СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы у обучающейся с ограниченными возможностями здоровья 3 класс (индивидуальное обучение)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная коррекция познавательной и эмоционольно-волевой сферы обучающейся, направленная на  подготовку к усвоению учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы у обучающейся с ограниченными возможностями здоровья 3 класс (индивидуальное обучение)»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрено на педсовете



Протокол №____от

«____»________20__г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_______/_________

«_____»_______20___г.





Адаптированная программа

коррекционной работы

по

развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы

у обучающейся с ограниченными возможностями здоровья

3 класс (индивидуальное обучение)

Ангелины М.


2018-2019 учебный год






Разработано педагогом - психологом

МКОУ «Убинская средняя школа №1»

Желудовой Ириной Александровной










2018 г.


Содержание



  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

    2. Планируемые результаты освоения коррекционной программы…….5

    3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения коррекционной программы…………………………………………..…..6

  2. Содержательный раздел

    1. Направление и содержание программы коррекционной работы……...6

  3. Организационный раздел

3.1 Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы ……………...10

3.2 Список используемой литературы……………………………………...14







































I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) в 3 классе продолжается освоение учебной деятельности. Обучающиеся учатся оценивать причины своих достижений и неудач.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности.

Сущность нарушения психического развития состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.

Внимательное изучение обучающихся показывает, что в основе школьных трудностей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних обучающихся и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания.

Настоящая адаптированная коррекционно- развивающая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей и психолого-возрастных особенностей обучающейся, на основе психологической программы развития когнитивной сферы обучающихся I-IV классов автор Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)». - М.: «Ось-89», 2006., «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией С.Г.Шевченко , 2006 ., а также использовались разработки и методические рекомендации Матвеевой О.А., Истратовой О.Н., Языкановой Т.Е., Мамайчук И.И.

Цель коррекционной работы

  • индивидуальная коррекция познавательной и эмоционольно-волевой сферы обучающейся, направленная на подготовку к усвоению учебного материала.

Задачи

  1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция эмоционольно-волевой сферы, познавательных процессов у обучающейся (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).

  2. Стимулирование интереса к учебной деятельности.

  3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.


Психолого-педагогическая характеристика обучающейся с задержкой психического развития М.А.

Учебная деятельность данной обучающейся отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса обучения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Обучающаяся с трудом запоминает тексты, таблицу умножения, плохо удерживает в уме цель и условие задачи.

Восприятие неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Девочка не может сосредоточиться на существенных признаках, у нее отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.

Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении. Она перестает воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием ребёнка и возникают порой без видимых причин. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.

Мыслительная деятельность обучающейся с задержкой психического развития характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью. Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания обучающаяся опускает детали, затрудняется в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

Испытывает затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении. А.М. иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи затрудняет формирование у ребёнка способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.


1.2. Планируемые результаты освоения адаптированной программы

По окончании реализации программы коррекционных занятий должны быть характерны следующие показатели:

  • повышение показателей сформированности познавательных процессов в допустимых для данной категории обучающихся;

  • повышение показателей развития самоконтроля и саморегуляции;

  • повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности коррекционных занятий.

  • снижение уровня тревожности, формирование эмоционально-позитивного настроения.

Курс занятий по данной адаптированной программе является коррекционно-направленным и опирается на следующие принципы коррекционно-развивающего обучения.

-Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

-Принцип единства диагностики и коррекции.

Этот принцип реализуется в двух аспектах:

1) этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

2) постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.

-Деятельностной принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.

-Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей конкретного ребенка. Коррекционная работа создает оптимальные возможности для индивидуализации развития.

-Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен данному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

-Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у обучающегося развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

-Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.


    1. Система оценки достижения обучающейся планируемых результатов освоения программы

Эффективность реализуемой программы осуществляется на основе диагностики уровня развития познавательной сферы обучающейся, проводимой 2 раза в год (в начале и конце учебного года, сентябрь,май).

  1. Содержательный раздел


2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы

При работе с данной обучающейся учитывается высокая утомляемость и низкая работоспособность, недостаточная сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Программа коррекционной работы с обучающейся с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям обучающейся, индивидуальности, своеобразию поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с обучающейся с ЗПР осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития, ликвидацию пробелов в знаниях. Учитываются возрастные черты мышления обучающейся.

Структура коррекционно – развивающих занятий:

  • Ритуал приветствия.

  • Разминка.

  • Рефлексия предыдущего занятия.

  • Основное содержание занятия.

  • Рефлексия прошедшего занятия.

  • Ритуал прощания.

В структуре занятий выделяются:

  • Блоки диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.

  • Блоки коррекции и развития познавательных процессов.

Методы и приемы:

  • Опросы и тестирования, беседы;

  • Работа с индивидуальными карточками;

  • Игровая терапия;

  • Тренинговые занятия;

  • Игры, упражнения, психогимнастика.

Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.

Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ОВЗ предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, с использованием игровых методов.

Коррекционные занятия начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Обучающегося нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений используется наглядный материал; обучение смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.


Содержание блоков программы

  1. Блок. Входная диагностика познавательных процессов – 3 ч.

Диагностические занятия. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.

  1. Блок. Коррекция и развитие познавательных процессов- 75 ч.

  • Развитие восприятия и пространства – 15 ч.

  1. Восприятие качеств величины

Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины.

  1. Восприятие формы

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.

  1. Восприятие цвета

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование.

  1. Восприятие пространства

Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

  1. Восприятие времени

Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки». Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.

  1. Слуховое восприятие

Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.

  • Развитие внимания – 25 ч.

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.

  • Развитие памяти – 15 ч.

Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок.

  • Развитие аналитико-синтетической сферы (мышления) – 20 часов.

Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные элементы. Выделение элементов, из которых состоит данный объект. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по заданному признаку.

  1. Блок. Диагностика моторной деятельности- 1ч.

  2. Блок. Коррекция и развитие моторной деятельности- 20ч.

  • Развитие сенсорной моторики– 8 ч.

  • Развитие мелкой моторики- 8 ч.

  • Развитие крупной моторики-4ч.

  1. Блок. Заключительная диагностика-3 ч.

Итого -102ч.

Приложение 1-5 (развивающие упражнения)

Основные требования к умениям обучающейся:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • анализировать и сравнивать предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;

  • различать основные цвета;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • обобщать предметы по определённым признакам;

  • выбирать предмет по образцу;

  • определять название предмета, форму предмета;

  • складывать из счётных палочек элементарные предметы;

  • ориентироваться в схеме собственного тела;

  • ориентироваться в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;

  • определять источник звука;

  • угадывать предмет по вопросам с помощью осязания;

  • различать речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;

  • выделять части суток;

  • находить сходство и различие между изучаемыми предметами;

  • классифицировать предметы по заданному признаку;

  • раскрашивать предметные картинки, не выходя за контур;

  • различать эмоциональные состояния других людей, проявлять чувство сопереживания.

  1. Организационный раздел

Согласно заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Убинского района и утвержденному учебному плану МКОУ «Убинская средняя школа №1», коррекционная программа составлена на 34 недели, 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю. Продолжительность одного занятия – 25 минут. Срок реализации данной программы: сентябрь – май.

Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме, в первую половину дня.


3.1.Календарно-тематическое планирование по

«Развитию познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов»

3 класс (3 часа в неделю)

Раздел

Темы занятий

Виды деятельности

К-во

часов

Дата проведения

план

факт

Блок 1.

Входная диагностика познавательных процессов


3




1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали»)

Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.)

Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспроизведение прочитанного текста с соблюдением последовательности»)

2.Диагностика развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», « Медведи разбрелись»).

-Устойчивость (Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С.);

-Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера).

Выполнение диагностических заданий

1




3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»)

-Зрительная (Методика «Тренируем память»)

-Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.)

Выполнение диагностических заданий

1




4. Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»)

-Наглядно – действенного (Методика «Собери по образцу»)

-Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по представлению).

Выполнение диагностических заданий

1



Блок 2.

Коррекция, развитие познавательных процессов.


75



Коррекция, развитие восприятия.

1. Развитие восприятия пространства.

Упр. «На. Под. Над. За, Что, где находится, Положи верно»

5




2. Развитие восприятия времени.

Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера»

5




3. Развитие восприятия формы, цвета.

Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие формы»

5



Коррекция, развитие внимания.

1. Развитие устойчивости внимания.

Упр. «Найди отличия», «Перепутанные линии», «Зашифрованное слово» Упр. «Сравни, назови, сосчитай»

5




2. Развитие произвольного внимания.

Упр. «Зеваки», «Буквы алфавита»

5




3. Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания.

Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»

5




4. Развитие умения распределять внимание.

Методики «Знаковый тест (круг - крестик, круг - треугольник», «Ромашки - колокольчики»

5




5. Развитие умения переключать внимание

Упр. «Найди пару», «Найди зайца»Упр. «Что запомнил?»,«Что находится на картинке?»

5



Коррекция, развитие памяти.

1. Развитие зрительной памяти

Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры», методика «Запомни слова»

5




2. Развитие слуховой памяти.

Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон»,«Повтори»

5




3.Развитие моторной памяти.

Упр.«Как прыгают животные», «Смешанный лес»

5



Коррекция, развитие мышления.

1.Развитие умения сравнивать.

Методики «Четвёртый лишний», «Найди лишнее слово»

5




2.Развитие умения находить предметы по заданным признакам.

Отгадывание загадок.

5




3.Развитие умения классифицировать.

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

5




4.Развитие логического мышления (логические категории: меньше-больше, выше-ниже)

Упр. «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье»

5



Блок 3.

Диагностика моторной деятельности.


1




1.Диагностика развития движений пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»).

2.Диагностика координации движений (Упражнения «Радость», «Сделай, как я»).

Выполнение диагностических заданий


1



Блок 4.

Коррекция, развитие моторной деятельности.


20



Развитие сенсорной моторики.

1.Расслабление по контракту с напряжением.

Упр. «Расслабление и напряжение», «Шум ветра»

4




2.Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика.

упр. «Напряжение, расслабление», «Колючий человек», «Голоса природы», дыхательная гимнастика

4



Развитие мелкой моторики.

1.Пальчиковая гимнастика.

Выполнение упр. по показу педагога, заучивание слов.

4




2.Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», «Лего»).

Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор «Лего»)

4



Развитие крупной моторики.

1.Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов

Упражнения «Сделай, как я», «Игра с волной», «Радость», «Печаль»

4



Блок 5.

Заключительная диагностика.


3




1.Диагностика восприятия.

Выполнение тестовых задач

1




2.Диагностика внимания.

Выполнение тестовых задач

1




3.Диагностика памяти.

4.Диагностика мышления.

Выполнение тестовых задач

1



Итого:



102ч




Список используемой литературы

  1. Диагностический комплект для начальной школы (ЦДО) Новосибирск,2015.

  2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией С.Г.Шевченко, 2006.

  3. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)». - М.: «Ось-89», 2006.

  4. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001

  5. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности», Ярославль,: Академия развития, 2006

  6. М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для начальных классов», М., Антал, 1995

  7. И.Н. Шевлякова «Посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003

  8. Л.Н. Копытова «Развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007

  9. Л.Ф.Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка школьника», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000

  10. Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте» М. 2004 «Академия развития»



Приложение 1.

Занятие 1.

Тема: Развитие умения переключать, распределять внимание.

Цель:

-Развитие умения переключать, распределять внимание;

-Развитие зрительно-пространственной ориентировки;

-Развитие мелкой моторики;

Настрой на работу. Когнитивное упражнение "Чаша доброты" (эмоциональное развитие). "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою  любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша  чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты".

Упражнение 1.«Не собьюсь».

Нужно посчитать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Упражнение 2. «Слушай внимательно»

Называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Учащийся внимательно слушает их, хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное, растение и т.д.

Упражнение3.. «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог— «перестрелка»:

- Ну, начали! Повторите— «стол».

Играющие говорят: «Стол».

- Повторите— «окно».

Играющие говорят: «Окно».

- Скажите— «улица». Быстро— «кошка». Вслух— «дым» ит. д.

Упражнение 4. «Графический диктант»

Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.).

Рефлексия занятия: оцените свою работу сегодня от 0 до 3 баллов. 3 балла – это наивысшая оценка работы. Ведущий при этом спрашивает каждого ребенка – насколько хорошо тот оценит свою работу. Обсуждение с детьми сложности упражнений.

Приложение 2.

Занятие 2

Тема: Развитие визуальной и аудиальной памяти.

Цель:

-Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти;

-Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;

- Развитие ассоциативного мышления, памяти.

-Развитие концентрации внимания

Разминочное упражнение: «Трава, кусты, деревья» - если ведущий говорит «деревья» - дети встают, поднимают руки вверх и тянутся на носочках вверх, если ведущий говорит «кусты» - дети вытягивают руки перед грудью на уровне плеч, а если «трава» - приседают.

Упражнение 1 «Послушай и нарисуй»
Задача учащегося— нарисовать изображения точно по ин­струкции, запомнив ее на слух. Задания читаются 3 раза.
Они даны по степени возрастания сложности. Подчеркните важ­ность выделения в содержании прочитанного самого главного. При необходимости приведите ребенку какой-нибудь пример.
Задания
1.Нарисуй пять ромбов разного цвета и объема. По­следний ромб должен быть синего цвета, средний должен быть самый большой.
2.Нарисуй шесть мячей разного цвета и объема. Ше­стой мяч должен быть красного цвета, первый — с полоска­ми, а третий — самый маленький.
3.Нарисуй семь воздушных шаров разного цвета и раз­мера. следующий шар должен быть зеленого цвета, у среднего нари­суй ниточку, четвертый шар должен быть самым большим.
4.Нарисуй семь рамок для картин разного цвета и раз­мера. Третья рамка должна быть желтого цвета, в последней изображен цветок, а пятая должна быть овальной формы.

Упражнение 2. «Запомни фигуру»

«Я читаю названия геометрических фигур, вы их находите. Такой подбор поможет вам запомнить все фигуры». После этого найденные фигуры возвращаются к остальным, перемешиваются. Учащимся нужно найти названные ранее фигуры.

Упражнение 3 «Слушай и исполняй»

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем учащиеся должны выполнить эти действия.

  1. Повернуть голову направо, голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

  2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

  3. Повернуться налево, присесть, встать.

  4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Рефлексия занятия: «Корзина мнений» - учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки складываются в корзинку, затем выборочно, учителем зачитываются мнения учеников и обсуждаются ответы.

Приложение 3.

Занятие 3

Тема: Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения.

Цель:

-Развитие операций сравнения и обобщения;

-Развитие концентрации внимания;

-Расширение кругозора;

-Совершенствование грамматического строя, расширение словарного запаса.

Прежде чем начать работать давайте выполним глазодвигательные упражнения. Которые помогут глазкам отдохнуть, и активизируют наш ум.

Исходная позиция сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз. По четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе переносицы. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др.

Упражнение1 «Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете учащемуся мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. 

Упражнение 2. «Обобщение»

Учащийся должен подобрать обобщающие понятие.

1. Суп, гуляш, каша, кисель.

2. Курица, гусь, утка, индейка.

3. Лошадь, корова, овца, свинья.

4. Волк, лиса, медведь, заяц.

5. Картофель, свекла, лук, капуста.

6. Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

7. Тарелка, стакан, кружка, блюдце.

8.Стол, стул, диван, кресло, шкаф.

9. Рубашка, платье, юбка, брюки.

10. Тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли

11. Берёза, липа, ель, сосна, осина.

12. Воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка.

13. Карась, щука, окунь, лещ.

Упражнение 3«Загадки»

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

- У тебя есть сестра?

- Есть.

- А у твоей сестры есть сестра?

- Нет, - ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Упражнение 4 «Конкретизация понятий».

Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.
Рефлексия занятия: у вас на столе фишки желтого, красного и черного цвета, если занятие очень понравилось – поднимите фишку красного цвета, если не очень – желтого, ну а если вообще не понравилось – черного цвета. Обсуждение с детьми сложности упражнений.

Приложение 4.

Занятие 4.

Тема: Пространственное восприятие букв и цифр

Цель:- Совершенствование зрительного восприятия букв и цифр, ориентировки на листе бумаги.

-Развитие пространственной ориентировки

-Развитие концентрации внимания.

-Развитие логического мышления.

Настрой на работу. Разминка. Игра «А-а-ах!»(тренировка умения владеть своими чувствами). Ведущий кладет руку на стол и затем медленно ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» - с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

Упражнение 1 «Составь букву»

Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щполучить ш? А как можно переделать букву и в ц?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:

Ы - Ь - Ъ - Б - В – З

Т - Г - П - Н - И

Ж - Х - К

А - Д - Л - М

т - п - р - г

и - ш - ц - щ

Упражнение 2 «Найди букву С»

Упражнение 3 «Буквоед»

Упражнение 4 «Отгадай слово»

Инструкция: Переверните буквы и отгадайте слово.

 (Зазеркалье)

Рефлексия занятия: «Плюс –минус - интересно». Отметьте все плюсы занятия, все минусы. Что было наиболее интересным (можно данный типрефлексии провести и в письменном варианте)

Приложение 5.

Занятие 5 Тема: Предложение. Составление предложений.

Цель:

- Развивать умение предварительного планирования хода выполнения задания по построению предложений из слов.

- Развитие внимания, логического мышления.

- Обогащение словаря, развитие связной

Разминочное упражнение: «Запрещенное слово». Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы: «Море синее, а солнце?», «Какого цвета роза?», «А ромашка?», «Слон большой, а мышка?». Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «абракадабра».

Упражнение 1 «Составь рассказ»

Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу.











Упражнение 2 «Белка»

Составь из данных наборов слов предложения. Расставь их по порядку так, чтобы полу­чился рассказ. Запиши рассказ.

Белка, спешить, к, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.

Упражнение 3 «Исправь ошибки»

Мальчик стеклом разбил мяч.

Брат потерял библиотеку из книги.

Коза принесла девочке сена.

Телёнок ведёт девочку на верёвочке.

Весной луга затопили речку.

Коза напоила девочку водой.

После лета пришла долгожданная весна..

Упражнение 4 «Телеграммы»

Расшифруй телеграммы. Чтобы расшифровать телеграмму, нужно правильно разделить слова. (Например: труд нос котомка призы – трудно с котом капризы)

ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ.

КОТЁЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЁ.

РЫБ У НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ.

Рефлексия занятия: продолжи предложение «Мне больше всего удалось…»











20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!