СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Абай Кунанбаев "Осень". Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной..." (сравнительный анализ стихотворений)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этому анализу лет двадцать, если не больше))) На курсах усовершенствования учителей был проведен небольшой конкурс, на котором каждому достались определенные поэтические тексты для сравнительного анализа. Решила поделиться здесь, может быть, кому-то будет интересно.

Просмотр содержимого документа
«Абай Кунанбаев "Осень". Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной..." (сравнительный анализ стихотворений)»

Осень в изображении Абая и Тютчева
(сравнительный анализ стихотворений)



Абай Кунанбаев


ОСЕНЬ


Тучи мрачно окутали весь небосвод –

Это осень в дождях и туманах ползёт,

И застывшую землю, от стужи дрожа,

Кобылица напрасно копытом скребёт.


Нет уж больше травы на просторе степей,

Смеха больше не слышно и гама детей,

А деревья, иссохшие, как старики,

Тянут к небу безлистые руки ветвей.


Уж дымится с овечьими шкурами чан –

Износилась одежда, весь в дырках чапан,

Чинят женщины юрту, заплаты кладут,

И старухи свой ткацкий наладили стан.


Журавли в теплый край вереницей летят,

Голодают верблюды и грустно глядят,

Приуныли аулы – куда ни пойдешь,

Не услышишь весёлого смеха ребят.


Старики над остывшей поникли золой,

Молча слушают ветер, холодный и злой,

Рыщут по степи псы, ищут в норах мышей –

Дома косточки им не дадут ни одной.


И уже ни травинки вокруг не найти,

Пылью ветер заносит дороги в степи.

Будь ты проклят, обычай глухой старины,

Что мешает нам в юртах огонь развести!

1888 г.

(Перевод А.Готова)


Федор Иванович Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

1857 г.



Эти два стихотворения объединены только темой – осень, в остальном они абсолютно различны.

Осень у Абая (перевод А. Готова) окрашена в мрачные тона, вызывает у автора (а стало быть, и у читателя) печальные мысли и чувства. Обратим внимание на лексику стихотворения: «тучи мрачно окутали весь небосвод», «осень… ползёт», «застывшая земля», «смеха не слышно», «деревья, иссохшие, как старики, тянут к небу безлистые руки ветвей» и т.д.

Абай видит осень глазами бедного казаха-степняка. Это время года несёт в аулы уныние, холод и голод, новые, не очень радостные хлопоты и заботы: «износилась одежда», «весь в дырках чапан» – нужно чинить, латать: впереди долгая, холодная зима.

Времена года у Абая неотделимы от быта степных казахов-кочевников, чья жизнь целиком зависела от капризов погоды.

То ли дело летом! Сочные травы джайляу, сытый скот, довольные старики, веселые, резвящиеся под жарким солнцем ребятишки…

А осень… Грустное настроение, вызванное описанием этого неприветливого времени года, усиливается под влиянием несколько монотонного, однообразно бесконечного (шесть строф) ритма стиха с характерной рифмовкой «а, а, б, а», т.е. рифмуются первая, вторая и четвертая строки, третья же остается «одинокой». Притом все строки у Абая с мужскими окончаниями: ударение падает на последний слог, придавая звучанию стиха некую настойчивость, категоричность, звучат однообразно-назойливо, как холодный осенний дождь.

Поскольку в этом стихотворении значительное место занимает описание быта казахов, то, естественно, здесь много лексических средств, передающих национальный колорит: кобылица, верблюды, юрты; и ещё, тоже очень характерное: «рыщут по степи псы».

На мой взгляд, пронзительно по силе своей выразительности такое сравнение: «и деревья, иссохшие, как старики, тянут к небу безлистые руки ветвей». Щемящее чувство жалости к деревьям (старикам?), умоляюще тянущим свои ветви (руки?) к небу… Выражение «безлистые руки» вообще очень сильное, рождает различные ассоциации. Возникает образ молчаливых стариков с потухшими глазами, иссохших, как степной саксаул.

В предпоследней строфе вновь появляется образ этих стариков, «поникших над остывшей золой». Остывшая зола, иссохшие деревья, безлистые руки – Абай усиливает чувство безысходности, конца, вызванное этим временем года.

Композиция стихотворения линейная, в нём не звучит тема весеннего возрождения природы, и единственный восклицательный знак в конце стихотворения – это знак не благословения, но проклятия.

У Тютчева же картина осени несёт в себе какое-то умиротворение, покой. Несмотря на то, что во второй строфе и в начале третьей нарисована картина пустоты, нет чувства грусти и покинутости. Отчего же? Давайте вслушаемся в текст стихотворения:

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.


Вид опустевшего поля не вызывает грусти, т.к. «простор везде». Слово «простор» перекрывает собой слово «пусто», притом же серп назван «бодрым», а паутина «блестит». Отчего же тут взяться грусти?

Да, но слово «пустеет» в начале третьей строфы, можете вы сказать, всё-таки навевает грусть, ведь и «птиц не слышно боле» (у Абая «не слышен детский смех»). А полноте, скажу я вам, ведь у Тютчева дальше (видите?) союз но! «Но далеко ещё до первых зимних бурь», – уверяет нас автор. А потому – наслаждайтесь красотой, ведь эта пора столь же короткая, сколь дивная:

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…


А теперь оставьте анализ и просто прочтите стихотворение – как и положено, вслух. Слышите: оно звонкое! Оно лёгкое, звонкое, само какое-то хрустальное. Отчего же? А посмотрите: в нём очень много переливов, рожденных волшебным сочетанием сонорных звуков, чередованием [л] и [р]: первоначальной, короткая, дивная пора, хрустальный, лучезарны, вечера, бодрый, простор, блестит, первых, бурь, льётся, лазурь, поле.

Мягкому, тёплому тону стихотворения соответствуют и многоточия, дважды употреблённые…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!