МБОУ «МОЛОДЕЖНЕНСКАЯ ШКОЛА №2»
Адаптация пятиклассников к новой учебной среде 2015-2016 уч.год.
Адаптация – это приспособление к окружающим условиям
Психологическая адаптация –
это приспособление учащихся к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов)
Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:
- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
- повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
- зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
- степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
- состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
- влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Трудности, возникающие у детей в период адаптации к условиям обучения в средней школе
- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
- новые дети в классе (или я сам в новом классе);
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками
(например, в буфете или в туалетной комнате).
Определение уровня психологической адаптации пятиклассников
Целью
психодиагностического обследования учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление трудностей детей
Задачи исследования:
- изучение возрастных особенностей младшего школьника (пятиклассника)
- диагностика школьной мотивации и познавательной активности детей;
- исследование актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения; определение уровня школьной тревожности
- подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников .
Возрастные особенности младшего подростка (пятиклассника)
- Потребность в достойном положении в коллективе сверстников и в семье.
- Повышенная утомляемость.
- Стремление обзавестись «верным другом».
- Стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе.
- Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе.
- Отсутствие авторитета возраста .
- Восприимчивость к промахам учителей.
- Отсутствие адаптации к неудачам.
- Отсутствие адаптации к положению «худшего».
- Повышенная эмоциональность.
- Повышенный интерес к спорту.
- Увлечение коллекционированием.
- Увлечение киноискусством.
- Недостаточное умение контролировать собственный темперамент и т. д.
Диагностические мероприятия:
Изучение уровня учебной мотивации:
анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
Диагностика уровня школьной тревожности:
экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»
Определение школьной мотивации учащихся 5 классов
По итогам первичной диагностики у пятиклассников: Для большинства учащихся характерен средний уровень учебной мотивации, школа привлекает детей внеучебной деятельностью, свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными.
Анализ данных, полученных в результате проведения исследования школьной мотивации
1.Высокий уровень развития имеют 3 человека. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования; 2.Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 8 учащихся 5-х классов. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; 3.Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (17 человек в параллели), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью; 4.Низкая школьная мотивация была выявлена у 10 ребят. Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно.Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов выявлено 5 человек
Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации
В ходе исследования тревожность учеников пятых классов распределилась следующим образом:
- Общее эмоциональное состояние оптимальное, тревожность не характерна - 11 человек,
- Средний уровень тревожности - 7 человек,
- Повышенный уровень тревожности - 4 человека
Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации
В результате исследования уровня тревожности у пятиклассников, были выявлены следующие результаты:
- Низкий уровень тревожности характерен для 11 человек
- Средний уровень тревожности наблюдается у 8 человек
- Повышенный уровень тревожности у 2 человек
- Высокий уровень тревожности - 1 человек
Результаты психологического обследования показали следующее:
- значительная часть пятиклассников адаптирована к условиям обучения и пребывания в школе, что говорит об удовлетворенности детей процессом обучения, удовлетворенностью межличностными отношениями, адекватном реагировании на большинство тревожных факторов;
- 30.8 % (7 человек) пятиклассников все же испытывают повышенные трудности в адаптации, что влечет к нарушению эмоционально – личностного отношения к обучению;
- 37.3% (8 человек) опрошенных пятиклассников не чувствуют себя в безопасности;
- 83.6 % (19 человек) учеников указывают на быструю утомляемость, трудности утреннего пробуждения и беспокойный сон;
- 22 % (5 человек) опрошенных указали на плохое самочувствие, головокружение, слабость;
- также, имеется ребенок с завышенным уровнем тревожности, пятиклассник испытывает повышенные трудности в адаптации, что может сопровождаться определенными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.).
Способы преодоления тревожности:
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
- Помогите ему найти дело по душе.
Слова, которые разрушают веру в себя
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Слова, которые поддерживают веру в себя:
Зная тебя, я уверен, что ты все сделал хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Золотые правила воспитания для родителей
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
- Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите
Рекомендации учителям
- Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
- Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
- Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
- Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
- На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
- Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
- Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
- Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
- Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
- Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
- Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!