СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 5-9 классах конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ выполняемых учащимися с ОВЗ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
(МАОУ СОШ № 4)
СОГЛАСОВАНА Методическим советом (протокол от «30» августа 2018г № 1) | УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ «СОШ № 4» от «03» сентября 2018г. № 206 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Обществознание (включая экономику и право)»
уровень образования – основное общее образование
(ФКГОС)
срок реализации программы – 5 лет
Разработана учителем истории и обществознания Барашевой Л.В. на основе авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., 2011 г.
г.Тамбов
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) составлена на основе следующих нормативных документов:
Закона «Об образовании»;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Примерной программы и авторской программы по обществознанию, составителями которой являются Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, изданной в 2011 году издательством «Просвещение»
Учебного плана на 2018-2019 уч.год МАОУ СОШ №4 г. Тамбов.
Выбор Примерной программы для разработки Рабочей программы обусловлен тем, что Примерная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.
Изучение обществознанияна ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта примененияполученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для еѐ реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на еѐ совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нѐм, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо обеспечить коррекцию психического развития детей, формирование навыков и умений самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим задачами курса также являются:
1. коррекционно-развивающее обучение.
2. выработка навыков самоподготовки, самоорганизации и самооценки учащихся с ОВЗ.
3. повышение общего интеллектуального уровня учащихся, расширение их кругозора;
4. формирование позитивной учебной мотивации.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Программа 5-6 классов предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений как высказывания, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Курс 7—9 классов ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).
Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.
Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.
Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.
В 8 классе курс включает четыре темы. Первая — «Человек и общество» — дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.
Следующая тема курса — «Сфера духовной культуры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.
Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.
Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
Позитивное отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
.Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
Умениииспользовать правила ведения диалога;
Умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники)
Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог;
Информация о количестве учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 5-9 классах, из расчета 1 учебный час в неделю. Представленная Рабочая программа рассчитана на 170 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Методы и формы организации учебного процесса
Данная программа учитывает психологические и познавательные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Особый акцент был сделан на использование современных мультимедийных технологий и стимулирование интереса к познавательной деятельности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, по результатам иссле-дований медиков и психологов, характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, низкий образователь- ный уровень. В связи с этим нормы, содержательный объѐм и общее количество учебных заданий было сокращено, увеличен иллюстративный ряд и несколько уменьшено количество терминов для обязательного усвоения.
На первое место при преподавании обществознания в классах коррекции должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, поэтому наша Рабочая программа предполагает значительное расширение основного литературного и эколого- культурологического материала, ориентирована на развитие компетенций самостоятельной исследовательской работы учащихся в процессе освоения нового материала. В основе методики преподавания лежит системно - деятельностный подход, предусматривающий самостоятельную активную работу учащихся на уроке.
При этом в классах коррекции необходимо также придерживаться ряда принципов, одним из которых является индивидуальная дозированная нагрузка учащихся. В процессе реализации данного принципа необходимо подбирать индивидуальные дидактические задания с дозированной поэтапной помощью, стимулирующие познавательную активность учащихся, учитывающие индивидуальные темпы работы каждого из них. Обязательным моментом урока является чѐткое обобщение каждого его этапа, большое внимание уделяется работе над ошибками. В преподавании должна прослеживаться опора на практический опыт учащихся. Работа должна вестись в режиме диалога.
К данному курсу разрабатывается дидактический раздаточный материал, который включает в себя комплекс заданий, различающихся по назначению и содержанию (материал, нуждающийся в прочном запоминании в виде схем, табличек, иллюстраций; задания по карте и по учебнику, тексты документов и т.п.), формам и методам работы (тесты разного уровня сложности, задания на сравнение, систематизацию информации, анализ, тексты с ошибками и т.д.). Данный материал помогает детально распланировать деятельность учащихся на любом этапе урока, учитывая их индивидуальные способности, деловые качества, внести в эту работу большее разнообразие, что позволяет в значительной степени повысить заинтересованность учащихся, активизировать их познавательную активность, придав ей характер поиска.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения с большим применением наглядности, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета
- учебно-игровой деятельности, которая даѐт положительный результат при условии еѐ серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов; .
Основной формой организации образовательного процесса является урок.Кроме того, программой предусмотрены практические, фронтальные, групповые занятия, работа в парах, по образцу, индивидуальная работа с документом. Очень важен эмоциональный контакт учителя с учеником на уроке.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются письменный и устный опрос. При планировании контрольных мероприятий учитывается необходимость проведения работ над ошибками. Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти;коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются письменный и устный опрос. В связи с подготовкой к экзаменам для учащихся проводятся индивидуальные консультации, на которых отрабатываются задания ОГЭ. По возможностям обучения, учащихся можно разделить на следующие группы:
I группа - учащиеся с низкой образовательной подготовкой. Для них необходима серьезная индивидуальная работа.
II группа - учащиеся со средним уровнем развития способностей. Имеют замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
III группа - учащиеся с достаточным уровнем образовательной подготовки. В целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны. У них наблюдаются западения в отдельных видах учебной деятельности. Необходима корректировка в развитии каких-либо психических процессов: память, внимание, речь и т.д.
Распределение учебного материала в 5 классе
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Человек | 6 |
2 | Семья | 5 |
3 | Школа | 6 |
4 | Труд | 6 |
5 | Родина | 9 |
| Итого | 34 |
Распределение учебного материала в 6 классе
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек в социальном измерении | 12 |
3 | Человек среди людей | 10 |
4 | Нравственные основы жизни | 8 |
5 | Итоговое повторение | 3 |
| Итого | 34 |
Распределение учебного материала в 7 классе
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 |
2 | Человек среди людей | 7 |
3 | Человек и закон | 12 |
4 | Человек и экономика | 10 |
5 | Человек и природа | 4 |
| Итого | 34 |
Распределение учебного материала в 8 классе
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Личность и общество | 5 |
2 | Сфера духовной культуры | 8 |
3 | Экономика | 13 |
4 | Социальная сфера | 7 |
| Итого | 34 |
Распределение учебного материала в 9 классе
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Политика | 11 |
2 | Право | 21 |
3 | Итоговое повторение | 2 |
| Итого | 34 |
Содержание учебного предмета
5 класс
Человек (6 часов)
Введение в предмет обществознание.
Цели ценность человеческой жизни. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самопознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
2. Семья (5 часов)
Семья – ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребёнка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
3. Школа (6 часов)
Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба – основной труд школьника. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
4. Труд (6 часов)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
5. Родина (9 часов)
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.
Россия – федеративное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Повторительно-обобщающий урок – 2 часа.
6 класс
(34 часа)
Введение. (1 ч)
Глава I. Человек в социальном измерении (12ч)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей (10ч )
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Глава III. Нравственные основы жизни (8 ч)
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговое повторение (2ч)
Повторение и обобщение материала курса обществознания (1ч)
7 класс (34 ч)
Тема 1. Человек и другие люди (7ч)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт
Тема 2. Человек и закон (12 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика (10 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа (4 ч)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Итоговое повторение
8 класс (34 часа)
Тема 1. Личность и общество (5 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (7 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Итоговое повторение
9 класс (34 часа)
Тема 1. Политика и социальное управление(11 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (21 час)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
|
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание»
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
В МАОУ СОШ №4 г.Тамбова используется традиционная пятибалльная система оценивания знаний обучающихся. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебника, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Система оценки достижений обучающихся
Оценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае :
Знание изученного программного материала.
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится:
За полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполнил работу без ошибок и недочетов;
Допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил:
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
Не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Не более двух грубых ошибок;
Не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
Не более двух-трех негрубых ошибок;
Одной негрубой ошибки и трех недочетов;
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
Если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Примечание:
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Обществознание: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений; под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л. Ф. – М.: Просвещение, 2018г.
2.Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. – Просвещение, 2018г.
3.Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений ; под ред Л.Ф.Ивановой – М.: Просвещение, 2015
4.Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право/А.Ф.Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2017
5. Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016
6. Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)
7. Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.Просвещение, 2016
8. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М.: Просвещение, 2016
9. Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.
10.Обществознание. 7 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016.
11.Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 кл. М., 2016.
12.Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Котова О.А., Лискова Т.Е./ М., 2018
13.Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2016.
14.Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2016.
15. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О.А. Котова, Т.Е.Лискова), М.: Просвещение, 2016.
16.Задания и тесты по обществознанию: 8 класс /Боголюбов Л.Н. и др. – М., 2016.
17. Обществознание. 8 класс. 36 диагностических вариантов /О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М., 2016.
18. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др. М., 2016.
19. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Котова О.А., Лискова Т.Е./ М., 2016
20.Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2014.
21. Буйволова И.А.Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2014.
Рабочие тетради:
О.А.Котова, Т.Е.Лискова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание» . 5,6,7,8,9 класс., М., «Просвещение», 2018 г.
Пособия для определения уровня обученности:
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 5,6, 7.8,9 класс, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2018 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2017, 2018 г. Обществознание 5,6,7,8,9 класс.
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа, общество.
Рыночная экономика.
Развитие общества.
Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Право.
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Культура и духовная жизнь.
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт.диск (СО-КОМ).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон, опт.диск (СО-КОМ).
Обществознание. Курс лекций : учеб, пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт.диск (СО-КОМ).
Технические средства обучения.
Телевизор. Магнитофон. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт. Шкаф для хранения карт. Ящики для хранения таблиц.
Литература для учителя и обучающихся
МирошниковаВ.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.,«Тандем», 2005.
Соколов Я.В., ДрахлерА.Б.Граждановедение. Дидактические материалы. М.,«Дрофа», 2010.
Никитин А.Ф. Права человека 9-11 классы. М.,«Дрофа», 2010
Никитин А.Ф. Трудовое право 9-11 классы. М.,«Дрофа», 2010.
Уткина Э.В.Школьные олимпиады. Обществознание 5-9 классы. М., «Айрис-Пресс», 2009.
Драхлер А.Б. Вопросы к олимпиаде. Обществознание. М., «Владос», 2009.
Иовщик Т.А Введение в современные социальные проблемы. М., «Вита- Пресс», 2009.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В.Основы права. М., «Вита-Пресс», 2007.
Никитин А.Ф. Конституционное право 9-11 классы. М.,«Дрофа», 2008.
Иванов А. Консультации по основам государства и права. М., «Юрист», 2011.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. М., «Русское слово», 20112.
Методический журнал Преподавание истории и обществознания в школе .
cd-rom ЕГЭ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ.
ГИА. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова. — М.: «Экзамен». — 141, (Серия «ГИА. 9 кл.Типовые тестовые задания»). 2014.
ГИА. Обществознание. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Е.Н. Калачёва. — М.: «Экзамен». 2014, (Серия «ГИА. 9 кл.Практикум»).
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Тесты: (Компьютер, дискета с рекомендациями). – М.: НВЦ «Гражданин», 2006.
Прутченков А.С. Тренинги по граждановедению. – М.: НВЦ «Гражданин», 2006.
Никитин А.Ф. Право и политика: Учеб.пособие для 9 кл. общеобразоват учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. — 191 с.
Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь: Около 800 терминов и понятий. — М.: Дрофа, 2006. – 224 с.
Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. – М.: ACT, 1996. – 128с.
Право и политика: 8–11 кл. Материалы и документы к курсам политологии, политики и права, основ государства и права / Авт.-сост. А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 1998. – 380 с.
Никитин А.Ф. Граждановедение (Мораль и право): 8 кл. Учеб.пособие. – М.: ACT, 2001.
Хрестоматия к учебнику В.О. Мушинского «Основы правоведения»: Для преподавателей сред. учеб, заведений, учащихся гуманит, лицеев, гимназий, колледжей / Сост.: В.О. Мушинский, Л.И. Сюкияйнен. — М: ЦГО, 1996.— 127 с. — ISBN 5-7662-0029-3.
Кашанина Т.В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл. для доп. образования. – М.: НОРМА: Инфра-М, 2007. – 320с.
Гуревич П.С. Человек: 9 кл. Пособие для общеобразо-ват. учеб, заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006. – 334 с.
Мушинский В.О. Азбука политики: Введ. в полит, науку: Учеб.для сред. шк. – М.: Междунар. отношения: ЦГО, 2007. – 272 с.
Школьный философский словарь / Т. В. Горбунова, Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др.; Общ.ред., сост. и вступ. ст. А. Ф. Малышевского. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2005. – 399 с.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. :Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание: учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сиделъникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. :Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.iurizdat.ru/editions/ofTicial/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание обществознания в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://school-collection.edu.ru/catalog/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предметам и классам– планирования, методические материалы, энциклопедия «Кругосвет»
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
Всеросс. Олимпиада школьников http://rosolymp.ru/
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
Права человека в России http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru
Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r
Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова http://lesson-history.narod.ru
Научно-образовательные ресурсы Интернет