СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация учащихся в условиях лицея-интерната для одаренных детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация ребенка в коллективе — своего рода экзамен на успешную социализацию. И чем старше ребенок, тем ему сложнее менять сложившийся школьный уклад на новое и неизведанное.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся в условиях лицея-интерната для одаренных детей»

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ В ЛИЦЕЕ- ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.



В последнее десятилетие появились различные лицеи-интернаты для одаренных детей, в частности в 2013 году был открыт химический лицей-интернат в п. Дубровке РТ для обучения и воспитания талантливых детей, проявивших незаурядные способности в области физико-математических, химико-биологических дисциплин. Главная задача программы лицея развитие индивидуальных, творческих и исследовательских способностей учащихся; создание условий для их всестороннего развития и их успешная социализация в обществе.

В нашем лицее дети учатся из разных городов Татарстана с седьмого по одиннадцатый классы. В этом году у меня группа из 7 класса. Сразу возникла необходимость определить первоочередные задачи воспитания: во-первых, сплотить детей в единый прочный коллектив; во-вторых, определить место и роль каждого ученика в воспитательной системе класса; в-третьих, сохранить высокий уровень успеваемости. В связи с этим актуальным стал вопрос об адаптации одаренных детей в нашем лицее-интернате.

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную.

Наши воспитанники находятся в интернате, как правило, в течение нескольких лет, исключая каникулярное время. Таким образом, состав учащихся в школе-интернате обновляется. 

Первоначальные прибывшие дети представляет собой пестрый коллектив с различными интересами, навыками, знаниями.

Изменение жизненных обстоятельств (обстановки,требований, окружения), дети часто впервые ощущают, попадая в интернат. Эта ситуация оказывает травмирующее действие на их психику. Многие дети вообще впервые оказываются вне дома, привычной обстановки. Но и в этих условиях дети ведут себя по-разному.

Первая группа детей – это дети, которые легко привыкают к новой обстановке. Они эмоциональны, легко привыкают к режиму, легко входят в коллектив. Среди них могут быть слишком живые и, наоборот, малоподвижные. Такие дети податливы для педагогических воздействий.

Вторая группа детей – это дети, привыкшие к домашнему укладу, трудно привыкающие к режиму; постоянное пребывание в коллективе детей для них трудно. Среди них могут быть скрытные, замкнутые. Они не принимают участие в жизни коллектива. Все вопросы и предложения вежливо отклоняют.

Третья группа – это дети, активно недовольные ситуацией. Они часто плачут, требовательны, не считаются с желаниями других детей. Бывают ворчливы. Наблюдаются резкие переходы от излишней оживленности к угрюмому состоянию. Они часто неряшливы, грубы, капризны, неустойчивы во всем. Часто нарушают дисциплину, срывают режим, не уважают труд других.

Кроме того, существует и еще одна группа детей – так называемые «старички», т.е. дети, обучающиеся в школе-интернате не первый год. 

Особенности адаптации детей, накладываясь на особенности их нервно-психического состояния (раздражительность, возбудимость, снижение самоконтроля) создают поистине «взрывоопасную» ситуацию. Поэтому самым трудным и ответственным периодом работы является именно адаптационный период.

Всё это надо учитывать воспитателям при организации адаптационной работы.

Адаптация ребенка в коллективе — своего рода экзамен на успешную социализацию. И чем старше ребенок, тем ему сложнее менять сложившийся школьный уклад на новое и неизведанное. В младших классах детям несколько легче в силу лабильности детской психики, а вот подростковый возраст идет рука об руку с гормональной перестройкой и это накладывает соответствующий отпечаток на восприятие мира.Наибольшее значение для успешной адаптации к условиям обучения в нашем лицее имеют следующие характеристики личности подростков: высокий уровень развития личностного адаптационного потенциала, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, общительность и самоконтроль.

Подростковый возраст «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние. Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза. Перед воспитателем стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

Поэтому начать свое исследование по адаптации в лицее-интернате я решила именно с них. Этот возраст отличается своими возрастными особенностями, ускорением физиологического (меняются пропорции тела, его рост и вес, отмечается быстрое развитие мышечной системы) и социально-психологического (хочет, чтобы взрослые относились к нему как к равному, становится приоритетным мнение коллектива о себе и своих поступках) развития, это то время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Попадая в среду интерната, подросток меняет привычный для него образ жизни, где его окружали родные и близкие люди (родители, друзья, одноклассники), зачастую он теряется в новых условиях, оставаясь один на один с возникающими трудностями и проблемами социальной среды (быт, учеба). Дети не одинаково «вживаются» в новые для них условия школьной жизни в лицее-интернате. Главными моментами, влияющими на адаптацию в школе, являются следующие:

новый режим дня;

режим питания;

самоподготовка;

взаимоотношения с педагогами;

требования к дисциплине;

взаимоотношения со сверстниками;

Поэтому на начальном этапе основной и важной задачей воспитателя является привыкание подростка к новым условиям проживания в интернате за короткий срок вдали от семьи, но в то же время в тесном контакте с родителями.

Поступив в наш лицей-интернат, подросток имеет возможность проявить себя в разных учебных и внеучебных сферах, где могут выявиться природные задатки (возможно, не известные еще никому, в том числе и ему самому). Поэтому, воспитатель должен обеспечивать погружение подростка в различные виды деятельности, в которых могут раскрыться его способности. В нашем лицее-интернате организованы для лицеистов в свободное от учебы время дополнительные и факультативные занятия (спортивного, технологического, художественно-эстетического направления). Таким образом, подросток за короткое время находит себе занятие по душе, устанавливает контакт со сверстниками и педагогами, выполняя задания и участвуя в различных лицейских мероприятиях, конкурсах, соревнованиях как индивидуально, так и в команде.

Первичная адаптации подростков в интернате включает в себя несколько видов деятельности воспитателя:

  1. знакомство детей друг с другом;

  2. формирование коллектива;

  3. создание доброжелательной атмосферы;

  4. освоение режима дня и санитарно-гигиенических норм.

  5. выявление способностей подростков (спортивного, технологического, художественно-эстетического направления) через игры (спортивные, настольные; на воображения, на знакомство и сплоченность); факультативные занятия и кружки («Дизайн», «Химия вокруг нас», ЦМИТ «Орбиталь», «Краеведческий кружок» и т.д.)

  6. совместная деятельность (выезды на экскурсии, музеи, театры, турпоходы);

  7. работа с родителями (знакомство, сбор информации о воспитаннике, мед. особенности и т.д.)

Для более успешной адаптации воспитанника в новых условиях проживания воспитатель, на начальном этапе, прикладывает максимальные усилия для того, чтобы подросток конкретно освоил режим дня, наладил взаимоотношения в коллективе сверстников, определился с предпочтениями и интересами в факультативных занятиях. А также воспитатель устанавливает тесный контакт с родителями, например, для выявления индивидуальных особенностей детей и т. д. Для улучшения самочувствия подростков в период адаптации к лицею, обязательны прогулки на свежем воздухе и контроль состояние здоровья подростка под влиянием учебной нагрузки-это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации.

Эти и другие подобные меры, при полноценном (пятиразовом) питании, будут способствовать хорошей адаптации детей к условиям обучения в лицее-интернате

Памятка для педагогов

  1. Каждый день спрашивайте воспитанников «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.

  2. Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.

  3. Пусть подросток самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.

  4. Чаще обнимайте, хвалите их. Не думайте, что подросток и так знает, что вы к нему хорошо относитесь.

  5. Будьте готовы поговорить с воспитанником тогда, когда ему это необходимо.

  6. Говорите с учителями об успеваемости и поведении.

  7. Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой.

  8. Сделайте всё, чтобы воспитаннику было спокойно, комфортно, чтобы со своими проблемами они шли к вам, а не к чужим людям и в сомнительные компании.

Несколько рекомендаций для родителей

  1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;

  2. Не говорите ребенку, что он хуже всех;

  3. Честно и терпеливо отвечайте на его вопросы;

  4. Старайтесь каждый день общаться с ребенком;

  5. Найдите время провести его с ним;

  6. Подчеркивайте, что вы им гордитесь за его первые шаги к самостоятельности;

  7. Оценивайте его поступки, а не его личность;

  8. Ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослый;

  9. Не сравнивайте ребенка с другими;

  10. Отмечайте самые маленькие достижения ребенка;

  11. Поддерживайте инициативу ребенка, его попытки преодолеть трудности;

  12. Давайте возможность ребенку высказаться!

  13. Интересуйтесь его взаимоотношениям с одноклассниками и учителями.





Список использованной литературы:

    • http://psy.bobrodobro.ru/28419

    • http://detkambest.ru/samopoznanie-samore

    • https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2016/01/02/osobennosti-adaptatsii-uchashchihsya-k-usloviyam

    • https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00145052_0.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!