ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) по Естествознанию для детей с нарушением интеллекта, на основе примерной программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 классы), под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ.
Данная рабочая программа по предмету «Биология» для обучающихся 8 класса МАОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» разработана на основе:
федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
приказов Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253, от 08.06.2015г. № 576; от 14.08.2015 г. № 825; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. № 38; от 21.04. 2016 г. № 459;
положения о структуре рабочих программ, приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062;
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МАОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» приказ № 278 от 01.09.2015г.;
примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Школа № 2 г. Благовещенска», принятой на заседании педагогического совета, Протокол № 8 от 31.08.2015 г.;
требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16); приказа Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
ФЗ № 11 «О внесении изменений в Закон «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
Положение МАОУ «Школа №2 г.Благовещенска» «О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа №2 города Благовещенска».
В 8 классе изучается раздел «Животные». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о животном мире, знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. В процессе знакомства с живой природой, необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой Изучение биологии в школе призвано сформировать у обучающихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде.
Цель: создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире животных; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.
Основными задачами являются:
сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье; привитию навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Коррекционные задачи:
развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, память;
научить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее;
Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Дистанционное обучение:
При реализации программ по биологии независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Согласно положению МАОУ «Школа №2 г.Благовещенска» «О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа №2 города Благовещенска»:
- При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.
- При осуществлении дистанционного обучения Школа оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий по выбору учителя.
- Расписание индивидуальных и коллективных консультаций составляется учителем и направляется через электронный дневник и при необходимости на электронную почту родителя (законного представителя) или обучающегося (при наличии) не позднее, чем за один день до консультации.
- При возникновении технических сбоев программного обеспечения, сети интернет учитель вправе выбрать любой другой способ оповещения о консультации (сотовая связь, мессенджеры).
Содержание программы
Введение
Тема 1. Многообразие животного мира.
Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Тема 2. Беспозвоночные животные
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Круглые черви - паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд - полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Тема 3. Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания - водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах. Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата. Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение - ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка - домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов. Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание.
Тема 4. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные - свинья. Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее - на фермах и летнее - на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. Северный олень. Особенности строения - приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Результаты освоения учебной дисциплины и требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать: основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в при-роде, а также в хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь: узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Оценки ставятся на основе требований для примерной оценки и контроля знаний учеников с учетом их возможностей.
«5» или «отлично» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения
«4» или «хорошо» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении мат-ла
«3» или «удовлетворительно» - минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения урока | Кол-во часов | Форма контроля | Д/З |
1. | Многообразие животного мира. | | 1 | Устный опрос | Стр.3-6, р/т |
2. | Значение животных и их охрана. | | 1 | Конспект | Стр.6-9, р/т |
3. | Общие признаки червей. Дождевые черви. | | 1 | Устный опрос | Стр.12-15, р/т |
4. | Круглые черви – паразиты человека. | | 1 | Устный опрос | Стр.15-16, р/т |
5. | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых | | 1 | Устный опрос | Стр.20-23, р/т |
6. | Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка. | | 1 | Устный опрос | Стр.23-27, р/т |
7. | Майский жук. Комнатная муха. | | 1 | Устный опрос | Стр. 27-31, р/т |
8. | Медоносная пчела. | | 1 | Конспект | Стр.31-335, р/т |
9. | Тутовый шелкопряд. Практическая работа № 1 «Зарисовка насекомых» | | 1 | Устный опрос | Стр.35-37, р/т |
10. | Повторение темы: «Беспозвоночные животные». | | 1 | Тест | |
11. | Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыбы. | | 1 | Устный опрос | Стр.46-49, р/т |
12. | Внутреннее строение рыбы. | | 1 | Устный опрос | Стр. 50-52, р/т |
13. | Размножение и развитие рыб. | | 1 | Устный опрос | Стр. 52-54, р/т |
