"Адаптация пятиклассников к новой учебной среде"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрастный особенности младшего подростка;

Основный проблемы и трудности, возникающие у детей в период адаптации;

Определение уровня писхологической адаптации пятиклассников;

Диагностические мероприятия;

Рекомендации для учителей и родителей

Просмотр содержимого документа
«"Адаптация пятиклассников к новой учебной среде"»

МБОУ «МОЛОДЕЖНЕНСКАЯ ШКОЛА №2» Адаптация пятиклассников  к новой учебной среде  2015-2016 уч.год.

МБОУ «МОЛОДЕЖНЕНСКАЯ ШКОЛА №2»

Адаптация пятиклассников к новой учебной среде 2015-2016 уч.год.

Адаптация –  это приспособление к окружающим условиям Психологическая адаптация –  это приспособление учащихся к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов)

Адаптация это приспособление к окружающим условиям

Психологическая адаптация

это приспособление учащихся к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов)

Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются: повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;   повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;  зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;  степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;  состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;  влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:

  • повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

  • повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

  • зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

  • степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

  • состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

  • влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Трудности, возникающие у детей в период адаптации к условиям обучения в средней школе очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);   непривычное расписание (новый режим);  много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);  новые дети в классе (или я сам в новом классе);  новый классный руководитель;  проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Трудности, возникающие у детей в период адаптации к условиям обучения в средней школе

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

  • непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);

  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);

  • новый классный руководитель;

  • проблемы со старшеклассниками

(например, в буфете или в туалетной комнате).

Определение уровня психологической адаптации пятиклассников Целью   психодиагностического обследования учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление трудностей детей

Определение уровня психологической адаптации пятиклассников

Целью  

психодиагностического обследования учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление трудностей детей

Задачи исследования:     изучение возрастных особенностей младшего школьника (пятиклассника)   диагностика школьной мотивации и познавательной активности детей;   исследование актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения; определение уровня школьной тревожности   подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников .

Задачи исследования:

  • изучение возрастных особенностей младшего школьника (пятиклассника)

  • диагностика школьной мотивации и познавательной активности детей;

  • исследование актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения; определение уровня школьной тревожности

  • подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников .
Возрастные особенности младшего подростка (пятиклассника) Потребность в достойном положении в коллективе сверстников и в семье. Повышенная утомляемость. Стремление обзавестись «верным другом». Стремление избежать изоляции как в классе, так и в ма­лом коллективе. Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе. Отсутствие авторитета возраста . Восприимчивость к промахам учителей. Отсутствие адаптации к неудачам. Отсутствие адаптации к положению «худшего». Повышенная эмоциональность. Повышенный интерес к спорту. Увлечение коллекционированием. Увлечение киноискусством. Недостаточное умение контролировать собственный темперамент и т. д.

Возрастные особенности младшего подростка (пятиклассника)

  • Потребность в достойном положении в коллективе сверстников и в семье.
  • Повышенная утомляемость.
  • Стремление обзавестись «верным другом».
  • Стремление избежать изоляции как в классе, так и в ма­лом коллективе.
  • Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе.
  • Отсутствие авторитета возраста .
  • Восприимчивость к промахам учителей.
  • Отсутствие адаптации к неудачам.
  • Отсутствие адаптации к положению «худшего».
  • Повышенная эмоциональность.
  • Повышенный интерес к спорту.
  • Увлечение коллекционированием.
  • Увлечение киноискусством.
  • Недостаточное умение контролировать собственный темперамент и т. д.
Диагностические мероприятия: Изучение уровня учебной мотивации:  анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)  Диагностика уровня школьной тревожности: экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»

Диагностические мероприятия:

Изучение уровня учебной мотивации:

анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Диагностика уровня школьной тревожности:

экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»

Определение школьной мотивации учащихся 5 классов  По итогам первичной диагностики у пятиклассников:  Для большинства учащихся характерен средний уровень учебной мотивации, школа привлекает детей внеучебной деятельностью, свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными.

Определение школьной мотивации учащихся 5 классов

По итогам первичной диагностики у пятиклассников: Для большинства учащихся характерен средний уровень учебной мотивации, школа привлекает детей внеучебной деятельностью, свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными.

Анализ данных, полученных в результате проведения исследования школьной мотивации 1.Высокий уровень развития имеют 3 человека. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования;   2.Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 8 учащихся 5-х классов. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе;   3.Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (17 человек в параллели), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;   4.Низкая школьная мотивация была выявлена у 10 ребят. Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно.Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов выявлено 5 человек

Анализ данных, полученных в результате проведения исследования школьной мотивации

1.Высокий уровень развития имеют 3 человека. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования; 2.Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 8 учащихся 5-х классов. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; 3.Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (17 человек в параллели), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью; 4.Низкая школьная мотивация была выявлена у 10 ребят. Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно.Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов выявлено 5 человек

Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации В ходе исследования тревожность учеников пятых классов распределилась следующим образом:  Общее эмоциональное состояние оптимальное, тревожность не характерна - 11 человек,  Средний уровень тревожности - 7 человек,  Повышенный уровень тревожности - 4 человека

Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации

В ходе исследования тревожность учеников пятых классов распределилась следующим образом:

  • Общее эмоциональное состояние оптимальное, тревожность не характерна - 11 человек,
  • Средний уровень тревожности - 7 человек,
  • Повышенный уровень тревожности - 4 человека

Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации В результате исследования уровня тревожности у пятиклассников, были выявлены следующие результаты: Низкий уровень тревожности характерен для 11 человек Средний уровень тревожности наблюдается у 8 человек Повышенный уровень тревожности у 2 человек Высокий уровень тревожности - 1 человек

Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации

В результате исследования уровня тревожности у пятиклассников, были выявлены следующие результаты:

  • Низкий уровень тревожности характерен для 11 человек
  • Средний уровень тревожности наблюдается у 8 человек
  • Повышенный уровень тревожности у 2 человек
  • Высокий уровень тревожности - 1 человек
Результаты психологического обследования показали следующее: значительная часть пятиклассников адаптирована к условиям обучения и пребывания в школе, что говорит об удовлетворенности детей процессом обучения, удовлетворенностью межличностными отношениями, адекватном реагировании на большинство тревожных факторов; 30.8 % (7 человек) пятиклассников все же испытывают повышенные трудности в адаптации, что влечет к нарушению эмоционально – личностного отношения к обучению; 37.3% (8 человек) опрошенных пятиклассников не чувствуют себя в безопасности; 83.6 % (19 человек) учеников указывают на быструю утомляемость, трудности утреннего пробуждения и беспокойный сон; 22 % (5 человек) опрошенных указали на плохое самочувствие, головокружение, слабость; также, имеется ребенок с завышенным уровнем тревожности, пятиклассник испытывает повышенные трудности в адаптации, что может сопровождаться определенными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.).

Результаты психологического обследования показали следующее:

  • значительная часть пятиклассников адаптирована к условиям обучения и пребывания в школе, что говорит об удовлетворенности детей процессом обучения, удовлетворенностью межличностными отношениями, адекватном реагировании на большинство тревожных факторов;
  • 30.8 % (7 человек) пятиклассников все же испытывают повышенные трудности в адаптации, что влечет к нарушению эмоционально – личностного отношения к обучению;
  • 37.3% (8 человек) опрошенных пятиклассников не чувствуют себя в безопасности;
  • 83.6 % (19 человек) учеников указывают на быструю утомляемость, трудности утреннего пробуждения и беспокойный сон;
  • 22 % (5 человек) опрошенных указали на плохое самочувствие, головокружение, слабость;
  • также, имеется ребенок с завышенным уровнем тревожности, пятиклассник испытывает повышенные трудности в адаптации, что может сопровождаться определенными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.).
Способы преодоления тревожности:   Не сравнивайте ребенка с окружающими.  Доверяйте ребенку.  Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.  Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.  Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.  Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.  Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.  Используйте наказание лишь в крайних случаях.  Не унижайте ребенка, наказывая его.  Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».  Помогите ему найти дело по душе.

Способы преодоления тревожности:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.

  • Доверяйте ребенку.

  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.

  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

  • Помогите ему найти дело по душе.
Слова, которые разрушают веру в себя   Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.  Эта идея никогда не сможет быть реализована.  Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Слова, которые поддерживают веру в себя:   Зная тебя, я уверен, что ты все сделал хорошо.  Ты делаешь это очень хорошо.  У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?  Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова, которые разрушают веру в себя

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слова, которые поддерживают веру в себя:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделал хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Золотые правила воспитания для родителей   Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Принимайте ребенка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите

Золотые правила воспитания для родителей

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите
Рекомендации учителям  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.   Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.   Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.   Налаживайте эмоциональный контакт с классом.   На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).  Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

Рекомендации учителям

  • Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

  • Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

  • Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

  • Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

  • На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

  • Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.   Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.  Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).   Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.   Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  • Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

  • Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

  • Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

  • Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

  • Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей