- Адаптационный период пятиклассника
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику.
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходным с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе
В адаптационный период дети становятся наиболее , тревожными, робкими или наоборот «развязными», чрезмерно суетливыми, шумными, У них может снизиться работоспособность., они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит…
Часто с адаптационным периодом связаны и заболевания детей. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со сторон родителей.
Трудности возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с обезличиванием подхода педагогов, для которых пятиклассники являются «новенькими». У некоторых ребят возникает ощущения одиночества. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипают» к классному руководителю, капризы. Другие наоборот «шалеют» от внезапной свободы- бегают по школе, задирают старших и т.п
Основные направления работы психолога в период адаптации детей к средней школе
На этапе перехода детей от начальной школы в среднюю психологической службе школы предстоит решать следующие задачи:
- Создание условий для успешной реализации адаптации детей в школе(формирование классного коллектива, выработка единой системы обоснованных, последовательных требований, установление норм взаимоотношения детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы
- - повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
- - адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.
Важные аспекты психологической диагностики
- Немаловажную роль играет диагностика адаптации пятиклассников. Методики, которые для этого применяются, призваны не только показать текущее состояние ребёнка, но и помочь в прогнозировании возникновения будущих проблем. Кроме этого, такие методики могут дать информацию о причинах, которые не дают успешно протекать адаптационным процессам. Понятно, что все методики должен проводить специалист, имеющий психологическое образование. На основе проделанной работы он должен составить специальный документ-справку, под названием «Адаптация пятиклассников». Справка такого рода может включать в себя программу по изучению данного явления, перечисление использованных методик, а также интерпретацию с результатами и основные рекомендации учителям и родителям. Психологу нужно помнить о том, что все методики должны быть валидны, то есть соответствовать возрастным особенностям детей, а также изучаемой проблеме. В противном же случае психолог получит искажённые результаты диагностики, его помощь в данном случае будет равняться нулю.
Этапы реализации
I Подготовительный
Задачи: Изучить проблему оптимизации адаптации выпускников начальной школы к обучению в среднем звене школы как одного из направлений работы педагогического коллектива Выявить возможности школы для реализации предложенного направления работы. II Проектный Задачи: Провести диагностику готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы. Провести качественный анализ готовности учащихся 4-х классов прошлых лет к переходу в среднее звено школы и их адаптированности в 5 классе. Разработать проект «Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в средней звене школы» Для реализации проекта разработать план работы членов школьного коллектива по адаптации пятиклассников. III Экспериментальный Задачи: Осуществить апробацию и внедрение плана работы членов школьного коллектива по адаптации пятиклассников IV Аналитический Задачи: Проследить динамику уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптированности учащихся в 5 классе в ГБОУ «Закаменская СКОШИ». V Итоговый(апрель 2010 г.) Задачи: Проанализировать результаты. Подвести итого реализации намеченного плана взаимодействия членов школьного коллектива по адаптации пятиклассников.
Опросники, которые допустимо применять в данном случае
- Несомненно, один из самых сложных процессов, которые происходят в жизни школы, – это адаптация пятиклассников. Диагностика в данном случае должна включать в себя разноплановые тесты и методики. Очень хорошо зарекомендовали себя различного рода специальные опросники. Сразу надо сказать, что педсовет по адаптации пятиклассников, конечно же, даёт учителям представление о том, какие признаки соответствуют успешно пройденной адаптации учеников. Но только на одни знания учителей невозможно полагаться в оценке психологического состояния школьников, поэтому использование методик становится необходимым.
1 методика «Отношение к учебным предметам»
Цель данного опросника-выявление «проблемных» предметов, т.е. тех, которые могут вызывать дезадаптацию. Психологам необходимо
выяснить, чем вызван «негатив» при изучении данного предмета: трудностью в изучении или
проблемами, возникающими при взаимодействии «учитель-ученик»
2 методика «Черты идеального учителя»:
Целью данной методики является определение черт учителя, которые учащиеся ожидают увидеть по отношению к себе. Соответствие учителя этим ожиданиям, помогает учащемуся легко пройти период адаптации при переходе в среднее звено.
На выбор учащихся было предложено 10 черт, характерных для школьного учителя. Дети должны были выбрать 5 из 10 черт. Психологи школы не только обратили внимание на выбор обучающихся, но и проранжировали полученные показатели
3 методика «Самочувствие учащихся в школе»: Целью данной методики, было выявление индивидуального состояния учащихся и
классного коллектива в целом. На основании полученных результатов можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Учащимся было предложено на выбор 16 состояний-чувств характерных для данной возрастной категории, которые наиболее часто ребенок может испытывать в школе. Данная методика позволяет выявить наличие, либо отсутствии, внутренних ресурсов, необходимых для успешного овладения знаниями. При анализе полученных результатов можно говорить об успешности адаптационного периода.
4 экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации»: Целью данной методики является определение уровня тревожности (низкий, средний, повышенный, высокий) и сравнение результатов с тестом школьной тревожности Филлипса. 5 методика «Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу»: Целью данной методики является определение преобладающих для данного возраста мотивов (от менее значимых к более значимым): -внешний мотив подсчитывается количество выборов каждого мотива. По результатам диагностики выделяются 5 уровней мотивации-игровой мотив-получение отметки -позиционный мотив-социальный мотив -учебный мотив По всей выборке респондентов учащихся на момент перехода из начальной школы в среднюю 6 методика «Тест школьной тревожности Филлипса»:
Целью данной методики является выявление и подтверждение (опровержение) полученных ранее результатов по показателям школьной тревожности. Данная методика позволяет выявить более конкретные области общей тревожности в школе:
Спасибо за внимание!