Просмотр содержимого документа
«"Адаптация первокурсников. Мотивация студентов"»
Адаптация первокурсников. Мотивация студентов в ГАПОУ ЧАО «ЧМК» .
Рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы.
Выполнил: педагог-психолог Орлова К.К.
Существует несколько видов адаптации первокурсников:
- Организационная адаптация - предполагает, что учащийся попадает в новые условия «обитания», обучения. Здесь ему предстоит перестроить режим дня, привыкнуть к новой нагрузке, методам обучения, правилам поведения и условиям пребывания в ВУЗе. Фактически студент должен принять действующие правила, тотально изучить их и усвоить. Далее данный вид адаптации отстраняется на второй план, так как обычно правила пребывания в ВУЗе едины.
- Деятельностная адаптация- происходит параллельно с организационной. Она предполагает, что студент знакомится со всеми возможными для него видами деятельности: изучение предметов, привыкание к новому социальному статусу (студент), изучение и усваивание новых прав и обязанностей, запоминает новые требования к учебе (например, действие рейтинговой системы, правила оценки успеваемости учащегося и пр.).
- Профессиональная адаптация- включает в себя знакомство с выбранным направлением деятельности. Обычно профессиональная адаптация настигает студента во время прохождения производственной и преддипломной практики , где он изучает профиль «изнутри»: видит, чем занимается специалист, каковы его права и обязанности, ответственность, повседневная служба и решение форс-мажоров и пр.
- Социально- психологическая адаптация- предполагает установление новых деловых и личных связей. Также она проявляется в самоутверждении, принятии нового статуса и завоевании доверия со стоны коллег, друзей, педагогов.
Какие факторы оказывают воздействие на адаптацию первокурсников?
Социологические
Педагогические
- возраст,
- социальное происхождение,
- наличие образования.
Психологические
- от поведения педагогов и требований, которые они предъявляют к учащимся.
Могут возникать недопонимания из-за социального или религиозного происхождения, на фоне успехов на учебном поприще
- уровень интеллекта,
- самомотивация студента,
- настрой учащегося (желание развиваться в рамках выбранной специальности),
- отношения в коллективе.
- от отношений преподавателей к студентам
Чтобы справиться с ними, необходимо обладать стрессоустойчивостью, дружелюбием и др.
Влияет на уровень заинтересованности студентов, их мотивацию.
Какие бывают стороны в адаптации?
Личная сторона адаптации:
Чтобы самостоятельно справиться с возникшими преградами, необходимо уметь направлять энергию в нужное русло (например, заниматься спортом, общественной деятельностью), грамотно расставлять приоритеты и планировать свой день и пр.
Родительская сторона адаптации:
Родителям/опекунам важно интересоваться элементарными вещами: как прошел день, с кем студент познакомился, нравится ли ему учиться , что рассказывает о педагогах и пр. Здесь родители могут дать дельный совет и поддержать своего ребенка.
Педагогическая сторона адаптации:
Важно для сплочения коллектива устраивать общественные мероприятия (субботник, соревнования и эстафеты, общие мероприятия (день студента, посвящение в студенты и пр.)). А так же педагогу важно быть внимательным к атмосфере в коллективе и вовремя устранять возможные трения.
Мотивация студентов в ГАПОУ ЧАО «ЧМК». Способы повышения мотивации студентов
1. Заинтересовать их;
2. Использовать метод кнута и пряника;
3. Стимулирование на результат, а не на оценку;
4. В целях морального и материального стимулирования труда студентов публично отмечать успехи студентов при отличном и хорошем окончании сессии;
5. Расширять функциональные обязанности студентов;
6. Научить студентов учету личного времени, с целью оптимизации его использования.
Рекомендации по работе со студентами, испытывающими трудности в освоении программы:
- Дозирование заданий для самостоятельной работы на паре, более подробные инструкции, чем у других учеников;
- Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников;
- Индивидуальная форма обучения;
- Групповые занятия;
- Стимулирование развития интересов;
- Активизация познавательной деятельности учащихся и их самостоятельности, усиление творческих элементов в ней.
Благодарю за внимание!