таланты героя вынужден пропадать в этой бумажной рутине , канцеляризме. Он понимает, что для того, чтобы чего-то добиться не нужно старание, не нужно саморазвитие , нужно лишь делать вид , что ты работаешь, включать «мнимое участие» в процесс, писать липовые статьи, отчеты и пр. Эпоха застоя «застойность умов» и умирание амбициозности.
Деградация главного героя При этом важно! Что это он видит себя ( в воспоминаниях , т.е. в настоящем , сидя с венком, он озознает свое падение). Это и есть ИСПОВЕДЬ , изложение своих « грехов » Утрата интереса к профессии  Шутовство / фиглярство  Утрата чувства ответственности  Углубление конфликта с окружающими людьми  Пьянство и семейные конфликты с женой Галиной  Неприспособленность к реалиям жизни  Чувство одиночества  Утрата интереса к жизни  Бегство от реальности (мечта об утиной охоте)  Предательство « друзей »  Жизненный тупик  Осознание своей «неспособности» жить  Попытка суицида (застрелиться из ружья)

Деградация главного героя

При этом важно! Что это он видит себя ( в воспоминаниях , т.е. в настоящем , сидя с венком, он озознает свое падение). Это и есть ИСПОВЕДЬ , изложение своих « грехов »

Утрата интереса к профессии

Шутовство / фиглярство

Утрата чувства ответственности

Углубление конфликта с окружающими людьми

Пьянство и семейные конфликты с женой Галиной

Неприспособленность к реалиям жизни

Чувство одиночества

Утрата интереса к жизни

Бегство от реальности (мечта об утиной охоте)

Предательство « друзей »

Жизненный тупик

Осознание своей «неспособности» жить

Попытка суицида (застрелиться из ружья)

В чем причина конфликта Зилова с окружающими людьми? Зилов единственный из всех героев пьесы А. Вампилова « Утиная охота », который способен осмыслить и понять, что его жизнь никчемна , почему ему так неуютно и трудно жить. Все дело – в «застойности жизни» , ее однообразии, замкнутости. Зилов – единственный человек, который задается вопросом, как и для чего жить , а жить так, как живут окружающие, он не хочет. Зилов из всех сил пытается не поддаться скуке и любыми способами пытается придать жизни смысл , пускаясь в шутовство, создание интриг, связей, и пр., т.е. « интересность » Поведение Зилова довольно цинично , он давно уже перестал всем верить , даже самым близким. Зилов спивается, нравственно и физически умирает как личность. При этом ему хочется куда-то сбежать , остаться одному.

В чем причина конфликта Зилова с окружающими людьми?

  • Зилов единственный из всех героев пьесы А. Вампилова « Утиная охота », который способен осмыслить и понять, что его жизнь никчемна , почему ему так неуютно и трудно жить. Все дело – в «застойности жизни» , ее однообразии, замкнутости.
  • Зилов – единственный человек, который задается вопросом, как и для чего жить , а жить так, как живут окружающие, он не хочет.
  • Зилов из всех сил пытается не поддаться скуке и любыми способами пытается придать жизни смысл , пускаясь в шутовство, создание интриг, связей, и пр., т.е. « интересность »
  • Поведение Зилова довольно цинично , он давно уже перестал всем верить , даже самым близким.
  • Зилов спивается, нравственно и физически умирает как личность. При этом ему хочется куда-то сбежать , остаться одному.
Жизненная философия Зилова: « Действуйте с женщинами всегда смело , не церемоньтесь … Хватайте быка за рога » .  « Я сам не знаю, что со мною делается » « Все мне давно осточертело ! » « У меня нет друзей » « У меня нет сердца » « Знать вас больше не желаю , сволочи! » « Подарите мне остров . Необитаемый . Если, конечно, вам не жалко » . « Я это дело доведу до конца ! » (о самоубийстве)

Жизненная философия Зилова:

  • « Действуйте с женщинами всегда смело , не церемоньтесь Хватайте быка за рога » .
  • « Я сам не знаю, что со мною делается »
  • « Все мне давно осточертело ! »
  • « У меня нет друзей »
  • « У меня нет сердца »
  • « Знать вас больше не желаю , сволочи! »
  • « Подарите мне остров . Необитаемый . Если, конечно, вам не жалко » .
  • « Я это дело доведу до конца ! » (о самоубийстве)
Основные мотивы пьесы: Мотив утиной охоты как бегство от пошлой реальности Мотив утраты любви и семейного счастья. Мотив одиночества человека в современном мире. Мотив возможного нравственного перерождения человека.

Основные мотивы пьесы:

  • Мотив утиной охоты как бегство от пошлой реальности
  • Мотив утраты любви и семейного счастья.
  • Мотив одиночества человека в современном мире.
  • Мотив возможного нравственного перерождения человека.
Смысл названия пьесы  Что значит для Зилова мечта об утиной охоте? «Только там (на охоте) ты чувствуешь себя человеком ». «О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви … А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет …» «Хочешь, я возьму тебя на охоту. Я бы никогда не взял с собой ни одну женщину, но тебя возьму» (к жене Гале) Зилова от других персонажей пьесы отличает мучительная тоска по идеалу , воплощенная в мечте об «утиной охоте». Он представляет утиную охоту как прикосновение к идеалу, дарующему внутреннюю свободу .

Смысл названия пьесы

Что значит для Зилова мечта об утиной охоте?

  • «Только там (на охоте) ты чувствуешь себя человеком ».
  • «О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви … А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет …»
  • «Хочешь, я возьму тебя на охоту. Я бы никогда не взял с собой ни одну женщину, но тебя возьму» (к жене Гале)

Зилова от других персонажей пьесы отличает мучительная тоска по идеалу , воплощенная в мечте об «утиной охоте». Он представляет утиную охоту как прикосновение к идеалу, дарующему внутреннюю свободу .

О чем все-таки пьеса Вампилова «Утиная охота»? о загадке человеческой природы (души); о трагедии героя, утратившего смысл жизни и разочаровавшегося в жизненных идеалах; о том, каким невыносимым в быту может быть человек, тоскующий по некому идеалу ; о том, что происходит с человеком, который утратил волю к жизни ; о том, как однажды в душе человек начинает наслаждаться мерзостью своего поведения , стараясь при этом освободиться от совести.

О чем все-таки пьеса Вампилова

«Утиная охота»?

  • о загадке человеческой природы (души);
  • о трагедии героя, утратившего смысл жизни и разочаровавшегося в жизненных идеалах;
  • о том, каким невыносимым в быту может быть человек, тоскующий по некому идеалу ;
  • о том, что происходит с человеком, который утратил волю к жизни ;
  • о том, как однажды в душе человек начинает наслаждаться мерзостью своего поведения , стараясь при этом освободиться от совести.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!