СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Адаптация и дезадаптация у обучающихся 5 х классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика дезадаптации среди обучающихся пятых классов

Просмотр содержимого документа
«"Адаптация и дезадаптация у обучающихся 5 х классов"»

«Адаптация и дезадаптация обучающихся пятых классов . Условия школьного успеха пятиклассников.»  Подготовила: социальный педагог МБОУ «Александровская школа Марьинского района» Павлова Елена Сергеевна 2021

«Адаптация и дезадаптация обучающихся пятых классов . Условия школьного успеха пятиклассников.»

Подготовила: социальный педагог МБОУ «Александровская школа Марьинского района»

Павлова Елена Сергеевна

2021

Дезадаптация  учащихся Проблема: Цель: Коллективное изучение трудностей обучения 5-классников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер  по устранению этих причин.

Дезадаптация учащихся

Проблема:

Цель:

Коллективное изучение трудностей обучения

5-классников, выявление причин, вызывающих

затруднения у учеников и учителей, разработка

учебно-воспитательных и управленческих мер

по устранению этих причин.

Периоды адаптации Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс  адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе Второй период - когда ребенок учится говорить  Первый период – это первый год жизни ребенка Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад)

Периоды адаптации

Четвертый период

обучение в школе, где

ребенок переживает процесс

адаптации несколько раз

в 1 классе, 5 классе, 10 классе

Второй период

- когда ребенок учится

говорить

Первый период

это первый год жизни

ребенка

Третий период

вхождение ребенка в

коллектив (ясли, сад)

Этапы адаптационного периода учащихся 5 классов       подготовительный (май, июнь, август); собственно адаптационный (сентябрь, -октябрь);  постадаптационный или аналитический (октябрь, ноябрь).

Этапы адаптационного периода учащихся 5 классов

подготовительный

(май, июнь,

август);

собственно

адаптационный

(сентябрь,

-октябрь);

постадаптационный

или

аналитический

(октябрь,

ноябрь).

Роль участников образовательного процесса в адаптационный период Классный руководитель Учитель -предметник Ученики и родители Психолог, Социальный педагог Администрация

Роль участников образовательного процесса в адаптационный период

Классный руководитель

Учитель -предметник

Ученики и родители

Психолог,

Социальный педагог

Администрация

Критерии готовности к обучению в средней школе:   сформированность основных компонентов учебной деятельности,  успешное усвоение программного материала; УСПЕХ новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах); качественно иной, более «взрослый»  тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Критерии готовности к обучению в средней школе:

сформированность основных

компонентов учебной деятельности,

успешное усвоение программного материала;

УСПЕХ

новообразования младшего школьного возраста –

произвольность, рефлексия, мышление в понятиях

(в соответствующих возрасту формах);

качественно иной, более «взрослый»

тип взаимоотношений с учителями и

одноклассниками.

Причины дезадаптации ученика   Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях; несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста; скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

Причины дезадаптации ученика

  • Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
  • недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
  • несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
  • неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
  • скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Причины дезадаптации ученика   Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе; неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе; неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.

Причины дезадаптации ученика

  • Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
  • неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
  • неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
  • неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Состояние учащихся С педагогической точки зрения : С психологической точки зрения : низкая организованность; учебная рассеянность; недисциплинированность; сниженный интерес к учёбе и её результатам сниженная самооценка; высокий уровень ситуативной тревожности.

Состояние учащихся

С педагогической

точки зрения :

С психологической

точки зрения :

  • низкая организованность;
  • учебная рассеянность;
  • недисциплинированность;
  • сниженный интерес к учёбе

и её результатам

  • сниженная самооценка;
  • высокий уровень

ситуативной

тревожности.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 - ов. Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий. Изучение учебных программ Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

  • Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 - ов.
  • Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий.
  • Изучение учебных программ
  • Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе.
  • Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Единые требованиям к уроку   подготовка ученика к уроку; домашнее задание - своевременно, с объяснением, в соответствии с объемом классной работы; выставление оценок учителем - предметником в дневник регулярно; контроль за дисциплиной учащихся:  а)пропуски отмечать в классном журнале,  доводить до сведения родителей в этот же день, б)опоздания отмечать в дневнике учащихся, в)удаление учащихся с уроков не практиковать.

Единые требованиям к уроку

  • подготовка ученика к уроку;
  • домашнее задание - своевременно, с объяснением, в соответствии с объемом классной работы;
  • выставление оценок учителем - предметником в дневник регулярно;
  • контроль за дисциплиной учащихся:

а)пропуски отмечать в классном журнале,

доводить до сведения родителей в этот же день,

б)опоздания отмечать в дневнике учащихся,

в)удаление учащихся с уроков не практиковать.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯМ - ПРЕДМЕТНИКАМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Рассматривать самообразовательную работу учителя как основу повышения педмастерства. Совершенствовать методику организации различных типов урока. Разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности. Предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах. Разработать единую систему повторения учебного материала начальных классов по русскому языку и математике в 5 - м классе. Внедрять НОТ учащихся: организация самостоятельной работы, работы с книгой. Шире использовать дидактический материал, наглядные пособия, графики, опорные таблицы, алгоритмы.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯМ - ПРЕДМЕТНИКАМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

  • Рассматривать самообразовательную работу учителя как основу повышения педмастерства.
  • Совершенствовать методику организации различных типов урока.
  • Разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности.
  • Предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах.
  • Разработать единую систему повторения учебного материала начальных классов по русскому языку и математике в 5 - м классе.
  • Внедрять НОТ учащихся: организация самостоятельной работы, работы с книгой.
  • Шире использовать дидактический материал, наглядные пособия, графики, опорные таблицы, алгоритмы.
«Растению, когда его пересаживают, что нужно?  Время и тепло. Чтобы прижилось растение.  А тут живой ребёнок...»

«Растению, когда его пересаживают, что нужно?

Время и тепло. Чтобы прижилось растение.

А тут живой ребёнок...»

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:   Слова поддержки :  Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо.   Ты делаешь это очень хорошо.   У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?  Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему.   Слова разочарования :   Зная тебя и твои способности, я думаю.ты смог бы сделать это гораздо лучше.  Эта идея никогда не сможет быть реализована.   Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя: Слова поддержки : Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему. Слова разочарования : Зная тебя и твои способности, я думаю.ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Золотые правила воспитания для родителей:   Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом   Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками   Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности   Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства, почаще ставьте себя на его место   Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым удачливым   Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания   Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример   Помните, что воспитывают не слова, а личный пример
  • Золотые правила воспитания для родителей:
  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом
  •  
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками
  •  
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности
  •  
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства, почаще ставьте себя на его место
  •  
  • Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым удачливым
  •  
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания
  •  
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример
  •  
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!