Особенности адаптации пяиклассников
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Переход учащихся из начальной школы в основную, предусматривает три этапа
стабилизационный
адаптационный
подготовительный
Подготовительный этап:
1) Изучение личных дел учащихся;
2) Мониторинг развития личности учащихся, качества их обучения и воспитания, а также диагностика готовности к переходу в среднее звено;
Адаптационный этап:
Начинается с первой четверти 5 класса
- анкетирование учащихся на выявление динамики психологического состояния;
- тесная работа со школьным психологом;
Стабилизационный этап
- разработка единых методических приемов;
- работа с родителями;
- устранение причин психологического дискомфорта учащихся.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается
в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- ярко выраженная эмоциональность;
-
Возникающие проблемы:
- много разных учителей;
- непривычное расписание;
- новый классный руководитель;
- возросший темп работы, возросший объем работ в классе и д/з;
- ослабление или отсутствие контроля ;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться
к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность в учебе;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие подросткового возраста.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Организуйте работу ученического актива.
- Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в 5 классе.
- Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
- Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.
- Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
- На родительском собрании необходимо представить учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
- Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, сообщения, телефонные звонки и т. д.).
- Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
- Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья.
- Попытаться найти индивидуальный подход к каждому ученику и его родителям.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Признаки успешной адаптации:
- Удовлетворенность процессом обучения.
- Ребенок легко справляется с программой.
- Готовность прибегнуть к помощи взрослого после попыток выполнить задание самостоятельно.
- Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!