СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация учащихся 5 класса по предметам история и ОДНКНР

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 5 класса по предметам история и ОДНКНР»

Адаптация учащихся 5 класса по предметам история и ОДНКНР

Учитель истории Маслова С.И.


Свою работу с пятиклассниками планирую с учетом возрастных особенностей детей. По своим психологическим и физиологическим особенностям они относятся к учащимся младшего школьного возраста и одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра, которую часто использую в своей деятельности.

Также стараюсь разумно сочетать разнообразные варианты, формы и методы работы как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими.

Новые предметы -История древнего мира и ОДНКНР. Есть и другие новые учителя и предметы. Невозможно сразу запомнить требования всех учителей. Очень полезны в этом случае различные «Памятки». Например «Памятка по работе с письменным источником»:

  • прочитай источник;

  • расскажи о том какая тема в нём раскрывается;

  • подумай,о чём новом ты прочитал(а) в этом источнике, чего нет в учебнике или этот текст повторяет информацию;

  • какие мысли вызывает данный текст;

  • какие выводы можно сделать.

Концентрация внимания пятиклассника далека от совершенства. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, чрезмерно шумными, суетливыми. Это и объясняет тот факт, что пятиклассник не может одновременно слушать учителя и письменно фиксировать основную мысль. Даже самая интересная информация воспринимается ими не более 7-8 минут. После этого наступает кратковременное переключение внимания. Поэтому виды работ необходимо подбирать с учётом 8-10 минутной периодичности и с максимальной активизацией умственной деятельности.

Процесс оценивания в начальной школе начинался не с оценки, а с поощрительных слов. О чем мы уже на второй ступени забываем. А слова похвалы: «Молодец!», «Очень хорошо!» им очень нужны. Поверьте, пятикласснику ещё важнее наша эмоциональная оценка, нежели оценка в баллах.

Очень часто на уроке ученик работает хорошо, активно, дает правильные устные ответы. Но как только проводишь рефлексию, может выявиться неожиданный результат. Основным условием успешности развития памяти является частота повторений. В истории механическое запоминание работает при работе с датами, при решении исторических задач. Механическое запоминание без установления логической связи между частями и признаками понятий, терминов, конечно, не приемлемо. Необходимо включать материал, который нужно запомнить, в практическую деятельность, можно с использованием алгоритма рассказа, описания картины, характеристики личности. Использовать в повторении нестандартные задания, например, кроссворды.

Конец урока – это стадия рефлексии. Можно использовать разные приемы. Чаще я использую – игра в ассоциации. Другой прием – «закончи фразу: сегодня на уроке я узнал…, выяснил…, понял…, мне было знакомо…».
Итог урока в том, что реализуется принцип преемственности - реализуется системно – деятельностный подход в обучении. Развивается мышление, речь, способности к анализу и синтезу материала, а технология критического мышления позволяет отделять правильное от неправильного, существенное от несущественного.
В своей работе я стараюсь использовать развивающие и ориентированные на личность технологии – интерактивное обучение.
Важными принципами интерактивного обучения являются:

  • активность и взаимодействие, благодаря которым учитель и ученик вовлечены в совместный процесс поиска решений;

  • равенство, доверие в общении;

  • экспериментирование, стимулирующее творческий подход.

Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Работа в парах – форма сотрудничества, где учащиеся имеют возможность закрепить пройденный или новый материал на уроке, смогут проверить друг друга. Например, взаимопроверка знания исторических дат (устный опрос или письменный), затем учащиеся проверяют работы друг друга, оценивают их.

Для повышения мотивации и развития познавательного интереса я использую средства ТСО и ИКТ.

Так, например, использую видеоуроки, электронные тетради, что не только позволяет разнообразить и активизировать учебную деятельность на уроке, но и сделать ее более интересной, а также мгновенно получить ученикам оценку своей работы.

Я использую задания в которых очень интересны и познавательны (кроссворды, тесты, работа с контурной картой, работа с текстом, с документами и др.). Такие задания служат закрепляющим фактором пройденного на уроке материала.

Трудности, с которыми приходиться сталкиваться, связаны с запоминанием дат исторических событий, расположением этих дат на ленте времени, работой с составлением рассказа по картинке.

Для преодоления возникающих проблем я использую дополнительные индивидуальные задания.

Стараюсь выставлять оценки своевременно, предварительно комментируя их. При работе в 5 классе не стоит забывать об оценке как факторе, стимулирующем деятельность ученика.

Для пятиклассников этот фактор особенно значим!

Вводный контроль (в сентябре) показал:

-учащиеся 5а класса имеют хорошую мотивацию к предмету: 77% занимаются на «4» и «5». 3 -занимаются в меру своих возможностей, хотя при большем усердии и старании могли бы заниматься лучше Котяев Г., Поляков Д., Бессонова А. Низкая мотивация- Костиков Максим, Юрченко А.

- учащиеся 5б класса имеют хорошую мотивацию к предмету: 67% занимаются на «4» и «5». Низкая мотивация- Дубров А., Бровко Д., Толмачев Д.(речь), Фроловы Оля и Настя, Шеенко Артем, Терентьев Кирилл успеваемость «2». Ребенок не выполняет элементарных требований по предмету, не читает, не владеет письменными навыками.

У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, не сформи­рованы учебные умения и навыки. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа, синте­за), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внима­ния и памяти. Большой проблемой является медленный темп чтения. Пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков.

Предмет ОДНКНР новый для ребят, но достаточно интересный и занимательный. Ребята активно обсуждают поставленные вопросы, учатся аргументировать свои ответы, приводить примеры, готовить сообщения, использовать разный дополнительный материал. Но сложность в отсутствии учебников для работы дома. 5А качество знаний— 73%, 5Б- 86%.

Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап) – 5 человек.

Считаю, что использование в работе вышеперечисленных методов, приемов и средств обучения позволяет пятиклассникам без особых проблем адаптироваься к новым для них предметам – история и ОДНКНР.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!