СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по физике 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по физике 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по физике 8 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Йошкар-Олы»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №

от «    »____________20 г.

Руководитель МО

Кирьянова О.Г. /__________/

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

ТулаеваЛ.Н

./_________/

«__ »_________20 г.

УТВЕРЖДАЮ Директор школы

Хайбуллин В.А.

./__________/

«__ »___ 20 г.

 







Адаптированная рабочая программа  

по физике


Ступень обучения (класс) основное общее образование ( 8класс)

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 70 Уровень базовый_____

(базовый, профильный)

Программа разработана на основе примерной программы по физике федерального государственного образовательного стандарта общего образования и отредактирована в соответствии с УМК « Физика» под редакцией А.В.Перышкина. - Москва: Издательский центр «Вентана-Граф» ,2009г.


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа «Физика. 8 класс» составлена на основе программы « ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ». Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В. Перышкин. 8 класс. Сборник « Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классы » Дрофа , 2009.

Представленная программа составлена в соответствии с новым, утвержденным в 2004г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.

Учебник «Физика 8 класс». Авторы: А.В. Перышкин. М.Дрофа,2007.

Цели:

  1. Освоение знаний физических явлений, величин, характеризующих явления, за­конов, которым они подчиняются, методах научного познания природы;

  2. Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдения, пользоваться простыми измерительными приборами;

  3. Развитие познавательных интересов, творческих способностей, интереса к предмету, осознанного выбора профиля в старших классах;

  4. Воспитание убежденности в возможности познания природы, понимание взаи­мосвязи и взаимозависимости явлений природы, последствии вмешательства человека в природные процессы, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  5. Применение полученных знаний и умений для обеспечения безопасности своей жизни.

Задачи:

— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;

— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.


Содержание образовательной программы 8 класс

1. Тепловые явления (13 ч)

2. Изменение агрегатных состояний вещества (12ч)

3.Электрические явления (27 ч)

4. Электромагнитные явления (7 ч)

5. Световые явления (9 ч)


Место курса в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в 8 классе в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится 2 ч в неделю. По учебному плану 34 недели (68 часов).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики, как составной части общего образования, состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.


Изучение физики в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

в направлении личностного развития

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение законов физики, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- сформированность логического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

- эстетического отношения к объектам природы;

в метапредметном направлении

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники, контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире , рационального применения простых механизмов;

- владеть приёмами поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.

в предметном направлении:

-  распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, темпера-тура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразо-вания, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы , связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура , удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя) на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления , используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

-решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи , закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 8 КЛАССАХ

  2. В результате изучения физики в 8 классе ученик должен знать и понимать смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле,

  3. смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы

    1. смысл физических законов: сохранения энергии в механических и тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света,теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы,

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях.

решать задачи на применение изученных физических законов.

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем),

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире.

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последст-вий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлект-ростанций;

- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

-различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца и др.);

- приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.



№ уроков

календарные сроки

кол. часов

Наименование темы, содержание

1 четверть (9 недель)

Тепловые явления (25ч).

1


1

Тепловые движения. Температура.

2


1

Внутренняя энергия.

3


1

Способы изменения внутренней энергии.

4


1

Теплопроводность.

5


1

Конвекция. Излучение.

6


1

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

7


1

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

8


1

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплота, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении.

9


1

Решение задач на расчет количества теплоты.

10


1

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».

11


1

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

12


1

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

13


1

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Подготовка к контрольной работе.

14


1

Контрольная работа №1 по теме: «Тепловые явления».

15


1

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

16


1

Удельная теплота плавления.

17


1

Решение задач. Кратковременная контрольная работа № 2 по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел».

18


1

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

2 четверть (7 недель)

19(1)


1

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

20(2)


1

Решение задач.

21(3)


1

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

22(4)


1

Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

23(5)


1

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

24(6)


1

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

25(7)


1

Контрольная работа №3 по теме: «Изменение агрегатного состояния вещества».

Электрические явления (27ч).

26(8)


1

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

27(9)


1

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

28(10)


1

Электрическое поле.

29(11)


1

Делимость электрического заряда. Строение атома.

30(12)


1

Объяснение электрических явлений.

31(13)


1

Электрический ток. Источники тока. Кратковременная контрольная работа № 4 по теме: «Электризация тел. Строение атома».

32(14)


1

Электрическая цепь и ее составные части.

3 четверть (10 недель)

33(1)


1

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

34(2)


1

Сила тока. Единицы силы тока.

35(3)


1

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках цепи».

36(4)


1

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

37(5)


1

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках цепи».

38(6)



Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

39(7)


1

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

40(8)


1

Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».

41(9)


1

Лабораторная работа № 6 «Определение сопротивления проводников при помощи амперметра и вольтметра».Решение задач.

42(10)


1

Последовательное соединение проводников.

43(11)


1

Параллельное соединение проводников.

44(12)


1

Решение Задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.

45(13)


1

Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа № 5 по теме: «Электрический ток. Соединения проводников».

46(14)


1

Мощность электрического тока.

47(15)


1

Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы в электрической лампе».

48(16)


1

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

49(17)


1

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

50(18)


1

Короткое замыкание. Предохранители.

51(19)


1

Повторение по теме: «Электрические явления».

52(20)


1

Контрольная работа №6 по теме: «Электрические явления».

4 четверть (9 недель)

Электромагнитные явления (7ч).

53(1)

1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

54(2)


1

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

55(3)


1

Применение электромагнитов.

56(4)


1

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

57(5)


1

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

58(6)


1

Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (на модели).

59(7)


1

Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа № 7по теме: «Электромагнитные явления».

Световые явления (9 ч).

60(8)


1

Источники света. Распространение света.

61(9)


1

Отражение света. Законы отражения.

62(10)


1

Плоское зеркало.

63(11)


1

Преломление света.

64(12)


1

Линзы. Оптическая сила линзы.

65(13)


1

Изображения, даваемые линзой.

66(14)


1

Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы».

67(15)


1

Контрольная работа № 8 по теме: «Световые явления».

68(16)


1

Повторение курса физики 8 класса.

69(17)


1

Резерв.

70(18)


1

Резерв.



Методическое и материально-техническое сопровождение программы

1. Учебник «Физика 8 класс». Авторы: А.В. Перышкин. М.Дрофа,2007.

2.Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»

3.Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school- collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты

4. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»

5. Журнал «Физика в школе»

6. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2011 г.

7. «Лабораторные работы. Контрольные задания. 8 класс»- М.: Дрофа, 2008

8. «Тематическое и поурочное планирование 8 класс»- М.: Дрофа, 2008



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!