СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности театрального кружка «Радуга»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический  художественный вкус, культуру общения,  т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности театрального кружка «Радуга»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7»



«Согласовано»

Заместитель директора по ВР ________ Торшина Ю.А.

«____» _____20____ года

_______________________


«Утверждаю»

Директор

ГОУ ЛНР «АСШ №7» _________Минка И.В.

«___» ____ 20___ года







Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности


театральный кружок «Радуга»

4 часа в неделю (всего 144 часа)

на 2023 - 2024 учебный год


Срок реализации: 1 год

Уровень программы: одноуровневая, ознакомительная, базовая.

Возраст обучающихся:11-13 лет






Составитель:

Юдина Елена Александровна












г. Алчевск

2023 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы «Школьный театр для 5-7 классов», разработанной ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина», утверждённой на заседании Учёного совета Театрального института имени Бориса Щукина № 7 от 28 марта 2022 года., Программы для театральных отделений школ искусств «Сценическая речь» и «Сценическое движение» (М., 1987), Программы для театральных отделений школ искусств «Грим» (М., 1988), Программа для театральных отделений школ искусств «Сценическое мастерство» (М., 2005).

Нормативно-правовые основы осуществления программы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726);

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический художественный вкус, культуру общения, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития подростков.

Цели программы:

1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Задачи программы:

Образовательные:
  • ознакомить и научить обучающихся выполнять актерские тренинги;

  • научить взаимодействовать с партнером;

  • научить «правдиво» существовать в предлагаемых обстоятельствах;

  • освоить технику актерского мастерства;

  • научить работать над ролью;

  • познакомить с историей театра.

Развивающие:
  • развить познавательные процессы: память, внимание, мышление;

  • развить речевой аппарат;

  • развить пластическую выразительность;

  • развить у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение.

Воспитательные:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру;

  • формирование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих

совместную деятельность в группе;

- привитие детям интереса к отечественному и иностранному театральному

искусству, а также к занятиям художественно-эстетическим творчеством;

- воспитание воли, усидчивости, трудолюбия;

- привитие общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Формы организации занятий:

Форма занятий – групповые (12 человек) и индивидуальные (1-4 человека) занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы обучения: При реализации программы «Музыкально-драматический театр» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

  • репродуктивный метод (педагог, объясняя материал, опирается на полученные ранее знания);

  • объяснительно-иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)

  • проблемно - поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения);

Так же используются методы воспитания: убеждение, личный пример, поощрение.

Все методы обучения реализуются различными средствами:

- предметными - для полноты восприятия работа проводится с использованием наглядных пособий и технических средств;

- практическими - тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание; -

- интеллектуальными - логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание;

- эмоциональными - переживание, представление, интерес.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Планируемые результаты реализации программы:

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Обучающийся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


I модуль «Основы театральной культуры» призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие подростков в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

 II модуль «Ритмопластика» включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

  • Подготовка к этюдам. Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. Этюды на память физических действий. Групповые этюды

  • Развитие координации.

  • Совершенствование осанки и походки.

  • Образное представление неодушевлённых предметов

III модуль «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

  • Игры по развитию внимания: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Глухие и немые», «Эхо».

  • Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово».

  • Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

IV модуль «Подготовка спектакля» является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.





















Тематическое планирование

п/п


Название модулей

Количество часов


Всего

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие занятия

Формы

контроля

1

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство.

2

1

1


2

Кукольный театр.

12

2

10

Инсценировка

3

Театр рук

10

1

9

Театральная композиция

4

Актерское мастерство

32

6

26

Показ

5

Сценическое движение.

10

-

10

Творческий этюд

6

Сценическая речь

10

-

10

Выступление

7

Работа над пьесой

50

6

44

Выступления

8

Грим.

6

1

5

Творческое задание

9

Проектная деятельность

10

4

6

Написание проекта, защита

10

Итоговое занятие

2

-

2



ИТОГО:

144

21

123







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Литература:

1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996;

2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;

3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1 – М.: «Маска», 2007;

4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;

5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;

6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;

7 . Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.:

«Просвещение», 1995;

8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;

9. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;

10. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;

11. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970

Электронные ресурсы:

1. Устройство сцены в театре http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.sht










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!