СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первого класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первого класса»

Далековская общеобразовательная школа

Подготовила: педагог-психолог

Анистратова И. С.

Психологическое сопровождение адаптации учащихся к новой ситуации обучения

Цель: психологического сопровождения адаптационного периода учащихся 1,5,10-го классов создание психологических условий для успешной адаптации обучающихся к новой социальной организации как к постоянной среде своего развития.

Адаптация  - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.

Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Особенности адаптационного периода:

Приспособить ребёнка к школе

  • Значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника.

Приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником — послушным, старательным, неконфликтным.

1.Неготовность ребенка к обучению

  • Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них чаще проявляются различные трудности обучения; среди них больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

2.Нарушения в состоянии здоровья

  • Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности.

3.Характер семейного воспитания

Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «Мы», он и в новую социальную общность — школу - входит с трудом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразличия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создает определенные трудности.

4. Раннее начало систематического обучения.

5. Жесткость требований педагога и родителей.

6. Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.

7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.

8. Нарушения в организации внешкольного режима дня.

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе:

  • Адекватность поведения;

  • Вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;

  • Проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;

  • Терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;

  • Способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.

  • Положительное отношение к школе;

  • Умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками;

  • Адекватное восприятие школьником предъявляемых нему требований;

  • Легкое усвоение учебного материала;

  • Проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений;

  • Благоприятное статусное положение в классе.

Учителю необходимо

Согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой - непосильных для него повышенных требований;

Организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания.

Рекомендации педагога-психолога по адаптации первоклассников:

Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса

Возрастные особенности пятиклассников

  • Частая смена настроения;

  • Неадекватное реагирование на замечания;

  • Снижение темпа деятельности;

  • Снижение концентрации внимания;

  • Снижение успеваемости.

Рекомендации школьного психолога классному руководителю 5-го класса:

• Совместно с психологом, сопровождающим 5 класс, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга, и т. д.).
• Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на парту).
• Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.
• Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.

Осуществлять психологическую поддержку ребенка

Для этого необходимо:
• Опираться на его сильные стороны.
• Избегать подчеркивания промахов.
• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
• Уметь взаимодействовать с ребенком.
• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
• Принимать индивидуальность каждого ребенка.
• Проявлять эмпатию и веру в учеников.
• Демонстрировать оптимизм.

Адаптация 10 класс

Индивидуальные  особенности  учащихся  в адаптационном процессе.

*Адаптация в новом коллективе.

*Адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

* Меняются критерии оценок, теряется статус ученика среди сверстников и подростку вновь приходится формировать представления о себе в глазах окружающих.

  • Проблема самосознания;

  • Проблема личностного роста;

  • Неадекватный уровень притязаний;

  • Несформированность жизненных планов;

  • Несформированность потребностей;

  • Низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее:

Дезадаптация

1. Учащийся  становится недисциплинированным;

2.Невнимательным, безответственным;

3.Отстает в учебе;

4.Быстро утомляется и просто не хочет идти в школу;

Дети, систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношений и общения с одноклассниками и учителями.

Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Психолого-педагогическое сопровождение

  • Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решение задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Тревожность

Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об  особенностях  и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе  класса  и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации.

Проведенный анализ результатов диагностики, позволил определить следующие показатели:

Уровень и характер школьной тревожности каждого учащегося класса по всем факторам;

Количество учащихся в классе с низким и высоким уровнем тревожности;

Общие показатели уровня тревожности по классу;

Выявить наиболее тревожные факторы

Выводы и рекомендации:

Анализ результатов диагностики учащихся 10-го класса показывает, что адаптационный период для большинства школьников проходит успешно;

Высокого уровня тревожности не выявлено;

Учащиеся показывают достаточно высокий уровень работоспособности и хорошую школьную мотивацию;

идет стабильное формирование классного коллектива, о чем свидетельствуют данные диагностики психологического климата классного коллектива;

Классному руководителю продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики;

Учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей педагогической деятельности.

Адаптационный период успешно проходят большинство учащихся 10-го класса, идет стабильное формирование классного коллектива;

Выбор профилей обучения сделан учащимися самостоятельно и осознанно; состав профильных групп оставить без изменений;

Классному руководителю учесть данные психологической диагностики при формировании классного коллектива;

Учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей работе;

Психологу школы совместно с классным руководителем, довести до сведения родителей учащихся 10-го класса, результаты диагностики.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!