«Адаптация и дезадаптация обучающихся пятых классов . Условия школьного успеха пятиклассников.»
Подготовила: социальный педагог МБОУ «Александровская школа Марьинского района»
Павлова Елена Сергеевна
2021
Дезадаптация учащихся
Проблема:
Цель:
Коллективное изучение трудностей обучения
5-классников, выявление причин, вызывающих
затруднения у учеников и учителей, разработка
учебно-воспитательных и управленческих мер
по устранению этих причин.
Периоды адаптации
Четвертый период
– обучение в школе, где
ребенок переживает процесс
адаптации несколько раз
– в 1 классе, 5 классе, 10 классе
Второй период
- когда ребенок учится
говорить
Первый период
– это первый год жизни
ребенка
Третий период
– вхождение ребенка в
коллектив (ясли, сад)
Этапы адаптационного периода учащихся 5 классов
подготовительный
(май, июнь,
август);
собственно
адаптационный
(сентябрь,
-октябрь);
постадаптационный
или
аналитический
(октябрь,
ноябрь).
Роль участников образовательного процесса в адаптационный период
Классный руководитель
Учитель -предметник
Ученики и родители
Психолог,
Социальный педагог
Администрация
Критерии готовности к обучению в средней школе:
сформированность основных
компонентов учебной деятельности,
успешное усвоение программного материала;
УСПЕХ
новообразования младшего школьного возраста –
произвольность, рефлексия, мышление в понятиях
(в соответствующих возрасту формах);
качественно иной, более «взрослый»
тип взаимоотношений с учителями и
одноклассниками.
Причины дезадаптации ученика
- Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
- недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
- несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
- неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
- скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Причины дезадаптации ученика
- Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
- неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
- неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
- неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Состояние учащихся
С педагогической
точки зрения :
С психологической
точки зрения :
- низкая организованность;
- учебная рассеянность;
- недисциплинированность;
- сниженный интерес к учёбе
и её результатам
- сниженная самооценка;
- высокий уровень
ситуативной
тревожности.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
- Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 - ов.
- Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий.
- Изучение учебных программ
- Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе.
- Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Единые требованиям к уроку
- подготовка ученика к уроку;
- домашнее задание - своевременно, с объяснением, в соответствии с объемом классной работы;
- выставление оценок учителем - предметником в дневник регулярно;
- контроль за дисциплиной учащихся:
а)пропуски отмечать в классном журнале,
доводить до сведения родителей в этот же день,
б)опоздания отмечать в дневнике учащихся,
в)удаление учащихся с уроков не практиковать.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯМ - ПРЕДМЕТНИКАМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
- Рассматривать самообразовательную работу учителя как основу повышения педмастерства.
- Совершенствовать методику организации различных типов урока.
- Разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности.
- Предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах.
- Разработать единую систему повторения учебного материала начальных классов по русскому языку и математике в 5 - м классе.
- Внедрять НОТ учащихся: организация самостоятельной работы, работы с книгой.
- Шире использовать дидактический материал, наглядные пособия, графики, опорные таблицы, алгоритмы.
«Растению, когда его пересаживают, что нужно?
Время и тепло. Чтобы прижилось растение.
А тут живой ребёнок...»
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
- Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя: Слова поддержки : Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему. Слова разочарования : Зная тебя и твои способности, я думаю.ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
- Золотые правила воспитания для родителей:
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом
-
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками
-
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности
-
- Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства, почаще ставьте себя на его место
-
- Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым удачливым
-
- Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания
-
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример
-
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример