Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Йошкар-Олы»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол № от « »____________20 г. Руководитель МО Кирьянова О.Г. /__________/ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора ТулаеваЛ.Н ./_________/ «__ »_________20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Хайбуллин В.А. ./__________/ «__ »___ 20 г. |
| | |
Адаптированная рабочая программа
по физике
Ступень обучения (класс) основное общее образование ( 8класс)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 70 Уровень базовый_____
(базовый, профильный)
Программа разработана на основе примерной программы по физике федерального государственного образовательного стандарта общего образования и отредактирована в соответствии с УМК « Физика» под редакцией А.В.Перышкина. - Москва: Издательский центр «Вентана-Граф» ,2009г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа «Физика. 8 класс» составлена на основе программы « ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ». Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В. Перышкин. 8 класс. Сборник « Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классы » Дрофа , 2009.
Представленная программа составлена в соответствии с новым, утвержденным в 2004г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.
Учебник «Физика 8 класс». Авторы: А.В. Перышкин. М.Дрофа,2007.
Цели:
Освоение знаний физических явлений, величин, характеризующих явления, законов, которым они подчиняются, методах научного познания природы;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдения, пользоваться простыми измерительными приборами;
Развитие познавательных интересов, творческих способностей, интереса к предмету, осознанного выбора профиля в старших классах;
Воспитание убежденности в возможности познания природы, понимание взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы, последствии вмешательства человека в природные процессы, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
Применение полученных знаний и умений для обеспечения безопасности своей жизни.
Задачи:
— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Содержание образовательной программы 8 класс
1. Тепловые явления (13 ч)
2. Изменение агрегатных состояний вещества (12ч)
3.Электрические явления (27 ч)
4. Электромагнитные явления (7 ч)
5. Световые явления (9 ч)
Место курса в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в 8 классе в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится 2 ч в неделю. По учебному плану 34 недели (68 часов).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики, как составной части общего образования, состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Изучение физики в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
в направлении личностного развития
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение законов физики, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- сформированность логического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- эстетического отношения к объектам природы;
в метапредметном направлении
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники, контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире , рационального применения простых механизмов;
- владеть приёмами поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.
в предметном направлении:
- распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, темпера-тура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразо-вания, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы , связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура , удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя) на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления , используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
-решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи , закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 8 КЛАССАХ
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен знать и понимать смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле,
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы
смысл физических законов: сохранения энергии в механических и тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света,теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы,
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях.
решать задачи на применение изученных физических законов.
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем),
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире.
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последст-вий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлект-ростанций;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
-различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца и др.);
- приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
№ уроков | календарные сроки | кол. часов | Наименование темы, содержание |
1 четверть (9 недель) |
Тепловые явления (25ч). |
1 | | 1 | Тепловые движения. Температура. |
2 | | 1 | Внутренняя энергия. |
3 | | 1 | Способы изменения внутренней энергии. |
4 | | 1 | Теплопроводность. |
5 | | 1 | Конвекция. Излучение. |
6 | | 1 | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. |
7 | | 1 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. |
8 | | 1 | Удельная теплоемкость. Расчет количества теплота, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении. |
9 | | 1 | Решение задач на расчет количества теплоты. |
10 | | 1 | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». |
11 | | 1 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». |
12 | | 1 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
13 | | 1 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Подготовка к контрольной работе. |
14 | | 1 | Контрольная работа №1 по теме: «Тепловые явления». |
15 | | 1 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. |
16 | | 1 | Удельная теплота плавления. |
17 | | 1 | Решение задач. Кратковременная контрольная работа № 2 по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел». |
18 | | 1 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. |
2 четверть (7 недель) |
19(1) | | 1 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. |
20(2) | | 1 | Решение задач. |
21(3) | | 1 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. |
22(4) | | 1 | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. |
23(5) | | 1 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. |
24(6) | | 1 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
25(7) | | 1 | Контрольная работа №3 по теме: «Изменение агрегатного состояния вещества». |
Электрические явления (27ч). |
26(8) | | 1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. |
27(9) | | 1 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. |
28(10) | | 1 | Электрическое поле. |
29(11) | | 1 | Делимость электрического заряда. Строение атома. |
30(12) | | 1 | Объяснение электрических явлений. |
31(13) | | 1 | Электрический ток. Источники тока. Кратковременная контрольная работа № 4 по теме: «Электризация тел. Строение атома». |
32(14) | | 1 | Электрическая цепь и ее составные части. |
3 четверть (10 недель) |
33(1) | | 1 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. |
34(2) | | 1 | Сила тока. Единицы силы тока. |
35(3) | | 1 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках цепи». |
36(4) | | 1 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. |
37(5) | | 1 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках цепи». |
38(6) | | | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. |
39(7) | | 1 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. |
40(8) | | 1 | Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом». |
41(9) | | 1 | Лабораторная работа № 6 «Определение сопротивления проводников при помощи амперметра и вольтметра».Решение задач. |
42(10) | | 1 | Последовательное соединение проводников. |
43(11) | | 1 | Параллельное соединение проводников. |
44(12) | | 1 | Решение Задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников. |
45(13) | | 1 | Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа № 5 по теме: «Электрический ток. Соединения проводников». |
46(14) | | 1 | Мощность электрического тока. |
47(15) | | 1 | Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы в электрической лампе». |
48(16) | | 1 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. |
49(17) | | 1 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. |
50(18) | | 1 | Короткое замыкание. Предохранители. |
51(19) | | 1 | Повторение по теме: «Электрические явления». |
52(20) | | 1 | Контрольная работа №6 по теме: «Электрические явления». |
4 четверть (9 недель) |
Электромагнитные явления (7ч). |
53(1) | | 1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. |
54(2) | | 1 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». |
55(3) | | 1 | Применение электромагнитов. |
56(4) | | 1 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. |
57(5) | | 1 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. |
58(6) | | 1 | Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (на модели). |
59(7) | | 1 | Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа № 7по теме: «Электромагнитные явления». |
Световые явления (9 ч). |
60(8) | | 1 | Источники света. Распространение света. |
61(9) | | 1 | Отражение света. Законы отражения. |
62(10) | | 1 | Плоское зеркало. |
63(11) | | 1 | Преломление света. |
64(12) | | 1 | Линзы. Оптическая сила линзы. |
65(13) | | 1 | Изображения, даваемые линзой. |
66(14) | | 1 | Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы». |
67(15) | | 1 | Контрольная работа № 8 по теме: «Световые явления». |
68(16) | | 1 | Повторение курса физики 8 класса. |
69(17) | | 1 | Резерв. |
70(18) | | 1 | Резерв. |
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
1. Учебник «Физика 8 класс». Авторы: А.В. Перышкин. М.Дрофа,2007.
2.Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
3.Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school- collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
4. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
5. Журнал «Физика в школе»
6. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2011 г.
7. «Лабораторные работы. Контрольные задания. 8 класс»- М.: Дрофа, 2008
8. «Тематическое и поурочное планирование 8 класс»- М.: Дрофа, 2008