СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по истории 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа создана для обучающихся с ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по истории 6 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания курса истории в 6 классе. Программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания исторического образования и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории по Базисному учебному плану. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Изучение истории в 6 классе предполагает последовательное изучение 2 курсов: истории средних веков – 31 часа и истории России – 37 часов. Количество часов в год составляет 68 часов.

Место и роль курса в обучении:

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Рабочая программа по курсу «история Средних веков» охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Программа также включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. Курс отражает огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию.

Цели и задачи курса:

- ознакомление обучающихся с событиями отечественной и всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого, основными процессами развития человеческого общества;

- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

- развитие у обучающихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого, раскрытию причинно - следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории ;

- формирование у обучающихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.

В результате изучения курса учащиеся 6 класса должны получить знания о периодизации средневековой истории России и Европы. Знать и уметь объяснить смысл основных понятий курса: феодализм, «феодальная лестница», вассалы, сеньоры, вассальные отношения, соседская община, зависимые крестьяне, католицизм, православие, ислам, исламский мир, духовная и светская власть, православный мир, монашество, духовенство, папство, монашеские ордены, рыцарство, свободные и зависимые крестьяне, феодальные повинности, ереси и еретики, инквизиция, сословно- представительная монархия, парламент, гуманизм, Возрождение, варны и касты, конфуцианство, синтоизм, сегунат, самураи, духовно- рыцарские ордены ( по истории средних веков). Присваивающее и производящее хозяйство, родоплеменная организация, союз племен, государство, княжеская власть, вече, Боярская дума, местничество, приказная система, князь, бояре, дружина, дворяне, крестьяне, казачество, соседская община, народность, вотчина, поместье, крепостное право, православие, церковный Собор, летопись (по истории России).

Обучающиеся должны уметь:

- работать с исторической картой, т.е. читать ее, использовать как источник знаний, пользоваться легендой; - определять хронологию событий, соотносить событие с веком, устанавливать принадлежность разнородных явлений и событий к одному времени и последовательность событий;

- изучать исторические источники (письменные, материальные), извлекая из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

- анализировать исторические факты, раскрывая причинно- следственные связи, сравнивать явления и события, определять основополагающие и второстепенные характеристики;

- давать оценку отдельным явлениям культуры, художественной и духовной ценности; - составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

- составлять характеристику исторических деятелей, представителей отдельных социальных групп, определять свое отношение к их действиям;

- участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение, давать отзыв на ответы учащихся.

При проведении уроков применяются технологии поддерживающего обучения (традиционное обучение), игровые, личностно- ориентированные, информационные (компьютерные).

Методы обучения : частично – поисковый, беседа, обсуждение, игра, работа с источниками и другие.

Средства обучения:

На уроках истории применяются следующие методы и приемы:

- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, Интернет);

- беседа, самостоятельная работа;

- работа с помощью схем, наглядных пособий;

- урок-игра, реферативная работа, работа с исторической картой;

- просмотр документальных фильмов, тематических видео-сюжетов.

При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

- школьная лекция;

- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

- объяснение учителя и беседа с учащимися;

- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания; заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.

Система контроля: проверочные работы по темам, тестирование по темам; тестовая итоговая работа, словарные и хронологические диктанты, игровые викторины по большим темам.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (31ч)

Вводный урок по истории средних веков: «Что такое средние века» (1 ч)

Тема 1. Становление средневековой Европы - 5 ч.

Вводный урок. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого.

Тема 2. Византийская империя и славяне в V1-Х1 вв. - 3 ч

Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Средневековое европейское общество.

Тема 3. Арабы в VI-ХI вв. - 1 ч.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Тема 4. Феодалы и крестьяне - 2 ч.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе - 3 ч

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы. - 2 ч

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (ХV-ХVвв.) - 4 ч Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Тема 8: Германия и Италия в ХII-ХV вв. - 1 ч.

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

Тема 9. Славянские государства и Византия в Х1V-ХV вв. - 2 ч.

Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Тема 10. Культура Западной Европы в ХI-ХV вв. - 3 ч.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. - 2 ч.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Итоговое повторение. Культурное наследие Средневековья (1ч.)



ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в. (37 ч.)

Тема 12: У истоков российской истории. - 7 ч.

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Про-исхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Основные понятия темы. Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное зем-леделие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Тема 13.Эпоха Древнерусского государства (IХ- начало ХIII века). - 7 ч.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы. Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

Тема 14. Русские земли и княжества (ХII-середина ХIII века) - 4 ч.

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Тема 15. Эпоха монгольского нашествия (ХIII-ХIV века) - 7 ч.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. ЕвпатийКоловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Основные понятия темы. Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Тема 16. Эпоха создание Российского государства (ХV- начало ХVI) - 15 ч.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Основные понятия темы. Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.


Требования к знаниям и умениям учащихся, обучающихся по данной программе:

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;


уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



календарно-тематическое планирование 6 класс

урока


Название тем и уроков

Кол-во

часов


Содержание

(основные понятия)


Компетенции


Дом.задание

Дата

личностные

метапредметные

предметные

план

факт

1

Вводный урок по истории средних веков: «Что такое средние века»

1


формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

умение  определять понятия, создавать обобщения,

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося


09


  1. Становление средневековой Европы 5 часов

2

Образование варварских королевств

1

Великое переселение народов

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

умение  определять понятия, создавать обобщения.

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося

§ 1

09


3

Государство франков в VI – VIII веках


Франки. Выделение знати. Появление государства. Король Хлодвиг.

Понятия: вандалы, вестготы, остготы, Меровинги,

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

умение  определять понятия, создавать обобщения.

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

§ 1схему повторять

09


4

Хлодвиг и христианская церковь в VI – VIII веках

1


развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

§ 2, проч. рассказ о суассонской чаше и отв. на вопрос «О чем свид. случай с чашей»

09


5

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Феодальная раздробленность в IX – XI веках







1

Карл Великий. Войны в Италии.

Слабость короля.

Феодальная раздробленность,


умение обобщать факты

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества





§ 3 нарисовать феодальную лестницу

09


6

Культура раннего Средневековья

1

Каролингское возрождение (комментированное чтение)

формирование целостного мировоззрения

умение строить  логическое рассуждение, умозаключение

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

§ 5, составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья

09


  1. Византия и славянские государства в VI-XIвв 3час

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами







1

Скипетр


освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

формулировать и обосновывать выводы

Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников


§ 6,7

09


8

Культура Византии

1

Канон, мозаика, алтарь, смальта, икона

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

формулировать и обосновывать выводы

Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников


§ 7

09


9

Образование славянских государств

1


освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека


смысловое чтение;

умение работать с разными источниками информациями


10


3.Арабский мир в VIXI вв. 1 часа

10

Рождение и распространение ислама

VI – XI вв.

1

Природа и занятия населения Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед - основатель Ислама. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Распад халифата.

Понятия:бедуины, хиджра, суры, шариат, кади, паломничество.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы


способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого



§ 9 составить рассказ от имени путешественника, и написать сочинение «самое важное достижение арабов»

10


  1. Средневековое европейское общество 2часа

11

В рыцарском замке







1

Замок, паж, рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз (ознакомительный)


формирование нравственных чувств и нравственного поведения

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

умение понимать законы «Рыцарской чести»

§ 12 подготовить сообщения на заданную тематику

10


12

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство (ознакомительный)

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни








Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Уметь подтверждать выводы примерами

§ 11, подг. устный развернутый ответ на вопрос «Как жили крестьяне в средние века»

10


5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 3часа

13

Формирование средневековых городов

1

Коммуна, самоуправление, мастер, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, фактории, ростовщики, банк.


устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы


Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города

§ 13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе»

10


14

Горожане и их образ жизни

1

Патриции, бюргеры, ратуша, интеллигенция, мистерия, городское сословие

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

строить  логическое рассуждение, делать выводы

Умение характеризовать условия и образ жизни горожан

§ 15, подготовить краткое сообщение о как возник один из городов: Генуя, Венеция, Париж, Кельн

10


15

Горожане и их образ жизни

1

Краткие сообщения на тему

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

строить  логическое рассуждение, делать выводы

Умение кратко и содержательно

характеризовать условия и образ жизни горожан


10


6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы 2 часа

16

Могущество папской власти.

Католическая церковь и еретики

1

Сословие. Образец святого человека. Способы обогащения церкви. Разделение церквей. Еретики. Борьба католической церкви с еретиками

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

знать особенности религиозных верований католической церкви

§ 15 – 16 составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками»

10


17

Крестовые походы

1

Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден

освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

§ 17, заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод

11


18

Контрольный урок по теме «Средневековое общество и католическая церковь в XI-XIII веках»








1

Тестирование


строить  логическое рассуждение



11


7. Образование централизованных государств в ЗападнойЕвропе (XI - XV вв.) 4 часа

19

Англия и Франция накануне Столетней войны


1

Централизованное государство, Генеральные штаты Хартия, парламент

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей

воспитание уважения к историческому наследию


§ 18,19 таблица

11


20

Столетняя война

1

Партизанская война. Жанна Д арк

уважение к культуре других народов, толерантность.

владение устной монологической контекстной речью

воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

§ 20, ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк?

11


21

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

1

Жакерия

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

анализировать и обобщать факты

Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии

§20, 21 ответить на вопрос «что общего было в последствиях восстаний крестьян в Англии и во Франции»

11


22

Образование централизованных государств в Западной Европе






1

Реконкиста

кортесы

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

смысловое чтение;

умение работать с разными источниками информациями

§2 1

11


8. Германия и Италия в XII - XV вв. 1час

23

Германия и Италия в XII - XV вв.


1

Булла, кантоны, курфюрст Гвельфы, гибеллины

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы

Знать особенности, даты развития Германии и Италии

§ 23,закончить заполнять сравнительную таблицу «Германия и Италия в XII - XV вв.»


11


9. Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. 2 часа

24

Гуситское движение в Чехии

1

уния

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в

обществе

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

§ 24 конспект учить

11


25

Завоевания турками – османами Балканского полуострова

1

янычар

уважение прав и свобод человека;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

§ 25 составить кроссворд по теме

11


10. Культурное наследие Средневековья 3часа

26

Образование и философия








1

Университеты, рационализм, мистика, схоластика

формирование целостного мировоззрения

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§26, заполнить таблицу

12


27

Средневековая литература и искусство

1

Романский и готический стиль

формирование целостного мировоззрения

владение устной монологической контекстной речью

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого

§2 7, заполнить таблицу

12


28

Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.





1

Книгопечатание, Возрождение, гуманизм

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.




владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией


§29 – 30 ,составить викторину

12





11. Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XVвв.) 2часа


29

Средневековый Китай и Индия. Государства и культура


1

пагоды

Варны, касты

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

§31, 32 составить сравнительную таблицу

12


30

Культуры и государства Африки и Америки

1

Майя, ацтеки, инки, бушмены

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам

формулировать и обосновывать выводы

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§33 - 34, подготовиться к итогово – обобщающему уроку

12


31

Итогово – обобщающий урок по Средневековью







1



формулировать и обосновывать выводы





















повторить все понятия и даты

12


12. Введение «Народы и государства на территории нашей страны в древности» 1час


32

Введение в предмет «Народы и государства на территории нашей страны в древности»







1

Летопись, лингвистика, фольклористика

осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

формулировать и обосновывать выводы













Прочитать «Введение» в учебнике и записи в тетради, подготовиться к проверочной работе на знание понятий

12


13. Восточные славяне в древности 3 часа

33

Происхождение и расселение восточных славян

1

Великое переселение народов, индоевропейцы. Происхождение и расселение восточных славян. Показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян

§ 1 таблица

01


34

Занятия и соседи восточных славян

1

занятия, быт, верования, родоплеменные отношения. Хазарский каганат, колонизация, Волжская Булгария, Византия, Царьград

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений


Умение работать с таблицей

§2

Проверочная работа по таблице

01


35

Проверочная работа по разделу: «Восточные славяне в древности»


Тестирование





01


14. Древнерусское государство (IX – начало XIIв). 7 часов

36

Формирование древнерусского государства

1

Государство, дружина, князь, родоплеменные отношения, норманны, Аскольд, Дир, договор, тысяцкий

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

умение работать индивидуально и в группе,аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§3 , анализ исторического источника

01


37

Первые киевские князья














1

уроки, погосты.

Олег, Игорь, Ольга, Святослав

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях связанных с деятельностью первых киевских князей

§4, подготовиться к проверочной работе по таблице

01


38

Князь Владимир Святославович Принятие христианства



Ознакомление с личностью князя.

Причина христианизации Руси.

Крещение Руси, митрополит, церковный устав, ересь.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в

обществе.


Умение высказывать свою точку зрения о личности Владимира Святославовича

§ 5 выписать в тетрадь значение принятия христианства на Руси

02


39

Особенности правления Ярославе Мудром

1

Ознакомление с личностью князя Внутренняя и внешняя политика Я. Мудрого.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в

обществе

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

§ 6 проанализировать данные таблицы

01


40

Культура Древней Руси IX – XII вв.






1

фрески, мозаика, жития, миниатюры, устав, былины

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

мира

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§7

01


41

Культура Древней Руси IX – XII вв.



устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

мира

развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§7 таблица

02


42

Быт и нравы Древней Руси






1

Быт высших и низших слоев населения: внешнее и внутреннее убранство дома, питание, одежда, досуг.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

мира

способность решать творческие задачи

Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории

§8, нарисовать рисунки древнерусской одежды и оружия.

02



43

Контрольный урок по теме«Русь в IX – первой половине XIIв.»

1



составлять тезисы

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

знать все даты и понятия, работа над ошибками

02


15. Русские земли и княжества в начале удельного периода вторая половина XII – начало XIIIв. 9 часов

44

Начало раздробления Древнерусского государства


1

Владимир Мономах, удельный князь, Любечский сьезд


умение  определять понятия, устанавливать аналогии

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

§9, знать все княжества по карте, документ с. 83-84

02


45

Правление князей XII -начала XIII века.


1

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод БольшоеГенездо


смысловое чтение строить  логическое рассуждение и делать выводы

Анализируя текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века.

§10 - 11, составить сравнительную таблицу

02


46

Образование самотсоятельных княжеств


1

вече, посадник, тысыцкий, владыко, архимандрит


понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа

составлять тезисы

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

§10 - 11, составить сравнительную таблицу

03


47

Нашествие монголо – татар на Русь

1

монгольские племена,

Чингисхан, Батый, орудия.

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


устанавливать причинно-следственные связи

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§12 , подготовить устные сообщения о Ордынских ханах

03


48

Борьба русских людей против монголо-татар


Захват русских городов

Воспитание чувства партиотизма и гордости за русских народ

устанавливать причинно-следственные связи



03



49

Нашествие крестоносцев на Русь

1

крестовый поход, , Орден меченосцев, Ливонский орден, Тевтонский орден

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

умение использовать речевые средства

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

§13,, составить рассказ битвы по схеме

03


50

Русь и Золотая Орда

1

Золотая Орда, ярлык, вассальная зависимость, г. Сарай, баскаки, ордынское владычество, выход, резеденция

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


Умение логического рассуждения, умозаключения

способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

§14 , анализ исторических документов

03


51

Русь и Литва

(Повторение понятий и дат) 15 минут

1

Миндовг, литовские племена, Гедимин,Ольгерд

(ознакомительный урок)

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку


работать индивидуально и в группе:

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

§15

03


52

Культура русских земель в XII - XIII вв.: накопление знаний и литература

1

поучения, «Моления» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве»

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§16 Проанализировать «Поучения детям» В.Мономаха с. 136-137

03



53

Культура русских земель в XII - XIII вв.: зодчество и живопись





1

зодчество, архитектурный ансамбль, канон, Дмитровский собор, Собор Покрова на Нерле.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

§16 , составить таблицу

03


54

контрольный урок по теме«Русь во второй половине XII - XIII в..»

1












соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

знать все события и даты

03


16. Родной край в древности 1час

55

Родной край в древности

1








воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


составлять тезисы

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Приготовить сообщения

04


17. Образование единого Российского государства 7 часов

56

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы

1

Причины и предпосылки          объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери. Давать определение понятий;  показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси.

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

§ 17, установить причинно – следственные связи

04


57

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском

1

Мамай,Араб-шаха, битва на реке Воже

формирование целостного мировоззрения

представлять результаты своей деятельности в форме сообщения

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством

§18, подготовить устное сообщение

04



58

Куликовская битва.











1

Просмотр православного мультфильма «Куликовская битва» (Сергий Радонежский, полки правой и левой руки,Мамай, монах Ослабля, Тохтамыш)

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


Умение анализировать и обобщать

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий

§18, выписать в тетрадь значение Куликовской битвы для русского народа

04


59

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.











1

Едигей,

Василий 1,

усобица,

Василий II,

Василий Косой и Дмитрий Шемяка, Тимур *

уважение к культуре других народов, толерантность.

Умение работать в группе

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства

§ 19, работа с картой, составить рассказа по ней

04



60

Иван III. Освобождение от иноземного ига

1

Иван III, Ахмат,

«Стояние на реке Угре», пищали, тюфяк

формирование целостного мировоззрения

Умение анализировать и обобщать факты

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

§ 20 подготовить информацию исторических личностях

04


61

Россия в правление Ивана III и Василия III

1

Софья Палеолог, двуглавый орел, государь всея Руси, самодержец,

Скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, окольничьи, дворец, казна, Судебник 1497, уезды, волости, помещик, кормление, пожилое

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


формулировать и обосновывать выводы

способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

§ 21 составить сравнительную таблицу

04



62

Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв












1

Монастыри, собор, ересь, «жидовствующие», нестяжатели, иосифляне

формирование целостного мировоззрения

представлять результаты в виде схемы

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

§ 22, составить схему

04


18. Российское государство в XVI 5 часов


63

Реформы Избранной рады








1

московский рубль, Избранная рада

осознание своей этнической принадлежности знание истории

Умение анализировать и обобщать факты

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

§23 закончить таблицу

05


64

Опричнина. Внешняя политика политика Ивана IV


Земский собор, Судебник, приказы, Стоглавый собор «Уложение о службе».

Астраханское ханство, Казанское ханство, засечная черта, Ермак Тимофеевич, ясак, острог, Ливонская война.

осознание своей этнической принадлежности знание истории

Умение анализировать и обобщать факты

Умение работать с учебником

§ 24-25 составить таблицу.

05


65

Просвещение , устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках

1

культурное возрождение, ,культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров

формирование целостного мировоззрения

представить результаты в виде таблицы

Умение составлять таблицу

§ 26, составить таблицу по теме

05


66

Архитектура и живопись в XIV – XVIвв

1

Презентация (зодчество, Марко Руффо, шатровый стиль, Феофан Грек, иконостас, Андрей Рублев, Святая Троица, Дионисий) – 20 минут

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России

представить результаты в виде таблицы

Умение работать стаблица и заданиями разного уровня сложности

§ 27, составить таблицу, сделать вывод

05


67

Быт XV – XVI вв.

1

приказная изба, харчевня , сруб, лампада, полати, тулуп, сарафан, душегрея (презентация)

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера.


способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

§ 28, написать творческое сочинение на тему: «мой быт в XV – XVIвв»

05


19. Итоговое обобщение 1часа

68

Контрольная работа по истории России

1


формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность


тестирование

05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!