СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Адаптивное плавание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: социализация и интеграция детей с проблемами в состоянии здоровья и развития средствами адаптивного плавания, развитие физических и интеллектуальных способностей, нравственных качеств, достижение уровня успехов сообразно способностям и возможностям в формировании здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Адаптивное плавание»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«С(К)ШИ ОВЗ

И. В. Королева

Приказ № 132

от 31.08.2021 г

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Адаптивное плавание»

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст обучающихся: 8-17 лет

Срок реализации программы: 4 года

Автор - составитель:

Евдакова Наталья Евгеньевна

педагог первой квалификационной категории

2021 год

Пояснительная записка.

Недостаток двигательной активности является для детей одной из причин отставания не только в физическом, но и в психическом развитии, о чем свидетельствует ряд исследований, указывающих на важнейшую роль движения в процессе психофизического развития ребенка. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности детей с ОВЗ, с нарушенным интеллектом путем привлечения их к регулярным занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Программа «Адаптивное плавание для детей с ОВЗ» разработана на основе программы по адаптивному плаванию для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развития Бударина М.В. и Елизарова Н.Д.

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом 273-ФЗ «Об образовании в РФ», с Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р), с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; с письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей - инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей письму МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 29.03.2016 № ВК641/09); с Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

В настоящее время плавание рассматривается как эффективное средство тренировки кардио - респираторной системы, закаливания, нормализации биоэлектрической активности мышц, ферментативной активности крови, показателей нейрогуморальной регуляции, повышения потребления кислорода, нормализации деятельности центральной нервной системы и т.д. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны, на него воздействуют физические упражнения, с другой - водная среда. Плавание для детей с ОВЗ — это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому специалисту адаптивной физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития данной категории детей. Занятия с такими детьми отличаются специфичностью проведения тренировок:

  • нагрузки даются в меньшем количестве и меньшей трудности;

  • все упражнения должны быть целесообразно подобраны с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей;

  • усилена техника безопасности;

  • повышенный контроль за обучающимися.

Занятия с небольшой группой позволяют целенаправленно применять методы словесного и наглядного воздействия.

Обучающие по программе «Адаптивное плавание» делятся группы по возрасту и тяжести заболевания: 1 –я группа - младшего школьного возраста (7 - 11 лет), вторая группа - дети среднего и старшего школьного возраста (12-18 лет), занимаются в большой чаше бассейна. Дети с ОВЗ отстают от нормы по показателям силы, быстроты, выносливости, координации, прыгучести. Для определения величины нагрузок и уровня возможностей все дети должны в обязательном порядке, не реже одного раза в год проходить медкомиссию. Занятия плаванием влияют на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями, так как деятельность всегда инициирует психические, интеллектуальные проявления, формирует определенное отношение к себе и окружающим, ценностные ориентации, мотивы и потребности, т.е. оказывает воспитательное воздействие на личность.

Программа начального обучения плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на максимально возможное развитие жизнеспособности детей за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии телесно-двигательных характеристик, и духовных сил, их гармонизацию для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта и носит в основном оздоровительный характер. Актуальность по оценкам экспертов ООН, инвалидность охватывает 10% населения планеты. В России в настоящее время 4,5 % детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим в современной политике нашего государства одной из первоочередных задач является решение проблемы интеграции людей с ОВЗ в общество и создание предпосылок к их полноценной и независимой жизни. В решении поставленной задачи, относительно детей с ОВЗ, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается, т. к. социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека. На решение обозначенных проблем и направлена данная программа спортивного оздоровления посредством упражнений в воде и на суше.

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через образование и трудовую деятельность. Занятие детей - инвалидов физической культурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство, но и как постоянную форму жизненной активности - социальной занятости и достижений. Систематические занятия инвалидов физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, оздоровление организма, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействует на психику, мобилизуют волю, возвращают людям с ограниченными физическими возможностями чувство социальной защищённости и полезности.

Вопрос развития физической культуры и спорта среди инвалидов является актуальной задачей всего гражданского общества. Участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. Именно поэтому, спортивное движение инвалидов и по сей день является предметом для дискуссии среди ученых и специалистов по физической культуре и спорту. И тем не менее, спорт инвалидов существует и развивается.

Замечательной особенностью спорта является то, что сферой его воздействия являются и тело, и дух: спорт говорит о пользе движения, спорт учит играть по правилам, спорт влияет на развитие личности, спорт устанавливает общественные связи, спорт требует уважения к личности, спорт создает атмосферу солидарности и коллективизма.

Оздоровительное плавание развивает и укрепляет костно-мышечную систему, помогает сформировать красивый силуэт. Во время плавания в движениях участвуют все основные группы мышц, а это способствует пропорциональному их развитию и созданию мышечного корсета. Корригирующее влияние плавания заметнее всего при занятиях с детьми, у которых рост и формирование костно-связывающего аппарата ещё не закончились.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, за основу принята программа по адаптивному плаванию для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развития Бударина М.В. и Елизарова Н.Д.

Цель программы: социализация и интеграция детей с проблемами в состоянии здоровья и развития средствами адаптивного плавания, развитие физических и интеллектуальных способностей, нравственных качеств, достижение уровня успехов сообразно способностям и возможностям в формировании здорового образа жизни. Основные задачи программы:

1. Коррекционно-оздоровительные:

  • позитивные изменения в психофизическом состоянии детей с проблемами в интеллектуальном развитии;

  • повышение уровня качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья; - овладение жизненно необходимым навыком плавания.

2. Обучающие:

  • расширить двигательный опыт детей с проблемами в интеллектуальном развитии посредством использования освоенных физических упражнений в разнообразных формах двигательной активности;

  • привить детям основы физкультурного образования;

  • обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых движений и навыков;

  • обучение основам техники плавания и широкому кругу двигательных навыков.

3. Развивающие:

- развитие физических способностей;

-приобретение занимающимися разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей; - развитие интеллектуальных способностей.

4. Воспитательные:

  • развитие коммуникативных качеств;

  • уверенности в себе, самостоятельности;

  • чувства товарищества;

  • приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к здоровому образу жизни, воспитание у них основ физической культуры;

  • освоение характерных для адаптивного плавания социальных ролей и функций;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности, овладение навыками самообслуживания;

  • воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности;

- привлечение максимально возможного числа детей с ограниченными возможностями к спортивно-оздоровительным занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса к плаванию.

В программе «Адаптивное плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья» учитывается возраст детского контингента, состояние его физического развития и степень необходимой коррекции и оздоровления.

На этапе спортивного оздоровления занимаются дети, желающие укрепить физическими упражнениями в воде и на суше свой организм, не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Квалифицированное использование в образовательном процессе эффективных профилактических методов и приемов обучения оздоровительными упражнениями, сознательная концентрация внимания, мотивационный эмоциональный настрой, вера в результат и понимание необходимости занятий — все это дает положительный результат. Врачи советуют пациентам не откладывать профилактику, реабилитацию и коррекцию осанки - обычно это длится несколько лет. Самое эффективное профилактическое воздействие, пока организм растёт, до 16-18 лет.

Однако необходимо отметить, что практически во всех бассейнах нашей страны не могут заниматься дети с тяжёлыми болезнями. Здесь и приходят на помощь специалисты, работающие в оздоровительных и спортивных бассейнах. Специфика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - чрезмерная двигательная реактивность, интенсивная эмоциональная напряженность. С учетом этого, для реализации программы используются следующие формы и методы: показ, опробование, рассказ с кратким объяснением, выполнение с коррекцией основных ошибок, объяснение основных ошибок, выполнение с коррекцией индивидуальных ошибок, объяснение индивидуальных ошибок.

Возрастные особенности.

Плавание для детского организма является адекватной физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, что важно для детей с ОВЗ, особенно для детей с ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата). Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки юных спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей. Это позволяет правильно решать вопросы выбора средств и методов тренировки, нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок, прогнозирования возможных достижений. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных систем, которые изменяются в процессе спортивной деятельности — это особо касается особенных детей с ОВЗ.

Для периода младшего школьного возраста характерно плавное развитие функциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В это время кости еще достаточно мягкие и легко поддаются искривлению, позвоночник отличается большой гибкостью, формируется шейная и грудная кривизна. Связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Мышцы развиваются неравномерно - вначале крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие мышцы, причем прирост силы мышц верхних конечностей происходит быстрее, чем нижних. В возрасте от 11 до 15 лет продолжается развитие всех органов и систем. На это время приходится период полового созревания. В связи с этим происходит бурная перестройка работы всех органов и систем. Значительно увеличивается рост и вес тела. С увеличением мышечной массы растет и сила, причем максимум прироста силы наблюдается на год позже наибольшего увеличения прироста массы тела. Идут процессы формирования скелета, устанавливается постоянная кривизна позвоночника, мышечно -сухожильный аппарат приближается к взрослому.

Большую роль в спортивной подготовке пловцов так же имеет гендерная принадлежность спортсменов. Необходимо учитывать возрастные особенности строения и функции организма девочек и девушек в процессе занятий плаванием.

При планировании и проведении занятий по плаванию с девочками педагогом учитывается:

  • уровень физического развития детей;

  • биологические особенности женского организма;

  • особенности адаптации к нагрузкам девочек и девушек.

Адаптивный спорт — это спорт, для людей с ограничением в состоянии здоровья.

Одно из его направлений представлено адаптивным плаванием.

Адаптивное плавание - вид плавания, направленный на решение общих или частных задач профилактики и предотвращения заболеваний.

Адаптивное плавание - очень молодое направление двигательной деятельности в современном мире. Оно только начинает свое становление. Проводится много исследований и новых разработок в данном направлении.



Содержание программы

    1. Теоретическая подготовка.

Техника безопасности при занятиях в бассейне. Правила поведения в бассейне. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием. Правила, организация и проведение соревнований. Требования правил соревнований, предъявляемые к технике способов плавания и прохождения дистанции, стартов и поворотов. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний. Личная гигиена занимающихся в бассейне и при занятиях спортом. Необходимость закаливания для повышения устойчивости к простудным заболеваниям. Основы техники спортивного плавания и методики тренировки. Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Общие понятия о принципах, средствах, методах спортивной тренировки. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Необходимость врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортом. Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Первая помощь при ушибах, растяжениях, порезах, солнечном и тепловом ударе, обморожении.

    1. Физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения на суше. Простые упражнения для рук без предметов, плечевого пояса, шеи, туловища, ног. Плавательная подготовка. К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений: подготовительные упражнения для освоения с водой; учебные прыжки в воду; игры и развлечения в воде; упражнения для изучения техники спортивных способов плавания. Выполнение подготовительных упражнений позволяет ознакомиться с физическими свойствами воды, испытать выталкивающую подъёмную силу воды и чувство опоры о воду, выработать умение ориентироваться в непривычных условиях водной среды. Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания.

    1. Упражнения для освоения с водной средой.

Ознакомление детей со свойствами воды, помощь в преодолении страха перед водой, обучение положению лежа на воде.

    1. Индивидуальные игры в бассейне.

Всем известная игра «нырялки» на начальном этапе представляет некоторую сложность. Чтобы выработать у ребенка правильный навык, надо четко поставить ему задание: вдохнуть, задержать воздух, погрузиться, вынырнуть. В играх с погружением целесообразно использовать дополнительные предметы: резиновые игрушки, обручи, надувные зверушки. Разнообразить игры для мальчиков в бассейне можно похожей игрой «спасатель». Задача - отважно спасти утонувшую игрушку-зверушку, лежащую на дне бассейна. Усложнить поиск поможет игра «найди клад». В этом случае на дно кладется неприметный предмет, например, пластиковая прозрачная бутылка с водой. Количество объектов для поиска постепенно увеличивается, благодаря чему ребенок вынужден открывать глаза под водой и удлинять время задержки дыхания. Следующим важным этапом становится научить ребенка держаться на поверхности воды. Популярная игра «поплавок» или «морская звезда» - отличное упражнение. Задача - вдохнуть и, не погружаясь, удержаться на поверхности. «Звезда» свободно раскидывает свои «лучи», чтобы живот выступал из воды, а «поплавок» группируется, прижимая лоб к коленкам, и мерно покачивается на плаву. Приобретя эти простые навыки, пора приступать к более сложным заданиям, например, подныриванию. Игра «гости» идеально для этого подходит. Внутри плавающего обруча «живет» надувная зверушка. Заходя к ней «в дом», надо поднырнуть под обруч и всплыть уже внутри «домика». Сходную с ней игру «дельфины» в бассейне организовать легко: достаточно скрепить между собой несколько обручей и расположить их «дорожкой». Дельфин выныривает из одного круга и, проходя над обручем, погружается в следующий (точно так же, как мы видели в дельфинарии). Игры для девочек в бассейне неплохо превратить в выступление любимой артистки (спортсменки, танцовщицы). Включение танцевальных элементов, прыжков, подскоков, изящное отведение рук-ног (например, при исполнении «звезды») или создание волн преобразят игры и придадут играм некий художественный оттенок. Удачным будет использование ролевых игр, в которых ребенок невольно станет выполнять вышеописанные упражнения, следуя за сюжетом.

    1. Подготовка и участие в соревнованиях.

Изучение правил соревнований. Психологическое сопровождение при подготовке к соревнованиям. Участие в соревнованиях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогические средства.

Основные средства восстановления - педагогические, которые предполагают управление величиной и направленностью тренировочной нагрузки. Они являются неотъемлемой частью рационально построенного тренировочного процесса и включают: - варьирование продолжительности и характера отдыха между отдельными упражнениями, тренировочными занятиями и циклами занятий;

  • использование специальных упражнений для активного отдыха и расслабления, переключений с одного упражнения на другое;

  • «компенсаторное» плавание - упражнения, выполняемые с невысокой интенсивностью в конце тренировочного занятия, между тренировочными сериями или соревновательными стартами продолжительностью от 1 до 15 мин;

  • тренировочные занятия с малыми по величине нагрузками (они интенсифицируют процессы восстановления после тренировок с большими нагрузками иной направленности);

  • рациональная организация режима дня.

Психологические средства.

Психологические средства наиболее действенны для снижения уровня нервно психической напряженности во время ответственных соревнований и напряженных тренировок.

Медико-биологические средства.

В наибольшей мере ход восстановительных процессов после напряженных физических нагрузок можно корректировать в нужном направлении с помощью широкого спектра медико-биологических средств восстановления: рациональное питание, физические (физиотерапевтические) средства.

Оптимальной формой использования восстановительных средств является последовательное или параллельное применение нескольких из них в одной стандартной процедуре. Не всегда целесообразно ускорять процессы восстановления после занятий, направленных на повышение энергетических возможностей организма спортсмена, поскольку именно глубина и продолжительность восстановления в значительной мере обусловливают протекание адаптационных процессов. И наоборот, рекомендуется применение средств, избирательно стимулирующих восстановление тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в проведенном занятии, но будут мобилизованы на очередном занятии. Личностное развитие детей - одна из основных задач в реализации программы. Цель работы педагога в этом направлении - способствовать формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека, особенно это актуально для детей с ОВЗ.

