Кошкина Светлана Сергеевна ,
учитель –логопед МОУ гимназии №3
Центрального района
Волгограда,
е-mail:89023867776@mail.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №3
Центрального района Волгограда
Направление: Внеурочная деятельность. Логопедия
Название программы:
Адаптированная коррекционно-развивающая программа
« Слушаем, различаем ,записываем правильно»
Составитель учитель-логопед Кошкина Светлана Сергеевна
Пояснительная записка
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы- своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Это:
- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение и отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при дисграфии, обусловленной нарушениями развития языкового анализа и синтеза. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом современных методических требований.
Курс не рассчитан на определенное количество часов. Логопед может, сохраняя последовательность, увеличить, либо, наоборот, уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня развития детей и степени нарушения письменной речи.
Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, чьи дети нуждаются в помощи, педагогам коррекционных классов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н.Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:
- ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговый синтез и анализ)
- ошибки на уровне слова (слоговый м морфологический анализ и синтез)
- ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез)
Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.
При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов формирования простых и сложных форм звукового анализа.
Простые формы звукового анализа.
- выделение первого ударного гласного в слове
- выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове
- выделение гласного в середине слова
- определение места звука в слове (звук в начале, середина, конце слова)
Сложные формы звукового анализа.
- определение последовательности звуков в слове
- определение количества звуков
- определение места звука относительно других зауков
Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учетом того, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования:
А) с опорой на вспомогательные средства
Б) в речевом плане, исключая зрительные опоры,- только проговаривание
В) во внутреннем плане
Речевые материалы данного комплекта пособий подобраны с учетом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:
- односложные слова без стечения согласных
- двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов
- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога
- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов
- односложные слова со стечением согласных в конце слова
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова
- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова
- трехсложные слова
Начинают коррекционную работу с обучения детей определению количества слогов в слове, изображения хлопками двух-трехсложных слов. Анализ звуковых сочетаний гласных из 2-3 звуков проводится уже после изучения гласных А, У, И и усвоения зрительных образов гласных букв и соответствующих им символов. Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать уровень сложности различных форм фонематического анализа и этапы формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности.
Выделение звука на фоне слова (определение его наличия и отсутствия)
Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).
Определение места звука в слове относительно других звуков в слове.
Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него). Фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности.
Анализ обратного или закрытого слога (АП,УМ…). Сначала выделяют гласный звук, а затем согласный после него.
Анализ открытых слогов (ПА,МУ…). Проводится с теми же звуками, нов обратной последовательности.
Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков (АП-ПА, УМ-МУ…).
2.КОРРЕКЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА УРОВНЕ СЛОВА
Выделяют следующие виды ошибок: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов. При построении занятий следует учитывать этапы формирования слоговой структуры.
1 этап. Подготовительный (Невербальный уровень)
Концентрация внимания.
Работа над ритмической стороной речи.
Работа по развитию переключения и координации.
2 этап. Коррекционный. (Вербальный уровень)
Уровень гласных. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов.
Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.
Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию:
- двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са
- трехсложные слова с открытыми словами: мА-ши-на
- односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот
- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон, кА-бан
- двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка
- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, зай-чик
- трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мо-над, ко-ри-дор
- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат
- трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка
- односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт
- двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка
-четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да
3. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста
Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривает:
- знакомство с предложением-определение основных признаков предложения, дифференциация набора ртдельных слов и предложения
- дифференциацию словосочетания и предложения
- развитие анализа структуры предложения- определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении
- знакомство с предлогами- определение их значения, знакомство с написанием предлогов
- знакомство с приставками- определение их значения, знакомство с написанием приставок
- дифференциацию предлогов и приставок
- знакомство с текстом – определение основных признаков текста, дифференциацию отдельных предложений и текста, определение последовательности предложений в тексте.
В данном пособии имеются задания на коррекцию всех перечисленных видов ошибок, что позволяет учитывать основные принципы логопедической работы: комплексность, учет специфики нарушения, поэтапность и т.д.
Доступность и привлекательность игровых ситуаций позволяет сделать логопедические занятия более эффективными. Параллельно с конспектами занятий в работе необходимо использовать альбом для выполнения индивидуальных заданий.
Альбом позволяет ребенку решить многие проблемы самостоятельно, что в свою очередь формирует у него навык контроля и самооценки, а также закрепляет запас имеющихся представлений о звуком, словом и языковом анализа и синтезе.
Коррекционная работа с деньгами по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:
- работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельностью: памяти, восприятия, внимания)
- развития мелкой моторики пальцев рук (игры пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, упражнения с ножницами)
- развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся конструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико- семантическими темпами)
- развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.
К концу обучения дети должны знать.
1. Названия гласных и согласных звуков и букв.
2. Определения понятий: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, безударный слог.
3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
4. Графическое обозначение слогов, звуков, слов, границ предложения, предлогов и приставок.
5. Правописание предлогов и приставок.
К концу обучения дети должны уметь.
1. Различать гласные и согласные звуки.
2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.
3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.
4. Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.
5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.
6. Производить звуковой, буквенный, слоговый анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
7. Графически обозначит звуки, слоги, слова.
Ниже приводится план работы учителя-логопеда по каждому периоду обучения при коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и конспекты коррекционных логопедических занятий по устранению ошибок при данном виде дисграфии
Перспективное планирование занятий при дисграфии, обусловленной нарушением анализа и синтеза.
Тема логопедического занятия | Развитие фонематического анализа и синтеза | Развитие слогового анализа и синтеза |
Этап 1 (занятие 1-21) |
Звук. Буква. Гласные-согласные. 5часов | Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова. | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. |
| | |
Гласные звуки и буквы (выбор звуков и букв для занятий осуществляет логопед) 8часов | Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова,определение последовательности и количества звуков в слове. | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с главными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме. |
Согласные звуки и буквы. 8часов | Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове),вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков. | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. |
Этап 2 (занятия 22-26) |
Слог. Слоговый анализ и синтез. 4часа | Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов. | Знакомство с открытыми и с закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем |
Этап 3 (занятия 27-32) |
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 5часов | Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение последнего гласного в слове; выделение гласного из середины слова;определение места звуков в слове(начала,середина,конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков. | Слоговой анализ слов: - двусложные с открытыми слогами - трехсложные с открытыми слогами - односложные с закрытым слогом - двусложные с закрытым слогом на конце слова - двусложные со стечением согласных в середине слова - двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова - трехсложные с закрытым слогом на конце - трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова. - трехсложные с двумя стечениями согласных -тодносложные со стечением согласных - двусложные с двумя стечениями согласных - четырехсложные слова |
Итого 32 часа | | |
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое
обеспечение программы
Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 200
Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.,2006
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007
Интернет-ресурсы
Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
Познавательный портал: http://clow.ru/
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Игры для Тигры. Логопедическая коррекционная программа.
Методическая разработка Якимчук Т. А.
Школа тётушки Совы. Звонкие - глухие согласные «Д»-«Т».
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://festival.1september.ru/
Психологический центр "Адалин"
http://adalin.mospsy.ru/
Портал "Логопеды.ru"
http://logopedy.ru/portal/
Логопункт.ru
http://www.logopunkt.ru/
Логопед.ру
http://www.logoped.ru/index.htm/
Логопед
http://logopediya.com/
Логозаврия: сайт детских компьютерных игр
http://logozavr.ru/
Логобург
http://logoburg.com/
Журнал "Логопед"
http://www.logoped-sfera.ru/
Дефектология для Вас
http://defectus.ru/