СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности « Выпиливание по дереву»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выпиливание по дереву» (далее Программа) технической  направленности по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности предназначена для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью от 13 до 17 лет, учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей -инвалидов.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности « Выпиливание по дереву»»




Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка






Адаптированная ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности « ВЫПИЛИВАНИЕ ПО ДЕРЕВУ»



Возраст обучающихся: 13–17 лет

Срок реализации: 1 год (108 часов)

Уровень освоения - базовый






Разработчик-составитель программы:

Герасимов Сергей Александрович,

инструктор по труду



Ульяновская область, с. Максимовка


2022 г.

Оглавление


Информационная карта программы 3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы». 5

1.1. Пояснительная записка. 5

1.2. Методические условия реализации программы. 10

1.3. Цель и задачи программы. Планируемые результаты 14

1.4. Содержание Программы «Выпиливание по дереву». 17

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 28

2.1. Календарный план-график 28

2.2.Условия реализации программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.. 33

2.3. Формы аттестации. 35

2.4. Оценочные материалы. 36

2.5. Методические материалы: 38

2.6. Литература 38

2. 7. Определения и сокращения……………………………………………… 40














Информационная карта программы


  1. Ведущая организация

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка

2. Полное название программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Выпиливание по дереву»

3. Сведения о разработчике:

Фамилия, имя, отчество, контакты.


Герасимов Сергей Александрович,

инструктор по труду

1 квалификационная категория.

e-mail: [email protected]

4. Сведения о программе:


4.1.Нормативная база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях»;

Адаптированные программы:

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09

Локальные акты ОО

Устав учреждения

Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 дополнительное образование

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Художественная

4.5. Характер программы

Адаптированная, дополнительная, общеобразовательная.

4.6. Особые образовательные потребности

Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА.

Возраст обучающихся по программе

С 13 лет до 17 включительно.

Продолжительность обучения, условия пролонгации

1 год.

При необходимости, по результатам диагностики, рекомендациям педагога-психолога, решению педагогического совета образовательной организации, предоставляется возможность пройти обучение по данной программе повторно.

Применение дистанционного и /или электронного обучения

Дистанционная форма обучения не предусмотрена, т.к. дети проживают в круглосуточном стационаре.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы». 1.1. Пояснительная записка.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выпиливание по дереву» (далее Программа) технической направленности по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности предназначена для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью от 13 до 17 лет, учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей -инвалидов.

Дети находятся в круглосуточном стационаре и присутствие родителей (законных представителей) не предусматривается.

Программа разработана на основании следующих документов:

Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Адаптированные программы:

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09

Локальные акты ОО

Устав учреждения

Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 Дополнительное образование



Базовые специальные коррекционные программы:

1.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжѐлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

2.Программа профессионально-трудового обучения под редакцией В.В.Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2015.



Дополнительность программы

Дополнительность программы по отношению к программе общего образования «Технология» заключается в том, что при сходных задачах (обучение видам и способам обработки древесины) используются коррекционные технологии и дидактические материалы, специально подобранные для освоения навыков работы с деревом для детей с умственной отсталостью.

Актуальность программы

Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяются:

- необходимостью решения проблемы социализации детей с умственной отсталостью и создания благоприятных условий для их творческой деятельности, самореализации и адаптации;

- обновлением содержания, поиском новых направлений, форм и методов преподавания в системе дополнительного образования;

- гуманистической парадигмой, ориентированной на создание равных возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Отличительными особенностями программы являются:

- комплектование группы обучающихся с учетом психофизических и возрастных особенностей;

- планирование адаптировано для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью с учетом ее реализации в условиях социального стационарного учреждения;

- обучение по данной программе может осуществляться индивидуально и в мини - группе, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка;

- организация и создание условий для развития творчества обучающихся, повышение уверенности в себе, в своих силах.



Инновационность программы:

Инновационность Программы заключается в том, что содержание предполагает:

развитие творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с умственной отсталостью посредством декоративно-прикладного творчества.

Адресат программы:

Программа предназначена для детей от 13 до 17 лет детей-инвалидов, детей с умственной отсталостью различной степени выраженности: легкой, умеренной. Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий: образовательный процесс происходит в условиях доступной среды. В процессе занятия проводится смена видов деятельности, соблюдаются перерывы, динамические паузы.

