СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ОВЗ, имеющего задержку психического развития, речевые и поведенческие нарушения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программаи для воспитанника с ОВЗ, имеющего задержку психического развития, речевые и поведенческие нарушения

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ОВЗ, имеющего задержку психического развития, речевые и поведенческие нарушения»

Комитет образования города Курска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 84»


ул. Союзная, 63б, г. Курск, 305022 , тел.: (4712) 26-05-44, (4712) 26-33-92

E-mail: [email protected]

ОКПО 11095311 ОГРН 1024600974310 ИНН/КПП 4631008496/463201001

«Согласовано» Родитель________

ХХХХХХХХХХХХ

Дата «___» _____________20­­__г.

«Принято»

на заседании ПМПк

Председатель ПМПк__________

зам.зав.по УВР Н.В. Гимранова

Дата «___» ___________20­­__г.

«Утверждаю»

Заведующий ______ Е.С.Щедрина

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84»

Дата «___» ____________20­­__г.





Адаптированная образовательная программа

для воспитанника с ОВЗ, имеющего

задержку психического развития, речевые и поведенческие нарушения

на 2014 – 2015 уч. г.

Иванов Иван Иванович

(фамилия, имя)







Ответственные за реализацию программы

педагог-психолог

Рыжкова Татьяна Николаевна

учитель-логопед

Рындина Валентина Ивановна









I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фамилия имя отчество ребенка Иванов Иван Иванович

Дата рождения «24» февраля 2011года.

Группа общеразвивающей направленности для детей четвертого года жизни

Срок пребывания в данном ДОУ; в каком возрасте поступил 1,4 лет; 2,5 лет

ФИО основного воспитателя ____________________

ФИО специалистов сопровождения:

Педагог-психолог Рыжкова Татьяна Николаевна

Учитель-логопед Рындина Валентина Ивановна

Заключение ПМПК (по протоколу):

Коллегиальное заключение ПМПК Курской области: ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Основное заключение: диагноз врача-психиатра

Заключение специалистов: речевые и поведенческие нарушения

Рекомендации ПМПК (по протоколу): Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, с учетом рекомендации в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида.

Возможно пребывание в группе совместно с другими детьми.

Психолого-педагогическая характеристика:

Поведение: отрешённость, периодические «уходы в себя»; трудность вызывания эмоциональной реакции, заражение эмоцией взрослого. На своё имя откликается. Фиксирует взгляд на глазах, но бывает, что избегает взгляда, не смотрит, даже если вызывать внимание. Стремление есть несъедобное, рассасывать мелкие предметы. Не понимает и не выполняет простых инструкций.

Эмоции: В течение дня преобладает пониженный фон настроения. Есть склонность временами к эйфории с монотонным двигательным возбуждением.

Игровая деятельность: игры нет – манипуляция с предметами. Аутодиалоги в игре. Может перебирать пальцами, щёлкать ими перед глазами. Любит перебирать в руках мелкие предметы, подолгу крутить их в руках.

Общение со сверстниками и взрослыми: Неохотно контактирует с детьми. Наотрез отказывается принимать участие в общей массовой деятельности. Игнорирует оказываемое ему внимание со стороны детей. Стремится к территориальному уединению. При встрече со знакомым взрослым проявляет слабость эмоциональной насыщенности узнавания, лишь через некоторое время подходит, прижимается, может улыбнуться в ответ. Нового человека не боится, но может просто игнорировать его действия, не проявлять активность.

Моторика: двигательная заторможенность, вялость, марионеточность движений. Особенности бега: стереотипное перемежение с застыванием; бег с широко расставленными руками на цыпочках. Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих утверждение либо отрицание.

Самообслуживание: Самостоятельно с помощью рук ест, заглатывает целыми кусочками, неаккуратно. Самостоятельно не ходит в туалет (носит памперос). При высаживании на туалет не выполняет соответствующих действий, нет соответствующих желаний. Не испытывает чувство неприятности в «мокрых штанах». Одевается только с помощью взрослого, сам не понимает, что нужно делать, например, с брюками, если положить их рядом.

Особенности речи: Понимание обращённой речи на ситуативном уровне. в речи отдельные аморфные звукокомплексы, приближённые звукоподражания, преимущественно эхолалические повторы.

Основная цель в направлении развития и социализации ребёнка (учебный год): Обеспечение доступности содержания учебного материала дошкольной образовательной программы с учётом психофизических возможностей ребёнка и состояния его здоровья.

Общие задачи:

-улучшение адаптации ребёнка в детской среде и принятие его сверстниками;

- выработка продуктивных форм взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;

- социально-бытовая адаптация;

- развитие сенсорных процессов;

- развитие мелкой и общей моторики, зрительно-двигательной координации;

- формирование коммуникативной деятельности (активной речи);

- коррекция и развитии познавательной сферы;

- развитие высших психических функций;

- развитие регуляторного компонента деятельности.

Специальные условия для получения образования:

- специфические методы и приёмы, облегчающие усвоение учебного материала (пониженный уровень сложности заданий; предъявление инструкций чётко, лаконично с наглядным показом в виде иллюстраций, личным примером);

- постоянный контроль и конкретная помощь со стороны воспитателя, дополнительные объяснения и показ способов и приёмов работы, большое количество тренировочных упражнений во время усвоения нового материала;

-забота о здоровье, эмоциональном благополучии ребёнка;

-создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к ребёнку;

-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать ребенка;

-обеспечение участия семьи в жизни группы и дошкольного учреждения в целом;

- индивидуальные занятия с психологом по развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы;

- индивидуальные занятия с учителем-логопедом по развитию речевого дыхания, фонематических процессов, активной речи.

Данная программа составлена на основе:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива  Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.

2. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Н.В. Нищева С.-П., 2014г./Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

3. Образовательная  программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84» в соответствии с ФГОС дошкольного образования   (Приказ № __от_______    2014г.)  

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учитывая специфику дошкольного образования, - отсутствие предметного характера содержания образования на данной ступени, реализацию образовательных областей через детские виды деятельности, учебный план представляет собой сетки непосредственной образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПин [1/ с.33]

Сетка непосредственной образовательной деятельности*

п/п

Вид деятельности

Кол-во образовательных ситуаций и занятий в неделю

Ответственный педагог, рекомендации по организации занятий

1.

Двигательная деятельность

3 занятия физической культурой

Воспитатель: разминка и основные упражнения в индивидуальной форме, подвижная игра совместно со всеми детьми

2.

Коммуникативная деятельность:

2.1.

Развитие речи

1образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях

Учитель-логопед: индивидуальные занятия согласно коррекционному плану занятий

Воспитатели: осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, в семье.

3.

Познавательно-исследовательская деятельность:

3.1.

- Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.

- Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения

1 образовательная ситуация в 2 недели

Воспитатель: проводит индивидуальные занятия (или в группе 2-3 чел) с ребёнком, где ребёнок познаёт предметы живой и неживой природы, предметного и социального мира

Педагог-психолог: индивидуальные занятия по освоению способов моделирования, экспериментирования.


3.2.

- Математическое и сенсорное развитие

1 образовательная ситуация (основное направление - сенсорное развитие)

Педагог-психолог: индивидуальные занятия по сенсорному и математическому развитию ребёнка.

4.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование

2 образовательные ситуации

Воспитатель: развитие способности художественного восприятия; обеспечение интеграции между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

5.

Музыкальная деятельность

2 музыкальных занятий

Музыкальный руководитель:

воспитывать слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку; использовать немузыкальные (шумовыми, природными) звуки.

6.

Чтение художественной литературы

1 образовательная ситуация в 2 недели

Воспитатель: организация слушания произведения художественной и познавательной литературы


Всего в неделю

10 образовательных ситуаций и занятий


*Особенности образовательной деятельности разных видов [1/ с.196]

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.

Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у ребёнка новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие ребёнка применять свои знания и умения, проявлять эмоциональную отзывчивость. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы-картинки. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребёнка: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у ребёнка знаний и умений, их применение в новых условиях.

Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и развивающие, подвижные игры, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта ребёнка тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация игр осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие практические ситуации, побуждающие ребёнка применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:

- наблюдения - в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

-создание практических, игровых, ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

-беседы и разговоры с ребёнком по его интересам;

-рассматривание дидактических картинок, иллюстраций;

-индивидуальную работу с ребёнком в соответствии с задачами разных образовательных областей;

-двигательную деятельность ребёнка, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

-работу по воспитанию у ребёнка культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:

-упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

-экспериментирование с объектами неживой природы;

- конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

- свободное общение воспитателя с детьми.


III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Образовательный компонент адаптированной образовательной программы


Перед составлением индивидуальной образовательной программы, воспитатель провёл комплексную оценку достижений ребёнка по всем видам деятельности. полученные результаты можно представить в виде такой таблице.


Результаты индивидуального мониторинга образовательной деятельности

на начало учебного года (сентябрь 2014г.)

Вид деятельности

Достижения ребёнка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

игра

----

- Игры однообразны, ребенок воспроизводит одни и те же игровые действия;

- в совместной игре с воспитателем мало инициативен;

- игрового общения нет;

- в дидактических играх часто не принимает игровую задачу и просто манипулирует с игровым материалом.

-в контрольной диагностике его результаты ниже возможных минимальных.

1.«Социально-коммуникативное развитие»

1.1.Дошкольник входит в мир социальных отношений


- сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение.

- контактов с детьми нет, игровые действия однообразны;

- не реагирует на эмоциональное состояние окружающих;


1.2.Развиваем ценностное отношение к труду


Проявляет самостоятельность в самообслуживании: самостоятельно ест (руками).


- Ребенок не проявляет интереса к труду взрослых, не понимает связи между целью и результатом труда; затрудняется назвать трудовые действия, материал из которого сделан предмет, его назначение.

-Нейтрально относится к результатам труда взрослых, не проявляет желания участвовать в трудовых действиях.

-Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого, даже в освоенных действиях, не обращает внимание на свой внешний вид: грязные руки, испачканное платье и пр.

1.3.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.



-Ребенок не проявляет интереса к правилам безопасного поведения; проявляет неосторожность по отношению к окружающим предметам;

-Несмотря на предостережение взрослых, повторяет запрещаемые действия.

2.«Познавательное развитие»


Проявляет эмоции радостного удивления в процессе познания свойств и качеств предметов.

-Не учитывает сенсорные признаки предметов в практической деятельности,

- Не проявляет речевую активность.

-Не проявляет интерес к людям и к их действиям.

- Затрудняется в различении людей по полу, возрасту как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

3. «Речевое развитие»



-Не реагирует на обращение ко всем детям в группе и не понимает речь обращенную к нему;

- на вопросы не отвечает;

- быстро отвлекается при слушании литературного текста;

- речи нет.

4.«Художественно-эстетическое развитие»

4.1.Изобразительное искусство



-не проявляет активности и эмоционального отклика при восприятии произведений искусства;

‒ не испытывает желания рисовать, лепить, конструировать;

‒ неохотно участвует в создании совместных со взрослым творческих работ.

4.2.Художественная литература



-ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рассказывание литературного текста;

-не проявляет удовольствия от восприятия художественного произведения, неохотно включается в игры с текстовым сопровождением, в театрализованные игры.

4.3. Музыка


-музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик;

-затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения;

5. «Физическое развитие»


- Ребенок малоподвижен, его двигательный опыт беден;

-неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании);

-затрудняется действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений;

-не испытывает интереса к физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями;

- не знаком или имеет ограниченные представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни;

- испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания, питания, одевания, элементарного ухода за своим внешним видом, в использовании носового платка, постоянно ждет помощи взрослого.



Далее согласно результатам обследования (в том числе и психологического, и логопедического) определяется зона актуального развития ребёнка и воспитатель составляет на основе примерной образовательной программы ДОУ


Примерное комплексно-тематическое планирование* непосредственной образовательной деятельности на 2014-2015 уч. год

Так как ребёнок имеет тяжёлое нарушение речи, за основу комплексно-тематического планирования образовательной деятельности взята программа Н.В.Нищевой [2/ с.32]




Месяц, неделя

Лексическая тема

Вид деятельности

Итоговое мероприятие

Игра

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие


Художественно-эстетическое

Физическое развитие

Октябрь, 1-я неделя

«Семья»

«Скоро придут гости» - Наблюдение

Самообслуживание ежедневно.

методы и приёмы – объяснение, показ, поручение, личный пример, беседа

форма организации - дидактическая игра, беседа, практические действия.


Игры: «Обведи пальчиком», «Большой и маленький»

Игры: «Покажи и назови».


«Миска трёх медведей». Лепка

Здоровье

Культура питания.

1.Игровая ситуация: «Как мама учила зайку кушать».

2. Рассматривание иллюстраций с предметами посуды.


Спортивный праздник «Папа, мама и я — спортивная семья» (присутствие с родителями, пассивное участие)

Октябрь, 2 —3-я недели

«Игрушки»

«Магазин игрушек»

Игры: «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?», «Волшебный мешочек», «Заводные игрушки»

Игры: «Покажи и назови», «Илюшины игрушки».

«Разные игрушки,  в которые играем». работа с пластилином


Выставка рисунков «Моя любимая игрушка» (совместное с родителями творчество)

Октябрь, 4-я неделя

«Я. Части тела и лица»

«Дочки-матери»

Игры: «Обведи пальчиком», «Собери пупса»;

Игры: «Покажи и назови», «Для чего нужны?

«Человечки». Работа с природным материалом

Личная гигиена.

1.Дидактическое упражнение», «Как мы моем ручки».

2. Рассматривание и беседа «Дети моют руки».

3. Потешки «Водичка, водичка», игры эксперименты с водой.

4. Игровая ситуация «Научи куклу Катю умываться».

Опыт «Чиним игрушку» (строение человека)

Ноябрь, 1-я неделя

«Туалетные принадлежности»

«Предметы туалета»

Игры: «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Узнай на ощупь».

Игры: «Для чего нужны?».


«Пирамидка из шариков». Лепка

Опыт «Мыльные пузыри»

Ноябрь, 2—3-я

недели

«Одежда»

« Салон красоты для мальчиков»

Безопасность Опасные предметы.

Дидактическая игра: «Раз, два, три, что может быть опасно - найди», «Подбери игрушку Танюшке».










Игры: «Обведи пальчиком».


Игры: «Покажи и назови», «Для чего нужны?

«Оденем кукол на прогулку». работа с тканью.

Самообслуживание.

.Дидактичес-кая игра «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу с прогулки».  2.Рассматривание картинок с иллюстраций с предметами одежды.

3.Чтение потешек:

«Наша Маша маленькая», « Дождик, дождик кап-кап-кап».

4.Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей».

Коллективная аппликация из готовых форм «Платье для куклы» - может приклеить готовый наряд

Ноябрь, 4-я неделя — декабрь, 1-я неделя

«Обувь»

« Салон красоты для мальчиков»

Игры: «Разрезные картинки»

Игры: «Покажи и назови».


«Оденем кукол на прогулку». Работа с бумагой.

Досуг «Здравствуй, зима!» (пассивное участие со всеми детьми)

Декабрь, 2—3 недели

«Мебель»

«Мебельная мастерская»

Игры: «Обведи пальчиком».

Игры: «Покажи и назови».

«Красивая лесенка». Работа со строительным материалом.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери (пассивное участие со всеми детьми)

Декабрь, 4-я неделя

«Новый год. Елка»

Ряженье, элементы ролевых игр

Игры: «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?»

Игры: «Покажи и назови».


«Карнавальные очки»

Работа с бумагой

Новогодний утренник (участие в совместных хороводах, ряженье в сопровождении психолога)

Январь, 1—2-я недели

Зимние каникулы

Январь, 3-я неделя

«Продукты питания»

«Кулинария».


Игры: «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Вкусное печенье».

Игры: «Покажи и назови».

Словарь: суп, сок, чай, молоко, хлеб, тарелка, чашка, ложка, вилка

«Обед для куклы», работа с тестом.

Культура питания

1.Игровая ситуация: «Как мишка учился есть»

2.Чтение потешек.

3. Сюжетная игра «Накроем на стол»

4. Чтение Маша обедает».

Экскурсия на пищеблок

Январь, 4-я неделя — февраль, 1-я неделя

«Посуда»

«Универсам»


Игры: «Чайник», «Геометрическое лото»

Игры: «Для чего нужны?», «Поручения»,

Словарь: мыть, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, мне, меня, тебя, тебе

«Детская посудка» - работа с бумагой и клеем.

Опыт «Сварим куклам суп» (совместное экспериментирование с детьми)

Февраль, 2—3-я недели

«Домашние птицы»

«Выезд за город».

Игры: «Петушок», «Накорми цыплят».

Игры: «Что делает?», «У кого?»

Словарь: петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, хвост, крылья, день, ночь, утро, вечер плавать, клевать, пищать, крякать.

«Цыплята на лугу». Работа с красками.

Интегрированное занятие «Петушок с семьей» (в занятии 13аблюю13яет свою роль посильную)

Февраль, 4-я неделя — март, 2-я неделя

«Домашние животные»

«Выезд за город».

Игры: «Пес и щенок», «Домики и дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчелы».

Игры: «Кто в домике живет?», «Что делает?», «У кого?»

Словарь: кот, собака, котенок, щенок, корова, коза, рога, ходить, лежать, играть, пить.

«Собачки»

Работа с тестом.

Личная гигиена

1.Дидактическое  упражнение «Научим Мишку правильно умываться».

2. Рассматривание картинок «Девочка чумазая»

Интегрированное занятие «В деревню к бабушке» (в занятии выполняет свою роль посильную)

Март, 1-я неделя

«Мамин праздник»

Ряженье

















Игры: «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?»

Игры:

Словарь: мама, бабушка, девочка, праздник, мимоза, цветок, весна, солнце, поздравлять, любить, петь, танцевать, рисовать, дарить.

«Платочек в подарок маме». Работа с красками.

Утренник «Здравствуй, весна! Мамин праздник» (участие активное совместно с детьми в общих действах в сопровождении психолога)

Март, 3—4-я недели

«Дикие птицы»

Ролевые игры

Игры: «Разрезные картинки», «Чего не хватает?»

Игры: «У кого?», «Один, два, три»,

«Воробьишки».

Словарь: грач, грачонок, голубь, ворона, воробей, дерево, ветка, гнездо, круглый, летать, кормить, расти, тепло, холодно

«Мы построим скворечник». Работа с бумагой и клеем.

Экскурсия в парк и наблюдение за птицами

Апрель, 1—2-я недели

«Дикие животные»

«Зоопарк»

Игры: «Лиса и мышка», «Угости зайчат», «Составь картинку», «Разные картинки»

Игры: «Как рычат мишки?», «Кто в домике живет?», «Один, два, три».

Словарь: волк, лиса, лисенок, заяц, медведь, голова, уши, лапа, хвост, ходить, прыгать, бегать, рычать.

«Покормим зайку морковкой». работа с тестом.

Самообслуживание

1.Дидактическое упражнение «Поможем зайки накрыть на стол».

2. Игровая ситуация

«Поможем кукле Кати собраться в гости».

Интегрированное занятие «В гостях у мишки» (в занятии выполняет свою роль посильную)

Апрель, 3—4-я недели

«Транспорт»

« Шофёры»


Игры: «Разрезные картинки», «Насос»

Игры: «Для чего нужны?», «Покажи и назови».

Словарь: машина, автобус, трамвай, троллейбус, руль, сидение

«Автобус для зверят». Работа с бумагой и клеем.

Сюжетно-ролевая игра «На улице нашей большое движенье» (в игре выполняет свою роль посильную)

Май, 1-я неделя

Весенние каникулы

Май, 2-я неделя

«Лето. Цветы»

Сюжетные игры








Игры: «Бабочка и цветок», «Когда это бывает?», «Большие и маленькие»

Игры: «Кто где?», «Воробьишки»

Словарь: лето, солнце, одуванчик, лютик, клевер, ромашка, цветок, лист, трава, дерево, небо, туча, дождь, лужа, день, ночь, утро, вечер, гулять, бегать, прыгать, смотреть

Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём. Работа с пластилином.


Экскурсия в парк. Рассматривание одуванчиков

Май, 3-я неделя

«Лето. Насекомые»

Сюжетные игры

Игры: «Бабочка и цветок», «Когда это бывает?», «Большие и маленькие»

Игры: «Воробьишки»

Словарь: бабочка, жук, муха, квадрат, круг, треугольник, шар, куб, день, ночь

«Одуванчик, одуванчик! Стебель тоненький, как пальчик!». «Зеленое царство» Рисование.


Выставка коллажей «Бабочки на лугу» (совместное с родителями творчество)

Май, 4-я неделя

«Игры с водой и песком»


Игры: «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?»

Словарь: вода, песок, песочница, ведерко, лопатка, формочка, воронка

Поменяем воду в аквариуме. Рисование красками.

Интегрированное занятие с рассматриванием картины «В песочнице»

Июнь

Индивидуальные занятия



3.2. Коррекционный компонент адаптированной образовательной программы


Содержание коррекционной работы


Специалист

Основное направление деятельности на период

Режим и формы коррекционно-развивающей работы

Критерии достижений

Педагог-психолог

1. Структурированное наблюдение за ребёнком в различные режимные моменты.

2. Установление контакта с ребёнком.

3. Усиление психологической активности ребёнка:

- вовлечение в совместную деятельность со взрослым, со сверстником через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

4. Способствовать развитию навыков самообслуживания.

5. Использование приёмов (пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой).

Индивидуальная

2 раза – в неделю

по 10-15 мин.


Наблюдение в режимные моменты

2 раза – в неделю

- Положительная динамика развитие ребёнка, отмеченная специалистами и родителями.

- Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях.

- Мониторинг, отчёт промежуточных результатов.

Учитель-логопед

1. Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры: аритикуляционные упражнения, логопедический массаж, самомассаж языка, губ.

2. Выработка основных артикуляционных укладов.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Развитие фонематических процессов.

5. Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.

6. Уточнение, обогащение словаря.

7. Развитие мелкой и общей моторики.

Индивидуальная

2 раза – в неделю

по 10-15 мин.


Наблюдение в режимные моменты

2 раза – в неделю

- Положительная динамика развитие ребёнка, отмеченная специалистами и родителями.

- Ребёнок должен вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми.

- Понимать обращённую к нему речь, отвечать на вопросы.

- Показывать и называть предметы и объекты ближайшего окружения.

- Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях.

- Мониторинг, отчёт промежуточных результатов.



3.3. Воспитательный компонент адаптированной образовательной программы.

Взаимодействие с семьёй ребёнка

Принципы работы с семьёй:

  • Совместное с родителями воспитание и развитие ребёнка.

  • Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи взаимодействия педагогов с семьёй ребёнка:

- Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного и познавательного и художественного развития детей четвёртого года жизни и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.

-  Помочь родителям в освоении специальных методик укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

- Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями способствовать освоению ребёнком новой социальной роли, социально-бытовой адаптации, развивать эмоциональную отзывчивость.

- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

- Совместно с родителями способствовать развитию самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, освоению культурно-гигиенических навыков.



Календарно-тематическое планирование работы с  родителями Ивана И.


Индивидуальные консультации

Активные формы работы

Памятки


Ответственный педагог

Сентябрь

1. Обсуждение адаптированной образовательной программы (на заседании ПМПк)

2. Особенности развития ребёнка с аутистическими признаками поведения.

Фотокаллаж «Как прекрасно лето» (изготовление самостоятельно семьёй)

1.Режим для детей 3-4 лет.

2.Организация образовательной деятельности в группе.

Члены ПМПк

Воспитатель

Октябрь

1. Результаты мониторинга освоения программных знаний, умений, навыков.

2. «Психологические особенности детей 3 – 4 лет»

Конкурс поделок «Дары Осени».


«Значение одобрения со стороны взрослого в развитии ребёнка»


Педагог-психолог

Воспитатель


Ноябрь

1. Как формировать навыки самообслуживания»

2. «Советы логопеда»

Подарок на День Матери /рисунки, поделки

Как проводить занятия с ребёнком по освоению какого-нибудь навыка.

Педагог-психолог

Воспитатель

Учитель-логопед

Декабрь

«Значение в жизни ребенка-аутиста слова «стоп». Способы обучения»

Конкурс поделок к Новому году.

1. «Развивающие игры для детей 3-4лет»

2. «Зимние травмы»

Педагог-психолог

Воспитатель


Январь

«Результаты промежуточного мониторинга. Достижения ребенка. Определение дальнейшей стратегии работы (заседание ПМПк)

2. Фото коллаж, фильм, презентация «Как мы встречали Новый год»

1.Живые витамины для профилактики простудных заболеваний

Члены ПМПк

Воспитатель

Врач


Февраль

Консультация «Предметные карточки как способ развития речи ребёнка»


«День защитников Отечества»/наши папы

(пассивное участие в празднике)


«Анималотерапия – способ развития ребёнка-аутиста»


Учитель-логопед

Педагог-психолог

Март

«Какой вред приносит телевизор»

«8 Марта! - праздник мам!» (участие ребёнка в развлечении совместно с детьми)

2.«Весна»/конкурс рисунков

«Компьютер, телевизор и здоровье ребёнка»

Педагог-психолог

Воспитатель


Апрель

Консультация «Активная двигательная деятельность – физическая культура»


Совместное с детьми выполнение коллективной постройки /рисунка

«Закаливающие процедуры»


Педагог-психолог

Воспитатель

Врач


Май

«Результаты итогового мониторинга. Достижения ребенка. Определение задач на следующий учебный год (заседание ПМПк)


«Совместное с родителями и ребёнком посещение памятников воинов ВОВ»

«Совместная трудовая деятельность родителей и детей дома»

Члены ПМПк

Воспитатель


Июнь-август

По необходимости и требованию родителя индивидуальные консультации воспитателя и специалистами, беседы, наблюдения и пр. формы работы.






IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

4.1. Обоснование внесения корректив в содержание АОП по результатам промежуточной диагностики _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________




Вид деятельности

Планируемые результаты освоения программы

сентябрь

январь

май

игра

Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.




Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных

упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.




Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.




Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.




1.«Социально-коммуникативное развитие»

1.1.Дошкольник входит в мир социальных отношений

Ребенок проявляет интерес к словам и действиям взрослых.




По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников.




Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.




говорит о себе в первом лице, проявляет доверие к миру.




1.2.Развиваем ценностное отношение к труду

Ребенок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов.




Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого.




1.3.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.




2.«Познавательное развитие»


Самостоятельно находит объект по указанным признакам

С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым.





Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.




Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.




Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.




3. «Речевое развитие»


С удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые предложения;




проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу;




называет предметы и объекты ближайшего окружения;




узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него;




4.«Художественно-эстетическое развитие»

4.1.Изобразительное искусство

охотно участвует в ситуациях эстетической направленности.




эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации




создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами;




принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.




4.2.Художественная литература

ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку;




узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг;




активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного





активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности на основе литературного текста (рисует, в играх-драматизациях).




4.3. Музыка

С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.





проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки;





различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, - передает их в движении;





эмоционально откликается на характер песни, пляски;




5. «Физическое развитие»



Ребенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен;




при выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое





уверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных построениях и в играх





с удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, раду

ется своей самостоятельности и ре

зультату




с интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания.






Условные обозначения:

Что нас радует « +»

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей «--»

Выполняет частично «V»


4.3. Педагогические выводы и заключение о реализации адаптированной программы в целом


________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________



4.4. Рекомендации специалистов по составлению АОП на следующий учебный год


________________________________________________________________

________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!