Тест по теме «Абиотические факторы среды» (вариант1)
1. Какой учёный занимался изучением влияния ограничивающего фактора?
1)Д.И. Менделеев; 2) В.Н. Вавилов; 3) Ю.Либих; 4) И.И. Мечников.
2. Активность какого животного в наибольшей степени зависит от температуры окружающей среды
-
серой цапли; 2) северного оленя; 3) прыткой ящерицы; 4) большой синицы
3. Приспособлением хвойных растений к уменьшению испарения воды служит
-
длительность сохранения хвои на дереве; 2) ежегодная смена хвои;
3) ограниченное число устьиц и плотная кожица хвоинок; 4) быстрое передвижение воды по сосудам проводящей ткани
4. Сигнал к началу осеннего перелёта насекомоядных птиц:
1) понижение температуры окружающей среды; 2) сокращение светового дня;
3) недостаток пищи; 4) повышение влажности и давления
5. Четко выраженное ярусное расположение растений в лесу указывает на их приспособленность к
-
улавливании энергии солнечного света; 2) поглощению большого количества кислорода
3) поглощению большого количества углекислого газа; 4)уменьшению испарения воды
6. К абиотическим факторам среды относят
-
преобразование солнечной энергии; 2) нашествие саранчи; 3) скопление помёта в
колониях птиц; 4) обильный снегопад
7. Организмы, жизнедеятельность и активность которых зависит от поступающего извне тепла, называют
-
теплокровными; 2) эндотермными; 3) холоднокровными; 4) гетеротермными
8. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, - недостаток:
1) света; 2) тепла; 3) воды; 4) минеральных веществ
9. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
1) уменьшение скорости обмена веществ; 2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) уменьшение интенсивности дыхания; 4) усиление транспирации
10. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют:
1) микроэволюционными изменениями; 2) фотопериодизмом; 3) фототропизмом;
4) безусловным рефлексом
11. Кактус относится к экологической группе растений:
-
мезофиты; 2)суккуленты; 3) гигрофиты; 4) галофиты
12. В какой строчке находятся ТОЛЬКО гомойотермные животные?
-
сибирский соболь, чирок-свистунок, капибара, муха це-це;
-
жук-носорог, тюлень, черный соболь, амурский кот;
-
сибирский марал, антилопа гну, лев, синица;
-
долгоносик, малый прудовик, жаба, кот.
13. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
К группе гидрофитов относятся
-
ковыль-волосатик
-
кувшинка белая
-
лотос орехоносный
-
рогоз широколистный
-
стрелолист трёхлистный
-
череда трёхраздельная
14. Установите соответствие между адаптациями и группой растений, которой свойственны эти адаптации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
АДАПТАЦИИ | ГРУППЫ РАСТЕНИЙ |
А) крупные, тонкие листья Б) мелкие листья В) сильно ветвящиеся побеги Г) листья располагаются горизонтально Д) значительное количество пигментов в листьях Е) листья с меньшим количеством устьиц | 1) светолюбивые 2) теневыносливые |
15. Установите соответствие между животными и их экологическими группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в талицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЖИВОТНЫЕ | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ |
А) бобр Б) варан В) косуля Г) ондатра Д) суслик Е) волк | 1) гидрофилы 2) мезофилы 3) ксерофилы |
16. Установите соответствие между растениями и экологическими группами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РАСТЕНИЯ | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ |
А) ландыш майский Б) липа сердцелистная В) герань луговая Г) земляника лесная Д) кислица обыкновенная Е) лотос орехоносный | 1) светолюбивые 2) тенелюбивые 3) теневыносливые |
17. Установите соответствие между средой жизни и особенностями организмов, живущих в ней: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМОВ | СРЕДА ЖИЗНИ |
А) обтекаемая форма тела Б) слизистые покровы В) опорный скелет и проводящие системы Г) развитие воздухоносных полостей Д) рычажные конечности Е) механизмы регуляции гидротермического режима | 1) водная 2) наземно-воздушная |
18. Каждому определению подберите соответствующий термин из предложенных.
-
Значение интенсивности действия фактора среды, угнетающее или прекращающее проявление жизнедеятельности организмов. -
Совокупность живых организмов, населяющих определенную территорию -
Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений. -
Значения интенсивности действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов оптимальны. | а) абиотические факторы, б) автотрофы, в) зона оптимума, г) биомасса, д) биоценоз, е)зона толерантности, ж) гетеротрофы, з)ограничивающий фактор, и)предел выносливости |
19. Установите соответствие между животным и способом переживания им неблагоприятных условий среды
ЖИВОТНОЕ | СОСОБ ПЕРЕЖИВАНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ |
А) северный олень Б) серый гусь В) бурый медведь Г) желтый суслик Д) деревенская ласточка | 1) спячка 2) миграции |
20. Рассмотрите рисунок и объясните, почему лягушка является пойкилотермным животным, а собака – гомойотермным?
21. Проанализируйте диаграмму «Влияние уровня засоления на интенсивность транспирации листьев кукурузы». По оси абсцисс отложены даты измерений, а по оси ординат интенсивность транспирации в процентах, за 100 % принята интенсивность транспирации листьев контрольных растений.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Фактор засоления обуславливает уменьшение листовой пластинки.
