СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по предмету «русский язк» 4 класс для детей с легкой умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по предмету «русский язк» 4 класс для детей с легкой умственной отсталостью.»

Адаптированная программа

по предмету «Русский язык»

4 класс

для детей с легкой умственной отсталостью.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Русский язык» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.

Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:

  • Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.

  • Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2018г.

«Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Актуальностью является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Основная цель изучения предмета «русский язык» -  социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в  современном обществе.

На уроках русского языка используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

  • Репродуктивный;

  • Частично-поисковый или эвристический;

  • Исследовательский;

  • Беседа;

  • Наблюдение;

  • Работа с книгой;

  • Упражнение;

  • Самостоятельная работа;

  • Практическая работа;

  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

  • Объяснительный / репродуктивный

  • Инструктивный / практический

  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;

  • Предметный урок;

  • Домашняя учебная работа;

  • Индивидуальная работа;

  • Фронтальная работа;

  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «русский язык» ставит следующие задачи:

  • Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

  • Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;

  • Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

  • Обучение элементарно грамотному и аккуратному письму.

Учебный курс русского языка предусматривает следующую структуру:

  • Звуки и буквы

  • Слово

  • Предложение

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Из них:

Год 34 ч

4. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

  1. Проверка безударной гласной в слове.

  2. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я.

  3. Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

  4. Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

  5. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

  6. Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.

  7. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

  8. Выделение названий предметов в предложении.

  9. Выделение названий признаков предметов в предложении.

  10. Выделение названий действий предметов в предложении.

  11. Большая буква в именах собственных.

  12. Разные по интонации предложения.

  13. Предлоги.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  3. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  4. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  5. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  3. обращаться за помощью и принимать помощь;

  4. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  5. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  3. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  3.  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  5. читать; писать; выполнять арифметические действия;

  6. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  7. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

В программе по русскому языку обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.         

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по русскому языку в 4 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Минимальный уровень:

- различение ударных и безударных гласных звуков; различать согласные звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

- выделение из текста предложений на заданную тему;

- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

- различение звуков и букв;

- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

- деление текста на предложения;

- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Знания оцениваются всоответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 4 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

  • оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;

  • оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;

  • оценка «2» - не ставится.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные  диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

Диагностический инструментарий

Итоговая работа для учащихся 4 класса по русскому языку за I полугодие:

Айболит.

Жил на свете доктор Айболит.  Он был добрым и чутким.  Больше всего любил Айболит зверей. У него жили зайцы, белки, ворона. На диване жил колючий ёжик.

Итоговая работа для учащихся 4 класса по русскому языку за II полугодие:

                   Дружба животных.

У Саши есть кот Пушок и собака Ласт.Животные живут дружно. Пушок любит играть с Ластом.Он лапкой трогает Ласта за хвост.Ласт бежит за котом.Часто Пушок и Ласт спят вместе.

5. Содержание учебного предмета

В программе по русскому языку выделяются разделы:

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий         по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.  

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц.

Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.  Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы.

Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.



6. Тематическое планирование

п\п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

Корректировка





1

День знаний.

1



2-2

Выделение предложения из текста.

2




Предложение законченное и незаконченное.

2



4

Завершение начатого предложения.

2



5

Предложение и его схема. Распространение предложений.

2



6

Порядок слов в предложении.

2



7

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков.

2



8

Составление предложений по сюжетной картине.

2



9

Составление предложений по предметной картине.

2



10

Алфавит. Расположение слов по алфавиту.

2



11

Гласные звуки и буквы соотнесение количества гласных и слогов в слове.

2



12

Различение ударных и безударных гласных.

2



13

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

2



14-15

Проверка безударной гласной в слове.

4



16

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

2



17

Контрольный диктант «В норе».

1



18

Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными.

2



19

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я.

2




20

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

2



21

Различение твёрдых и мягких согласных.

2



22

Активизация словаря по теме.

2



23

Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

2



24

Различение правил правописания в словах.

2



26

Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.

2



27

Правило правописания слов с разделительным мягким знаком.

2



28

Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него.

2



29

Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак.

2



30

Разделительный мягкий знак.

2



31

Контрольный диктант «Айболит»

2



32

Различение звонких и глухих согласных в словах.

2



33

Наблюдение за парными согласными на конце слова.

2




34

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

2



35

Правила правописания в слове.

4



36

Названия предметов, действий, признаков.

2



37

Различение названий предметов по вопросам кто? что?

2



38

Различение названий предметов по вопросам кого? чего?

2



39

Различение названий предметов по вопросам кому? чему?

2



40

Различение названий предметов по вопросам кем? чем?

2



41

Различение названий предметов по вопросам

оком? о чём?

2



42

Выделение названий предметов в предложении.

2



43

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

2



44

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.

2



45

Названия предметов. Закрепление знаний.

2



46

Определение признаков предметов по вопросам какой? какая?какое? какие?

2



47-48

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

4



49

Контрольный диктант «Зимний парк»

1



50

Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

2



51

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.

2



52

Определение предмета по его признакам.

2



53

Различение названий предметов, действий, признаков.

2



54

Постановка вопросов к словам в предложении.

2



55

Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета.

2







56

Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА, со словами.

2



57

Предлог ИЗ, ЗА со словами.

2



58

Предлог БЕЗ, ДР, ПРО со словами.

2



59

Предлоги. Закрепление знаний.

2



60

Выделение предложений из текста.

2



61

Деление текста на предложения.

2



62

Завершение начатого предложения.

2



63

Порядок слов в предложении.

2



64

Связь слов в предложении.

2



65

Контрольный диктант «Дружба животных»

1



66

Вопросительные предложения. Восклицательные предложения.

2



67

Правописание гласных и согласных в слове.

3



68

Названия предметов, действий, признаков.

2



69

Предложение.

3




7.  Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебная литература

  • Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.

  • Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2018г.

  1. Научно-методическая литература

  • Программа по русскому языку специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.

  • Сборник диктантов. Авторы – А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская (1 – 4 класс). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980г.

  • Интернет ресурсы

  1. Литература для учащихся

  • «Грамматико – орфографический словарь» справочное пособие для начальной школы Л. В. Савельев, Е. А. Офицеров, Санкт – Петербург, 2011г.

  • «Учись проникать в тайны происхождения слов» этимологический словарик: пособие для учащихся начальной школы Л. П. Катлинская, М.: Дрофа, 2006г.

  • «Учись правильно произносить слова» орфоэпический словарик: пособие для учащихся начальной школы Е. Г. Елина, Г. Г. Полищук, М.: Дрофа, 2006г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя