СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа « Слушаем, различаем ,записываем правильно»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направленна на предупреждение и устранение дисграфии у детей на логопункте.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа « Слушаем, различаем ,записываем правильно»»


Кошкина Светлана Сергеевна ,

учитель –логопед МОУ гимназии №3

Центрального района

Волгограда,

е-mail:89023867776@mail.ru




Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №3

Центрального района Волгограда




Направление: Внеурочная деятельность. Логопедия


Название программы:

Адаптированная коррекционно-развивающая программа

« Слушаем, различаем ,записываем правильно»





Составитель учитель-логопед Кошкина Светлана Сергеевна

























Пояснительная записка

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы- своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Это:

- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение и отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при дисграфии, обусловленной нарушениями развития языкового анализа и синтеза. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом современных методических требований.

Курс не рассчитан на определенное количество часов. Логопед может, сохраняя последовательность, увеличить, либо, наоборот, уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня развития детей и степени нарушения письменной речи.

Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, чьи дети нуждаются в помощи, педагогам коррекционных классов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н.Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:

- ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговый синтез и анализ)

- ошибки на уровне слова (слоговый м морфологический анализ и синтез)

- ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез)

  1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов формирования простых и сложных форм звукового анализа.

Простые формы звукового анализа.

- выделение первого ударного гласного в слове

- выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове

- выделение гласного в середине слова

- определение места звука в слове (звук в начале, середина, конце слова)

Сложные формы звукового анализа.

- определение последовательности звуков в слове

- определение количества звуков

- определение места звука относительно других зауков

Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учетом того, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования:

А) с опорой на вспомогательные средства

Б) в речевом плане, исключая зрительные опоры,- только проговаривание

В) во внутреннем плане

Речевые материалы данного комплекта пособий подобраны с учетом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:

- односложные слова без стечения согласных

- двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов

- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога

- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов

- односложные слова со стечением согласных в конце слова

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова

- трехсложные слова

Начинают коррекционную работу с обучения детей определению количества слогов в слове, изображения хлопками двух-трехсложных слов. Анализ звуковых сочетаний гласных из 2-3 звуков проводится уже после изучения гласных А, У, И и усвоения зрительных образов гласных букв и соответствующих им символов. Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать уровень сложности различных форм фонематического анализа и этапы формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности.

  1. Выделение звука на фоне слова (определение его наличия и отсутствия)

  2. Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).

  3. Определение места звука в слове относительно других звуков в слове.

  4. Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него). Фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности.

  1. Анализ обратного или закрытого слога (АП,УМ…). Сначала выделяют гласный звук, а затем согласный после него.

  2. Анализ открытых слогов (ПА,МУ…). Проводится с теми же звуками, нов обратной последовательности.

  3. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков (АП-ПА, УМ-МУ…).

2.КОРРЕКЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА УРОВНЕ СЛОВА

Выделяют следующие виды ошибок: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов. При построении занятий следует учитывать этапы формирования слоговой структуры.

1 этап. Подготовительный (Невербальный уровень)

Концентрация внимания.

Работа над ритмической стороной речи.

Работа по развитию переключения и координации.

2 этап. Коррекционный. (Вербальный уровень)

Уровень гласных. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов.

Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.

Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию:

- двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са

- трехсложные слова с открытыми словами: мА-ши-на

- односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот

- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон, кА-бан

- двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка

- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, зай-чик

- трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мо-над, ко-ри-дор

- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат

- трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка

- односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт

- двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка

-четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да

3. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста

Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривает:

- знакомство с предложением-определение основных признаков предложения, дифференциация набора ртдельных слов и предложения

- дифференциацию словосочетания и предложения

- развитие анализа структуры предложения- определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении

- знакомство с предлогами- определение их значения, знакомство с написанием предлогов

- знакомство с приставками- определение их значения, знакомство с написанием приставок

- дифференциацию предлогов и приставок

- знакомство с текстом – определение основных признаков текста, дифференциацию отдельных предложений и текста, определение последовательности предложений в тексте.

В данном пособии имеются задания на коррекцию всех перечисленных видов ошибок, что позволяет учитывать основные принципы логопедической работы: комплексность, учет специфики нарушения, поэтапность и т.д.

Доступность и привлекательность игровых ситуаций позволяет сделать логопедические занятия более эффективными. Параллельно с конспектами занятий в работе необходимо использовать альбом для выполнения индивидуальных заданий.

Альбом позволяет ребенку решить многие проблемы самостоятельно, что в свою очередь формирует у него навык контроля и самооценки, а также закрепляет запас имеющихся представлений о звуком, словом и языковом анализа и синтезе.

Коррекционная работа с деньгами по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:

- работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельностью: памяти, восприятия, внимания)

- развития мелкой моторики пальцев рук (игры пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, упражнения с ножницами)

- развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся конструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико- семантическими темпами)

- развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

К концу обучения дети должны знать.

1. Названия гласных и согласных звуков и букв.

2. Определения понятий: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, безударный слог.

3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.

4. Графическое обозначение слогов, звуков, слов, границ предложения, предлогов и приставок.

5. Правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь.

1. Различать гласные и согласные звуки.

2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4. Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.

5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговый анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.

7. Графически обозначит звуки, слоги, слова.

Ниже приводится план работы учителя-логопеда по каждому периоду обучения при коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и конспекты коррекционных логопедических занятий по устранению ошибок при данном виде дисграфии

Перспективное планирование занятий при дисграфии, обусловленной нарушением анализа и синтеза.

Тема логопедического занятия

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие слогового анализа и синтеза

Этап 1 (занятие 1-21)

Звук. Буква. Гласные-согласные.

5часов

Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова.

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации.




Гласные звуки и буквы (выбор звуков и букв для занятий осуществляет логопед)

8часов

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова,определение последовательности и количества звуков в слове.


Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с главными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме.

Согласные звуки и буквы.

8часов


Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове),вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков.

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации.

Этап 2 (занятия 22-26)

Слог. Слоговый анализ и синтез.

4часа

Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов.

Знакомство с открытыми и с закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем

Этап 3 (занятия 27-32)

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

5часов

Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение последнего гласного в слове; выделение гласного из середины слова;определение места звуков в слове(начала,середина,конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков.

Слоговой анализ слов:

- двусложные с открытыми слогами

- трехсложные с открытыми слогами

- односложные с закрытым слогом

- двусложные с закрытым слогом на конце слова

- двусложные со стечением согласных в середине слова

- двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова

- трехсложные с закрытым слогом на конце

- трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова.

- трехсложные с двумя стечениями согласных

-тодносложные со стечением согласных

- двусложные с двумя стечениями согласных

- четырехсложные слова

Итого 32 часа










Учебно-методическое, информационное и материально-техническое

обеспечение программы

  1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)

  2. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.

  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.

  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

  6. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

  7. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996

  8. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  9. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.

  10. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 200

  11. Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.

  12. Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

  13. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.

  14. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.

  15. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006

  16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.

  17. Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

Интернет-ресурсы

  1. Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/

  2. Познавательный портал: http://clow.ru/

  3. Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net

  4. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

  5. Игры для Тигры. Логопедическая коррекционная программа.

  6. Методическая разработка Якимчук Т. А. 

Школа тётушки Совы. Звонкие - глухие согласные «Д»-«Т».

  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

  1. Психологический центр "Адалин"

http://adalin.mospsy.ru/

  1. Портал "Логопеды.ru"

http://logopedy.ru/portal/

  1. Логопункт.ru

http://www.logopunkt.ru/

  1. Логопед.ру

http://www.logoped.ru/index.htm/

  1. Логопед

http://logopediya.com/

  1. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

http://logozavr.ru/

  1. Логобург

http://logoburg.com/

  1. Журнал "Логопед"

http://www.logoped-sfera.ru/

  1. Дефектология для Вас

http://defectus.ru/

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!