Консультация:
Адаптационный период в детском саду.
Период адаптации в детском саду явление сложное и неоднозначное.Этот период может длиться от 1-2 недель до 3-4 месяцев. Продолжительность периода адаптации находится во взаимосвязи с целым рядом причин:
-возрастом (возрастными особенностями ребёнка),
-состоянием здоровья ребёнка,
- особенностями нервной системы и т.п.
Таким образом, адаптация каждого ребёнка проходит по-разному, ввиду возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Обычно выделяют 3 фазы адаптации:
Основная фаза или период дезадаптации- в этот период у ребёнка могут проявиться нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад,могут наблюдаться частые заболевания.Иногда изменяется и поведение ребёнка, могут появляться- раздражительность, упрямство и даже регресс в речевом развитии.
Собственно адаптация- в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым условиям. Поведение ребёнка нормализуется.
Фаза компенсации- дети в этот период ведут себя спокойно, с удовольствием посещают садик. Ускоряется темп развития психических процессов (память, воображение, внимание, восприятие).
Очень важно помочь ребёнку пройти этот сложный период.Для этого необходимо уделять ребёнку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.Очень важным является взаимодействие родителей, педагогов и психолога ДОУ.Для успешной адаптации ребёнка в детском саду можно разработать индивидуальный маршрут адаптации ребёнка.При составлении данного индивидуального маршрута можно опереться на следующий алгоритм (при этом обязательно учитываем индивидуальные особенности ребёнка):
Алгоритм прохождения адаптации
1-я неделя
Ребёнок посещает ДОУ вместе с мамой 2-3 часа (9.00-11.00)
Цели:
- закладывать основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю;
- способствовать эмоциональному восприятию сверстников;
- познакомить с расположением помещений в группе.
2-я неделя
Ребёнок посещает ДОУ 2-3 часа без мамы (9.00-11.00).
Цели:
-установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребёнком (ребёнок сам идет на руки, колени, принимает ласку воспитателя, смело обращается за помощью);
-закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствовать развитию игры «рядом»;
-побуждать к самостоятельным действиям в группе, находить предметы личного пользования ( с помощью взрослого, опираясь на индивидуальную картинку).
3-я неделя
Ребёнок посещает детский сад в первой половине дня (7.00-12.00). К концу недели ребёнок по желанию остаётся на дневной сон.
Цели:
-приучать ребёнка к приему пищи в ДОУ (привыкание к новому ассортименту блюд, их вкусовым качествам);
-привлекать к совместным играм по типу «Шли, шли, что-то нашли…»;
-учить слышать голос воспитателя, откликаться на его призыв, просьбу;
-формировать у детей навыки самообслуживания, побуждать к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого.
4-я неделя
Ребёнок посещает ДОУ в течение всего дня.
Цели:
- организовать рациональный режим в группе,обеспечивающий физический и психический комфорт;
- развивать уверенность ребёнка к себе и своих возможностях, пробуждать активность, самостоятельность, инициативу;
- развивать чувство сопереживания, желание помочь и утешить вновь прибывших детей, установить незыблемые правила общежития;
-подготовить ребёнка к расширению круга общения с другими сотрудниками ДОУ, со старшими детьми, поощрять культурно-гигиенические навыки.
Данный алгоритм является примерным, так как каждый ребёнок индивидуален.Не стоит забывать и то,что после болезни период адаптации часто начинается сначала.
Обязательно уделяйте своему малышу как можно больше внимания и любви.Уважайте себя,своего ребёнка и педагогов ДОУ, и тогда детский сад станет для вашего ребёнка вторым домом, вы увидите радостное лицо своего ребенка, и его желание посещать детский сад с удовольствием!!!