Адаптированная образовательная программа
Поповой Натальи Владимировны
учителя физической культуры СЗД
учебного предмета «Физическая культура»
(наименование учебного предмета \ курса)
на обучающегося 4 класса Г
начальное общее образование
(уровень образования \ класс)
2021-2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа для обучающегося с ЗПР (В.7.2) составлена на основе примерной образовательной программы по предмету «Физическая культура». Автор-сост., В.И. Лях, «Просвещение», 2011г. с учетом требований следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 31.05.2021 № 287 (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101);
Положения МАОУ «СОШ №23 им.Г.А.Кадзова» п.Айхал о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочей программы учебных курсов;
Примерной программы основного общего образования и авторских программ «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич.- М.: Просвещение, 2010г) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
2. Описание психофизических особенностей данного ученика (относительно своего предмета), его образовательных потребностей. В ходе наблюдений за поведением мальчика на уроках физкультуры и результатами его тестов у ребенка отмечены характерные для данного варианта нозологии: своеобразная моторная недостаточность; неловкость ручной моторики; недостаточная координация; нарушение произвольной регуляции движений; трудности переключения и автоматизации; недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, координация; неумение подчиняться заданному ритму. У мальчика наблюдается изменение осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области. Всё это препятствует освоению программы в полном объеме и требует составления Адаптированной программы для данного учащегося. В коллективе ребенок держится в стороне, замкнут, рассеян. Учитывая особенности данного ученика, из АООП исключены некоторые гимнастические упражнения: кувырки, стойка на голове, вис на низкой перекладине завесом на одной или двух ногах.
Целью обучения по данному предмету является формирование здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями, учащегося имеющего отклонения в состоянии здоровья, включая хронические болезни.
Основными задачами адаптивного физического воспитания, обучающегося является:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
- формирование правильной осанки;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- воспитание морально - волевых качеств;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;
- создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащегося.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция осанки путем выполнения упражнений с удержанием предмета на голове, стойка у стены, ходьба с различным положением рук;
- укрепление мышечного корсета через выполнение ОРУ и корригирующих упражнений на снарядах;
- коррекция здоровья через знакомство с нетрадиционными видами оздоровления;
- коррекция и развитие координационных способностей в процессе проведения спортивных игр, эстафет, соревнований и подготовки к ним.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любознательность, чувство товарищества, взаимопомощи;
- развитие интереса к играм разных народов;
- пропаганда здорового образа жизни с преподаванием теоретических знаний о заболеваниях, мерах их предупреждения, способах их преодоления и профилактики.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическими упражнениями должны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
просмотр наперед учащемуся перспективы его занятий;
комплексность обучения; последовательность сдачи зачетов в зависимости от состояния здоровья и индивидуальных особенностей обучающегося.
Структурно и содержательно программа построена с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей ребенка. Особенностью данной программы является то, что основой проведения всех занятий является цикличность проведения упражнений с изменением дозировки и сложности. Это значит - от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности обучающегося.
II.Содержание программного материала.
Для учащегося 4 класса в программе по АФК не ограничены упражнения на основные виды движения (бег, прыжки, ходьбу, метания, лазание) ОРУ подвижные и спортивные игры. Дополнительно введены игры и игровые упражнения с предметами, которыми следует пользоваться систематически на протяжении всего обучения. В 4 классе расширен материал в группе упражнений на укрепление правильной осанки и укрепления мышц спины, акробатические упражнения, но в программе имеют место различные упражнения с предметами. Если позволят погодные условия, некоторые занятия можно провести на открытом воздухе: на стадионе, площадке.
1.Основы знаний
История зарождения физической культуры и первых соревнований
Современные Олимпийские игры Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.
Органы чувств Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения. Орган осязания — кожа. Уход за кожей
Личная гигиена Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья)
Органы дыхания. Роль органов дыхания вовремя движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках
Органы пищеварения Работа органов пищеварения. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника
Вода и питьевой режим Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов
Спортивная одежда и обувь. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.
Первая помощь при травмах. Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение).
2. Гимнастика с основами акробатики. Овладение знаниями
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание
Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости
Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, Кувырок вперед; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону.
Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. Упражнения в висе стоя и лежа; В висе спиной к гимнастической стенке поднимание и прямых вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа согнувшись, тоже из седа ноги врозь и в висе на канате; упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке
Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку. Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гимнастическое бревно (высота до 60 см); лазанье по канату. Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей. Перелезание через гимнастического коня
Освоение навыков равновесия. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки.
Освоение строевых упражнений. Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные орентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!»
Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.
3.Лёгкая атлетика. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту.
Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2—3 препятствий по разметкам.
Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3 × 5 м, 3 × 10м, эстафеты с бегом на скорость.
Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Равномерный, медленный, до 6—10 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км.
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5—15 м). Бег с ускорением от 10 до 15 м, от 10 до 30м. Соревнования (до 60 м).
Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.
На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30—40см) с 3—4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге. На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60—70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4—5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков).
Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 3—4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 4—5 м, на дальность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперёд-вверх из того же и. п. на дальность.
4.Подвижные игры и спортивные игры.
Овладение знаниями Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности.
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве «К своим флажкам» «Два мороза» «Пятнашки»
Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей «Кто дальше бросит». «Точный расчет» «Метко в цель»
Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча
Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах стоя на месте и в шаге
III.Личностные и метапредметные результаты освоения АООП
Личностные универсальные учебные действия:
формирование стартовой мотивации к изучению нового:
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения, принятие и осмысление учебной роли;
развитие навыков сотрудничества; развитие этических чувств.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формировать навыки работы в группе;
сохранять доброжелательные отношения друг другу;
слушать и слышать друг друга,
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
организовывать и осуществлять совместную деятельность;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные универсальные учебные действия:
понимание влияния занятий физической культурой на своё здоровье (уметь рассказать правила Т.Б., правила игры, правила проведения тестов и соревнований, историю олимпийских игр);
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;
уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
с помощь взрослого произвести поиск и выделение необходимой информации.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания обучающегося. При разработке учебной программы учитываются регионально-национальные и этнокультурные особенности учебного заведения, а также потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.
В соответствии с федеральным планом курс «Физическая культура» изучается в 5 классе по 2 часа в неделю, общий объем учебного времени составляет 70 часов.
Формы аттестации/контроля.
В начале и в конце учебного года проходит мониторинг уровня физической подготовленности в количестве – 6 заданий (бег 30 метров, прыжок в длину с места, челночный бег, подтягивание: на низкой перекладине из виса ; поднимание туловища за 30 секунд ;наклон вперед). Текущий учет является основным видом проверки успеваемости обучающегося по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, тестирование. При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений.
Оценка эффективности занятий физической культурой
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
По нормативам ГТО проводятся внутренний контроль и внешняя экспертиза физических данных.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний обучающегося.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки) Оценка
«5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 5классе оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ . 4 КЛАСС
№ | Тема урока | По плану | По факту | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Д/З | Примечание |
Лёгкая атлетика ( 13ч ). Плавание ( 35ч. ). |
1 | Организационно-методические требования на уроках физической культуры | 01.09.- 03.09. | | Компоненты легкой атлетики. Техника безопасности в спортивном зале. Правила и нормы поведения на уроках физической культуры. Строевые упражнения: повороты «направо-налево»; построения в шеренгу и колонну. Размыкание и смыкание приставными шагами. Разновидности ходьбы , бега. Высокий старт.Термины «шеренга», «интервал», «правофланговый», «левофланговый»;игры «Ловишка» и «Салки с домиками». | Личностные УДД: Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Метапредметные УДД: Регулятивные:определять цель работы на уроке; прогнозировать свою успешность в выполнении задания;осуществлять действие по образцу и заданному правилу; выявлять ошибки в технике выполнения беговых и прыжковых упражнений Познавательные:объяснять, формировать умение извлекать информацию из схем;описывать технику прыжковых и беговых упражнений. Коммуникативные:работать в группе;формировать умение строить речевое высказывание согласно поставленной задаче; формировать умение слушать других. Предметные (для л\а): дифференцировать понятия «колонна» и «шеренга»; строиться в колонну в движении; выполнять организационные требования на уроках физкультуры; играть в подвижные игры; уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге,бегать с максимальной скоростью до 30 м.; осваивать технику бега различными способами,знать правила ТБ; знать понятия, обозначающие физические качества. Предметные (для плавания). Уметь: выполнять подводящие и имитационные упражнения к различным способам плавания; вход в воду. Правила посещения бассейна, меры безопасности на занятиях. Скольжение с различным положением рук на груди и на спине, Подводящие упражнения для обучения кролю. Выдохи в воду.Обучение правильному использованию плавательной доски .Научиться задерживать дыхание при скольжении на спине. Научиться скольжению на спине без доски. Научиться дыханию при скольжении на спине. | | |
2 | Бег 30м (тест) | 06.09.- 10.09. | | Строевые упражнения:перестроение из одной шеренги в три (3,6,9).Разновидности ходьбы , бега. Термины «колонна»,«дистанция», «направляющий», «замыкающий».Высокий старт. Бег с ускорением.Игра «Салки» и «У медведя во бору»,. Равномерный бег 1 мин. | | |
3 | Вводный. Инструктаж по ТБ. | | Инструктаж по ТБ. Связь плавания с развитием основных физ. качеств, систем дыхания и кровообращения. Разминка. Подвижные игры на воде. Прохождение по дну бассейна в разном темпе: щагом, бегом. Прыжки вверх, вперед, в стороны с гребковыми движениями руками .Погружение с головой. Игра «Пузыри» | | |
4 | Техника челночного бега. Поднимание туловища из положения лёжа (тест). | | Ходьба противоходом. Разучивание разминки в движении. Челночный бег. ОРУ в движении. Игра «Чай-чай выручай» Равномерный бег 1,5 мин. Повторение понятий, обозначающих физические качества. | | |
5 | Челночный бег 3 * 10м (тест).Приседание с опорой на одну руку. | 13.09.- 17.09. | | Ходьба противоходом.Разновидности ходьбы и бега. Разминка в движении. Челночный бег. Игра «Колдунчики». «Два Мороза» | | |
6 | Основы личной гигиены. Упражнения на освоение с водой. | | Упражнения «Поплавок», «Стрелочка». Отталкивание от бортика. Водные закаливающие процедуры (обливание под душем).Подвижные игры на воде. Прохождение по дну бассейна: щагом, бегом.Прыжки вверх, вперед, в стороны. | | |
7 | Подтягивание из виса на низкой перекладине (тест) | | Виды висов. Бег с ускорением..Игра «Вызов номеров», «Вышибалы». Подтягивание (тест). Разминка на развитие координации движения. | | |
8 | Метание малого мяча в горизонтальную цель . Бадминтон. | 20.09. – 24.09. | | ОРУ с мячиками. Эстафетный бег. Метание малого мяча в горизонтальную цель с 4-5м.Игра «Бегуны-метатели». Игра «13й не брать». | Личностные УДД: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Метапредметные УДД: Регулятивные: адекватно оценивать свою и чужую работу; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные:рассказывать правила тестирования метания мешочка на дальность и правила подвижной игры «Вышибалы» Коммуникативные:сохранять доброжелательное отношение друг к другу; устанавливать рабочие отношения. Предметные: знать технику метания мяча на дальность, выполнять разминку с мячиками; понимать правила подвижных игр. Соблюдать правила ТБ при выполнении бросков и метаний | | |
9 | Погружение в воду с задержкой дыхания. | | Упражнения «Поплавок», «Звёздочка».Упр.на скольжение по воде,на дыхание в воде. Проплывание дистанции на ногах, держась за пенопластовую доску. Ходьба, бег, прыжки в разном темпе.Погружение в воду, держась за бортик бассейна на 4-5 сек .Погружение с плавательной доской | | |
10 | Метание малого мяча на дальность (тест). Бадминтон | | Метание малого мяча в цель с 4-5м.Игра «Вышибалы».Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (тест). | | |
11 | Метание мяча в цель (тест) | 27. 09. -01.10. | | Метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель с 4-8м.Бег 2 мин. Игра «Собачка» | | |
12 | Скольжение по воде с доской. История возникновения и развития Олимпийских игр и плавания. | | Упражнение«Буксировка» .Проплывание дистанции на руках с досточкой между колен. Развитие гибкости, координации движений. Отталкивание от бортика.О закаливании:воздушные ванны. Солнечные ванны | | |
13 | Прыжок в длину с разбега. | | Ходьба с высоким подниманием бедра Перестроение из колонны по 1 в колонну по 3 в движении. Прыжки с поворотами на 180. Прыжок в длину с разбега.Игра «Волк во рву» | Личностные УДД: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Метапредметные УДД: Регулятивные:относиться к самому себе как к субъекту деятельности, проектировать пути развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений Познавательные:рассказывать о физических качествах, о технике прыжка в длину с разбега,о правилах подвижной игры. Коммуникативные:слышать и слушать друг друга, Предметные: правильно выполнять основные движения в прыжках; правильно приземляться на две ноги. Соблюдать правила ТБ при выполнении прыжковых упражнений. | | |
14 | Прыжок в длину с разбега. | 04.10.-08.10 | | Эстафетный бег .Упражнения на лестнице координации и скорости. Прыжок в длину с разбега.Эстафеты. | | |
15 | Отталкивание от бортика.Олимпийские игры: плавание. | | ОРУ на воде и суше. Упражнения «Поплавок», «Стрелочка».Упражнение на дыхание в воде . Закаливание(обливание под душем). Упражнения на погружение.Отталкивание от бортика. Скольжение на груди с плавательной доской | | |
16 | Прыжок в длину с места (тест) | | Бег 2 мин.Прыжок в длину с места.Эстафета «Прыгни дальше» . | | |
17 | Наклон вперёд из положения стоя(тест) | 11.10.-15.10. | | Перестроение из 1 шеренги в2. Тестирование наклона вперёд. Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи» | | |
18 | Скольжение на груди без поддержки . | | Упражнения на дыхание, держание на воде, скольжение на груди и на спине, с доской и без доски;упражнения для изучения движений ногами, выдохи в воду. Отталкивание от бортика. | | |
19 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа ( тест) | | Бег «змейкой» ОФП. Тест на сгибание рук в упоре лёжа. Эстафеты. | | |
Спортивная игра «Футбол» (5 ч). |
20 | Пас и его значение для спортивных игр с мячом. | 18.10. – 22.10. | | Разминка в движении. Правила футбола. Упражнение на внимание. Ходьба и бег с остановками по сигналу. Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы. Игра «Броуновское движение». | Личностные УУД: проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Метапредметные УУД: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её.безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. Предметные УУД: Владеть мячом (ведение, передачи, остановка неподвижного и катящегося мяча) в процессе подвижных игр Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр Осваивать технические действия из спортивных игр Моделировать технические действия в игровой деятельности Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности | | |
21 | Скольжение на спине | | Упражнения на дыхание, держание на воде, скольжение на груди и на спине, с доской и без доски;упражнения для изучения движений ногами, выдохи в воду. Отталкивание от бортика. | | |
22 | Футбольные упражнения. Прыжки на скакалке (тест) | | Футбольные упражнения. Игра «Перестрелка». ОРУ со скакалкой. Удар с места и небольшого разбега по неподвижному мячу внутренней стороной стопы Тест: прыжки на скакалке. | | |
23 | Футбольные упражнения в парах. | 25.10.—29.10. | | ОРУ с мячами. Футбольные упражнения. Игра «Пустое место». Удар с разбега по катящемуся мячу внутренней стороной стопы. | | |
24 | XПлавание с поворотом головы для освоения вдоха и выдоха. | | Упражнения на дыхание,скольжение на груди и спине,держание на воде. Игра«Охотник и утки».Эстафеты. | | |
25 | Спортивная игра "Футбол" | | Футбольные упражнения «Ручеек», ведение мяча в парах в движении. ОРУ со скакалкой. Удар с места и небольшого разбега по неподвижному мячу внутренней стороной стопы | | |
26 | Тактические действия в защите. | 08.11.-12.11. | | Футбольные упражнения. Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы. Удар с разбега по катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. | | |
27 | Плавание с поворотом головы для освоения вдоха и выдоха. | | Упражнения на дыхание,скольжение на груди и спине,держание на воде. Игра«Охотник и утки».Эстафеты. | | |
Гимнастика (14ч ) |
28 | Кувырок вперёд. | 27.10.. – 29.10. | | Инструктаж по ТБ.Разминка на матах. Перекаты в группировке: перекаты в сторону ,кувырок вперёд. Игры «Узнай,чей голосок» ,«Великаны и гномы». | Личностные УДД: развитие мо-тивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающего-ся; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио-нально-нравственной отзывчи-вости. Метапредметные УУД. Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, контролировать процесс и оценивать результат своей деятельности. Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.сохранять заданную цель, осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Познавательные: описывать технику разучиваемых акробатических упражнений; Коммуникативные: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, работать в группе. Предметные : выполнять строевые команды и акробатические элементы раздельно и в комбинации ,лазать по гимнастической стенке; самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры;излагать правила проведения подвижных игр, осваивать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр | | |
29 | Кувырок вперёд. | 15.11. – 19.11. | | Размыкание и смыкание приставными шагами. Группировка, кувырок вперёд.Перекаты в группировке. Разминка на матах.Подвижная игра «Удочка» | | |
30 | Скольжение на груди и на спине без поддержки | | Скольжение на груди, спине.Игра «Поплавок» «Невод». Задержка дыхания:сед на дно 5-6 с (5 раз). Игра «Кто вперед меня найдет» | | |
31 | Кувырок назад. | | ОРУ с мячами.Размыкание и смыкание приставными шагами. Повороты направо, налево. Группировка. Перекаты в группировке. Кувырок назад. | | |
32 | Кувырок вперед и назад. | 22.11. -26.11. | | Разминка на матах.Кувырок вперед и назад. Подвижная игра «Пустое место» | | |
33 | Кроль на груди: работа ног | | Скольжение на груди и спине:движение ногами. Игра «Большой фонтан» | | |
34 | Стойка на лопатках. Мост из положения лёжа. | | Разминка для сохранение правильной осанки. Стойка на лопатках,мост. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. | | |
35 | Стойка на голове. | 29.11.- 03.12. | | Инструктаж по ТБ. ОРУ с гимнастическими палками.«Мост» из положения лёжа.Игра «Чай чай выручай».Стойка на голове . | | |
36 | Кроль на груди: работа рук | | Скольжение на груди и спине:движение руками. Игра «Большой фонтан» | | |
37 | Стойка на руках. | | Разминка, направленная на сохранение правильной осанки. Стойка на руках, «мост». Подвижная игра «Волшебные елочки» | | |
38 | Стойка на голове и на руках .Полоса препятствий. | 06.12. -10.12. | | Разминка с гимнастической палкой. Первая помощь при травмах. Лазанье по гимнастической стенке. Стойка на голове. Упражнения на бревне. Подвижная игра «Белочка-защитница» | | |
39 | Кроль на груди: движения рук. | | Скольжение на груди:движение ногами. Скольжение на спине.Игра «Мельница» | | |
40 | Лазание по канату. Стойка на голове и руках. | | Комплекс упражнений в равновесии. | | |
41 | Круговая тренировка. Упражнения на бревне. | 13.12. – 17.12. | | Разминка с малыми мячами. Различные варианты перелезаний, упражнения на внимание | | |
42 | Кроль в полной координации. | | Работа над ошибками. Игры «Быстрей повернись»,«Тоннель» | | |
43 | Висы. Бадминтон. | | ОРУ с обручами. Бег 2 мин. Лазание по гимнастической стенке. Бадминтон: правила и практика. Вис завесом одной и двумя ногами. | | |
44 | Лазание по гимнастической стене. Висы. | 20.12.- 24.12. | | Развитие координации. Бадминтон. Игра «Пустое место». | | |
45 | Кроль в полной координации. | | Кроль на груди. Кроль на спине: движение ног. Дыхательные упражнения на суше и в воде. Эстафеты . | | |
46 | Лазание по канату.Игры «Перестрелка», «Пустое место» | | Подвижные игры. Бег 2 мин 30 с. | | |
47 | Лазание по канату.Игры «Третий лишний», «Тише едешь, дальше будешь» | 10.01.—14.01. | | ОРУ с гимнастическими палками. Прыжки на мячах-хопах. Подвижные игры. | | |
48 | Скольжение на спине. | | Кроль на спине: движение ног .Дыхание на суше и в воде. Эстафеты . | | |
Игры на основе волейбола ( 10 ч ) |
49 | Броски и ловля мяча в парах | | | Инструктаж по ТБ. ОРУ с мячом. Обучение ловле и передачам мяча в парах. Игра «Бросай и поймай». Развитие координационных способностей. | Личностные УДД: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, Метапредметные УУД. Регулятивные:принимать учебную задачу; осуществлять контроль по образцу; . учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: уметь использовать наглядные модели; находить ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию; Коммуникативные: формулировать собственное мнение; находить с одноклассниками общий язык и общие интересы. Предметные: технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. | | |
50 | Подвижная игра «Пионербол» | 17.01.- 21.01. | | Разминка с мячами. Совершенствование техники бросков мяча через волейбольную сетку.на точность. | | |
51 | Скольжение на спине: работа ног. | | Кроль на спине. Игра «Невод». Развитие ловкости , координационных способностей. | | |
52 | Волейбол как вид спорта:история. | | Разминка с мячами в парах. Броски на дальность.Ознакомление с историей волейбола. Подвижная игра «Пионербол» | | |
53 | Волейбольные упражнения | 24.01.- 28.01. | | ОРУ с мячом. Передача и ловля мяча через сетку. Игра «Перестрелка». | | |
54 | Скольжение на спине: работа ног. | | Кроль на груди и на спине. Игра «Невод». Развитие ловкости , координационных способностей. | | |
55 | Броски набивного мяча способом «от груди» и снизу . | | ОРУ с мячом. Обучение подаче мяча через сетку. Игра «Перестрелка» | | |
56 | Броски набивного мяча правой и левой рукой. | 31.01.-04.02. | | ОРУ с мячом. Совершенствование подачи мяча через сетку одной рукой. . Игра «Перестрелка» | | |
57 | Скольжение на спине: работа ног. | | Задержка дыхания на длительность. Плавание на скорость.Игры по выбору. | | |
58 | Правила игры в пионербол. | | | | |
59 | Пионербол. Действия игрока на площадке. | 07.02.- 11.02. | | Развитие координационных способностей.Броски мяча от груди и способом «снизу» | | |
60 | Скольжение на спине: работа ног. | | Задержка дыхания на длительность. Плавание на скорость.Игры по выбору. | | |
61 | Пионербол. Переходы во время игры. | | Развитие координационных способностей. | | |
62 | Пионербол. Подача мяча | 14.02.—18.02. | | Броски мяча из-за головы на дальность. | | |
63 | Скольжение на спине: работа рук. | | Кроль на груди и на спине. Игры «Борьба за мяч», «Волейбол в воде», «Мяч тренеру», «Салки с мячом». | | |
Гимнастика (8 ч.) |
64 | Лазание по канату. Прыжки в скакалку. | | | Разминка со скакалкой. Прыжки в скакалку. Лазание по канату. | Личностные УДД: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающего-ся; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчи-вости. Метапредметные УУД. Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, контролировать процесс и оценивать результат своей деятельности. Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.сохранять заданную цель, осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Познавательные: описывать технику разучиваемых акробатических упражнений; Коммуникативные: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, работать в группе;слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные : выполнять строевые команды и акробатические элементы раздельно и в комбинации ,лазать по гимнастической стенке, | | |
65 | Круговая тренировка. Прыжки в скакалку в тройках. | 21.02.- 25.02. | | Разминка со скакалкой. Прыжки в скакалку на месте и в движении. Лазание по канату. | | |
66 | Скольжение на спине: работа рук. | | Кроль на спине с доской и без неё. Игры с мячом. | | |
67 | Круговая тренировка. | | Разминка в движении. Круговая тренировка. Лазание по канату.Подвижная игра «Медведи и пчелы» | | |
68 | Вращение обруча. | 28.02.-04.03. | | Разминка в движении. | | |
69 | Скольжение на спине: работа рук. | | Кроль на спине с доской и без неё. Игры с мячом. | | |
70 | Полоса препятствий. | | ОРУ с обручами. Вращение обруча. Развитие силовых способностей. Лазание по канату. | | |
71 | Опорный прыжок. | 07.03.- 11.03. | | Разминка с обручами в движении. | | |
72 | Кроль на спине в полной координации. | | Развитие умений выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кролем. | | |
73 | Опорный прыжок. | | Круговая тренировка. | | |
74 | Опорный прыжок. | 14.03.—18.03. | | ОРУ с обручами. Развитие силовых способностей. | | |
75 | Кроль на спине в полной координации. | | Развитие умений выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кролем. | | |
Игры на основе баскетбола (9ч) |
76 | Основная стойка и передвижение баскетболиста приставным шагом | | | Инструктаж по ТБ. ОРУ с мячом. Подбрасывание и ловля мяча. Обучение ведению мяча на месте. Игра «13й не брать» | Личностные УДД: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, Метапредметные УУД. Регулятивные:принимать учебную задачу; осуществлять контроль по образцу; . учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: уметь использовать наглядные модели; находить ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию; Коммуникативные: формулировать собственное мнение; находить с одноклассниками общий язык и общие интересы. Предметные: технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. | | |
77 | Ведение мяча стоя на месте | 28.03.-01.04. | | ОРУ с мячом. Упражнения в подбрасывании и ловли мяча. Ведение мяча на месте. Игра «Передача мячей в колоннах». Развитие координационных способностей. | | |
78 | Кроль на спине в полной координации. | | Развитие умений выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кролем. | | |
79 | Ведение мяча в движении. | | ОРУ с мячом. Упражнения в держании и ловли мяча. Ведение мяча на месте и в движении. Игра «Перестрелка». Развитие координационных способностей. | | |
80 | Ловля и передача мяча в движении. | 04.04.-08.04. | | ОРУ с мячом. Упражнения в держании и ловли мяча. Ведение мяча на месте и в движении. Игра «Перестрелка» Развитие координационных способностей. | | |
81 | Кроль на спине в полной координации. | | Разитие выносливости и ловкости с помощью игр «Дельфины и акулы», «Невод» | | |
82 | Ловля и передача мяча в движении. | | Ловля и броски мяча в парах. Обучение броску мяча в кольцо двумя руками от груди. Развитие координационных способностей. | | |
83 | Броски мяча в кольцо. | 11.04.- 15.04. | | Игра «Мяч-капитану» (подготовка к баскетболу) Ловля и броски мяча в парах. Обучение броску мяча в кольцо двумя руками от груди. | | |
84 | Игры с мячом .Кроль на груди. | | Разитие выносливости и ловкости с помощью игр «Дельфины и акулы», «Невод» | | |
85 | Броски мяча в кольцо. Наклон вперёд из положения стоя(тест). | | Обучение броску мяча в кольцо двумя руками от груди.Игра «Мяч-капитану» (подготовка к баскетболу) | | |
86 | Спортивная игра «Баскетбол» Прыжок в длину с места (тест). | 18.04.-22.04. | | Ведение мяча в высокой стойке с изменением направления. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок мяча в кольцо. | | |
87 | Игры с мячом .Кроль на груди. | | Тренировка дыхания с помощью проплывания под водой : упражнение «Тоннели» и «Искатели сокровищ». | | |
88 | Эстафета с ведением мяча. Вис на низкой перекладине (тест). | | Разминка с массажными мячами в движении. Круговая тренировка. Подвижная игра по выбору детей. | | |
Лёгкая атлетика ( 11ч ). |