Каждая из вышеперечисленных категорий детей требует определенных условий реализации Программы, так как имеет свои специфические особенности.

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности. Структура нарушений познавательной деятельности при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;

- выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность таких детей.

Для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью характерны следующие основные черты:

- повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения;

- ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, не сформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с легкой и умеренной умственной отсталостью страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания адекватной среды, в том числе, коммуникативной, потенциал таких детей позволяет им осваивать материал Программы.





Объем и срок освоения программы.

Программа состоит из двух модулей. Всего 108 часов в год. Учебная нагрузка в неделю составляет 1 час, 3 раза в неделю, на 1 группу, но может быть изменена по усмотрению директора учреждения.

Срок освоения программы в течение всего учебного года, 36 недель

Первый модуль с 01 сентября 2022 г. по 31 декабря 2022 г.- 16 недель, 48 часов.

Второй модуль с 09 января 2023 г по 31 мая 2023 г.- 20 недель, 60 часов.

Дополнительные выходные дни, связанные с государственными праздниками

(в соответствии с частью первой ст. 112 ТК РФ):

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

 7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

С 01.06.2023 г по 31.08.2023 г – летние каникулы.

Дети переводятся на летне-оздоровительную программу ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» 2023 года.

Занятия по АДОП «Выпиливание по дереву» во время летних каникул не реализуются.

Форма обучения – очная.

1.2. Методические условия реализации программы.

Особенности организации образовательного процесса.

Основная форма работы – учебное занятие (теоретическое, практическое). Обучение на занятиях проводится индивидуально, по группам. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем).

Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий: образовательный процесс происходит в условиях доступной среды.

Занятия проводятся в столярной мастерской, которая отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности, оснащена необходимым количеством оборудования и инструментов. В мастерской много опасных предметов, которые требуют правильного и умелого обращения. Поэтому здесь нужно строго соблюдать правила поведения. Учащиеся обязаны знать, строго и точно выполнять все инструкции по безопасности труда и санитарной гигиене. Кружковцы во время занятий должны работать в рабочей форме.

Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение поделок, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка. Для успешной реализации программы необходимо:

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде консультаций педагога-психолога);

- сотрудничество с воспитателями, социальным педагогом;

- соответствующее материально-техническое обеспечение.

Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, сверстниками).

При затруднении отдельных детей в освоении материала, задания упрощаются, освоение действия происходит по отдельным элементам, используются приемы «рука в руке».

Основные методы обучения:

- наглядные (показ иллюстраций, образцов, схем, макетов, примеров);

- словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование стихов, загадок, пословиц и поговорок);

- практические (самостоятельное и совместное с педагогом выполнение работы)

В структуре программы приоритетными направлениями являются: выполнение практических упражнений по отработке приёмов и техники художественной обработки древесины; изготовление разнообразных изделий из древесины. Особое внимание придается получению законченного изделия с приданием ему товарного вида.

Структура занятия включает:

  • Ритуал приветствия.

  • Проверка готовности к занятию.

  • Рефлексия прошлого занятия.

  • Сообщение темы, задач занятия. Сообщение по теме занятия.

  • Правила безопасной работы.

  • Практическая работа.

  • Рефлексия прошедшего занятия.

  • Уборка мастерской, приведение в порядок спецодежды, мытье рук.

  • Ритуал прощания.

Режим занятий:

Общее количество часов в год-108

Количество часов и занятий в неделю -3

Начало занятий 1 модуля - 01 сентября 2022 г, окончание -31 декабря2022 г.

Начало занятий 2 модуля - 09 января 2023 г , окончание -31 мая 2023 г.

Продолжительность занятий и перерывов между ними соответствует санитарно – гигиеническим требованиями к организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и не превышает временные нормы 30–45 минут.

Расписание занятий составляется с учетом режима дня учреждения, возрастных, психологических особенностей детей и установленных СанПиНом требований.

Принцип комплектования групп.

Обучающиеся объединения «Выпиливание по дереву» формируются из числа воспитанников (мальчиков) детского дома-интерната «Родник» с учетом индивидуальных, возрастных и физических возможностей ребенка.

Состав группы до 15 человек, в зависимости от диагноза. Набор в объединение осуществляется на добровольной основе, с учетом интереса ребенка, его способности к безопасной работе с режущими инструментами; резаком, косяком, то есть степень развития моторики рук. Специальных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения, не требуется – они формируются в процессе занятий. Допускается добор детей в объединение в течение учебного года. Для вновь набранных обучающихся подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.

В сентябре проводится диагностика уровня развития умений и навыков детей, определяются формы работы, комплектуются группы с учетом индивидуальных особенностей и совместимости детей. В декабре проводится диагностика, по результатам которой при необходимости корректируются приемы и методы обучения, увеличивается время для освоения отдельных элементов программы конкретным детям.

В мае проводится итоговая диагностика, даются рекомендации родителям. Аттестационные мероприятия не предусмотрены.

Уровень реализуемой программы – базовый.

1.3. Цель и задачи программы. Планируемые результаты

Цель программы:

создание условий для всестороннего развития технических и художественных способностей обучающихся путём изучения основ столярного дела, привитие им любви к традиционному российскому художественному ремеслу.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучить приемам организации рабочего места;

- формировать умение работать с различными материалами и инструментами;

- познакомить с особенностями техники этапов изготовления декоративных изделий;

- познакомить учащихся с основными технологическими процессами современного столярного дела;

Развивающие:

- развивать интерес к изучению основ столярного ремесла;

− развивать практические умения применять на практике полученные знания;

− развивать художественный вкус, общую культуру личности;

− развивать умения оценивать свою работу и работу товарищей;

− развивать уверенность в собственных силах.

Воспитательные:

− воспитывать любовь к труду;

− воспитывать устойчивый интерес к русским народным декоративно-прикладным промыслам;

− воспитывать коммуникативную культуру обучающихся, внимательность и уважительность к людям, терпимость к чужому мнению.







Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров - характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с умственной отсталостью.

В результате реализации программы «Выпиливание по дереву» обучающийся будет:

Предметные результаты:

  1. проявлять интерес к работе с древесиной;

 знать деревообрабатывающие материалы, их свойства;

 выполнять простые и средней сложности столярные работы;

 пользоваться разметочным инструментом и шаблонами;

 понимать простые чертежи и эскизы;

 выполнять основные операции по ручной обработке древесины (пиление, строгание, долбление, сверление, резание стамеской);

- обрабатывать древесину электрифицированным инструментом;

 выполнять угловые и серединные соединения;

 производить склеивание простых соединений;

 изготавливать простые столярные изделия;

Метапредметные результаты:

- слушать педагога, вступать с ним в диалог;

- излагать свою точку зрения, давать оценку работам (получилось/не получилось );

-удерживать и соблюдать алгоритм работы по изготовлению простых столярных изделий;

- понимать и принимать учебную задачу;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы;

- пользоваться приёмами анализа и синтеза;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- строить самостоятельную деятельность;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Личностные результаты:

- проявлять потребности в общении, навыки коммуникации;

- демонстрировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при выполнении совместных работ;

-осознание значимости занятий обработки древесины, металлов, искусственных материалов для личного развития.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу ограниченности здоровья, различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Как и в коррекционных школах, детям предоставляется возможность пройти материал Программы повторно.




















1.4. Содержание Программы «Выпиливание по дереву».

1.4.1. Учебный план.


Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

I модуль

Древесина как материал для художественных работ.

48

10

38

Педагогическое наблюдение, тест

1.Вводное занятие. Техника безопасности.

1

0

1

2.Роль красок в искусстве. Тонировка древесины.

2

0,25

1,75

3.Древесина – природный конструкционный материал. Основные сведения о древесине.

2

0,5

1,5

4.Виды столярного материала и его применение.

2

1

1

5.Столярный инструмент и технология обработки древесины.

Рабочее место.

4

1

3

6.Разметочный и измерительный инструмент.

2

0,5

1,5

7.Графическое изображение деталей из древесины.

2

0,5

1,5

8.Пиление. Инструмент для пиления

4

1

3

9.Основные приемы выпиливания.

4

1

3

10.Сверление. Инструмент для сверления.

4

1

3

11.Строгание. Инструмент для строгания

2

0,25

1,75

12.Соединение деталей из древесины

2

0,25

1,75

13.Отделка изделий из древесины. Покраска.

2

0,25

1,75

14.Отделка изделий из древесины. Лакирование.

3

0,25

1,75

15.Токарная обработка древесины. Устройство токарного станка

4

1

3

16.Точение. Подготовка станка к работе

4

1

3

17.Художественная обработка древесины. Выжигание.

4

0,25

3,75

II Модуль.

Игрушки из древесного материала

60

12

48

Педагогическое наблюдение, тест

1.Матрёшка (сувенир).

6

1,5

4,5

2.«Герои любимых сказок»

6

1

5

3.«Весёлый цирк»

6

1

5

4.«Любимые игрушки»

6

1

5

5.«Автомобиль моей мечты»

8

2

6

6.Пазлы «Белые медведи»

8

2

6

7.Пазлы «Мышки»

6

1,5

4,5

8.«Птицы»

6

1

5

9. «Грибы»

6

1

5

10.Итоговая диагностика

1

0

1

Всего

108

22

86

 



1.4.2. Содержание учебного плана.

Модуль 1.

Древесина как материал для художественных работ.


Цель: Формирование у обучающихся интереса к столярному делу.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

Обучающие:

обучать практическим навыкам работы с деревом;

изучать правила безопасности при обработке изделий из дерева;

Развивающие:

развивать интеллектуальные и практические умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания;

Воспитывающие:

воспитывать любовь к труду.

Вводное занятие. Техника безопасности. 1ч.

Теория. Встреча с учащимися. Знакомство с режимом работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.

Роль красок в искусстве. Тонировка древесины. 2 часа.

Теория. Краткие сведения по цветоведению. Спектр цветов. Основные, дополнительные цвета. Беседа о роли красок для рисунка. Представление о цветовых сочетаниях.

Практика. Демонстрация образцов с использованием красок. Приемы кистевой росписи. Смешивание красок.

Древесина – природный конструкционный материал. Основные сведения о древесине.2 часа

Теория. Породы древесины и их характеристика. Лиственные породы. Хвойные породы. Строение древесины. Физико-механические свойства древесины: твердость, упругость, расщепляемость и др. Текстура. Пороки древесины: сучковатость, синева, трухлявость, червоточина, свилеватость.

Практика. Выполнение практического задания: определение пород древесины подготовленных образцов, пороков древесины и путей их устранения в изделиях.

Виды столярного материала и его применение. 2 часа

Теория. Доски. Бруски. Шпон. Виды шпона (пиленый, строганый, лущеный). Облицовка шпоном. Фанера. Клееная фанера. Облицовочная фанера. Лакированная фанера. Бакелитовая фанера. Столярная плита (щит). Древесностружечная плита.

Практика. Выполнение практического задания: определение видов столярных материалов. Нахождение на доске кромки, торца, ребра.

Столярный инструмент и технология обработки древесины.

Рабочее место. 4 часа

Теория. Инструмент столяра. Столярный верстак – рабочее место столяра.. Практика. Выполнение практического задания.

Разметочный и измерительный инструмент. 2 часа

Теория. Основные измерительные инструменты, применяемые в столярных технологиях. Слесарный угольник. Рейсмус. Малка. Линейка. Плотницкий карандаш.

Практика. Выбор игрушки для последующего изготовления: «Конь-качалка», «Мужик и медведь», «Кузнечик», «Самолет». Подбор столярного материала для изготовления игрушки.

Графическое изображение деталей из древесины. 2 часа

Теория. Предварительная зарисовка. Чертеж. Эскиз. Масштаб. Технический рисунок. Технологическая карта. Разметка прямоугольных деталей. Разметка криволинейных деталей. Шаблон.

Практика. Выполнение практического задания: подготовка эскизов и шаблонов, выбранных игрушек.

Пиление. Инструмент для пиления 4 часа

Теория. Виды столярных ножовок и их устройство. Правила и приемы работы столярными ножовками. Виды брака при пилении. Подготовка ручных пил к работе. Продольное и поперечное пиление. Понятие припуск на обработку при пилении. Стусло. Пиление под углом на стусле. Пиление лучковой пилой.

Практика. Выполнение практических заданий: поперечное и продольное пиление; выпиливание лобзиком заготовок для выбранных игрушек.

Основные приемы выпиливания. 4 часа

Теория. Виды столярных ножовок и их устройство. Правила и приемы работы столярными ножовками. Виды брака при пилении. Подготовка ручных пил к работе. Продольное и поперечное пиление. Понятие припуск на обработку при пилении. Стусло. Пиление под углом на стусле. Пиление лучковой пилой.

Практика. Выполнение практических заданий: поперечное и продольное пиление; выпиливание лобзиком заготовок для выбранных игрушек.

Сверление. Инструмент для сверления. 4 часа.

Теория. Приемы сверления ручным инструментом. Коловорот. Разновидности сверл и их основные части. Приемы сверления на станках и электродрелью. Станок и его устройство. Виды сверл, техника безопасности при сверлении на станке. Сверление сквозных и несквозных отверстий. Особенности правильного сверления. Рациональный способ сверления. Пробочные сверла. Трехгранное шило. Зенковка. Основные инструменты для зачистки изделий – рашпиль и напильник.

Практика. Открытое занятие. Выполнение практических заданий: сверление коловоротом и дрелью; зачистка и шлифовка поверхностей деталей игрушек.

Строгание. Инструмент для строгания 2 часа

Теория. Устройство рубанка. Применение рубанков. Виды строгания. Плоскостное строгание выполняется рубанками нескольких типов (шерхебель, одинарный рубанок, двойной рубанок, полуфуганок, фуганок и т. д.). Строгание задиристых мест и торцевание – шлифтик. Обработка узких длинных плоскостей – зензубель. Рабочие части резцов у шерхебеля и рубанка, их отличие. Правильное установление резцов. Настройка рубанка к работе. Распределение усилия рук при строгании. Ручное изготовление деталей цилиндрической и овальной формы. Приемы строгания для получения изделий круглого и овального сечения. Разметка брусков. Крепление материала на верстаке. Приемы снятия углов граней напильником и зачистки шкуркой. Показ рабочей позы, крепление материала. Технологическая карта на последовательность работы.

Практика. Выполнение практических заданий: строгание досок по плоскости и по торцам.

Соединение деталей из древесины 2часа.

Теория. Столярный молоток. Киянка для забивания гвоздей и шпилек. Клещи, кусачки для вытаскивания гвоздей, откусывания их шляпок. Соединения деталей на гвоздях. Выбор нужной длины гвоздей. Отвертки. Сверла. Соединение деталей из древесины и фанеры шурупами. Столярные сжимы и струбцины. Подготовка поверхности деталей из древесины перед склеиванием. Применение струбцины для плотного сжимания. Техника безопасности при работе с клеем.

Практика. Выполнение практического задания: соединение заготовок на гвоздях, на шурупах; склеивание деталей; подгонка соединений деталей игрушки.

Отделка изделий из древесины. Покраска. 2 часа

Теория. Значение отделки изделий из древесины. Малярная (непрозрачная) отделка столярных изделий. Масляная и эмалевая краски. Подготовка изделий к окраске: шкуровка, шпаклевка, шлифовка, грунтовка. Первое и второе покрытие краской. Приемы работ шкуркой, шпателем, кистью и флейцем. Прозрачная отделка столярных изделий. Подготовка древесины к прозрачному покрытию. Матовая отделка мастикой и воском. Лессировка. Техника безопасности при отделке. Ознакомление с составом масляных и эмалевых красок, назначением сиккатива и разбавителей; видами кистей, их хранением; с изготовлением тампонов.

Практика. Выполнение практических заданий: отработка приемов прозрачного и непрозрачного покрытия на заготовках; отделка выполненных ранее изделий

Отделка изделий из древесины. Лакирование. 3 часа

Теория. Лакирование. Масляный лак. Спиртовые лаки. Политура. Нитролаки. Приемы лакирования. Сушка изделий.

Практика. Выполнение практических заданий: отработка приемов лакирования на выполненных ранее изделиях.

Токарная обработка древесины. Устройство токарного станка 4 часа

Теория. Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке. Основные узлы: задняя и передняя бабки, подручники их назначение. Виды резцов, элементы режущей части. Типы заточки. Основные неисправности станка и их устранение. Разработка, промывка, смазка. Установка. Практика. Выполнение теста по теме «Устройство токарного станка».

Точение. Подготовка станка к работе 4 часа

Теория. Подготовка заготовок к точению. Определение размеров заготовок различными способами. Подготовка станка к работе. Установка заготовок. Приемы работы на токарном станке. Черновое и чистовое точение, отделка шлифовальной шкуркой. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов. Породы древесины и их применение в токарном деле. Чертеж и эскиз изделий, припуски на обработку при точении древесины на станке. Ручная подготовка древесины к точению. Крепление древесины на шпиндель.

Практика. Выполнение практических заданий: пробное точение деталей; отработка приемов управления станком.

Художественная обработка древесины. Выжигание. 4 часа.

Теория. Правила работы с наждачной бумагой. Методы зачистки фанеры с помощью наждачной бумаги. Методы перевода рисунка на фанеру (установка, крепление и перевод картинки через копировальную бумагу, качество перевода для последующего выжигания). Правка перевода для последующего выжигания. Метод выжигания контура рисунка тонкими линиями, штриховка контура под объемное и теневое ретуширование. Методы настройки эл. прибора для выжигания тонкой линией, светлой линией, темной линией и т. д. Тонкое выжигание картинки. Методы ретуширования (ретуширование «дымков», «пушок», «штрих» и т.д.).

Практика. Выполнение практического задания: выжигание картинки второй сложности (картинка с сюжетом и несколькими деталями); ретуширование деталей картинки.



Модуль 2.

Игрушки из древесного материала.

Цель: формирование правил и приемов безопасной работы со столярными инструментами.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

Обучающие:

обучать безопасному владению столярным инструментом;

обучать практическим навыкам техники выжигания;

обучать практическим навыкам выпиливания и вытачивания фигур;

Развивающие:

развивать интеллектуальные и практические умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания;

развивать умения оценивать свою работу и работу товарищей;

Воспитывающие:

воспитывать устойчивый интерес к русским народным декоративно-прикладным промыслам.


Матрёшка (сувенир). 6 часов

Теория. Создание изделия сувенира, роспись рисунка. Демонстрация изделий народных промыслов, открыток.

Практика. Обработка заготовки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выпиливание.


«Герои любимых сказок» 6 часов

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Опрос последовательности выполнения работы.

Практика. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выпиливание. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.


«Весёлый цирк» 6 часов

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Опрос последовательности выполнения работы.

Практика. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выпиливание. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.


«Любимые игрушки» 6 часов

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Опрос последовательности выполнения работы.

Практика. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выпиливание. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.


«Автомобиль моей мечты» 8 часов

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Опрос последовательности выполнения работы.

Практика. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выпиливание. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.


Пазлы «Белые медведи» 8 часов

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Опрос последовательности выполнения работы.

Практика. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выпиливание. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.


Пазлы «Мышки» 6 часов

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Опрос последовательности выполнения работы.

Практика. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выпиливание. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.


«Птицы» 6 часов

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Опрос последовательности выполнения работы.

Практика. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выпиливание. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.

«Грибы» 6 часов

Итоговая диагностика (1 час)

Определение уровня освоения программы в процессе наблюдения и ведения дневника наблюдений.

Презентация детского творчества.

По итогам обучения организуется итоговая выставка, которая позволяет выявить изменения образовательного уровня обучающегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.

























































Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 2.1. Календарный план-график

Модуль I.

п/п

Месяц, число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

03.09.22

По расписанию

занятие

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Учебный кабинет

Наблюдение.

2

06.09.22

08.09.22

По расписанию

занятие

2

Роль красок в искусстве. Тонировка древесины.

Учебный кабинет

Наблюдение.

3

10.09.22

13.09.22

По расписанию

занятие

2


Древесина – природный конструкционный материал. Основные сведения о древесине.

мастерская

Наблюдение.

4

15.09.22

17.09.22

По расписанию

занятие

2


Виды столярного материала и его применение.

мастерская

Наблюдение.

5

20.09.22

22.09.22

24.09.22

27.09.22

По расписанию

занятие

4

Столярный инструмент и технология обработки древесины. Рабочее место.

мастерская

Наблюдение.

6

29.09.22

01.10.22


По расписанию

занятие

2

Разметочный и измерительный инструмент.

мастерская

Наблюдение.

7

04.10.22

06.10.22


По расписанию

занятие

2

Графическое изображение деталей из древесины.

мастерская

Наблюдение.

8

08.10.22

11.10.22

13.10.22

15.10.22

По расписанию

Занятие


4


Пиление. Инструмент для пиления

мастерская

Наблюдение.

9

18.10.22

20.10.22

22.10.22

25.10.22

По расписанию

Занятия


4

Основные приемы выпиливания.

мастерская

Наблюдение.

10

27.10.22

29.10.22

01.11.22

03.11.22

По расписанию

Занятие

4


Сверление. Инструмент для сверления.

мастерская

Наблюдение.

11

05.11.22

08.11.22

10.11.22

12.11.22

По расписанию

Занятие


2

Строгание .Инструмент для строгания.


мастерская

Наблюдение.

12

15.11.22

17.11.22

По расписанию

Занятие

2

Соединение деталей из древесины.

мастерская

Наблюдение.

13

19.11.22

22.11.22

По расписанию

Занятие

2

Отделка изделий из древесины. Покраска.

мастерская

Наблюдение.

14

24.11.22

26.11.22

29.11.22

01.12.22

По расписанию

Занятие

3

Отделка изделий из древесины. Лакирование.

мастерская

Наблюдение.

15

03.12.22

06.12.22

08.12.22

10.12.22

По расписанию

Занятие

4

Токарная обработка древесины. Устройство токарного станка

мастерская

Наблюдение.

16

13.12.22

15.12.22

17.12.22

20.12.22

По расписанию

Занятие

4

Подготовка станка к работе

мастерская

Наблюдение.

17

22.12.22

24.12.22

27.12.22

29.12.22

По расписанию

Занятие

4

Художественная обработка древесины. Выжигание.

мастерская

Наблюдение.

итого

48



Модуль II.


п/п

Месяц, число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09.01.23

10.01.23

12.01.23

14.01.23

17.01.23

19.01.23


По расписанию

Занятие

6


Матрёшка (сувенир).

мастерская

Наблюдение.

2

21.01.23

24.01.23

26.01.23

28.01.23

02.02.23

04.02.23

По расписанию

Занятие

6



«Герои любимых сказок»

мастерская

Наблюдение.

3

07.02.22

09.02.23

11.02.23

14.02.23

16.02.23

18.02.23

По расписанию

Занятие

6


«Весёлый цирк»

мастерская

Наблюдение.

4

21.02.23

25.02.23

28.02.23

02.03.23

04.03.23

07.03.23

По расписанию

Занятие

6

«Любимые игрушки»

мастерская

Наблюдение.

5

09.03.23

11.03.23

14.03.23

16.03.23

18.03.23

21.03.23

23.03.23

25.03.23

По расписанию

Занятие

8

«Автомобиль моей мечты»

мастерская

Наблюдение.

6

28.03.23

30.03.23

01.04.23

04.04.23

06.04.23

08.04.23

11.04.23

13.04.23

По расписанию

Занятие

8


Пазлы «Белые медведи»

мастерская

Наблюдение.

7

15.04.23

18.04.23

20.04.23

22.04.23

25.04.23

27.04.23

По расписанию

Занятие

6

Пазлы «Мышки»

мастерская

Наблюдение.

8

29.04.23

02.05.23

04.05.23

06.05.23

11.05.23

13.05.23

По расписанию

Занятие

6

«Птицы»

мастерская

Наблюдение.

9

16.05.23

18.05.23

20.05.23

23.05.23

25.05.23

27.05.23

По расписанию

Занятие

6

«Грибы»

мастерская

Наблюдение.

10

30.05.23

По расписанию

Диагностические упражнения

1

Итоговая диагностика.

мастерская

Наблюдение.

11

31.05.23

По расписанию


1

Выставка детского творчества.

Фойе учреждения

Выставка

итого

60


2.2.Условия реализации программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся..

2.2.1. Материально-техническое обеспечение.

Реализация программы по теоретической подготовке проводится в учебном классе детского дома-интерната «Родник» с применением технических средств обучения и материалов.

Отдельный кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

Рабочий халат или фартук.

Очки защитные.

Аптечка.

  1. Специальное оборудование:

Деревообрабатывающие станки, сверлильный станок, верстак столярный. Электроинструменты. Столярные инструменты. Измерительные инструменты. Приспособления для разметки. Свёрла по дереву. Набор для выпиливания лобзиком. Ножовка по дереву. Деревянная колода. Прибор для выжигания по дереву.

2. Расходные материалы: древесина, фанера, пилки для лобзиков, наждачная бумага, лак для древесины.

3. Оснащение: ноутбук, экран, Интернет.

Реализация практической части программы проводится в детском доме-интернате «Родник» в столярной мастерской, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14.

Входные группы здания оборудованы пандусами, лестничные проемы-поручнями.

2.2.2.Информационное обеспечение.

Видео, фото, интернет источники;

Программа предусматривает использование интернет-ресурсов (видеоматериалов, мастер-классов)

2.2.3. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвует один инструктор по труду, прошедший курсы квалификации по теме «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» в в объеме 108 часов, Сергей Александрович Герасимов, стаж работы в данном учреждении в данной должности 3 года, I квалификационная категория.

2.3. Формы аттестации.

Аттестационные мероприятия для детей с умственной отсталостью программой не предусмотрены, фиксация образовательных результатов зависит от степени ограничения здоровья ребенка и ведется в дневнике наблюдений и тестирования, проводимого педагогами.

Для отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы используются:

педагогическое наблюдение;

педагогический анализ результатов тестирования, опросов;

выполнения обучающимися творческих заданий;

участия воспитанников в мероприятиях (выставках, творческих конкурсах)


2.4. Оценочные материалы.

№п/п

Ф. И. О.

Знание и выполнение правил техники безопасности при работе с

лобзиком

умение обработать доску с помощью наждачной бумаги


перенести рисунок на доску с помощью копировальной бумаги


применение на практике всех изученных приёмов выпиливания

соблюдать последовательность выполнения работы в технике выпиливания;


умение использовать в художественном оформлении работы лак и

акварельные краски.



























3 балла – Высокий уровень, самостоятельно выполняет работу

2 балла – Средний уровень, выполняет задание с помощью, под контролем взрослого

1 балл - Низкий уровень, выполняет только совместно с взрослым, требуется значительная помощь


Интерпретация результатов диагностики

0 баллов – Задание не выполняет, не проявляет интереса к деятельности,


По уровню усвоения программного материала результаты достижений учащихся подразделяются на три уровня: высокий, средний, низкий.

18-15 баллов Высокий: полностью овладели теорией и применяют её на практике, высокое качество работ, самостоятельное выполнение изделий.

14-10 баллов Средний: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в практике, в работах имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности.

9-4 балла Низкий: не полностью овладели теоретическими знаниями, нет самостоятельного применения в практике. Низкое качество работ,

практически отсутствует самостоятельная работа.

4-0 баллов Навыками не овладел полностью.


2.5. Методические материалы:
  • Дидактические материалы;

Картотека предметных картинок. Животные севера.

Картотека предметных картинок. Птицы .

Картотека предметных картинок. Животные леса.

Картотека предметных картинок. Животные домашние.

Картотека предметных картинок. Матрешки.

Картотека предметных картинок по р.н. сказкам.

  • Фотоальбомы с изображением столярных мастерских;

  • Репродукции;

  • буклеты, альбомы с изображением инструментов и приспособлений мастерских.



2.6. Литература

2.6. 1.Литература для детей:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

3. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

4. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.


2.6.3. Литература для педагога

  1. Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву [Текст] / А.Ф. Афанасьев. –Ростов-н/Д: Феникс, 1998.-225 с.

  2. Величко, Н. Роспись: Техники. Приёмы. Изделия [Текст]: энциклопедия/ Н. Величко.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.- 176с.: ил.

  3. Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества [Текст]: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л.Бычкова, Т.В. Воробьёва.- Волгоград: Учитель, 2007.-250 с.

  4. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство [Текст] / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.- М.: Дрофа, 1996.- 240 с.

  5. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-н/Д: Учитель, 2005.-288 с.

  6. Матвеева, Т.А. Мозаика и резьба по дереву [Текст] / Т.А. Матвеева.- М.: Высшая школа, 2001.- 80 с.

  7. Панченко, В.В. Выжигание по дереву [Текст] / В.В. Панченко.- Ростов-н/Д: Феникс, 2005.-220 с.

  8. Райт, Д. Искусство выжигания по дереву [Текст] / Д. Райт.- М.: Контэнт, 2005.- 96 с.

  9. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]/ Л.Д. Рондели.- М.: Дрофа, 260 с.

  10. Симоненко, В.Д., Тищенко, А.Т., Самородский, П.С. Технология [Текст]: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский.- М.: Просвещение, 2002.- 191 с.


Электронные ресурсы :

1.Сайт «Страна мастеров» https://stranamasterov.ru/

2.Сайт «Пинтерест» https://www.pinterest.ru/

3.Сайт «Круг мастер-классов.» https://stranamasterov.ru/node/797400

4.Сайт «Мастера рукоделия». https://www.mastera-rukodeliya.ru/







Сокращения


АДОП — адаптированная дополнительная общеобразовательная программа

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья

ОО — образовательная организация

ООП — особые образовательные потребности

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!