СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.В.Вампилов «Прогулки по Кутулику» (материал к уроку)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В Кутулике у меня прошли детство и школьные годы…»

Урок  по теме «Малая» родина Вампилова» (исследование по очеркам )  является итогом  всех мероприятий, посвящённых творчеству А.В.Вампилова

( подготовка и участие  в районном конкурсе, поездка с группой детей в музей имени Вампилова и посещение библиотеки имени Вампилова,  викторина и о жизни и творчестве Вампилова, оформление стенда «Памяти Вампилова»).

 Мастерская слова и исследование по очеркам  посвящены памяти    драматурга, 75-летию со дня его  рождения. 

Просмотр содержимого документа
«А.В.Вампилов «Прогулки по Кутулику» (материал к уроку)»









«Малая родина» А.В.Вампилова



(исследование по очерку

«Прогулки по Кутулику»,

с обучающимися 7 класса)













Урок по теме «Малая» родина Вампилова» (исследование по очеркам ) является итогом всех мероприятий, посвящённых творчеству А.В.Вампилова

( подготовка и участие в районном конкурсе, поездка с группой детей в музей имени Вампилова и посещение библиотеки имени Вампилова, викторина и о жизни и творчестве Вампилова, оформление стенда «Памяти Вампилова»).

Мастерская слова и исследование по очеркам посвящены памяти драматурга, 75-летию со дня его рождения.

Эпиграф к теме урока

«Писать надо о том, от чего не спится по ночам..»

Цель внеклассного мероприятия: заинтересовать личностью писателя, пробудить желание к чтению его произведений, гордость за край, в котором родился и о котором пишет Вампилов, исследовать слово в произведении.

Задачи:

  • Приобщить учащихся к творчеству писателя и драматурга через художественное слово, выразительное, проникновенное чтение стихотворений, комментирование рассказов и воспоминание современником;

  • Побудить учащихся к самостоятельному творчеству, повысить уровень языковых и коммуникативных компетенций.

Оборудование: оформление стенда о жизни и творчестве Вампилова,

компьютерная презентация, выставка книг, альбомов, рисунки по произведению.

Вам приходилось услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или « у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим, когда и почему на уроке может быть на сердце легко, а когда тяжело, с чем это связано. «Что у меня на сердце». Всем раздаются перед началом урока вырезанные из бумаги сердечки. Легко и почему, тяжело и почему. В конце урока мы вернёмся к этому моменту.



Этапы урока

(звучит музыка, на экране фотография Вампилова). Хочется начать со стихотворения Петра Реутского

Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил ее, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,-

Словом, так, каким я был.

Монолог из очерка «Прогулки по Кутулику»

(чтец в роли юного Вампилова)

-В Кутулике у меня прошли детство и школьные годы. Вышло так, что давно уже я здесь не живу, а приезжаю сюда, получается, редко и ненадолго. Вот и сейчас: не был три гола, а приехал на неделю.

После школы, помню, уезжал без сожаления, рвался в город. Затем друзей и знакомых я находил всё меньше и меньше, почти все мои сверстники давно разъехались по городам, иные, что постарше или помоложе, меня уже забыли, иные сами изменились до неузнаваемости, и вот уже поневоле я чувствую и сознаю здесь своё одиночество. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?

Я подхожу к дому, представляю себе летний вечер…



Посёлок Кутулик – «малая родина» А.В.Вампилова. Здесь прошли детские и школьные годы писателя. Вампилов посвятил «малой родине» очерк «Прогулки по Кутулику», впервые опубликованный 15 и 17 августа 1968 года в газете «Советская молодёжь» (пишет тридцатилетним, за плечами которого уже был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве). Кутулику посвящён и другой очерк - «Как там наши акации?», впервые опубликованный в газете «Советская молодёжь» тремя годами раньше «Прогулок по Кутулику», 27 июля 1965 года.

Из воспоминания Виталия Зорина: «В первый раз я попал к нему в гости в 1955 году, а через два года, с целины, на которой работал наш университетский отряд, пешком отправился в Кутулик. Тогда ещё не был написан гимны Кутулику. Сейчас я прочёл пронзительные строки о школьной юности Сани,- и сердце защемило: почему же я – то был такой невнимательным? Ведь я бродил с Сашей по тем местам, которые он так мастерски описал. И мне знакомы были те места!...»

«Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились!»

- Как построен очерк «Прогулки по Кутулику»? Первая прогулка построена на воспоминаниях о детстве.

- Сентиментализм - от французского - чувствительный. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психологию –( записать на доске).

- Как представляет свой посёлок Вампилов читателям?

-Почему же тянуло в Кутулик, который от деревни отстал и к городу не пристал.

-Найти главную мысль первой прогулки:

«Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию всё-таки один-единственный…Вышло так, что давно я здесь не живу, а приезжаю сюда очень редко и ненадолго» - всё это он отмечает с удовольствием.

Во второй прогулке уже преобладают не воспоминания, а наблюдения за происшедшими переменами.

-Что он отмечает с удовольствием. (Кутулик подрос и похорошел,стр.13-14)

-Что-то с мягкой иронией (насмешкой) - тротуары были лучше.

-А что с откровенной неприязнью? И это ночная прогулка.

Когда заходит разговор о распространившемся среди молодёжи цинизме, он вступает в спор.

-О чём говори т последняя прогулка? Поиски ответов идут по маршруту: родители-школа-учителя. И приходит к толкованию, что среда – это мы сами. Мы, взятые все вместе.

Разве не отразилась в нас то, о чём Вампилов выразился с определённостью?

Одна мысль была дорога Вампилову: «…среда – это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда – это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит, и, значит, каждый может спросить самого себя со своей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях? Не сказал ли нам автор, что все мы, без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а, значит, с каждого спрос.

Такого, примерно, рода мыслям предавался я, уезжая из Кутулика.

-Как понимаете последние размышления писателя в очерке? (в конце произведения).

Без веры, без любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без осознания, для чего живёт и как живёт, человек мельчает, теряет ту человеческую суть, без которой он мёртв при жизни.

Из записной книжки Вампилова:

Ничего нет страшнее духовного банкротства…

Говорите правду, и вы будете оригинальны.

Создают голодные – сытые разрушают.

Идиоты не перевелись – они совершенствуются.

Правда не в людях, а в природе.

Юмор - это убежище, в котором прячутся умные люди от мрачности и грязи – прочитать детям.

Какие можно подобрать эпитеты Вампилову?

Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, добрый, насмешливый, гордый, веселый, азартный и так далее, в том числе и другие, соответствующие каким-то таким его качествам, которые нельзя назвать добродетельными, но все эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя в своих произведениях. Своим отношением к героям и вы6ором проблем он создал и свой собственный образ…”

Когда хотят сказать хорошо о людях, в первую очередь вспоминают о духовном богатстве, о душевной красоте. Такими являются наши земляки, кто смог остаться человеком в самой трудной ситуации. Я считаю, что у моих земляков память есть, значит, и жизнь они прожили не зря. А.Вампилова нет в живых, но память сохранила всё самое лучшее, светлое о нём.

Стихотворения читаем памяти Вампилова и воспоминания.



Релаксация «Прогулка по берегу моря»

«Представьте себе, что вы идёте гулять к морю. Перед вами простирается белый бесконечный песчаный пляж. Вы стоите босиком и чувствуете, как под вашими ногами поддаётся мелкий тёплый песок. Вы полностью расслаблены и спокойны, вы вдыхаете грудью свежий, чистый мокрый воздух. Вы опускаетесь на колени и набираете в руки песок. Медленно вы просыпаете мелкий, сверкающий песок через пальцы. Вы сидите здесь, на тёплом песке и слышите только шум моря. Вы снова встаёте и спокойно идёте дальше. Веет лёгкий приятный ветерок. Вы чувствуете, как он ласкает наше лицо. Вам хорошо. Вы падаете в тёплый песок, и он охватывает вас. Вы лежите спокойно, не двигаясь, и ощущаете под собой тепло песка. Запомните эту картину и возьмите её с собой обратно в класс. Вы полностью расслаблены, спокойны и счастливы. Вы полны свежих сил и готовы к работе».



Рассказ о «малой родине» каждого из вас. Было задание написать сочинение (2-3 примера)



Давайте вернёмся к нашим сердечкам.

-Встаньте «у кого на сердце сейчас легко» Почему? Молодцы! Вы хорошо и плодотворно работали на уроке.

-Есть такие, «у кого тяжело на сердце»

-Что можно сделать, чтобы стало легче. Поднять настроение и сказать: «Всё будет хорошо!»



Всем раздаются таблички, в которых дети отмечают положительные и отрицательные моменты урока.



Понравилась ли тема урока?

Что вызвало интерес?

Насколько я был активен?

Положительный момент урока

отрицательный

Какую оценку вы бы поставили за урок?

Какие изменения в себе почувствовал?


















Понравилась ли тема урока?

Что вызвало интерес?

Насколько я был активен?

Положительный момент урока

отрицательный

Какую оценку вы бы поставили за урок?

Какие изменения в себе почувствовал?


















Понравилась ли тема урока?

Что вызвало интерес?

Насколько я был активен?

Положительный момент урока

отрицательный

Какую оценку вы бы поставили за урок?

Какие изменения в себе почувствовал?
















  1. На уроке я работал

  2. активно/пассивно

  3. Своей работой на уроке я

доволен/недоволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

не устал/ устал

  1. Моё настроение

стало лучше/стало хуже



  1. Материал урока мне был

понятен/непонятен

полезен/неполезен

интересен/скучен



  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

интересно/не интересно










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!