Далековская общеобразовательная школа
Подготовила: педагог-психолог
Анистратова И. С.
Психологическое сопровождение адаптации учащихся к новой ситуации обучения
Цель: психологического сопровождения адаптационного периода учащихся 1,5,10-го классов создание психологических условий для успешной адаптации обучающихся к новой социальной организации как к постоянной среде своего развития.
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.
Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Особенности адаптационного периода:
Приспособить ребёнка к школе
Значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника.
Приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником — послушным, старательным, неконфликтным.
1.Неготовность ребенка к обучению
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них чаще проявляются различные трудности обучения; среди них больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.
2.Нарушения в состоянии здоровья
Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности.
3.Характер семейного воспитания
Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «Мы», он и в новую социальную общность — школу - входит с трудом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразличия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создает определенные трудности.
4. Раннее начало систематического обучения.
5. Жесткость требований педагога и родителей.
6. Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.
7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.
8. Нарушения в организации внешкольного режима дня.
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе:
Адекватность поведения;
Вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;
Проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
Терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
Способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.
Положительное отношение к школе;
Умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками;
Адекватное восприятие школьником предъявляемых нему требований;
Легкое усвоение учебного материала;
Проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений;
Благоприятное статусное положение в классе.
Учителю необходимо
Согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой - непосильных для него повышенных требований;
Организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания.
Рекомендации педагога-психолога по адаптации первоклассников:
Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса
Возрастные особенности пятиклассников
Частая смена настроения;
Неадекватное реагирование на замечания;
Снижение темпа деятельности;
Снижение концентрации внимания;
Рекомендации школьного психолога классному руководителю 5-го класса:
• Совместно с психологом, сопровождающим 5 класс, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга, и т. д.).
• Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на парту).
• Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.
• Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.
Осуществлять психологическую поддержку ребенка
Для этого необходимо:
• Опираться на его сильные стороны.
• Избегать подчеркивания промахов.
• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
• Уметь взаимодействовать с ребенком.
• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
• Принимать индивидуальность каждого ребенка.
• Проявлять эмпатию и веру в учеников.
• Демонстрировать оптимизм.
Адаптация 10 класс
Индивидуальные особенности учащихся в адаптационном процессе.
*Адаптация в новом коллективе.
*Адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.
* Меняются критерии оценок, теряется статус ученика среди сверстников и подростку вновь приходится формировать представления о себе в глазах окружающих.
Проблема самосознания;
Проблема личностного роста;
Неадекватный уровень притязаний;
Несформированность жизненных планов;
Несформированность потребностей;
Низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее:
Дезадаптация
1. Учащийся становится недисциплинированным;
2.Невнимательным, безответственным;
3.Отстает в учебе;
4.Быстро утомляется и просто не хочет идти в школу;
Дети, систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношений и общения с одноклассниками и учителями.
Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решение задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Тревожность
Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации.
Проведенный анализ результатов диагностики, позволил определить следующие показатели:
Уровень и характер школьной тревожности каждого учащегося класса по всем факторам;
Количество учащихся в классе с низким и высоким уровнем тревожности;
Общие показатели уровня тревожности по классу;
Выявить наиболее тревожные факторы
Выводы и рекомендации:
Анализ результатов диагностики учащихся 10-го класса показывает, что адаптационный период для большинства школьников проходит успешно;
Высокого уровня тревожности не выявлено;
Учащиеся показывают достаточно высокий уровень работоспособности и хорошую школьную мотивацию;
идет стабильное формирование классного коллектива, о чем свидетельствуют данные диагностики психологического климата классного коллектива;
Классному руководителю продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики;
Учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей педагогической деятельности.
Адаптационный период успешно проходят большинство учащихся 10-го класса, идет стабильное формирование классного коллектива;
Выбор профилей обучения сделан учащимися самостоятельно и осознанно; состав профильных групп оставить без изменений;
Классному руководителю учесть данные психологической диагностики при формировании классного коллектива;
Учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей работе;
Психологу школы совместно с классным руководителем, довести до сведения родителей учащихся 10-го класса, результаты диагностики.