1. Основные особенности ученика (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка) |
Особенности сформированности познавательной сферы (по результатам опроса родителей, наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | Познавательная активность слабая, сформированность познавательной сферы низкая. Объем памяти низкий, низкая точность воспроизведения, преобладает непроизвольное запоминание, лучше запоминаются эмоционально-окрашенные моменты, замедленный темп усвоения учебного материала. Низкий объем внимания (3 объекта), преобладает непроизвольное внимание, учащемуся трудно прилагать усилия для удержания внимания, часто отвлекается, «перескакивает» с одного объекта на другой; низкий уровень развития распределения внимания, затрудняется выполнять одновременно две операции; отмечается быстрая утомляемость внимания. Имеет низкий уровень развития мышления. Затрудняется в обобщении, затрудняется группировать объекты после изменения параметров, низкая способность к классификации, затрудняется действовать по аналогии, так при решении задачи с трудом переносит способ решения одной задачи на другую. С трудом устанавливает причинно-следственные связи между объектами и явлениями, непонимание последовательности событий, низкая способность к сравнению. Отмечается недоразвитие абстрактного мышления, проявляется в непонимании и трактовке пословиц, поговорок, загадок. Отмечается замедленный темп восприятия, проявляется в том, что учащемуся много времени требуется для восприятия учебного материала. Возникают ошибки при восприятии изображения перевернутых предметов, по-разному расположенных предметов. Слабая целенаправленность восприятия проявляется в отсутствии стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах. |
Характер деятельности (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | Деятельность непродуктивная. С трудом выдерживает урок продолжительностью 40 минут; Утомляемость ярко выражена, проявляется в снижении темпа деятельности. |
Особенности речи | - Недостаточно сформирован грамматический строй: отмечаются ошибки в окончаниях отмечаются трудности словообразования; Связная речь недостаточно сформирована; Активный и пассивный словарь беден; Затрудняется в установлении причинно-следственных связей. При составлении рассказа по сюжетной картинке требуется дополнительная стимуляция и организация в виде наводящих вопросов, опорных слов; Возникают трудности в понимании и пересказе прочитанного; |
Особенности моторного развития и графических навыков (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | Трехпальцевый хват сформирован четко; Недостаточно сформирована мелкая моторика. Нажим при письме слабый. Графический образ букв сформирован нечетко, соединение букв не правильное, скорость письма средняя, при ускорении- письмо становиться трудночитаемым. |
2. Особенности формирования УУД |
Личностные УУД |
Отношение к школе, учению. | В школу ходит не всегда с удовольствием, дополнительные тренировочные задания выполняет с неохотой. |
Мотивация к учебной деятельности | Низкая учебная мотивация, ученик посещает школу неохотно, процесс обучения мало интересен; успехам всегда радуется, из-за неудач не переживает. Иногда проявляет на уроках заинтересованность, когда понимает материал. |
Восприятие оценки учителя и одноклассников | Адекватно воспринимает оценку учителя. На получение хорошей оценки не мотивирован, но положительно реагирует на похвалу. |
Эмоциональная отзывчивость, сопереживание | Эмоциональное состояние других людей замечает, внешне способность к переживаниям окружающих людей не наблюдается. |
Соблюдение норм и правил поведения | В школе с ровесниками общается активно. Любит командовать. На переменах очень подвижен. Не сразу включается в работу на уроке. При посещении общественных мест правила поседения соблюдает. |
Регулятивные УУД |
Умение организовать учебное пространство | Самостоятельно подготовиться к уроку может, порядок на рабочем месте поддерживает с трудом – постоянно что-нибудь падает с парты на пол. Рабочие тетради и учебнике поддерживает в порядке. Писать аккуратно не всегда получается. |
Умение планировать свои действия | Не может планировать свои действия. |
Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг) | В процессе свободной деятельности выбирает стереотипные занятия, чаще всего бегает за детьми или от них. Любит подвижные игры. |
Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок) | Не может самостоятельно оценить правильность выполнения работы, найти ошибки и их исправить без помощи учителя. |
Умение осуществлять контроль/самоконтроль | Не может самостоятельно оценить свою работу. |
Самостоятельность (степень участия взрослого) | Сопровождение учителя при выполнении заданий требуется не всегда. В основном все работы ребёнок выполняет самостоятельно. Помощь требуется только при исправлении ошибок: наводящие вопросы, иногда – прямые указания или подсказки. |
Овладением начальными навыками адаптации к изменениям. | К изменениям в классе адаптируется легко. |
Умение ориентироваться в пространстве класса, школы | Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, может самостоятельно найти необходимое помещение в школе. |
Познавательные УУД |
14. Перенос знаний, умений, навыков | С трудом переносит полученные знания в аналогичную ситуацию. |
15. Умение принимать учебную задачу | Приступает к выполнению задания не сразу. Чаще – после индивидуального обращения. Задание выполняет самостоятельно, но не всегда верно. Справляется после многократного объяснения учителем. |
16. Умение сохранять учебную задачу | В случае утомления, затруднений может прекратить выполнение задания. Через некоторое время может возобновить работу сам, либо после незначительного воздействия со стороны учителя (дополнительная мотивация, похвала, помощь) |
17. Способность добиваться результата | В случае затруднений, при выполнении задания самостоятельно трудности пытается преодолеть. За помощью к учителю сам не обращается. Если помощь предлагают, он её принимает. |
Коммуникативные УУД |
18. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми | При планировании совместной деятельности всегда соглашается на предложения других, своих предложений практически не высказывает, при совместной деятельности обращается за помощью партнера. |
19. Использование коммуникативных средств | Адекватно выражает просьбу, отказ. |
20. Умение вести диалог | Не всегда может инициировать диалог со знакомыми людьми, чаще обращаются к нему, чем он к кому-то. Поддерживать диалог продолжительное время не способен, словарный запас ограничен, чаще использует нераспространенные предложения. |
21. Умение задавать вопросы | При обращении к взрослому или сверстнику использует простые вопросы. Затрудняется при ответах на вопросы, с трудом формулирует свою мысль. |
22. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Не может четко и полно формулировать свои мысли. |
3.Трудности формирования учебных навыков по предметам ( по результатам усвоения ребенком учебных дисциплин) |
Математика | Литературное чтение | Русский язык | Окружающий мир | Изобразительная деятельность, Технология. |
Понимании условия задачи (необходимо её иллюстрирование, подробный разбор); Решении задач в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел, выполнении краткой записи задачи, схематического рисунка; составлении текстовых задач по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи; При оперировании математическими терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. | Недостаточно автоматизирован навык чтения: чтение по слогам скорость средняя. Затрудняется при: интонировании текста с опорой на знаки препинания; самостоятельном пересказе текста; составлении рассказа о герое прочитанного произведения по плану; определении темы и главной мысли произведения. | Затрудняется при: соединении букв при письме; понимании терминов «Проверочное, проверяемое слово»; подборе однокоренных слов; фонетической характеристике гласных и согласных звуков; составлении предложений на заданную тему; часто делает ошибки на постановку в словах ударений; подборе слов близких и противоположных по смыслу. | Затрудняется при: - определении живой и неживой природы; - соотнесении месяцев и времен года. - поиске необходимой информации в учебнике; устных ответах на вопросы по теме урока. | Затрудняется при: рисовании по образцу; вырезании мелких деталей с неровными линиями; намазывании клеем- карандашом мелких деталей; разминании пластилина. |
Физкультура | | | | |
Затрудняется: Выполнять ориентирование в пространстве; Ловить и бросать в цель мяч; Слаженно выполнять комплекс упражнений; | | | | |
Другие особенности (по результатам наблюдения учителя) | Часто поднимает на уроке руку, встаёт и не может ответить. С трудом формулирует ответы на вопрос. Отвечает чаще всего односложно. |
4. Создание специальных условий |
Медицинское сопровождение врача-невролога, врача-ортопеда, врача-офтальмолога. Соблюдение ортопедического режима и физических нагрузок в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК. Соблюдение режима зрительных нагрузок. |
4.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса |
Специалисты сопровождения | Направление коррекционной работы | Форма занятий |
Учитель-логопед Кораблёва О.Ю. | Развитие фонематического слуха Совершенствование связной речи: составление рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы; Расширение словарного запаса по лексическим темам; Обучение звуко-буквенному анализу слов; Обучение правильному употреблению форм множественного числа имён существительных и имён прилагательных; Обучение правильному согласованию существительных, прилагательных и глаголов в роде и числе; Обучение правильному употреблению предлогов в словосочетаниях и предложениях с опорой на схемы. | Групповая 2 раза в неделю по 40 минут |
Педагог-психолог Быстрова Ю.В. | | Индивидуальная 1 раз в неделю по 40 минут, групповая 1 раз в неделю по 40 минут. |
Учитель Скворцова А.В. | Развитие мелкой моторики рук. Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта. Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений. Подготовка руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка. Формирование предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы. | Индивидуальная 1 раз в неделю 40 мин. |
4.2 Специальные условия, необходимые для обучающегося |
Временный режим | Соответствует режиму класса |
Организация пространства школы/класса | |
Организация рабочего места | |
Вспомогательные средства | Не требуются |
Технические средства | Тренажёр для корректировки письма. |
Специальный дидактический, методический материал | Использование специальных учебников (по возможности), учебных пособий и дидактического материала в соответствии с программой. |
Форма и условия оценки достижений | Форма оценки: - устные ответы - проверочные работы - контрольные работы - диктанты - выполнение практических задания Условия оценки: - увеличение времени для написания проверочных и контрольных работ - возможность индивидуальной работы в специально отведенное время. |
Специальные условия | - Не менее 3-х физкультминуток или двигательных пауз во время урока (усиленная нагрузка на ноги) - контроль за соблюдением зрительного режима (ношение очков, посадка не далее 3-й парты, гимнастика для глаз) |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________