14. | Речные рыбы. Морские рыбы. Практическая работа № 2 «Зарисовка рыб» | | 1 | Устный опрос | Стр.54-58, р/т |
15. | Рыболовство и рыбоводство. | | 1 | Конспект | Стр.59-61, р/т |
16. | Рациональное использование и охрана рыб. | | 1 | | Стр.61-62, р/т |
17. | Повторение темы: «Рыбы» | | 1 | Письм. работа | |
18. | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | | 1 | Устный опрос | Стр.72-74, р/т |
19. | Внутреннее строение земноводных. | | 1 | Устный опрос | Стр.75-77, р/т |
20. | Размножение и развитие лягушки. Практическая работа № 3 «Зарисовка в тетради развитие лягушки». | | 1 | Устный опрос | Стр.77-79, р/т |
21. | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | | 1 | Устный опрос | Стр.82-84, р/т |
22. | Внутреннее строение пресмыкающихся. Практическая работа № 4 «Зарисовка пресмыкающихся» | | 1 | Устный опрос | Стр.85-87, р/т |
23. | Размножение и развитие пресмыкающихся. | | 1 | Устный опрос | Стр.87-89, р/т |
24. | Повторение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся» | | 1 | Тест | |
25. | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. Практическая работа № 5 «Зарисовка строения тела птицы» | | 1 | Устный опрос | Стр.94-97, р/т |
26. | Особенности скелета птиц | | 1 | Устный опрос | Стр. 97-98, р/т |
27 | Особенности внутреннего строения птиц. | | 1 | Устный опрос | Стр.99-101, р/т |
28. | Размножение и развитие птиц. Практическая работа № 6 «Зарисовка строение яйца птицы» | | 1 | Устный опрос | Стр.101-104, р/т |
29. | Птицы, кормящиеся в воздухе. Практическая работа № 7 «Подкормка зимующих птиц» | | 1 | | Стр.105-107, р/т |
30. | Птицы леса. | | 1 | Конспект | Стр.107-109, р/т |
31. | Хищные птицы. | | 1 | Устный опрос | Стр.110-113, р/т |
32. | Птицы пресных водоемов и болот. | | 1 | Устный опрос | Стр.113-116, р/т |
33. | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | | 1 | Конспект | Стр.117-119, р/т |
34. | Домашние куры. Практическая работа № 8 «Наблюдение и уход за домашними птицами». | | 1 | Устный опрос | Стр.127-129, р/т |
35. | Домашние утки, гуси. Птицеводство. | | 1 | Устный опрос | Стр.130-134, р/т |
36. | Повторение темы: «Птицы » | | 1 | Тест | |
| Млекопитающие. | | | | |
37. | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | | 1 | Устный опрос | Стр.136-140, р/т |
38. | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | | 1 | Устный опрос | Стр.140-142, р/т |
39. | Внутренние органы млекопитающих. Практическая работа № 9 «Зарисовка строения сердца» | | 1 | Устный опрос | Стр.143-145, р/т |
40. | Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. | | 1 | Конспект | Стр.146-151, р/т |
41. | Зайцеобразные. | | 1 | Устный опрос | Стр.151-153, р/т |
42. | Разведение домашних кроликов. | | 1 | Устный опрос | Стр.153-156, р/т |
43. | Хищные звери. Практическая работа №10 «Зарисовка хищников» | | 1 | Устный опрос | Стр.159-165, р/т |
44. | Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах. | | 1 | Устный опрос | Стр.165-170, р/т |
45. | Домашние хищные звери | | 1 | Конспект | Стр.172-176, р/т |
46. | Ластоногие. | | 1 | Устный опрос | Стр.176-178, р/т |
47. | Китообразные. | | 1 | Устный опрос | Стр.178-180, р/т |
48. | Парнокопытные. | | 1 | Устный опрос | Стр.181-183, р/т |
49. | Непарнокопытные. | | 1 | Устный опрос | Стр.186-188, р/т |
50. | Приматы. | | 1 | Конспект | Стр.190-192, р/т |
51. | Повторение темы: «Млекопитающие» | | 1 | Тест | |
52. | Корова. | | 1 | Устный опрос | Стр.194-197, р/т |
53. | Содержание коров на фермах. | | 1 | Конспект | Стр.197-200, р/т |
54. | Выращивание телят. | | 1 | Устный опрос | Стр.200-202, р/т |
55. | Овцы. | | 1 | Устный опрос | Стр.202-205, р/т |
56. | Содержание овец и выращивание ягнят. | | 1 | Устный опрос | Стр.205-207, р/т |
57. | Верблюды. | | 1 | Устный опрос | Стр.207-209, р/т |
58. | Северные олени. | | 1 | Устный опрос | Стр.209-211, р/т |
59. | Домашние свиньи. | | 1 | Устный опрос | Стр.211-213, р/т |
60. | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | | 1 | Конспект | Стр.213-215, р/т |
61. | Выращивание поросят. | | 1 | Устный опрос | Стр.215-216 |
62. | Домашние лошади. | | 1 | Устный опрос | Стр.217-218, р/т |
63. | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | | 1 | Устный опрос | Стр.219-220, р/т |
64. | Что вы узнали о животных Практическая работа № 11 «Зарисовка сельскохозяйственных животных» | | 1 | Устный опрос | Стр.221-223, р/т |
65. | Повторение темы: «Сельскохозяйственные млекопитающие» | | 1 | Письм. работа | |
66. | Повторение и обобщение темы: «Многообразие животного мира» | | 1 | Тест | |
67-68 | Повторение | | 2 | | |
Список методической литературы
Никишов, А.И., Теремов, А.В. Биология. Животные. 8 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов, А.В. Теремов. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 231 с.
Никишов, А.И. Биология. 8 класс: рабочая тетрадь для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов, А.В. Теремов. – М.: Просвещение, 2016.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».
2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».
3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.
4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».
5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.
6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.
7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.
8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.
9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».
11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».
12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.
13. informika.ru - электронный учебник «Биология» (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии».
14. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».
15. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».
16. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».
17. www.bigcats.ru - «Большие кошки».
18. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».