«Малая родина» А.В.Вампилова
(исследование по очерку
«Прогулки по Кутулику»,
с обучающимися 7 класса)
Урок по теме «Малая» родина Вампилова» (исследование по очеркам ) является итогом всех мероприятий, посвящённых творчеству А.В.Вампилова
( подготовка и участие в районном конкурсе, поездка с группой детей в музей имени Вампилова и посещение библиотеки имени Вампилова, викторина и о жизни и творчестве Вампилова, оформление стенда «Памяти Вампилова»).
Мастерская слова и исследование по очеркам посвящены памяти драматурга, 75-летию со дня его рождения.
Эпиграф к теме урока
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам..»
Цель внеклассного мероприятия: заинтересовать личностью писателя, пробудить желание к чтению его произведений, гордость за край, в котором родился и о котором пишет Вампилов, исследовать слово в произведении.
Задачи:
Приобщить учащихся к творчеству писателя и драматурга через художественное слово, выразительное, проникновенное чтение стихотворений, комментирование рассказов и воспоминание современником;
Побудить учащихся к самостоятельному творчеству, повысить уровень языковых и коммуникативных компетенций.
Оборудование: оформление стенда о жизни и творчестве Вампилова,
компьютерная презентация, выставка книг, альбомов, рисунки по произведению.
Вам приходилось услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или « у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим, когда и почему на уроке может быть на сердце легко, а когда тяжело, с чем это связано. «Что у меня на сердце». Всем раздаются перед началом урока вырезанные из бумаги сердечки. Легко и почему, тяжело и почему. В конце урока мы вернёмся к этому моменту.
Этапы урока
(звучит музыка, на экране фотография Вампилова). Хочется начать со стихотворения Петра Реутского
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил ее, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Всё моё со мной останется,
И со мной, и на земле.
У кого-то сердце ранится
На моём родном селе.
Будут вёсны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело,-
Словом, так, каким я был.
Монолог из очерка «Прогулки по Кутулику»
(чтец в роли юного Вампилова)
-В Кутулике у меня прошли детство и школьные годы. Вышло так, что давно уже я здесь не живу, а приезжаю сюда, получается, редко и ненадолго. Вот и сейчас: не был три гола, а приехал на неделю.
После школы, помню, уезжал без сожаления, рвался в город. Затем друзей и знакомых я находил всё меньше и меньше, почти все мои сверстники давно разъехались по городам, иные, что постарше или помоложе, меня уже забыли, иные сами изменились до неузнаваемости, и вот уже поневоле я чувствую и сознаю здесь своё одиночество. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?
Я подхожу к дому, представляю себе летний вечер…
Посёлок Кутулик – «малая родина» А.В.Вампилова. Здесь прошли детские и школьные годы писателя. Вампилов посвятил «малой родине» очерк «Прогулки по Кутулику», впервые опубликованный 15 и 17 августа 1968 года в газете «Советская молодёжь» (пишет тридцатилетним, за плечами которого уже был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве). Кутулику посвящён и другой очерк - «Как там наши акации?», впервые опубликованный в газете «Советская молодёжь» тремя годами раньше «Прогулок по Кутулику», 27 июля 1965 года.
Из воспоминания Виталия Зорина: «В первый раз я попал к нему в гости в 1955 году, а через два года, с целины, на которой работал наш университетский отряд, пешком отправился в Кутулик. Тогда ещё не был написан гимны Кутулику. Сейчас я прочёл пронзительные строки о школьной юности Сани,- и сердце защемило: почему же я – то был такой невнимательным? Ведь я бродил с Сашей по тем местам, которые он так мастерски описал. И мне знакомы были те места!...»
«Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились!»
- Как построен очерк «Прогулки по Кутулику»? Первая прогулка построена на воспоминаниях о детстве.
- Сентиментализм - от французского - чувствительный. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психологию –( записать на доске).
- Как представляет свой посёлок Вампилов читателям?
-Почему же тянуло в Кутулик, который от деревни отстал и к городу не пристал.
-Найти главную мысль первой прогулки:
«Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию всё-таки один-единственный…Вышло так, что давно я здесь не живу, а приезжаю сюда очень редко и ненадолго» - всё это он отмечает с удовольствием.
Во второй прогулке уже преобладают не воспоминания, а наблюдения за происшедшими переменами.
-Что он отмечает с удовольствием. (Кутулик подрос и похорошел,стр.13-14)
-Что-то с мягкой иронией (насмешкой) - тротуары были лучше.
-А что с откровенной неприязнью? И это ночная прогулка.
Когда заходит разговор о распространившемся среди молодёжи цинизме, он вступает в спор.
-О чём говори т последняя прогулка? Поиски ответов идут по маршруту: родители-школа-учителя. И приходит к толкованию, что среда – это мы сами. Мы, взятые все вместе.
Разве не отразилась в нас то, о чём Вампилов выразился с определённостью?
Одна мысль была дорога Вампилову: «…среда – это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда – это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит, и, значит, каждый может спросить самого себя со своей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях? Не сказал ли нам автор, что все мы, без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а, значит, с каждого спрос.
Такого, примерно, рода мыслям предавался я, уезжая из Кутулика.
-Как понимаете последние размышления писателя в очерке? (в конце произведения).
Без веры, без любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без осознания, для чего живёт и как живёт, человек мельчает, теряет ту человеческую суть, без которой он мёртв при жизни.
Из записной книжки Вампилова:
Ничего нет страшнее духовного банкротства…
Говорите правду, и вы будете оригинальны.
Создают голодные – сытые разрушают.
Идиоты не перевелись – они совершенствуются.
Правда не в людях, а в природе.
Юмор - это убежище, в котором прячутся умные люди от мрачности и грязи – прочитать детям.
Какие можно подобрать эпитеты Вампилову?
Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, добрый, насмешливый, гордый, веселый, азартный и так далее, в том числе и другие, соответствующие каким-то таким его качествам, которые нельзя назвать добродетельными, но все эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя в своих произведениях. Своим отношением к героям и вы6ором проблем он создал и свой собственный образ…”
Когда хотят сказать хорошо о людях, в первую очередь вспоминают о духовном богатстве, о душевной красоте. Такими являются наши земляки, кто смог остаться человеком в самой трудной ситуации. Я считаю, что у моих земляков память есть, значит, и жизнь они прожили не зря. А.Вампилова нет в живых, но память сохранила всё самое лучшее, светлое о нём.
Стихотворения читаем памяти Вампилова и воспоминания.
Релаксация «Прогулка по берегу моря»
«Представьте себе, что вы идёте гулять к морю. Перед вами простирается белый бесконечный песчаный пляж. Вы стоите босиком и чувствуете, как под вашими ногами поддаётся мелкий тёплый песок. Вы полностью расслаблены и спокойны, вы вдыхаете грудью свежий, чистый мокрый воздух. Вы опускаетесь на колени и набираете в руки песок. Медленно вы просыпаете мелкий, сверкающий песок через пальцы. Вы сидите здесь, на тёплом песке и слышите только шум моря. Вы снова встаёте и спокойно идёте дальше. Веет лёгкий приятный ветерок. Вы чувствуете, как он ласкает наше лицо. Вам хорошо. Вы падаете в тёплый песок, и он охватывает вас. Вы лежите спокойно, не двигаясь, и ощущаете под собой тепло песка. Запомните эту картину и возьмите её с собой обратно в класс. Вы полностью расслаблены, спокойны и счастливы. Вы полны свежих сил и готовы к работе».
Рассказ о «малой родине» каждого из вас. Было задание написать сочинение (2-3 примера)
Давайте вернёмся к нашим сердечкам.
-Встаньте «у кого на сердце сейчас легко» Почему? Молодцы! Вы хорошо и плодотворно работали на уроке.
-Есть такие, «у кого тяжело на сердце»
-Что можно сделать, чтобы стало легче. Поднять настроение и сказать: «Всё будет хорошо!»
Всем раздаются таблички, в которых дети отмечают положительные и отрицательные моменты урока.
Понравилась ли тема урока? | Что вызвало интерес? | Насколько я был активен? | Положительный момент урока отрицательный | Какую оценку вы бы поставили за урок? | Какие изменения в себе почувствовал? |
| | | | | |
Понравилась ли тема урока? | Что вызвало интерес? | Насколько я был активен? | Положительный момент урока отрицательный | Какую оценку вы бы поставили за урок? | Какие изменения в себе почувствовал? |
| | | | | |
Понравилась ли тема урока? | Что вызвало интерес? | Насколько я был активен? | Положительный момент урока отрицательный | Какую оценку вы бы поставили за урок? | Какие изменения в себе почувствовал? |
| | | | | |
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на уроке я
доволен/недоволен
Урок для меня показался
коротким/длинным
За урок я
не устал/ устал
Моё настроение
стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был
понятен/непонятен
полезен/неполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким/трудным
интересно/не интересно