СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ирина Александровна Шеметова,

воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/с №26 «Кустук»

городского округа «город Якутск»

 

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Детский сад новый период в жизни ребенка. Приспособление организма к новым или измененным условиям называется – адаптацией. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. Вопрос адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуален. Физическое и психологическое развитие, благополучное существование в детском саду и в семье зависит от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам.

Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детском саду. Выделяют два аспекта: биологический и психологический.

Если рассматривать адаптацию к ДОУ как некий критический для ребенка фактор, то необходимо отметить возможность проявлений стресса. Анализ причин стресса, различных его последствий дает возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на ребенка в критических ситуациях, увеличить содействие благоприятных эффектов.

Причины стрессовых перегрузок в детском саду это:

  1. длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых неприятна ребенку;
  2. строгие, непривычные дисциплинарные правила;
  3. фрустрация каких-то потребностей ребенка;
  4. общение сразу со многими взрослыми людьми, часть из которых ребенку неприятна, зависимость от них.

А.И. Захаров подчеркивает, что в начале посещения ДОУ адаптационный стресс изменяет реактивность (защитные силы организма), и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления психомоторных нарушений (тиков, заикания).

Выделяют три варианта адаптации:

  1. легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
  2. адаптация средней тяжести – в течение месяца;
  3. тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев

У немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями).

Применительно к дошкольному учреждению именно педагог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому родителей, всех сотрудников дошкольного учреждения. Взрослые несут ответственность за содержание жизни ребенка, соблюдение его прав и реализацию его возможностей.

На сегодняшний день нашу 2 младшую группу «Улыбка» посещают полный день уже около 70% от всей группы. Во многом благодаря совместной работе воспитателей, помощника воспитателя и родителей воспитанников адаптация детей в нашей группе проходит относительно благополучно.

Практически все малыши, успешно преодолели «острую» фазу (нарушение сна, аппетита, частые заболевания, нежелание ходить в детский сад, упрямство, грубость и др.) и находятся в фазе «собственно адаптация» (ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение) и фазе «компенсации» (дети начинают себя вести спокойно, с удовольствием ходят в садик; ускоряется темп развития).

У большинства детей поведение нормализовалось, эмоциональное состояние стабильное.  Дети во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих - появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

Также можно отметить, что у детей улучшились навыки самообслуживания, дети становятся все более активными участниками в процессах переодевания, приема пищи, мытье рук и т. д., а не просто ждут, когда все за них сделает взрослый. Ребята стали хорошо кушать, улучшился дневной сон.

Малыши учатся выслушивать взрослого, откликаются охотно на просьбы, начинают играть не просто рядом со сверстником, но и «вместе», делиться игрушками.

Малышу на рубеже 3-х – лет сложно отделить любимую или просто понравившуюся игрушку от себя, отдать ее на какое-то время другому – особенно ребенку. Поэтому так приятно уже сейчас, по прошествии малого времени, слышать «Я поиграю, и отдам»«Дай, пожалуйста»«Теперь моя очередь» вместо выхватывания - «Мое»«Дай»«Хочу».

Постепенно воспитатели из «чужих» становятся для каждого ребенка близкими («своими»). Малыши, несмотря на грусть от расставания с мамой или папой, радуются встрече, а уходя домой, все чаще мы слышим: «Я завтра обязательно приду! Вы будете меня ждать!».

Таким образом, под педагогической поддержкой мы рассматриваем фундаментальное понятие, заключающееся в оказании помощи ребенку в процессе определения его интересов и потребностей, реализации личностных возможностей в совершенно новых для него обстоятельствах.

В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того, чтобы по-настоящему оказать своевременную эффективную помощь ребенку в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях, система работы, построенная на знании возрастных и индивидуальных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе условиям детского сада.

Небольшие советы для родителей малышей, что можно и что нельзя делать в период адаптации.

Как делать не надо:

• Не пытайтесь втолкнуть ребенка в группу и убежать, чтобы не слышать его плача.

• Не затягивайте момент прощания, если малыш начинает расстраиваться все больше и больше.

• Не доводите прощание до такой ситуации, когда воспитателю приходится «отдирать» ребенка от вас.

Как поступать правильно:

• Настраивайте ребенка заранее, разговаривая спокойным размеренным голосом.

• Постарайтесь успокоить его, приласкайте, не позволяйте себе внутренне заводиться, вместе с воспитателем отвлеките его с помощью интересной игрушки.

• Скажите, что вам должны уйти, но вы обязательно скоро за ним вернетесь.

• Если малыш совсем не поддается на уговоры и хитрости, пройдите с ним ненадолго в группу, чтобы он мог успокоиться и побыть вместе с вами и другими детьми. Если не получается уйти, заберите ребенка и попробуйте прийти вместе в то время, когда удобно, чтобы не отвлекать воспитателя от других детей. Договоритесь с педагогом заранее, когда он сможет пообщаться с вами и ребенком в группе или на прогулке.

• Если Вы оставляете ребенка плачущим, договоритесь с воспитателем, что он обязательно вам позвонит, если ребенок не успокоится в течение получаса.

В заключении хочется отметить, что время адаптации в нашем детском саду подавляющего большинства детей раннего возраста колеблется от двух недель до двух месяцев. Но случаи адаптации в течение полугода также бывают. Терпение родителей и воспитателей всегда бывает вознаграждено.

 

 

 

Список использованных источников:

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - Москва: Просвещение, 2007. - 176с.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - Москва: Медицина 2007. - 304с.

3. Алямовская В.Г Ясли - это серьезно. - М.: ЛИН-КА-ПРЕСС, 2009. - 250с.

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.

5. Белозёрова О.В. Проблема адаптационного периода // Инновационные проекты и программы в образовании-2009. - № 6.

6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 104с.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2007. - 240с.

8. Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2.

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптация к детскому саду детей младшего дошкольного возраста»

Ирина Александровна Шеметова,

воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/с №26 «Кустук»

городского округа «город Якутск»


АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Детский сад новый период в жизни ребенка. Приспособление организма к новым или измененным условиям называется – адаптацией. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. Вопрос адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуален. Физическое и психологическое развитие, благополучное существование в детском саду и в семье зависит от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам.

Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детском саду. Выделяют два аспекта: биологический и психологический.

Если рассматривать адаптацию к ДОУ как некий критический для ребенка фактор, то необходимо отметить возможность проявлений стресса. Анализ причин стресса, различных его последствий дает возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на ребенка в критических ситуациях, увеличить содействие благоприятных эффектов.

Причины стрессовых перегрузок в детском саду это:

  1. длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых неприятна ребенку;

  2. строгие, непривычные дисциплинарные правила;

  3. фрустрация каких-то потребностей ребенка;

  4. общение сразу со многими взрослыми людьми, часть из которых ребенку неприятна, зависимость от них.

А.И. Захаров подчеркивает, что в начале посещения ДОУ адаптационный стресс изменяет реактивность (защитные силы организма), и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления психомоторных нарушений (тиков, заикания).

Выделяют три варианта адаптации:

  1. легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;

  2. адаптация средней тяжести – в течение месяца;

  3. тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев

У немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями).

Применительно к дошкольному учреждению именно педагог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому родителей, всех сотрудников дошкольного учреждения. Взрослые несут ответственность за содержание жизни ребенка, соблюдение его прав и реализацию его возможностей.

На сегодняшний день нашу 2 младшую группу «Улыбка» посещают полный день уже около 70% от всей группы. Во многом благодаря совместной работе воспитателей, помощника воспитателя и родителей воспитанников адаптация детей в нашей группе проходит относительно благополучно.

Практически все малыши, успешно преодолели «острую» фазу (нарушение сна, аппетита, частые заболевания, нежелание ходить в детский сад, упрямство, грубость и др.) и находятся в фазе «собственно адаптация» (ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение) и фазе «компенсации» (дети начинают себя вести спокойно, с удовольствием ходят в садик; ускоряется темп развития).

У большинства детей поведение нормализовалось, эмоциональное состояние стабильное. Дети во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих - появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

Также можно отметить, что у детей улучшились навыки самообслуживания, дети становятся все более активными участниками в процессах переодевания, приема пищи, мытье рук и т. д., а не просто ждут, когда все за них сделает взрослый. Ребята стали хорошо кушать, улучшился дневной сон.

Малыши учатся выслушивать взрослого, откликаются охотно на просьбы, начинают играть не просто рядом со сверстником, но и «вместе», делиться игрушками.

Малышу на рубеже 3-х – лет сложно отделить любимую или просто понравившуюся игрушку от себя, отдать ее на какое-то время другому – особенно ребенку. Поэтому так приятно уже сейчас, по прошествии малого времени, слышать «Я поиграю, и отдам»«Дай, пожалуйста»«Теперь моя очередь» вместо выхватывания - «Мое»«Дай»«Хочу».

Постепенно воспитатели из «чужих» становятся для каждого ребенка близкими («своими»). Малыши, несмотря на грусть от расставания с мамой или папой, радуются встрече, а уходя домой, все чаще мы слышим: «Я завтра обязательно приду! Вы будете меня ждать!».

Таким образом, под педагогической поддержкой мы рассматриваем фундаментальное понятие, заключающееся в оказании помощи ребенку в процессе определения его интересов и потребностей, реализации личностных возможностей в совершенно новых для него обстоятельствах.

В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того, чтобы по-настоящему оказать своевременную эффективную помощь ребенку в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях, система работы, построенная на знании возрастных и индивидуальных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе условиям детского сада.

Небольшие советы для родителей малышей, что можно и что нельзя делать в период адаптации.

Как делать не надо:

• Не пытайтесь втолкнуть ребенка в группу и убежать, чтобы не слышать его плача.

• Не затягивайте момент прощания, если малыш начинает расстраиваться все больше и больше.

• Не доводите прощание до такой ситуации, когда воспитателю приходится «отдирать» ребенка от вас.

Как поступать правильно:

• Настраивайте ребенка заранее, разговаривая спокойным размеренным голосом.

• Постарайтесь успокоить его, приласкайте, не позволяйте себе внутренне заводиться, вместе с воспитателем отвлеките его с помощью интересной игрушки.

• Скажите, что вам должны уйти, но вы обязательно скоро за ним вернетесь.

• Если малыш совсем не поддается на уговоры и хитрости, пройдите с ним ненадолго в группу, чтобы он мог успокоиться и побыть вместе с вами и другими детьми. Если не получается уйти, заберите ребенка и попробуйте прийти вместе в то время, когда удобно, чтобы не отвлекать воспитателя от других детей. Договоритесь с педагогом заранее, когда он сможет пообщаться с вами и ребенком в группе или на прогулке.

• Если Вы оставляете ребенка плачущим, договоритесь с воспитателем, что он обязательно вам позвонит, если ребенок не успокоится в течение получаса.

В заключении хочется отметить, что время адаптации в нашем детском саду подавляющего большинства детей раннего возраста колеблется от двух недель до двух месяцев. Но случаи адаптации в течение полугода также бывают. Терпение родителей и воспитателей всегда бывает вознаграждено.




Список использованных источников:

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - Москва: Просвещение, 2007. - 176с.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - Москва: Медицина 2007. - 304с.

3. Алямовская В.Г Ясли - это серьезно. - М.: ЛИН-КА-ПРЕСС, 2009. - 250с.

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.

5. Белозёрова О.В. Проблема адаптационного периода // Инновационные проекты и программы в образовании-2009. - № 6.

6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 104с.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2007. - 240с.

8. Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!