Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса c ЗПР составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и РАХ Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России».
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предметного курса «Изобразительное искусство» во 2 классе с ЗПР образовательных учреждений РФ отводится 34 ч в год (34 учебные недели; 1 ч в неделю).
Цели изучения предмета:
· Воспитывать эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
· Развивать воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
· Способствовать освоению первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
· Овладеть элементарной художественной грамотой; формировать художественный кругозор и приобретая опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
Задачи изучения предмета:
· Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
· Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.).
· Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание предмета
Тема 1. Чем и как работают художники (8ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Тема1. Три основных цвета — желтый, красный, синий
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом.
Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа).
Материалы, гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги.
Тема2.Белая и черная краски Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т. д.) (без предварительного рисунка). Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги |
Тема3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). Материалы, пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага. |
Тема 4. Выразительные возможности аппликации Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе — 1—3 панно; работа по памяти и впечатлению). Материалы, цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей. |
Тема 5. Выразительные возможности графических материалов Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Задание: изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти). Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага. |
Тема 6. Выразительность материалов для работы в объеме Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти). Материалы, пластилин, стеки. |
Тема 7. Выразительные возможности бумаги Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению). Материалы: бумага, ножницы, клей. |
Тема 8. Неожиданные материалы (обобщение темы).
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы.
Выразительные возможности материалов, которыми работают художники.
Итоговая выставка работ.
Задание: изображение ночного праздничного города.
Материалы: неожиданные материалы (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава - и т. д.), темная бумага (в качестве фона).
Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой
Тема 9. Изображение и реальность Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. Задание: изображение любимого животного. Материалы: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага. |
Тема 10. Изображение и фантазия Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Задание: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений. Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной). |
Тема 11.Украшение и реальность Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Развитие наблюдательности. Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти). Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага. |
Тема 12. Украшение и фантазия Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. Материалы: любой графический материал (один-два цвета). |
Тема 13. Постройка и реальность Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа). Материалы: бумага, ножницы, клей. |
Тема 14. Постройка и фантазия Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Задание: создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению). Материалы: бумага, ножницы, клей. |
Тема 15. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. Задание: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно. Материал: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей. Выставка творческих работ. Отбор работ, совместное обсуждение. |
Тема 3. О чем говорит искусство (11 ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Тема 16. Изображение природы в различных состояниях Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя. Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.). Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. |
Тема 17. Изображения характера животных Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина. Задание: изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти. |
Тема 18.Изображение характера человека: женский образ (добрый) Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Задание: изображение добрых по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие — злых. Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага. |
Тема 19. Изображение характера человека: женский образ (злой) Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Задание: изображение добрых по характеру сказочных женских образов. Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага. |
Тема 20. Изображение характера человека: мужской образ (добрый) Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага. |
Тема.21. Изображение характера человека: мужской образ (злой) Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага. Тема 22 Образ человека в скульптуре Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, — скульптурные образы — выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.). Материалы: пластилин, стеки, дощечки. |
Тема 23. Человек и его украшения Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин — силу, мужество. Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая). |
Тема 24. О чем говорят украшения Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материал: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). |
Тема 25. Образ здания Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни. Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.). Материалы, гуашь, кисти, бумага. |
Тема 26. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. |
Тема 4. Как говорит искусство (8 ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Тема 27. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги. |
Тема 28. Тихие и звонкие цвета. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками — получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Задание: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). Главное — добиться колористического богатства цветовой гаммы. Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. |
Тема 29. Что такое ритм линий? Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Задание: изображение весенних ручьев. Материалы, пастель или цветные мелки. В качестве подмалевка используется изображение весенней земли (на нем земля видна сверху, значит, и ручьи побегут по всей плоскости листа). Можно также работать гуашью на чистом листе. |
Тема 30. Характер линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти). Материалы: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина, большие листы бумаги. |
Тема 31. Ритм пятен Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная). Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей. |
Тема 32. Пропорции выражают характер. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции — выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. Задание: конструирование или лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост — маленькая головка — большой клюв). Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки. |
Тема 33. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. |
Тема 34. Обобщающий урок года Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событие школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. |
Формы контроля
В конце изучения раздела проводится контроль с использованием метода проектов, который создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития.