СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1.)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1.)»

Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1.) разработана в соответствии с:

- ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- ФГОС ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598;

- Примерной АООП НОО для детей с ЗПР (протокол от 22.12.2015 г.№ 4/15);

- АООП НОО обучающихся с тяжелым нарушением речи (Вариант 5.1);

- Положением о разработке АОП МОУ Красночикойская СОШ;

- Календарным учебным графиком МОУ Красночикойская СОШ;

- Учебным планом МОУ Красночикойская СОШ


Цель реализации АОП НОО

АОП НОО обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Задачи:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровьяобучающихся ;

• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимостис обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).


Особенности обучающейся с ЗПР

В 3 - в классе обучается 1 ребёнок с ТНР (Вариант 5.1, по заключению ПМПК). Сутурин Даниил. Обучающийся испытывает выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. У Даниила замедленный темп деятельности, трудности произвольной саморегуляции, а также отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АОП НОО

Освоение АОП НОО обеспечивает достижение обучающимися с ТНР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные и метапредметные результатыдля всех предметных и коррекционно-развивающей областей являются общими.

Общими ориентирами в достижении результатов программы коррекционной работы являются: сформированность общефункциональных механизмов речи; сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления; совершенствование лексического, морфологического (включая словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов языковой способности; овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности; сформированность интереса к языковым явлениям; сформированность коммуникативных навыков; сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); совершенствование текстовой деятельности как результата речемыслительной деятельности, где язык, речь, мыслительные процессы взаимодействуют между собой и образуют единое целое.


Предметные результаты освоения обучающимися с ТНР АОП НОО


Учебный

предмет

Предметные результаты



«Русский язык»


- овладение навыком письма;

- овладение каллиграфическими умениями;

- усвоение орфографических правил и умение применять их на письме;

- сформированность языковых обобщений, «чувства» языка;

- умение понимать обращенную речь, смысл доступных графических изображений (схем и др.);

- умение использовать навыки устной и письменной речи в различных коммуникативных ситуациях;

- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, адекватно используя средства общения, соблюдая общепринятые правила;

- умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;

- обогащение арсенала языковых средств в коммуникации;

- активное использование языковых средств и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение речевым этикетом в коммуникации;

- умение основываться на нравственно-эстетическом чувстве и художественном вкусе в речевой деятельности



Литературное чтение

- восприятие художественной литературы как вида искусства;

- умение работать с информацией;

- умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением вслух;

- умение использовать разные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное) в соответствии с коммуникативной установкой;

- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;

- умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам, самостоятельно находить ключевые слова в тексте художественного произведения;

- умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, пользоваться словарями и справочниками для уточнения значения незнакомых слов;

- умение делить текст на части, составлять простой и сложный план;

- умение самостоятельно формулировать главную мысль текста;

- умение находить в тексте материал для характеристики героя;

- умение самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

- владеть подробным и выборочным пересказом текста по плану и без него;

- умение составлять устные и письменные описания;

- умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

- умение высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе кхудожественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

- умение относить произведения к жанрам рассказа, повести, басни, пьесы по определённым признакам;

- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

- определять в художественном тексте сравнения, эпитеты, метафоры;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

- умение самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, постановка вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль, словарная работа);

- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере изложения;

- умение выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации);

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу




Математика

- овладение основами математических знаний, умениями сравнивать и упорядочивать объекты по различным математическим основаниям;

- развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения;

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;

- сформированность элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности;

- овладение математической терминологией;

- понимание и употребление абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий;

- понимание и употребление сложных логико-грамматических конструкций;

- сформированность умений высказывать свои суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, обосновывать этапы решения учебной задачи;

- умение анализировать содержание ситуации, представленной в условии задачи, пересказывать условие задачи, формулировать вопрос, давать развернутый ответ на вопрос задачи;

- сформированность общих приемов решения задач;

- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре;

- умение распознавать, исследовать, и изображать геометрические фигуры;

- умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, анализировать иинтерпретировать представленные в них данные;

- умение проводить проверку правильности вычислений разными способами;

- умение использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- знание назначения основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации;

- умение пользоваться простейшими средствами текстового редактора;

- умение работать с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях;

- умение работать с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): создание,преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер;

- умение создавать небольшие тексты по интересной для обучающихся тематике;

- соблюдать правила безопасной работы на компьютере

Система оценки достижения обучающимися
с
ТНР планируемых результатов освоения АОП НОО

Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АОП НОО должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с ТНР АОП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АОП НОО. Особенностями системы оценки достижений планируемых результатов являются:

1) реализация системно-деятельностного подхода к оценке освоения содержания учебных предметов, коррекционных курсов, обеспечивающего способность решения учебно-практических и учебно-познавательных задач;

2) реализация уровневого подхода к разработке системы оценки достижения планируемых результатов, инструментария и представления их;

3) использование системы оценки достижения планируемых результатов, предусматривающей оценку эффективности коррекционно-развивающей работы не только в поддержке освоения АОП НОО, но и в формировании коммуникативных умений и навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

4) критерии эффективности освоения АОП НОО устанавливаются не в сопоставлении с общими нормативами, а исходя из достижения оптимальных (лучших для данного обучающегося в данных конкретных условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения.



Содержание и планируемый предметный результат предмета

«Литературное чтение»



Содержание предмета «Литературное чтение»

Авторская программа коллектива Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., М.В. Головановой М.В. и др., УМК «Школа России», учебники 1 -4 кл. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.




































Виды речевой и читательской деятельности







Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.































































































































































































































































Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.



Круг детского чтения (для всех видов текстов)


Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.


Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.











































Планируемые результаты

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.



Планируемый результат

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; - интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).


Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).



























































































































































































































Выпускник научится:

- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

- отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.






Выпускник научится:

- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).









Коррекционно-развивающие цели:

1.Максимальное внимание к формированию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

2.Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений через художественные произведения.

3.Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст (связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно).

4.Формирование навыков учебной работы.

5.Углубление читательского опыта.

6.Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,

7 Формирование «читательской самостоятельности».


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

-Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

-Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

-Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

-Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

-Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)

-Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

-Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

-Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

-Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

-Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

-Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

Метапредметные

Регулятивные УУД

-Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

-Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

-Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

-Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).

-Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»).

-Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

-Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

-Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

-Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

-Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).

-Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

-Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

-Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

-Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

-Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

-Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

-Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

-Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

-Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

-Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

-Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

-Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

-Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). -Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.


Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Примечание

Самое великое чудо на свете

4


Устное народное творчество

15


Поэтическая тетрадь


9


Великие русские писатели


23


Поэтическая тетрадь

7


Литературные сказки

9


Были - небылицы

9


Поэтическая тетрадь

8


Люби живое

16


Поэтическая тетрадь


8


Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12


По страницам детских журналов

8


Зарубежная литература

8



Итого

136




Содержание и планируемый предметный результат предмета

«Математика»





Авторская программа начального общего образования по математике 1- 4 класс (М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова,М. Просвещение 2017) ФГОС.,

учебники 1-4 кл. М.И.Моро, С.И.Волков, С.В. Степанова
























Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чиселв виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).









Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.




Пространственные отношения

Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.




Геометрические величины


Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.


Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу.Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данныхтаблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).



Предметные результаты

В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:

научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;

познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;

приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико‑ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.




Выпускник научится:

- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

- читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.




Выпускник научится:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

  • вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).







Выпускник научится:

  • устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

  • решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

  • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • решать задачи в 3—4 действия;

  • находить разные способы решения задачи.







Выпускник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.



Выпускник получит возможность научиться

-распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.



Выпускник научится:

  • измерять длину отрезка;

  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться

-вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.




Выпускник научится:

  • читать несложные готовые таблицы;

  • заполнять несложные готовые таблицы;

  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;

  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).



Коррекционно - развивающие задачи:

― развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других;

― развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

― развитие пространственного воображения через систему коррекционных упражнений;

― развитие математической речи через изучение терминологии;

― развитие познавательных способностей;

― дать обучающимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;

― использовать процесс обучения математики для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

― воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие речи и обогащение словаря

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие абстрактных математических понятий;

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

3.Развитие основных мыслительных операций:

- развитие абстрактных математических понятий;

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»


Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3 классе является формирование следующих умений:

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3 м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные

  • умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на уроке;

  • умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

  • умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные

  • ориентировка в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • умение добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • умение слушать и понимать речь других;

  • умение вступать в беседу на уроке и в жизни;

  • умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Тематическое планирование по математике 3 класс

Наименование разделов

Количество часов


Примечание

1

Повторение материала 2-го класса

9


2

Табличное умножение и деление

55


3

Числа от 1 до 100.Внетабличное умножение и деление

28


4

Числа от 1 до 100. Нумерация.

13


5

Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание

13


6

Числа от 1 до 100. Умножение и деление.

18



Итого

136




Содержание и планируемый предметный результат предмета

«Русский язык»

Содержание предмета

Авторская программа(В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» (М.: Просвещение, 2018 г.)

Русский язык: программа 1–4 классы /В.П. Канакина – Москва: Просвещение, 2018);


Планируемый предметный результат

Выпускник на уровне начального общего образования:

- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

- получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.



Раздел «Фонетика и графика», «Орфоэпия»


Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных

звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных

звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков,

определение парных и непарных по твёрдости-мягкости со-

гласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости

согласных звуков. Определение качественной характеристики

звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный;

согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный

звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги

Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и

логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая

функция ударения. Ударение, произношение

звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного

русского литературного языка. Фонетический анализ

слова.



Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости

и мягкости согласных звуков. Использование

на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава

слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,

ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробе-

ла между словами, знака переноса, красной строки (абзаца),

пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последо-

вательность. Использование алфавита при работе со словаря-

ми, справочниками, каталогами.

Выпускник научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научитьсяпользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.


Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.


Раздел «Состав слова (морфемика)»

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных

слов и различных форм одного и того же слова. Различение

однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов

с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно

выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суф-

фикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и

неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок

Сложные слова. Нахождение корня в

однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по

составу.

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.


Раздел «Лексика»



Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.


Раздел «Морфология»


Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и

служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи.

Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по

вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и

среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная

форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором

употреблено имя существительное. Различение падежных и

смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности

имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Словообразование имён существительных. Морфологический

разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Из-

менение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме

прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы

имени прилагательного от формы имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного. Словообразование

имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных



Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения

Значение и употребление в речи. Личные

местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множествен-

ного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных.

Значение и употребление в речи количественных и порядко-

вых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая

форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы

что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам:

настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по

лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое

овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам

и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов

от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными пред-

логами. Функция предлогов: образование падежных форм

имён существительных и местоимений. Отличие предлогов

от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Выпускник научится:

распознавать грамматические признаки слов;

с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах

Раздел «Синтаксис»


Различение предложения, словосочетания, сло-

ва (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетания

главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Различение предложений по цели высказывания: повествова-

тельные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной

окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов пред-

ложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и вто-

ростепенных членов предложения. Установление связи (при

помощи смысловых вопросов) между словами в словосочета-

нии и предложении. Предложения распространённые и не-

распространённые. Синтаксический анализ простого предложения

с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное состав-

ление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но.

Использование интонации перечисления в предложениях с

однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, середи-

не или конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различе-

ние простых и сложных предложений.

Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»


Орфография и пунктуация. Формирование орфографиче-

ской зоркости, использование разных способов проверки ор-

фограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Исполь-

зование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щув положении под уда-

рением;

•сочетания чк, чн, чт, нч, щни др.;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, в именах собствен-

ных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на огра-

ниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограм-

мы гласных и согласных звуков в корне слова;

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

(речь, рожь, мышь);

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, везде-

ход);

е и ив суффиксах имён существительных (ключик — клю-

чика, замочек — замочка);

•безударные падежные окончания имён существительных

(кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•безударные падежные окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов с именами существитель-

ными;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

•раздельное написание частицы не с глаголами;

•мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице

единственного числа (читаешь, учишь);

•мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси-

тельный и восклицательные знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными

членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.


Выпускник научится:

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.


Содержательная линия «Развитие речи»


Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где

происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выра-

жение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуа-

ции общения. Овладение умениями ведения разговора (начать,

поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и

бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благо-

дарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении

с помощью средств информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ).

Практическое овладение монологической формой речи.

Умение строить устное монологическое высказывание на опре-

делённую тему с использованием разных типов речи (описа-

ние, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений

в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений

в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,

корректирование порядка предложений и частей текста (абза-

цев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных

текстов по предложенным и самосто-

ятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование рассуждение,

их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных

текстов с учётом точности, правильности, богатства и вырази-

тельности письменной речи; использование в текстах сино-

нимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений

(без заучивания учащимися определений): изложение подроб-

ное и выборочное, изложение с элементами сочинения; со-

чинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рас-

суждение.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).




Коррекционная направленность

- повысить уровень речевого и общепсихического развития детей;

- закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи;

- сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил русского языка на уроках литературного чтения, развития речи, логопедических занятиях, грамматики и правописания;

- вырабатывать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

- обеспечивать профилактику и коррекцию дислексий, дисграфий и дизорфографий у школьников с ТНР, а также коррекцию нарушений устной речи.

Курс включает систему понятий, относящихся:

- к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова;

- графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обо­значающими);

- слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значе­ние слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);

- предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; сло­восочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоцио­нальной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изуча­ются другие единицы языка.



Примерная программа занятий коррекционной направленности (русский язык). 3 класс.

Основной принцип организации образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях – принцип коррекционной направленности – предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Цель коррекционных занятий :

  1. повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования;

  2. индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков;

  3. коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала.

Содержание индивидуальных и групповых занятий направлено на развитие и коррекцию определённых функций, процессов, навыков. Занятия также обеспечивают развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Коррекционные занятия проводятся по мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении.

При изучении школьников учитываются следующие показатели:

- физическое состояние и развитие ребёнка

- особенности и уровень развития познавательной сферы

-отношение к учебной деятельности, учебной мотивации

-особенности эмоционально-волевой сферы

-особенности освоения образовательных программ.

Основные направления работы:

  1. развитие памяти и произвольного внимания ;

  2. коррекция развития познавательных процессов (зрительного анализа, мыслительной деятельности, умения сравнивать);

  3. формирование когнитивного компонента навыка письма и чтения;

  4. коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы;

  5. развитие речи и расширение представлений об окружающем мире;

  6. формирование процессов самоконтроля и саморегуляции;

  7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Планируемый результат:

- обогащение словаря и расширение кругозора детей.

- формирование когнитивного компонента навыков чтения и письма (формирование пространственных представлений, преодоление недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико- фонематического восприятия).

- коррекция и развитие познавательных процессов (произвольного внимания, мышления, восприятия).

- развитие речи детей и расширение их кругозора.

- формирование процессов самоконтроля и саморегуляции.

- коррекция пробелов в знаний.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам. различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.


Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения

  • Использование знаково-символических средств представления информации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.


Тематическое планирование по русскому языку 3 класс


Наименование разделов

Количество часов

Примечание

1

Язык и речь

2


2

Текст. Предложение. Словосочетание

11


3

Слово в языке и речи

17


4

Состав слова

16


5

Правописание частей слова

23


6

Части речи

59


7

Повторение

8



Итого:

136 часов




Оказание помощи на уроке.



ЭТАПЫ УРОКА



ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ



1. В процессе контроля за

подготовленностью учащихся

Создание атмосферы доброжелательности при опросе.

При опросе разрешать дольше готовиться у доски.

Давать примерный план опроса.

Разрешать при ответе пользоваться пособиями, схемами.

Поощрять первые же успехи при опросе.



2. При изложении нового материала

Более часто обращаться к обучающемуся с вопросами, выясняющими степень понимания им учебного материала.

Привлечение ребенка в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий.

Вовлекать ребенка в беседу в ходе проблемного обучения.



3. В ходе самостоятельной работы

Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр.

Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в работе, активизируя усилия.

Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе и акцентировать на них внимание , чтобы предупредить их повторение



4. При организации самостоятельной работы

Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!