Специфика воспитательной работы состоит в том, что педагог может проводить ее во время учебных занятий и дополнительно в свободное время. На всём протяжении работы с детьми педагог формирует у занимающихся, прежде всего, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

  • личный пример и педагогическое мастерство педагога;

  • высокая организация учебного процесса,

  • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

  • дружный коллектив;

  • система морального стимулирования. Основные воспитательные мероприятия:

  • торжественное начало занятий в начале учебного года в группе, прием вновь поступивших;

  • интересные итоговые занятия в конце года для выпускников;

  • - участие и просмотр соревнований, и их обсуждение.

Основной формой работы является учебное занятие, которое состоит из теоретической и практической части. При реализации программы используются четыре основных группы методов.

    1. Методы формирования новых знаний и способов деятельности: рассказ, объяснение, показ, выполнение задания по алгоритму, опрос и другие.

    2. Методы организации деятельности обучающихся: выполнение упражнений и другие.

    3. Методы контроля и самоконтроля: тестирование, анкетирование, сдача нормативов, соревнования.

    4. Методы формирования личностных результатов: беседа, убеждение, поручение, соревнование, пример, аналогия, рефлексивные методы, воспитательные ситуации. Плакаты по технике плавания, наглядная агитация, инструкция по технике безопасности, видео материалы.

При реализации программы используются следующие группы методов: словесные, наглядные и практические. Словесные методы помогают обучающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь повышает эффективность применения этих методов. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению учебных и воспитательных задач, стимулирует их активность, уверенность, интерес.

Методические указания на занятиях плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Команды определяют начало и окончание движения, место, направление, темп и продолжительность выполнения учебных заданий. Команды делятся на предварительные и исполнительные. На занятиях плавания вместо предварительных команд пользуются распоряжениями. Например: «опустить лицо в воду», «сделать глубокий вдох», «положить руки на доску». Подсчет применяется для создания необходимого темпа и ритма выполнения движений, а также для мобилизации внимания на отдельных ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет в плавании применяется только на начальных этапах обучения.

Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся представление об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике плавания. Наряду с «образным» объяснением, наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Показ изучаемого движения или техники способа плавания применяется на протяжении всего курса обучения плаванию. Показ должен проводиться только квалифицированным пловцом. С тем, чтобы подчеркнуть наиболее существенные детали техники, можно показать их в медленном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальным приложением усилий. Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих физических упражнений. Негативный показ преподавателя «как не надо делать» допустим только при условии, если ученики могут анализировать свои ошибки и способны к ним относиться критически. Учебные и наглядные пособия - рисунки, плакаты - применяются при необходимости отобразить такие детали техники или упражнения, которые трудно показать или объяснить.

Жестикуляция значительно повышает эффективность обучения плаванию. Условия работы в бассейне - повышенный шум, возникающий при плавании и выполнении упражнений. В результате плеска воды и брызг затрудняется восприятие команд и указаний педагога. Поэтому преподавателями применяется большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих уточнять технику и исправлять возникающие ошибки.

Практические методы включают в себя: метод упражнений, соревновательный и игровой. Применяются эти методы для развития практических умений и навыков при обучении плаванию. Метод упражнений характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям, с учетом величины физической нагрузки. Разучивание «по частям» облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. Разучивание «в целом» применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Игровой метод - широко применяется на начальном этапе обучения плаванию. В игровом методе всегда есть сюжетное содержание. Для него характерны:

  1. эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;

  2. вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры;

  3. умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

  4. комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств. Игра повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания.

Соревновательный метод обучения в разных формах применяется на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Используется для повышения уровня эмоциональности, увеличения двигательной активности. Его отличают следующие признаки: 1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей;

2) умение показывать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за победу.

Игровые технологии.

Цель использования: активизация познавательной деятельности обучающихся, интенсификация учебного процесса и создание комфортных условий в воспитательном и тренировочном процессе, возможность личности ребёнка полностью реализовать себя в игре. Внедрение игровых технологий происходит путём использования различных педагогических, подвижных игр, игр на развитие логического мышления и мышечной памяти. Внедрение в тренировочный процесс соревновательных элементов, конкурсов, противостояний, игр: «Морской бой», «Кто выше прыгнет», «Сосчитай», «Надень круг», «Весы», «Водолазы», «Верхом на дельфине», «Кто дальше проскользит», «Кто сильнее», «Самый быстрый буксир». Создание на занятиях игровых ситуации, в которых обучающиеся в доступной форме овладевают знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

Результатом использования игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ становиться то, что при помощи игровых приёмов и ситуаций на занятиях создаются условия, которые выступают как средство активизации, стимулирования обучающихся в образовательной деятельности, помогающие детям быть самодеятельными, раскрепощёнными, самостоятельными и активными. Технология дифференцированного обучения (индивидуализации).

Цель использования технологии: создание наиболее благоприятных условий для обучения плаванию в одной группе детей с разными диагнозами и заболеваниями, с различными способностями, для развития личности обучающегося как индивидуальности, организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются.

Используя технологию дифференцированного обучения, педагог изучает особенности обучающихся с ОВЗ при помощи наблюдения, тестирования, объединяет в микро-группы по определённым признакам (диагнозам, видам заболеваний, уровню проявлений отставания в физическом и психическом развитии, а также: силе, выносливости, психосоматическим типам, уровням восприятия, памяти, внимания и др.) и организует работу на занятии с учётом определённых признаков индивидуализации. Важна ориентация на психологические особенности обучающихся, выбор и применение соответствующих методов и приёмов, различных вариантов заданий, дозировка коррекционной работы, заданий, упражнений.

В организации процесса обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности групп обучающихся, ведь они по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. В результате использования технологии дифференциации, возможно обучение в одной группе детей с разными видами заболеваний, с разными способностями, возможно обеспечение возможности понимания и усвоения материала, техники плавания каждым обучающимся с учетом особенностей и способностей. Обучаясь в одной группе, дети с разной степенью интеллектуальной и физической подготовленности (базовой, средней, высокой) разными способами и с применением различных методов осваивают техники плавания, успешно адаптируются в водной среде. Технологии личностно-ориентированного образования.

Цель применения технологии личностно-ориентированного образования - развитие обучающихся с ОВЗ, создание условий, при которых на каждом занятии формируется деятельность, превращающая данного ребёнка в субъект, заинтересованного в обучении, адаптации и саморазвитии. Цель - максимальное развитие индивидуальных познавательных и физических способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития ребенка, реализации имеющегося у него природного потенциала. В центре внимания - целостная личность обучающегося, которая стремится к развитию и реализации своих возможностей.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, особенно детей с отклонениями в развитии, следить за его продвижением в обучении и развитии, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ребенку работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех. На занятиях детям даются задания в соответствии с их способностями и возможностями. Заранее педагог изучает индивидуальный диагноз каждого ребёнка, изучает его физические возможности методом наблюдений, заданий.

Благодаря этому, формируются познавательные способности у детей на основе овладения соответствующими знаниями и навыками. Обеспечиваются комфортные и бесконфликтные, безопасные условия развития личности, развиваются индивидуальные способности, повышается мотивация обучения. Ожидаемые результаты реализации программы.

Программа ориентирует на создание мотивации, способствующей формированию навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью. Программа является основой в формировании и укреплении растущего детского скелета и мышечного корсета, укрепления всего организма, предотвращения изменений в развитии основных функций опорно-двигательного аппарата, а также коррекция уже полученных изменений у детского организма.

За период обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • знать правила поведения на воде;

  • свободно держаться на воде и погружаться в воду;

  • проплывать 10-15 метров свободным стилем;

  • знать основные правила соревнований;

  • уметь быть самостоятельными; - быть дисциплинированными, организованными, ответственными за свои поступки.

Условия реализации программы, поскольку пребывание в воде представляет опасность для не умеющих плавать, занятия следует организовывать так, чтобы предупреждать появление травм и несчастных случаев. Занятия проводятся на мелкой и глубокой части бассейна, в зависимости от умения держаться на воде обучающимися. Для этого необходимо:

  • к занятиям по плаванию допускать только с разрешения врача;

  • место для плавания, оборудование и инвентарь проверять до начала занятий;

  • во время занятий требовать и соблюдать строжайшую дисциплину;

  • вход и выход из воды проводить только по команде педагога.; - на занятиях в группах обязательно делать поименную проверку.

Следить, чтобы допуск опоздавших на занятия и выход из воды до общего сигнала производился только с разрешения педагога, а если упражнения выполнялись в индивидуальном порядке, то под контролем человека, находящегося на суше; занятия с не умеющими плавать проводить на мелком месте.

Следить, чтобы все упражнения, а также первые попытки плавать выполнялись на мелкой части бассейна. Попытки плавать на глубоком месте разрешать не более чем двум занимающимся и непосредственно под наблюдением педагога или человека, находящегося на суше. Лица, контролирующие выполнение упражнений в воде, должны знать технику выполнения приемов первой медицинской помощи; при занятиях в бассейне необходимо соблюдать температурный режим воды и воздуха (на 2-3 градуса выше температуры воды). Родители детей с ОВЗ могут присутствовать на занятиях, они допускается в бассейн, если есть необходимость помощи ребенку на занятиях. Обучение специальным упражнениям и коррекция может носить индивидуальный характер, групповой, с индивидуальным подходом.

Формы контроля:

  • контрольные замеры на тренировках;

  • сдача ОФП и СФУ по критериям, составленным на основе умений и навыков, приобретаемых по мере прохождения обучения по программе;

- участие в соревнованиях различного уровня.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на весь организм. Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются движения, укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит. Регулярные занятия содействуют росту и укреплению костной ткани.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости, используя такое простое и доступное средство как плавание.

Список рекомендуемой литературы:

    1. Антонюк С.Д. Адаптивная составляющая современной системы дополнительного образования: учебно-методическое пособие / С.Д.

Антонюк, Л.Н. Макарова. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - 91 с.

    1. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание. - М.: ФОН, 1996.

    2. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2001.

    3. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта: метод. пособие / С.И. Веневцев. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Сов. спорт, 2004. - 96 с.

    4. Воспитание и обучение детей с нарушением развития, М.: Школьная пресса. Копырина Е.В. коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата на занятиях плаванием. 2006, №2, с.1-96.

    5. Власова Т.А., Певзнер М.С. о детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1973.