89 | Прыжки на мячах-хопах. .Подъём туловища из положения лёжа (тест) | 25.04.-29.04. | | Совершенствование техники прыжков на мячах-хопах. Игра «Третий лишний» | Личностные УДД: Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Метапредметные УДД: Регулятивные:определять цель работы на уроке; прогнозировать свою успешность в выполнении задания;осуществлять действие по образцу и заданному правилу; выявлять ошибки в технике выполнения беговых и прыжковых упражнений Познавательные:объяснять, формировать умение извлекать информацию из схем; описывать технику прыжковых и беговых упражнений. Коммуникативные: работать в группе; формировать умение строить речевое высказывание согласно поставленной задаче; формировать умение слушать других. Предметные: дифференцировать понятия «колонна» и «шеренга»; строиться в колонну в движении; выполнять организационные требования на уроках физкультуры; играть в подвижные игры; уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге, бегать с максимальной скоростью до 30 м.; осваивать технику бега различными способами, знать правила ТБ; знать понятия, обозначающие физические качества; самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры; излагать правила проведения подвижных игр,осваивать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр | | |
90 | Развитие основных физических качеств. Игры в воде. | | Тренировка дыхания с помощью проплывания под водой : упражнение «Тоннели» и «Искатели сокровищ». | | |
91 | Прыжки в высоту с прямого разбега. | | Инструктаж по ТБ. ОРУ. Прыжковые упражнения. Обучение прыжку в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги» (высота 30-40см). | | |
92 | Прыжки в высоту с прямого разбега.Челночный бег (тест) . | 02.05.- 06.05 | | Прыжковые упражнения. Обучение прыжку в высоту с прямого разбега . Челночный бег. | | |
93 | Развитие основных физических качеств. Игры в воде. | | Эстафеты с предметами. | | |
94 | Прыжки в высоту спиной вперёд.. Многоскоки. | | ОРУ. Прыжковые упражнения. Прыжки в высоту спиной вперёд. Многоскоки. Игра «Удочка». «Прыжки по полоскам». | | |
95 | Бег на 30 м (тест). | 09.05.- 13.05. | | Развитие скоростно-силовых способностей. ОРУ в движении. Равномерный бег (до 3 мин). Прыжки через скакалку. | | |
96 | Проплывание дистанции 25 м. | | Повторение изученных упражнений. Подготовка к контрольной работе. | | |
97 | Метание малого мяча на точность (тест). | | ОРУ в движении. Равномерный бег (до 4 мин). Прыжки через скакалку. Игра «Третий лишний». | | |
98 | Метание теннисного мяча на дальность (тест). | 16.05.- 20.05. | | Развитие скоростно-силовых способностей. ОРУ . Равномерный бег (до 4 мин). Игра «Два мороза». | | |
99 | Контрольный урок. | | Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники стиля кроль | | |
100 | Бег на 1000 м. | | Разминка на развитие гибкости.Бег на развитие выносливости.Игра «Воробьи-вороны» | | |
101 | Встречные эстафеты. | 23.05.-27.05. | | Эстафеты с предметами (кубики, мячи, обручи). Встречные эстафеты. | | |
102 | Контрольный урок. | | Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники стиля кроль | | |
103 | Эстафеты с предметами. | | Эстафеты с предметами (кубики, мячи, обручи). Встречные эстафеты. | | |
104 | Подвижные игры | | Беговая разминка. Игры «Бегуны и метатели», «Сорви верёвочку» | | |
105 | Повторение пройденного по всему курсу. | 30.05-31.05. | Развитие гибкости, координации движений. . Игры на воде по выбору. | | |
VI.Материально-техническое обеспечение.
Библиотечный фонд: стандарт начального общего образования по физической культуре; примерные программы по учебным предметам. («Физическая культура.1—4 классы»); рабочие программы по физической культуре; учебники и пособия, которые входят в предметную линию В.И. Ляха; методические издания по физической культуре для учителей.
Демонстрационные материалы: таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности; портреты выдающихся спортсменов.
Учебно-практическое оборудование: стенка гимнастическая; бревно гимнастическое напольное; скамейки гимнастические; перекладина гимнастическая; канат для лазанья; комплект навесного оборудования (мишени, перекладины);маты гимнастические; мячи набивные (1 кг);скакалки гимнастические; мячи малые (резиновые, теннисные);палки гимнастические; обручи гимнастические; планка для прыжков в высоту; стойки для прыжков в высоту; рулетка измерительная (10 м, 50 м);щиты с баскетбольными кольцами; большие мячи (резиновые, баскетбольные);стойки волейбольные; сетка волейбольная; мячи средние резиновые: гимнастические кольца; аптечка медицинская.
Использованная литература:
В.И.Лях Рабочие программы. Москва, изд.«Просвещение».2014г.