2) Испаряемость воды у листьев растений, выращенных на почве с 0,1% NaCl растёт в последних пробах.
3) Ширина моторных клеток и пучков, толщина эпидермы и мезофилла уменьшаются с повышением уровня засоления.
4) При увеличении концентрации соли в субстрате транспирация снижается во всех пробах.
5) В условиях засоления растения испытывают недостаток снабжения водой и у них наблюдаются изменения в сторону усиления ксероморфизма.
Тест по теме «Абиотические факторы» (вариант 2)
1.Термин «экология» предложил
-
Ч. Дарвин; 2) В. И. Вернадский; 3) Э. Геккель; 4) А. Уолесс
2. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне
-
недостаток влаги; 2) высокая температура; 3) отсутствие перегноя; 4) интенсивное
ультрафиолетовое излучение
3. Листья некоторых растений покрыты восковым налётом, который служит приспособлением для
-
защиты растений от поедания их животными; 2) уменьшения газообмена;
3) уменьшения испарения и сохранения влаги; 4) улавливания солнечного света
4. Сигналом, вызывающим наступление листопада у растений в умеренном климате, служит
-
понижение температуры воздуха; 2) сокращение длины светового дня;
3) уменьшение питательных веществ в почве; 4) образование пробкового слоя в черешке
5. Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?
1) свет; 2) содержание углекислого газа; 3) давление воздуха; 4) влажность
6. К абиотическим факторам относят:
1) конкуренцию растений за поглощение света; 2) влияние растений на жизнь животных;
3) изменение температуры в течение суток; 4) загрязнение окружающей среды человеком
7. На численность белки в лесной зоне НЕ влияет:
1) смена холодных и теплых зим; 2) урожай еловых шишек; 3) численность хищников;
4) численность паразитов
8. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?
1) высокая температура; 2) недостаток влаги; 3) отсутствие перегноя; 4) избыток ультрафиолетовых лучей
9. Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
1) мелкие листья; 2) крупные листья; 3) шипы и колючки; 4) восковой налёт на листьях
10. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости или превышает их, называется
-
оптимальным; 2) экологическим; 3) минимальным; 4) ограничивающим
11. Мхи можно отнести к растениям:
1)теневыносливым; 2)засухоустойчивым; 3)светолюбивым; 4)морозоустойчивым
12. В какой строчке находятся ТОЛЬКО пойкилотермные животные?
-
игуана, медведь, каракатица, белка;
-
акула, карась, дождевой червь, серая жаба;
-
баклан, махаон, тигр, гребешок;
-
комар, ящерица, иволга, волк.
13. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для растений ксерофитов характерно
-
запасание воды в листьях и стеблях
-
наличие крупных блестящих листьев
-
расположение устьиц на нижней стороне листа
-
видоизменение листьев в колючки
-
наличие мелких жёстких листьев, покрытых кутикулой
-
поверхностно расположенная корневая система
14. Установите соответствие между растениями и экологическими группами, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РАСТЕНИЯ | ГРУППЫ РАСТЕНИЙ |
А) папоротник Б) берёза В) мох Г) плаун Д) кувшинка Е) акация | 1) светолюбивые 2) теневыносливые |
15. Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются.
МОЛЛЮСКИ | | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА |
А) голый слизень Б) устрица В) беззубка Г) виноградная улитка Д) кальмар Е) большой прудовик Ж) перловица | | 1) морские 2) пресноводные 3) наземные |
16. Установите соответствие между экологическими группами растений по отношению к свету и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ |
А) побеги вытянутые, листья тёмно-зелёные, крупные и тонкие Б) развитие листьев двух типов: световых и теневых В) побеги укороченные, листья рассечённые Г) хорошо развита механическая и запасающая ткань, устьиц много Д) плохо развита механическая ткань, хлоропласты крупные | 1) светолюбивые 2) тенелюбивые 3) теневыносливые |
17. Установите соответствие между растениями и условиями увлажнения, к которым они адаптированы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РАСТЕНИЕ | УСЛОВИЯ |
А) ковыль Б) рогоз В) саксаул Г) алоэ Д) стрелолист | 1) недостаток влаги 2) избыток влаги |
18. Установите соответствие между животным и средой, в которой происходит его размножение
ЖИВОТНОЕ | СРЕДА РАЗМНОЖЕНИЯ |
А) кашалот Б) обыкновенный дельфин В) морская черепаха Г) синий кит Д) морской котик Е) речной бобр | 1) суша 2) вода |
19. Каждому определению подберите соответствующий термин из предложенных.
-
Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания. -
Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию химических связей органических соединений. -
Благоприятная сила воздействия фактора. -
Диапазон действия экологического фактора, ограничен точками минимума и максимума | а) абиотические факторы, б) автотрофы, в) зона оптимума, г) биомасса, д) биоценоз, е)зона толерантности, ж) гетеротрофы, з)ограничивающий фактор, и)предел выносливости |
20. Почему белену относят к длиннодневным, а дурнишник к короткодневным растениям?
21. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий в зависимости от температуры среды.
.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
Скорость размножения бактерий.
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
3) зависит от генетической программы организма.
4) в интервале от 22 до 34°С возрастает.
5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке.