СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрена проблема важности адаптации ребенка младшего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Прежде всего данная статья подготовлена для родителей.Данная статья

Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей»





Волкова Елена Вячеславовна, Разумова Галина Витальевна.

Volkova Elena Vyacheslavovna, Razumova Galina Vitalievna.



Причины тяжелой адаптации ребенка трех – пяти лет к детскому саду.

The reasons for the child's severe adaptation of three to five years to a kindergarten.



Аннотация: в статье рассмотрена проблема важности адаптации ребенка младшего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Прежде всего данная статья подготовлена для родителей.

Annotation: The paper deals with the problem of the importance of adaptation of the young child in preschool educational institution. First of all this article was prepared for parents

Ключевые слова: адаптация, эмоциональная привязанность, степени адаптации, трудности адаптации, ДОУ.

Key words: adaptation, emotional privatnosti, the degree of adaptation, adjustment difficulties, preschool education, pre-school educational institutions.

Г. Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение – это новая и важная ступень, как в жизни ребёнка, так и в жизни родителей. Конечно, волнение на своём месте, оно наполняет сердца всех, и это небеспричинно, ведь известно, что изменение социальной и окружающей среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Особенно чувствительным к адаптации является ранний возраст, так как именно в этот период ребенок наименее всего приспособлен к тому, чтобы быть отделенным от своих родных.

Как вообще происходит адаптация и что это такое? Какие бывают трудности и степени адаптации?

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Соответственно, для маленького человека детский сад, несомненно, является новым, еще вовсе неизвестным и неизведанным пространством, с новым окружением и взаимоотношениями. Приспособление к новой обстановке включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, течение которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, а также, от усвоенных социальных норм. Каждый ребенок привыкает по-своему, но все же можно выделить некоторые закономерности адаптации детей.

Во-первых, надо помнить, что до двух - трёх лет ребенок не испытывает особой тяги в общении со сверстниками, на данном периоде развития она еще не до конца сформирована. Этот этап развития считается одним из наиболее сложных во взаимоотношениях ребенка с социумом и коллективом. В большинстве проблем, возникающих в этом возрасте, виноват, так называемый, детский эгоизм, который в данной возрастной группе наиболее обострен. В три года ребенок относится к ровесникам как к себе подобным и не более того. Он рассматривает их в качестве тех, с кем можно весело и интересно провести время, но и параллельно с этим, он еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. В данный период развития для ребенка существует только свое "я". При этом ребенок может искренне не понимать, что и у других детей есть собственные потребности, прихоти и собственные желания. Он привык устанавливать свои условия, и при этом не обращать внимания на желания окружающих его ровесников. Кроме того, особенность этого возраста заключается в том, что дети предпочитают играть самостоятельно, а не в группе.

Во время этого периода развития для ребенка центр всего – взрослый человек, который способен быть и партнером по игре, и образцом для подражания, и тем, кто может удовлетворить его потребности в доброжелательном внимании и сотрудничестве.

Ребёнок еще сильно привязан к родителям, и их исчезновение может вызвать некий бунт в его поведении, особенно если это впечатлительный и эмоционально чувствительный малыш.

В психологии есть такое понятие, как эмоциональная привязанность ребенка к матери – это близкие отношения ребенка с матерью, которые начинают бессознательно формироваться еще в натальном периоде (во время беременности), а окончательно становятся сформированными к третьему году жизни.

Первичная привязанность возникает у ребёнка к матери и, позже, к другим воспитателям (или людям, которые проводят много времени с ребенком). Привязанность ребенка проявляется в том, что мама может лучше других успокоить и утешить малыша, в её присутствии ребенок реже испытывает страх.

С физиологической точки зрения привязанность выполняет функции самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при первом знакомстве и освоении окружающего мира, а также встрече с новым и неизвестным. Эта связь проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может чувствовать себя хорошо в новом месте, с незнакомыми людьми, но стоит близкому взрослому человеку выйти из поля зрения, как малыш тут же начинает плакать и тревожиться.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до одного года), тем более он будет способным работать в коллективе в дальнейшем.

По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в яслях: семь – десять дней, в детском саду в три года – две-три недели, в старшем дошкольном возрасте – один месяц.

Трудности при адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не соответствует его интересам, желаниям. Как показывает анализ случаев - дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками общения.

На процесс протекания адаптации ребенка влияют уровень психического и физического развития, состояние здоровья, совершенство навыков самообслуживания, налаживание эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, его темперамент, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: это прежде всего, внутренний комфорт ребёнка, то есть его эмоциональная удовлетворенность, умиротворённость и внешняя адекватность поведения, что значит способность легко и точно выполнять требования окружающей среды.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня). 

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через пару недель налаживается и сон. Эмоциональный настрой становится более стабильным, хотя утренний плач еще может присутствовать. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок с легкостью здоровается и прощается. Отношение к детям бывает, как безразличным, так и заинтересованным, в зависимости от настроения. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при непосредственном участии взрослого. Речь имеет способность затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца полностью восстанавливается активная речь. Заболеваемость не превышает одного раза, сроком не более десяти дней, осложнений не наблюдается. Вес остается без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. 

Следующая стадия адаптации - средняя. При ней нарушения в общем состоянии выражены глубже, ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через двадцать - сорок дней, качество сна тоже заметно страдает. Аппетит восстанавливается через двадцать - сорок дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня пребывания в учреждении. Поведенческие реакции восстанавливаются к тридцатому дню пребывания в детском саду. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (например, проявляется плач или крик при прощании). Отношение к детям, как правило, безразличное, но в редких случаях может проявлять интерес. Речь либо не используется, либо речевая активность вовсе замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра лишь ситуативная. Заболеваемость возрастает до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес может оставаться без изменений или же несколько снижаться. Проявляются признаки невротических реакций, отношение ко взрослым становится более избирательным. Также происходят изменения вегетативной нервной системы, наблюдается бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, появление сыпи на коже (диатез) — все это продолжается в течение полутора-двух недель. 

И последняя степень адаптации - тяжелая. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, во сне может вскрикивать или даже плакать, отчего может просыпаться; наблюдается ощутимое снижение аппетита на долгий промежуток времени, может и вовсе возникнуть стойкий отказ от еды, появляется невротическая рвота, функциональные нарушения стула (или же бесконтрольный стул). В настроении чаще наблюдается безразличие к чему-либо, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются лишь к шестидесятому дню пребывания в дошкольном учреждении. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. В этот период ребенок избегает, сторонится или проявляет агрессию к сверстникам. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется, также имеет место возникновение задержки речевого развития. Игра в большинстве случаев ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой ребёнок наоборот - медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников приводят его в раздражение. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо гораздо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке. 

 Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка. Прежде всего - это тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до трёх лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое место, где встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей и новый режим (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она может, и не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может вызвать истерики и нежелание идти в детский сад. 

Очень важно первое впечатление ребенка о детском саде. Оно может быть отрицательным, что может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. 

Большую роль играет и психологическая неготовность ребёнка к дошкольному учреждению. Эта проблема наиболее распространенная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Аще всего так бывает, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

Дети двух – трех лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере при адаптации. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.  

Как ни странно, но избыток впечатлений также влияет на течение адаптации ребенка. В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
Наверное, самым важным является личное неприятие персонала и состава группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно. 

Важнейшая составляющая адаптации – это согласование самооценок и претензий ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, насколько успешно адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе. Так основными критериями являются: поведенческие реакции ребёнка; уровень его нервно – психического развития; заболеваемость и течение болезни.

Влияет на адаптацию и тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится нелегко. Они медлительны и поэтому не успевают за стремительным темпом жизни детского сада. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, что негативно влияет на его развитие.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям дошкольного учреждения являются отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения, наличие у ребенка своеобразных привычек, неумение занять себя игрушкой/игрой/ любым делом, отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков, и самое главное - отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап - подготовительный. Его следует начинать за один – два месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого быстро и легко приобщиться к новым для него условиям. Данную подготовку нужно проводить в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.

Вторым этапом является основной этап, ведь здесь главное создать положительный образ воспитателя. Родителям следует установить с воспитателем доброжелательные отношения. Важно подготовить ребенка к первому знакомству с воспитателем. Можно сказать, например, что будущий воспитатель очень дружелюбный и с удовольствием будет проводить время с ним. Дети с большей охотой идут к тем, кто их принимает и любит. Воспитатель, в свою очередь, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к нему значительно быстрее и точнее, а ребенок сможет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

Третьим этапом является - заключительный. Ребенок начинает посещать детский сад по два – три часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от правильного подхода родителей и воспитателей к привыканию детей. Если ребенок активен, общителен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно безболезненно.

Адаптационный период считается законченным, если соблюдаются следующие критерии: ребенок ест с аппетитом, быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими, играет.

Ваша задача - объяснить ребенку несложные нормы и правила, которые необходимо соблюдать при взаимодействии с окружающими. Малыш должен понимать, что он не один единственный на свете, и что у окружающих его людей и детей могут быть собственные желания и потребности, не такие как у него. Для того чтобы это понимание было прочным у малыша чаще играйте с ним в ролевые игры - в игровой форме можно рассмотреть самые различные модели общения и объяснить их ребенку. Научившись в игровой форме согласовывать свои действия с кем-то еще, ребенок сможет переносить это на отношения со сверстниками, что поможет ему в дальнейшем.

Таким образом, прежде чем отправить ребенка в детский сад необходимо проверить, как легко он сможет к нему адаптироваться и как сделать так, чтобы процесс адаптации прошел как можно легче, желательно у детского психолога.



Список литературы:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!