СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Абачара Х1усайнаев "Бадрижат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Абачара Х1усайнаев "Бадрижат"»



Конспект урока по лакской литературе в 9 классе. 

Учитель лакского языка и литературы: Хучуева Наина Ахмедовна.

Тема урока: «Героическое прошлое. Анализ стихотворения Абачара Гусайнаева

«Мать на фронте».

Форма проведения урока: творческая мастерская.

Задачи:

Обучающие: расширить знания о Великой Отечественной войне, развивать навыки выразительного чтения, познакомить учащихся с творчеством поэта – Абачара Гусайнаева, вспомнить биографические данные поэта.


Развивающие: развивать познавательную активность обучающихся, творческие способности, навыки литературоведческого анализа, коммуникативные и информационные компетентности.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, чувство благодарности участникам войны, прививать интерес к лакской литературе, музыке, формировать бережное отношение и любовь к родному языку.


Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей, элементы анализа текста, работа с репродукциями.

Оборудование урока: выставка книг Абачара Гусайнаева; репродукции картин военного времени; портреты писателя, презентация по теме урока, аудиофайлы.



Ход урока

  1. Создание психологического настроя. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! У нас на уроке сегодня гости. Повернитесь к гостям поприветствуйте гостей.

Сегодня на уроке я хочу подарить частичку своей души и думаю, что вы подарите красоту своей души. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

  1. Целеполагание.

У нас сегодня необычный урок, потому что невозможно буднично, без душевного волнения говорить об этом этапе нашей истории. Прослушайте песню и просмотрим иллюстрации к сегодняшнему уроку. О чём мы будем говорить сегодня?

(Расширять знания о Великой Отечественной войне, о творчестве поэтов по данной теме, воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, чувство благодарности участникам войны)


- Давайте обратимся к страницам учебника и просмотрим с биографией какого же поэта вы уже знакомы. Назовите фамилию поэта.

(Абачара Гусайнаев)


  1. Слово учителя.

Военные годы это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. Произведения о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться, и он продолжал нелегкий бой. Они стали победителями и литература вместе с ними. У каждого стихотворения, у каждой песни, у каждой газетной статьи того времени, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Вот об этом мы сегодня с вами и будем говорить.

Давайте вспомним биографию А. Гусайнаева.


  1. Сообщение обучающегося.

Поверка домашнего задания. Биографические данные поэта.


  1. Прослушивание аудиозаписи «Говорит поэт».


  1. Чтение стихотворения учителем.


  1. Словарная работа.


  1. Выразительное чтение стихотворения учеником.


  1. Анализ стихотворения «Мать на фронте»


Вопросы для анализа

Ответ

1.Кто является лирическим героем данного стихотворения?

Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» написано от лица убитого солдата. Твардовский как бы дал голос погибшему воину, выполнившему свой долг на поле боя, но оказалось, что солдат «думает» не о мертвых, а о живых. Он «помнит» о себе как о живом, который лежал в безымянном болоте и погиб во время жестокого налета. Он «знает», что от него, как и от многих его друзей, не осталось ничего, нет даже могилы, куда бы могла прийти попрощаться его мать. Его речь сохраняет все черты речи живого человека, она насыщенна пословицами, поговорками с непременным военным просторечием («И ни дна, ни покрышки», «Ни петлички, ни лычки»).

  1. Какую проблему автор поднимает в произведении?

Обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе.

  1. Что объединяет лирического героя с живыми людьми?

Убитый «чувствует» себя частичкой мира в котором был, участником труда живых. Но главная его забота сейчас, как воюют его сограждане, каковы их успехи в ратном деле. Он, убитый, не знает, «Наш ли Ржев наконец?», но поэт дает ему предчувствие, сначала тревожное («Неужели до осени/Был за ним уже Дон,/И хотя бы колесами/К Волге вырвался он?»), однако в это он не хочет и не может верить («Нет, неправда. Задачи/Той не выиграл враг!/Нет же, нет! А иначе/Даже мертвому — как?»), затем все более растет уверенность в конечной победе...

  1. Что до нас доносит поэт через мысли и чувства убитого?

Твардовский дает возможность через мысли и чувства убитого солдата узнать о поражениях и военных успехах. Читатель мысленно восстанавливает, вспоминает ход Великой Отечественной войны. При этом поэт использует местоимения «наш», «ваш», которые становятся важными образными обозначениями. Получается так, что чувства и мысли убитого воина как бы «перетекают» в живых, становятся их мыслями и чувствами, а живые сохраняют верность тем движениям души, которые звали на битву погибшего героя. Так возникает в стихотворении святое слово «братья», объединяющее всех — и живых, и мертвых, без различий. Убитый и его товарищи, павшие в боях, передают знамя в руки живых, а живые принимают его, чтобы, в свою очередь, передать другим и чтобы целью этой вечной жизни было счастье «родимой отчизны» и счастье каждого.

  1. Какая используется поэтическая лексика? Каковы особенности поэтического языка?

Язык стихотворения насыщен оборотами, выражениями, словами народной устной, разговорной речи с множеством неумирающих пословиц и поговорок («Там, куда на поминки/Даже мать не придет», «Есть отрада одна:/Мы за родину пали,/Но она — спасена», «Было все на кону»). Иногда эта устная речь наполнена характерными, часто встречающимися канцеляризмами, языковыми штампами с оттенком военного жаргона («Нет, неправда. Задачи/Той не выиграл враг!»), а военные термины приобретают «общее» значение: «На земле на поверке/Выкликают не нас». Однако рядом с речью народной, устной, разговорной постепенно возникает в стихотворении другая языковая часть — высокая, с обилием архаизмов, славянизмов, устаревших слов («Наши очи померкли,/Пламень сердца погас...», «Эта кара страшна», «Да исполнится/слово клятвы святой!..»).

  1. Как изменяется речь и настроение лирического героя от первой строфы к последней?

Размеренная, неспешная, негромкая речь постепенно переходит в напевную и сказовую, а слог вдруг становится торжественным и величественным. Погибший воин исполнен высоким сознанием долга и с высоты своей миссии получил право завещать прежние ценности новым поколениям живущих на этой земле людей.

  1. Какие литературные параллели вы можете привести? Вспомните других авторов по этой теме

Р. Гамзатов Стихотворение о матерях.

  1. Кроме поэзии и прозы, как ещё выражали творческие личности раздумья о судьбах Родины и национальном достоинстве, призыв к мужеству и непоколебимую уверенность в том, что народ выстоит.

Это живопись, скульптура и музыка.

Боль матерей на войне показана и скульпторами. У нас в Каспийске памятник Матерям. (показать слайд). Вечный огонь.


9. Физминутка

- Давайте отдохнём, подойдём к окну, получим заряд энергии. Посмотрите на небо. Спокойное, величественное. Хмурое или пасмурное, светлое или ночное, оно всегда прекрасное. Как вы думаете, почему? 

(Потому что это мирное небо, нет войны,)

- Спасибо, выпрямите осанку, садитесь, продолжим урок.


10.Самостоятельное применение знаний

У нас сегодня очень интересное и очень важное задание. Сегодня должно произойти - чудо. Мы выпустим сегодня на уроке «Книгу Памяти».

Групповая форма работы (3 группы). Задание выполняется по песни военных лет.

Задание для первой группы

- Создать проект «Книга памяти». Вы должны подготовить страницы книги Памяти. Я приготовила вам иллюстрации, вы к данным иллюстрациям придумываете синквейн.

Задание - возьмите каждый для себя одно из ключевых слов по нашей теме и составьте синквейн (память, война, поколение)
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Зачитывание синквейна.


Задание для второй группы

- Напишите письмо, поблагодарив воинов за их победу.

(Раздать треугольники – листочки)


Задание для третьей группы (творческой)

- Подготовить иллюстрацию к обложке «Книга памяти». Спеть песню или прочитать стихотворение на военную тематику.

(Раздать карандаши цветные)


- Давайте прочитаем, что у вас получилось (зачитать 2-3 письма и 2-3 синквейна). Письма прицепить к шару и опустить в небо.
Стихи и песни военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.


11. Рефлексия

Прием «Закончи предложение» (устное интервью)

- (По кругу пуская шар в виде сердечка, и каждый высказывает своё мнение).

-- Я понял…(нужно всегда помнить о тех, кто подарил Великую Победу, …)

-- Я верю… (в каждой семье хранят память в сердцах о тех, кто пал на войне, …)

--Я подумал…(давайте и мы внесём вклад ради тех, кто храбро боролся, выполняя свой долг, продолжим «Книгу памяти», …)

--Я хочу узнать…( имена своих близких, родственников, которые погибли на войне, написать о них, …)

- Меня затронуло больше всего …

- Мы не должны с вами забывать о …


Давайте выпустим наш шар в небо с нашими письмами


12. Оценивание: производится индивидуально в представленной таблице


ФИ:

Название работы

Критерии оценивания

Заработан-

ные баллы

Участвовал в обсуждении темы урока, домашнего задания

1


Читал отрывок, стихотворение

1


Ответы на вопросы анализа стихотворения

1


Активность в групповой работе

высокая

3



средняя

2


низкая

1

Отвечал на уроке

очень активно

3


активно

2


редко

1

Общий балл


Оценка



13. Домашнее задание

Задание на дом (по выбору):
1. Выучить стих. наизусть
2. Написать эссе «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»
3. Написать о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны», продолжить «Книгу памяти».

-  Спасибо за работу, вы все мне очень понравились.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!