    6. Дмитриев А.А. Место и роль физической культуры и спорта в комплексной реабилитации умственно отсталых детей: сб. материалов по физической культуре и спорту инвалидов / B.C. Дмитриев, Г.Н. Семаева, Е.В. Киселева. - Махачкала, 1993. - С. 44-70.

    7. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Сов. спорт, 2000. - 240 с.

    8. Зайцева В.Н. Коррекционное значение плавания в процессе физического воспитания глухих школьников младших классов: Автореф. канд. пед. наук. - М. -1987. - 25с.

    9. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общ. ред. Л.В. Шапковой. - М.: Сов. спорт, 2002. - 212 с.

13

Приложение 1

Методические рекомендации

Игры в воде для детей от 7 лет и старше.

  1. «Рыбалка». Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, координации движения. Игра проводится в бассейне на мелком ограниченном участке. Дети находятся на дорожках (по 2-3 человека) у стенки бассейна лицом к центру. Тренер- преподаватель бросает в воду по 5 - 6 ярких рыбок (на каждую дорожку). По сигналу начинается «рыбалка», дети передвигаются по своей дорожке и «поймав» рыбку, транспортируют ее к бортику бассейна в лукошко, возвращаются за следующей. Дети передвигаются в воде, помогая себе руками и ногами. Маленькие дети работают в нарукавниках. Правила игры: в воде нельзя толкаться, брызгаться, вырывать рыбку у другого, применять силу. Ловить и транспортировать только по одной рыбке. Отмечаются дети, поймавшие большее количество рыбы, а игра начинается сначала.

  2. «Собери пирамидку». Цель игры: учить классифицировать предметы по цвету и размерам, обучение передвижению в воде с помощью ног. Игра проводится в бассейне на мелком ограниченном участке. Дети находятся на дорожках (по 1 человеку) у стенки бассейна лицом к центру. Тренер- преподаватель бросает в воду пирамидку, предварительно разобрав ее (на каждую дорожку) По сигналу начинается игра, дети передвигаются по своей дорожке к первому элементу пирамидки (основание), транспортируют его к бортику бассейна называя цвет, возвращаются за следующим и так далее, пока пирамидка не будет собрана. Дети передвигаются в воде с помощью ног, помогая себе руками. Маленькие дети работают в нарукавниках. Правила игры: транспортировать только по одному предмету и собирать согласно роста пирамиды. Отмечаются дети, правильно и быстро собравшие пирамидку, и игра начинается сначала.

Игры в воде для детей умеющих плавать.

1.«Сборщики жемчуга». Цель игры: обучение передвижению под водой на задержке дыхания, открывание глаз в воде, развитие ловкости, координации движения. Игра проводится в бассейне на мелком (для младших), на глубоком (для старших) участке. Тренер-преподаватель бросает в воду предметы. Дети находятся у бортика в воде. По сигналу «водолазы» передвигаются под водой (плывут) и собирают предметы, транспортируют их к бортику бассейна, возвращаются за следующим. Правила игры: в воде не вырывать предмет у другого, не применять силу. Собирать и транспортировать только по одному предмету. Отмечаются дети, поймавшие большее количество «жемчуга», игра начинается сначала.

2.«Водолазы». Цель игры: обучение задержке дыхания под водой на глубоком вдохе, открывание глаз в воде. Игра проводится в бассейне на мелком участке. Дети находятся у бортика в воде. По сигналу «водолазы» делают глубокий вдох и погружаются под воду, держась за бортик бассейна, открывают глаза. Правила игры: погрузившись в воду, открыв глаза, «водолазы» находятся на задержке дыхания, затем производят медленный «сброс» воздуха - пауза и по необходимости выныривают из воды, делая вдох. Побеждает тот, кто вынырнул последним, т.е. находился в воде большее количество времени. Отмечаются дети, показавшие хорошие результаты. После свободного дыхания (через 5-7 мин.) игра начинается сначала. Во время занятия можно проводить эту игру 3-4 раза.

Групповые игры в бассейне. Когда ребенок уже уверенно себя чувствует в бассейне, увлекательным станет для него игра в группе. Вопросы «кто больше» или «кто быстрее» способны пробудить азарт и вызвать желание принять участие в групповой деятельности.

Полезны игры «кошки-мышки» или «волк и гуси», где нужна ловкость, чтобы убежать или спрятаться от хищника или другого известного ребенку персонажа. Любимыми детскими играми можно назвать «собачку», «пятнашки», «эстафету» и всевозможные игры с мячом. Соревновательный момент поддерживает интерес к процессу обучения плаванию и дает возможность обучающему незаметно включать все новые тренировочные задания. Взрослый должен понимать, что любые занятия с детьми предполагают игровую форму обучения. Организованное в виде игры плавание в бассейне превращается в задорный и радостный процесс, всесторонне развивающий тело, логику и фантазию.

Игра «Корабли» может быть включена в занятие, когда дети освоят упражнения «скольжение на груди, на спине». Каждый ребёнок превращается в «корабль», который выходит в море. Какой корабль дальше уплыл? Кроме обучающих игр, в занятия нередко включают общеразвивающие игры. Часто такие игры имеют элемент соревнования. Например, в игре «Почтальон». По команде преподавателя дети, находясь в воде, берут с бортика «письма» (маленькие плавательные доски или другие предметы). Передвигаясь по дну, они относят «письма» по адресу (на противоположный берег), стараясь как можно быстрее добежать до «адресата». Вариантов игры «Почтальон» множество. Например, можно менять способ передвижения (шагом, бегом, прыжками) и количество раз доставки «почты». Детям нравятся игры с мячами. Для занятий в воде подходят лёгкие, надувные мячи.

В игре «Наведём порядок» можно использовать не только мячи, но и другие надувные игрушки. 8 детей, разделенные на две команды - «Ловкие» и «Умелые». Одна команда (4 человека) находится в воде около одного бортика, другая команда - около противоположного бортика. По середине бассейна поперёк натянута разделительная дорожка с поплавками. На воде на каждой половине бассейна плавают по 5-6 мячей или надувных игрушек. По команде преподавателя дети начинают передвигаться по дну на своей половине бассейна и перекидывать мячи (или игрушки) на сторону соперника, стараясь очистить свою площадку. Когда в игре наступает момент, что все мячи оказались на одной площадке, преподаватель подаёт сигнал окончания игры. Побеждает та команда, которой удалось «навести порядок», перебросав все мячи на сторону соперника. Надо заметить, что эта игра заставляет детей активно двигаться, и поэтому дети способны проявлять интерес к ней определённое время (до появления чувства утомления). Когда дети начинают менее активно двигаться, даже если не было момента, что все мячи оказались на одной стороне, игру следует закончить. Преподаватель объявляет, что игра закончилась вничью, и хвалит всех за интересную игру. Если над водой протянуть канат, дети могут через нее перебрасывать мячи друг другу.










Приложение 2

  1. ОФП и СФП выполняет по нормативам своего возраста и заболевания (класса).

Выполняет по нормативам своего возраста, заболевания (класса).

Выполняет по нормативам своего возраста, заболевания (класса).

  1. Скольжение (м) 1м - 1.5 м 2 м - 2.5 м 2.5м - 3 м

  2. Согласование движений рук и ног при плавании кролем на груди. Несогласованность действий, плохая координация, грубые ошибки. Допускает много мелких ошибок, координация хорошая, не всегда уверенные движения. Отличная координация, хорошая согласованность, ошибок нет.

  3. Правильность выполнения вдоха, при плавании кролем на груди. Неправильная техника, грубые ошибки, несогласование рук и ног.

Знает технику, но допускает ошибки, действия не всегда уверенные и точные. Правильно выполняет вдох. Уверенно лежит на воде. 5. Проплывание 12-15 м кролем на груди в полной координации без учета времени. Несогласованность действий, плохая координация, грубые ошибки. Допускает много мелких ошибок, координация хорошая, не всегда уверенные движения. Отличная координация, хорошая согласованность, ошибок нет.

  1. Проплывание 15-25м кролем на спине без учета времени. Несогласованность действий, плохая координация, грубые ошибки. Допускает много мелких ошибок, координация хорошая, не всегда уверенные движения. Отличная координация, хорошая согласованность, ошибок нет.

  2. Согласование работы ног и вдоха при плавании способом брасс. Несогласованность действий, плохая координация, грубые ошибки. Допускает много мелких ошибок, координация хорошая, не всегда уверенные движения. Отличная координация, хорошая согласованность, ошибок нет.

  3. Согласование работы ног и вдоха при плавании способом баттерфляй. Несогласованность действий, плохая координация, грубые ошибки. Допускает много мелких ошибок, координация хорошая, не всегда уверенные движения. Отличная координация, хорошая согласованность, ошибок нет.

  4. Прыжок спадом. Прыжок солдатиком с тумбы и бортика. Неправильная техника, грубые ошибки или много мелких, боится совершить прыжок. При выполнении техники допускает ошибки, не всегда уверенно осуществляет прыжок, нарушение координации. Боится совершать прыжок. При выполнении техники ошибок не допускает, координация хорошая, стартовый прыжок хороший, движения уверенные и быстрые.

Приложение №3

Учебный план занятий.

Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий по плаванию (1 и 3 группы)

1.

Теоретическая

6


6

6



и в процессе занятий



2.

Психологическая


в процессе занятий



3.

Общая физическая

51


51


51

4.

Специальная физическая

31


31


31

5.

Соревнования

10


10


10

6.

Контрольные тестирования

4


4


4

Итого

102


102


102




Учебный план занятий.

Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий по плаванию (2 и 4 группы)

1.

Теоретическая

6

6

6



и в процессе занятий


2.

Психологическая


в процессе занятий


3.

Общая физическая

102

102


102

4.

Специальная физическая

82

82


82

5.

Соревнования

10

10


10

6.

Контрольные тестирования

4

4


4

Итого

204

204


204

Тематический план занятий (1 и 3 группы)

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


Плавание

Теоретическая подготовка

6

И в процессе занятий

Знать:

  • краткий обзор развития плавания в РФ;

  • место плавания в Олимпийском движении;

  • выдающихся зарубежных и отечественных пловцов.

Разбираться и характеризовать:

  • основные термины и понятия о плавании; - современные правила соревнований.

Соблюдать личную гигиену, врачебный контроль.

Ознакомление с техникой безопасности в бассейне. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов.

Психологическая подготовка

В процессе занятий

Формировать спортивный интерес, перспективную цель, дисциплину,

адекватную самооценку, образное мышление, непроизвольное внимание, психосенсорные процессы.


Психологическая подготовка

В процессе занятий

Формировать спортивный интерес, перспективную цель, дисциплину,

адекватную самооценку, образное мышление, непроизвольное внимание, психосенсорные процессы.


Общая

51

Осваивать и закреплять: упражнения


физическая

физической подготовки.


подготовка

Знать и выполнять: влияние возрастных особенностей организма и его




двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников на занятиях плаванием. Оказание первой медицинской помощи. Различные способы плавания.

ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног. Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения, имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений.


Специальная физическая подготовка

31

Знать:

-методику определения уровня специальной физической подготовки.

Закреплять и совершенствовать передвижения в игре и специальных упражнениях.

ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с колобашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, техника плавания кролем на груди в полной координации до 500м. П/и на воде с мячом.

Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и. Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость.

Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и.

Закреплять и выполнять специальные подвижные игры. Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками.


Соревнования

10

Знать:

  • инструктаж по ТБ во время участия в соревнования по плаванию; - правила поведения на соревнованиях в качестве участника, зрителя; - режим и питание перед стартами.

Знать и уметь проводить:

  • анализ собственного спортивного результата, анализ результата членов команды.

Установка на предстоящие соревнования.

Знать и уметь проводить разбор соревнований и устранение ошибок. Участие в контрольных тестах. Соревнования по плаванию.

Контрольные тестирования

4

Знать:

  • методику и технику выполнения контрольно-тестовых упражнений.

Знать и вести:

  • мониторинг контрольные тестирования по плаванию физических показателей. Знать и выполнять:

  • нормативы по физической подготовке;

-планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями;

  • анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

Всего часов

102


Тематический план занятий (2 и 4 группы)

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Плавание

Теоретическая подготовка

6

И в процессе занятий

Знать:

  • краткий обзор развития плавания в РФ;

  • место плавания в Олимпийском движении;

  • выдающихся зарубежных и отечественных пловцов.

Разбираться и характеризовать:

  • основные термины и понятия о плавании; - современные правила соревнований.

Соблюдать личную гигиену, врачебный контроль.

Ознакомление с техникой безопасности в бассейне. ОРУ на суше пловцов. Специальная гимнастика пловцов.

Психологическая подготовка

В процессе занятий

Формировать спортивный интерес, перспективную цель, дисциплину,

адекватную самооценку, образное мышление, непроизвольное внимание, психосенсорные процессы.


Психологическая подготовка

В процессе занятий

Формировать спортивный интерес, перспективную цель, дисциплину,

адекватную самооценку, образное мышление, психосенсорные процессы.

непроизвольное внимание,

Общая

102

Осваивать и закреплять: упражнения


физическая

физической подготовки.


подготовка

Знать и выполнять: влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность




школьников на занятиях Различные способы плавания.

ОРУ на суше: упражнения в ходьбе и беге с имитацией двигательных упражнений пловцов, упражнения на укрепление мышц туловища и плечевого пояса, ног.

плаванием. Оказание первой медицинской помощи.



Имитация движения рук кролем на груди, на спине, с помощью скамейки. Упражнения, имитирующие работу ног кролем на груди и спине с помощью скамейки. Развитие ФК: ловкость, гибкость, координация движений.


Специальная физическая подготовка

82

Знать:

-методику определения уровня специальной физической подготовки.

Закреплять и совершенствовать передвижения в игре и специальных упражнениях. ОРУ в воде: погружение с продолжительным выдохом под водой, погружение с последующим выпрыгиванием, скольжение с задержкой дыхания, скольжение с прижатыми к туловищу руками, плавание на доске без рук с помощью ног, плавание с доской на 4 счета вдох- 4 выдох, плавание с колобашкой, эстафеты с отрезками 25-50м, 100м, 200м техника плавания кролем на груди в полной координации до 800м. П/и на воде с мячом.

Старты из различных исходных положений с тумбочки: щучкой, солдатиком. Старт из воды. П/и. Развитие ФК: сила, выносливость, координация движений, гибкость. Ныряние в глубину и длину из различных исходных положений, упражнения на задержку дыхания, п/и.

Закреплять и выполнять специальные подвижные игры. Техника поворота маятником, кувырком вперед, повороты при плавании кролем на груди, спине, брассе, баттерфляем. П/и, эстафеты с мячами, плавательными досками.


Соревнования

10

Знать:

  • инструктаж по ТБ во время участия в соревнования по плаванию; - правила поведения на соревнованиях в качестве участника, зрителя; - режим и питание перед стартами.

Знать и уметь проводить:

  • анализ собственного спортивного результата, анализ результата членов команды.

Установка на предстоящие соревнования.

Знать и уметь проводить разбор соревнований и устранение ошибок. Участие в контрольных тестах. Соревнования по плаванию.

Контрольные тестирования

4

Знать:

  • методику и технику выполнения контрольно-тестовых упражнений.

Знать и вести:

  • мониторинг контрольные тестирования по плаванию физических показателей.

Знать и выполнять:

  • нормативы по физической подготовке;

-планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями;

  • анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

Всего часов

204


15


Скачать

© 2022 148 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя