СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Абиотические факторы среды.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты "Абиотические факторы среды" можно использовать в профильных классах для тематического контроля, для подготовки к ЕГЭ. Если убрать некоторые вопросы, то для тематического контроля в 11 классе. Два варианта.

Просмотр содержимого документа
«Абиотические факторы среды.»

Тест по теме «Абиотические факторы среды» (вариант1)

1. Какой учёный занимался изучением влияния ограничивающего фактора?

1)Д.И. Менделеев; 2) В.Н. Вавилов; 3) Ю.Либих; 4) И.И. Мечников.

2. Активность какого животного в наибольшей степени зависит от температуры окружающей среды

  1. серой цапли; 2) северного оленя; 3) прыткой ящерицы; 4) большой синицы

3. Приспособлением хвойных растений к уменьшению испарения воды служит

  1. длительность сохранения хвои на дереве; 2) ежегодная смена хвои;

3) ограниченное число устьиц и плотная кожица хвоинок; 4) быстрое передвижение воды по сосудам проводящей ткани

4. Сигнал к началу осеннего перелёта насекомоядных птиц:

1) понижение температуры окружающей среды; 2) сокращение светового дня;

3) недостаток пищи; 4) повышение влажности и давления

5. Четко выраженное ярусное расположение растений в лесу указывает на их приспособленность к

  1. улавливании энергии солнечного света; 2) поглощению большого количества кислорода

3) поглощению большого количества углекислого газа; 4)уменьшению испарения воды

6. К абиотическим факторам среды относят

  1. преобразование солнечной энергии; 2) нашествие саранчи; 3) скопление помёта в

колониях птиц; 4) обильный снегопад

7. Организмы, жизнедеятельность и активность которых зависит от поступающего извне тепла, называют

  1. теплокровными; 2) эндотермными; 3) холоднокровными; 4) гетеротермными

8. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, - недостаток:

1) света; 2) тепла; 3) воды; 4) минеральных веществ

9. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?

1) уменьшение скорости обмена веществ; 2) увеличение интенсивности фотосинтеза

3) уменьшение интенсивности дыхания; 4) усиление транспирации

10. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют:

1) микроэволюционными изменениями; 2) фотопериодизмом; 3) фототропизмом;

4) безусловным рефлексом

11. Кактус относится к экологической группе растений:

  1. мезофиты; 2)суккуленты; 3) гигрофиты; 4) галофиты

12. В какой строчке находятся ТОЛЬКО гомойотермные животные?

  1. сибирский соболь, чирок-свистунок, капибара, муха це-це;

  2. жук-носорог, тюлень, черный соболь, амурский кот;

  3. сибирский марал, антилопа гну, лев, синица;

  4. долгоносик, малый прудовик, жаба, кот.

13. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

К группе гидрофитов относятся

  1. ковыль-волосатик

  2. кувшинка белая

  3. лотос орехоносный

  4. рогоз широколистный

  5. стрелолист трёхлистный

  6. череда трёхраздельная

14. Установите соответствие между адаптациями и группой растений, которой свойственны эти адаптации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АДАПТАЦИИ

ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

А) крупные, тонкие листья
Б) мелкие листья
В) сильно ветвящиеся побеги
Г) листья располагаются горизонтально
Д) значительное количество пигментов в листьях
Е) листья с меньшим количеством устьиц

1) светолюбивые
2) теневыносливые

15. Установите соответствие между животными и их экологическими группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в талицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЖИВОТНЫЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

А) бобр

Б) варан

В) косуля

Г) ондатра

Д) суслик

Е) волк

1) гидрофилы

2) мезофилы

3) ксерофилы

16. Установите соответствие между растениями и экологическими группами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РАСТЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

А) ландыш майский
Б) липа сердцелистная
В) герань луговая
Г) земляника лесная
Д) кислица обыкновенная
Е) лотос орехоносный

1) светолюбивые
2) тенелюбивые
3) теневыносливые

17. Установите соответствие между средой жизни и особенностями организмов, живущих в ней: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМОВ

СРЕДА ЖИЗНИ

А) обтекаемая форма тела
Б) слизистые покровы
В) опорный скелет и проводящие системы
Г) развитие воздухоносных полостей
Д) рычажные конечности
Е) механизмы регуляции гидротермического режима

1) водная
2) наземно-воздушная

18. Каждому определению подберите соответствующий термин из предложенных.

  1. Значение интенсивности действия фактора среды, угнетающее или прекращающее проявление жизнедеятельности организмов.

  2. Совокупность живых организмов, населяющих определенную территорию

  3. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений.

  4. Значения интенсивности действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов оптимальны.

а) абиотические факторы,

б) автотрофы,

в) зона оптимума,

г) биомасса,

д) биоценоз,

е)зона толерантности,

ж) гетеротрофы, з)ограничивающий фактор,

и)предел выносливости

19. Установите соответствие между животным и способом переживания им неблагоприятных условий среды

ЖИВОТНОЕ

СОСОБ ПЕРЕЖИВАНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ

А) северный олень

Б) серый гусь

В) бурый медведь

Г) желтый суслик

Д) деревенская ласточка

1) спячка

2) миграции

20. Рассмотрите рисунок и объясните, почему лягушка является пойкилотермным животным, а собака – гомойотермным?


21. Проанализируйте диаграмму «Влияние уровня засоления на интенсивность транспирации листьев кукурузы». По оси абсцисс отложены даты измерений, а по оси ординат интенсивность транспирации в процентах, за 100 % принята интенсивность транспирации листьев контрольных растений.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1) Фактор засоления обуславливает уменьшение листовой пластинки.

2) Испаряемость воды у листьев растений, выращенных на почве с 0,1% NaCl растёт в последних пробах.

3) Ширина моторных клеток и пучков, толщина эпидермы и мезофилла уменьшаются с повышением уровня засоления.

4) При увеличении концентрации соли в субстрате транспирация снижается во всех пробах.

5) В условиях засоления растения испытывают недостаток снабжения водой и у них наблюдаются изменения в сторону усиления ксероморфизма.






Тест по теме «Абиотические факторы» (вариант 2)

1.Термин «экология» предложил

  1. Ч. Дарвин; 2) В. И. Вернадский; 3) Э. Геккель; 4) А. Уолесс

2. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне

  1. недостаток влаги; 2) высокая температура; 3) отсутствие перегноя; 4) интенсивное

ультрафиолетовое излучение

3. Листья некоторых растений покрыты восковым налётом, который служит приспособлением для

  1. защиты растений от поедания их животными; 2) уменьшения газообмена;

3) уменьшения испарения и сохранения влаги; 4) улавливания солнечного света

4. Сигналом, вызывающим наступление листопада у растений в умеренном климате, служит

  1. понижение температуры воздуха; 2) сокращение длины светового дня;

3) уменьшение питательных веществ в почве; 4) образование пробкового слоя в черешке

5. Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?

1) свет; 2) содержание углекислого газа; 3) давление воздуха; 4) влажность

6. К абиотическим факторам относят:

1) конкуренцию растений за поглощение света; 2) влияние растений на жизнь животных;

3) изменение температуры в течение суток; 4) загрязнение окружающей среды человеком

7. На численность белки в лесной зоне НЕ влияет:

1) смена холодных и теплых зим; 2) урожай еловых шишек; 3) численность хищников;

4) численность паразитов

8. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

1) высокая температура; 2) недостаток влаги; 3) отсутствие перегноя; 4) избыток ультрафиолетовых лучей

9. Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?

1) мелкие листья; 2) крупные листья; 3) шипы и колючки; 4) восковой налёт на листьях

10. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости или превышает их, называется

  1. оптимальным; 2) экологическим; 3) минимальным; 4) ограничивающим

11. Мхи можно отнести к растениям:

1)теневыносливым; 2)засухоустойчивым; 3)светолюбивым; 4)морозоустойчивым

12. В какой строчке находятся ТОЛЬКО пойкилотермные животные?

  1. игуана, медведь, каракатица, белка;

  2. акула, карась, дождевой червь, серая жаба;

  3. баклан, махаон, тигр, гребешок;

  4. комар, ящерица, иволга, волк.

13. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Для растений ксерофитов характерно

  1. запасание воды в листьях и стеблях

  2. наличие крупных блестящих листьев

  3. расположение устьиц на нижней стороне листа

  4. видоизменение листьев в колючки

  5. наличие мелких жёстких листьев, покрытых кутикулой

  6. поверхностно расположенная корневая система

14. Установите соответствие между растениями и экологическими группами, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РАСТЕНИЯ

ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

А) папоротник
Б) берёза
В) мох
Г) плаун
Д) кувшинка
Е) акация

1) светолюбивые
2) теневыносливые

15. Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются.

 МОЛЛЮСКИ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) голый слизень

Б) устрица

В) беззубка

Г) виноградная улитка

Д) кальмар

Е) большой прудовик

Ж) перловица

 

1) морские

2) пресноводные

3) наземные

16. Установите соответствие между экологическими группами растений по отношению к свету и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

А) побеги вытянутые, листья тёмно-зелёные, крупные и тонкие
Б) развитие листьев двух типов: световых и теневых
В) побеги укороченные, листья рассечённые
Г) хорошо развита механическая и запасающая ткань, устьиц много
Д) плохо развита механическая ткань, хлоропласты крупные

1) светолюбивые
2) тенелюбивые
3) теневыносливые

17. Установите соответствие между растениями и условиями увлажнения, к которым они адаптированы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РАСТЕНИЕ

УСЛОВИЯ

А) ковыль
Б) рогоз
В) саксаул
Г) алоэ
Д) стрелолист

1) недостаток влаги
2) избыток влаги

18. Установите соответствие между животным и средой, в которой происходит его размножение

ЖИВОТНОЕ

СРЕДА РАЗМНОЖЕНИЯ

А) кашалот

Б) обыкновенный дельфин

В) морская черепаха

Г) синий кит

Д) морской котик

Е) речной бобр

1) суша

2) вода

19. Каждому определению подберите соответствующий термин из предложенных.

  1. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания.

  2. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию химических связей органических соединений.

  3. Благоприятная сила воздействия фактора.

  4. Диапазон действия экологического фактора, ограничен точками минимума и максимума

а) абиотические факторы,

б) автотрофы,

в) зона оптимума,

г) биомасса,

д) биоценоз,

е)зона толерантности,

ж) гетеротрофы, з)ограничивающий фактор,

и)предел выносливости

20. Почему белену относят к длиннодневным, а дурнишник к короткодневным растениям?

21. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий в зависимости от температуры среды.

.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Скорость размножения бактерий.

1)  всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.

3) зависит от генетической программы организма.

4) в интервале от 22 до 34°С возрастает.

5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!