СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  предназначена для работы с детьми с задержкой психического развития во 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с задержкой психического развития»

Литературное чтение 2 класс

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, ФГОС НОО МОУ «Раздольская СОШ» Приозерского района, Программы начального общего образования Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.

Программа строит обучение  детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи изучения учебного предмета:

- овладение осознанным, правильным и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности;

- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении худо­жественных произведений, формирование эстетического от­ношения к искусству слова;

- овладение первоначальными на­выками работы с учебными и научно-познавательными текс­тами;

- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нрав­ственного опыта младших школьников, формирование пред­ставлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, ува­жения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Важнейшими задачами уроков чтения являются:

  • Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу обучения грамоте, формирование правильного слогового чтения;

  • Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

  • Формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

  • Развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

  • Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

  • Развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

  • Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству

Общая характеристика курса:

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младших школьников. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу.

На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся.

Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для де­тей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и со­временности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре.

Умения и навыки чтения, работа над текстом. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрыв­ков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.

При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тек­сту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они уз­нали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.

Работа над литературным текстом предусматривает также посте­пенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитан­ного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пе­ресказ.

Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, ста­тью, стихотворение, басню.

Учитывая, что дети с задержкой психического развития испы­тывают трудности в понимании смысла художественного произве­дения, в установлении причинно-следственных и временных свя­зей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художествен­ной выразительности, учителю необходимо опираться на деталь­ный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные вза­имосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать но­вые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.

На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произно­шению.

В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, пове­ствующие о моральной силе человека.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Основные направления коррекционной работы:

обогащение словарного запаса;

развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи

развитие психических и познавательных процессов

формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала.

контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

работать в определённом темпе;

применение знаний в новых ситуациях;

анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

умения целенапревленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки

 учителя.

формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

соблюдение речевого этикета при общении.

Место курса в учебном плане:

В федеральном базисном плане на изучение литературного чтения во втором классе (домашнее обучение) отводится 1 час в неделю, всего 34 часов.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Метапредметные результаты

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера ( с помощью учителя);

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.











Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных

текстов;

  1. формирование потребности в систематическом чтении; 8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

В результате изучения литературного чтения во 2 классе дети научатся:

- правилам подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность;

- различать на слух произведения различных жанров;

- знать наизусть 5 - 8 произведений классиков отечественной литературы.

должны уметь:

- правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами;

- темп чтения незнакомого текста 40 слов в минуту (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка);

- читать художественные произведения по ролям;

- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание;

- пересказывать небольшой по объёму текст с опорой на картинный план или вопросы;

- орфоэпически правильное произношение слов в предложенном для чтения тексте;

- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться вопросами и заданиями, помещёнными в учебнике;

- передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков.

Содержание курса (34 ч)

Содержание программы

2 класс  (136 ч)

Осень пришла (3 ч)

Вспомним лето
      С. Щипачев "Подсолнух"; И. Суриков "Степь"; И. Соколов-Микитов "Вертушинка"; О. Дриз "Кончилось лето".
      Здравствуй, осень
      М. Пришвин "Полянка в лесу"; А. Майков "Осень"; А. Пушкин "Уж небо осенью дышало…"; К. Паустовский "Прощание с летом".
      Самостоятельное чтение. М. Пришвин "Последние цветы"; К. Ушинский "Пчелы и муха"; А. Барто "Вам не нужна сорока?"; С. Аксаков "Осень"; В. Берестов "Урок листопада".

Народные песни, сказки, пословицы (7 ч)

Песни. Русские народные песни "Как на тоненький ледок", "Ходит конь по бережку", "Заинька, где ты был побывал…", шотландская народная песня "Спляшем!"; чешские народные песни "Разговор лягушек", "Сенокос"; английская народная песня "Дом, который построил Джек".
      Сказки народов России. Русские сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Мальчик с пальчик", "Каша из топора"; ненецкая сказка "Кукушка"; татарская сказка "Три дочери"; мордовская сказка "Врозь - плохо, вместе - хорошо"; лезгинская сказка "Как проверяется дружба".
      Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная "Березонька скрип, скрип…"; сербская колыбельная "Нашей Любице…"; латышская колыбельная "Спи, усни, мой медвежонок…"

Сказки народов мира. Индийская сказка "Золотая рыба"; иранская сказка "Счастливый мальчик"; сербская сказка "Два ленивца"; хорватская сказка "Век живи - век учись".

Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учебе.

Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни "Уж как я ль мою коровушку люблю…"; "Тень тень, потетень…", шведская песня "Отличные пшеничные…"; французская песня "Сюзон и мотылек".

Народные сказки. Русская сказка "Снегурочка"; корейская сказка "Дружные братья"; норвежская сказка "Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил".

Зимние картины (4 ч)

И. Никитин "Встреча зимы" (отрывок); К. Паустовский "Первый зимний день"; С. Есенин "Пороша"; А. Пушкин "Опрятней модного паркета…"; Н. Сладков "Песенки подо льдом"; С. Маршак "Двенадцать месяцев" (отрывок).

Загадки о зиме.

Самостоятельное чтение. Н. Некрасов "Мороз, Красный нос" (отрывок); С. Есенин "Поет зима, аукает…"; М. Пришвин "Птицы под снегом".

Авторские сказки (4 ч)

К. Ушинский "Мена"; А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"; братья Гримм "Храбрый портной", "Маленькие человечки"; И. Токмакова "Гном"; Х.-К. Андерсен "Оле Лукойе" (главы); А. Толстой "Золотой ключик" (главы); С. Хопп "Волшебный мелок" (главы); Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей" (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) "Про пана Трулялинского"; Дж. Родари "Волшебный барабан"; С. Седов "Два медведя"; О. Дриз "Очень Высокий Человек".

Самостоятельное чтение. Дж. Крюс "Колдун в чернильнице"; Р. Киплинг "Откуда у кита такая глотка".

Писатели о детях и для детей (15 ч)

Авторские колыбельные. Л. Мей "Баю баюшки баю…"; А.Майков "Спи, дитя мое, усни…"; И. Токмакова "Как на горке - снег, снег…"; О. Дриз "Нашумелись"; А. Барто "Колыбельная", "Олень", "Снегирь"; Н. Носов "Фантазеры", "Живая шляпа"; С. Маршак "Чего боялся Петя?"; О. Кургузов "Надоело летать"; Ю. Владимиров "Чудаки"; Л. Толстой "Косточка", "Птичка"; А. Гайдар "Совесть"; В. Драгунский "Друг детства"; В. Осеева "Волшебное слово"; Л. Пантелеев "Трус"; В. Железников "Рыцарь"; А. Алексин "Первый день"; С. Маршак "Друзья товарищи".
      Самостоятельное чтение. В. Осеева "Обидчики"; М. Зощенко "Самое главное".

Весеннее настроение (4 ч)

Русские народные песни "Идет матушка весна…", "Призыв весны", "Сад"; А. Плещеев "Птичка", "Весна" (отрывок); В. Вересаев "Перелетные птицы"; А. Пушкин "Только что на проталинах весенних…"; А. Толстой "Весна"; Саша Черный "Зеленые стихи"; Л. Милева "Синяя сказка"; О. Кургузов "Мы пишем рассказ"; Б. Заходер "Что красивей всего?"

Самостоятельное чтение. Народные песни "Весна красна", "Вырастай, яблонька"; Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; О.Дриз "Зеленая карета"; М. Пришвин "Трясогузка".

Навык и культура чтения

Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.

Оценочные материалы

Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению проводится в форме итоговых контрольных работ, проверки навыков чтения. Их цель – проверка выполнения требований программы. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Нормы оценки знаний.

Темп чтения: 30-40 сл/мин

Оценка навыков чтения

Отметка «5» (высокий уровень)- ученик читает целыми словами, отчётливо произносить читаемые слова; темп чтения не менее 40 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Отметка «4» (средний)- ученик читает более 30 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного текста, не допускает грубых речевых ошибок.

Отметка «3» (низкий)- ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 30 слов в минуту; передаёт содержание прочитанного текста с помощью вопросов учителя.

Отметка «2» (ниже низшего) - ученик не выполняет требований.







Нормы оценок по литературному чтению

 

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

I четверть

5-10 сл/м

25-30 сл/м

50-54 сл/м

70-74 сл/м

II четверть

11-15сл/м

31 -40 сл/м

55-60 сл/м

75-80 сл/м

III четверть

16-24 сл/м

41-45 сл/м

6 1-69 сл/м

81-90 сл/м

IV четверть

25-30 сл/м

46-50 сл/м

70-75 сл/м

91 -95 сл/м

 

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4"ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

 

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, безподсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения;

2.    Соблюдение пауз;

3.    Правильный выбор темпа;

4.    Соблюдение нужной интонации;

5.    Безошибочное чтение.

Оценка "5"- выполнены правильно все требования;

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования;

Оценка "3"-допущены ошибки по трем требованиям;

Оценка "2"- допущены ошибки более чем по трем требованиям.

 

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.  Своевременно начинать читать свои слова;

2.  Подбирать правильную интонацию;

3.  Читать безошибочно;

4.  Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

                                                                

                                                                 Пересказ

Оценка "5"- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4"-допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3"- пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2"- не может передать содержание прочитанного.


итературное чтение       2 класс

Календарно- тематическое планирование изучения учебного материала

п/п

Тема урока, страницы учебника

Типурока

Задачи урока

Характеристика деятельности учащихся (УУД)





Пересказыватьпроизведение выбороч­но, кратко.

Выделять в тексте фрагменты для отве­та на вопрос.

Объяснять смысл названия произведе­ния. Выявлятьосновную мысль произ­ведения.

Находить сравнения в тексте произве­дения.Придумыватьсравнения и ис­пользовать их в собственной речи.Сопоставлятькартины природы в про­изведениях разных авторов.


Информационно-методическое

обеспечение

Дата

план

 

С. П. Щипачёв

«Подсолнух»

С. 5

И. З. Суриков

«Степь»

Сравнение

О. О. Дриз

«Кончилось лето»

С. 10—11

комбинированный

Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения

лирического произведения. Развитие внимания к слову в поэтическом тексте.

Картинка «подсолнух»

 

 

 

2

И.С. Соколов-Микитов

«Вертушинка»

С. 8—9

М. М. Пришвин

«Полянка в лесу»

С. 12—13

К. Г. Паустовский

«Прощание с летом»

(отрывок)

Комби

ниров

Формирование умений работать

с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.

Развитие внимания к позиции

автора и способу её выражения.

Формирование умения рассказывать по предложенному плану.


































Определятьособенности жанра.Определять эмоциональную  окрашен­ность произведения,передавать её при чтении.

Рассказывать о персонаже по предло­женному плану.

Придумыватьпродолжение песни,со­чинять.

***

Объяснять  значение   слов,   встречаю­щихся в тексте.

Рисовать  иллюстрацию   к  прочитан­ному

Читать выразительно, делать смысло­вые, эмоциональные паузы, передаватьнужную интонацию.Пересказыватьфрагменты произведе­ния, отдельные сюжетные линии, ис­пользуя соответствующую лексику. Читать паролям.

Делитьпроизведение на части, озаглав­ливать их.

Определять фольклорный жанр, Характеризовать его особенности. Выявлять переживания, выраженные в произведении.
































































































Выявлять смыслслова в лирическом произведении.Выразительно читатьстихотворения.

Пересказыватьфрагменты произведе­ния близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты.Привлекатьжизненный опыт при ана­лизе художественного произведения.Рассказывать о наблюдениях за явле­ниями внешнего мира, передаватьсвои переживания.

Создавать  рассказ  по  предложенным вопросам к репродукции картины. Сочинятьрассказ, загадку на задуман­ную тему.

Выразительно читатьпонравившееся произведение.Объяснять своё отноше­ние к нему.

Находить сравнения в тексте произве­дения.

Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение.


























 

 

 

Здравствуй, осень (1 ч)


 

 

 

3

А. Н. Майков

«Осень» (отрывок)

С. 14—15

А. С. Пушкин

«Уж небо осенью дышало…»

С. 16—17

Комби

ниров

Формирование умения рассказывать о собственном опыте общения с природой. Развитие

внимания к позиции поэта. Формирование умения находить в тексте стихотворения слова и

словосочетания, позволяющие

ответить на поставленный вопрос. Знакомство со звучанием нового (трёхсложного) ритма.

 

 

 

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ (7 ч)


 

 

 

Песни (1 ч)


 

 

 

4

Статья о песнях

«Как на тоненький

ледок…»

(русская народная

песенка)

С. 26—27

«Ходит конь по бережку…» (русская народная


Заинька, где ты был…»

(русская народная

песенка)

С. 29—31

Спляшем!» (шотландская народная песенка)

«Разговор лягушек»,

«Сенокос» (чешские

народные песенки)

С. 32—23

С. Я. Маршак«Дом, который построил Джек»

(английская народная

песенка)

С. 34—37


Комби

ниров

Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению

песни, позиции её создателей,

форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование

умения передавать эмоциональную окрашенность произведения

при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу.

 

 

 

Сказки народов России (3 ч)


 

 

 

5

Сказки народов России

«Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка» (рус_

ская народная сказка)

С. 38—45

Картинная галерея

В. М. Васнецов

«Алёнушка»

С. 76—77

Комби

ниров

Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию.

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения

с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев,

обосновывать свой вывод. Формирование умений выдерживать паузы при чтении, выделять

нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям

ПР «Начинается сказка сказываться

 

 

 

 

6

«Хаврошечка» (русская

народная сказка)

С. 46—51

«Каша из топора»

(русская народная

сказка)

С. 56—58

Комби

ниров

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей. Формирование умения

привлекать читательский опыт для сравнения персонажей различных сказок.

 

 

 

7

«Кукушка» (ненецкая

народная сказка)

С. 59—60

«Врозь — плохо,

вместе — хорошо»

(мордовская народная

сказка)

С. 67—70

«Как проверяется

дружба» (лезгинская на_

родная сказка)


Комби

ниров

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и

умение передавать их. Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определённого персонажа.

 

 

 

Колыбельные песни (1ч)


 

 

 

8

«Берёзонька скрип-скрип…» (русская колыбельная)

«Нашей Любице…»

(сербская колыбельная)

 

«Спи, усни, мой медвежонок…» (латышская

колыбельная)

С. 78—80

Комби

ниров

Сообщение знаний о колыбельной песне как жанре фольклора.

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос. Заучивание произведений по собственному выбору.

 

 

 

Сказки народов мира (2 ч)


 

 

 

9

«Золотая рыба»

(индийская народная

сказка)

С. 81—86

Комби

ниров

Формирование умений определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного

списка, обосновывать свой выбор.

Формирование умений выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения.

 

 

 

10

«Счастливый мальчик»

(иранская народная

сказка)

С. 87—89

«Два ленивца»

(сербская народная

сказка)

«Век живи — век

учись» (хорватская на_

родная сказка)


Комби

ниров

Формирование умений находить

в тексте нужный эпизод, читать

или пересказывать его, объяснять и оценивать поступки персонажа, определять главную мысль произведения. Формирование умения пересказывать произведение от лица разных персонажей.

 

 

 

ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (3 ч)


 

 

 

11

И. С. Никитин

«Встреча зимы»

(отрывок)

С. 110—111

С. А. Есенин

«Пороша»

С. 115—116

Комби

ниров

Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, авторскому

переживанию, способу его выражения. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выразительно читать лирическое произведение.

ПР «Зима»

 

 

12

К. Г. Паустовский

«Первый зимний день»

С. 112—114

А. С. Пушкин

«Опрятней модного

паркета…»

С. 118—119

Комби

ниров

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, понимать позицию автора, объяснять значение слова в контексте произведения.

ПОРТРЕТ К.Г. Паустовский

 

 

 

13

Н. И. Сладков

«Песенки подо льдом»

С. 120—121

Комби

ниров

Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой для объяснения поведения персонажей

 

 

 

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (9 ч)


 

 

 

14


А. С. Пушкин

«Сказка о рыбаке

и рыбке»

С. 135—148

Комби

ниров

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формирование умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок.

ПР «Мир Пушкина»

ПР «Викторина по сказкам Пушкина

 

 

15

Братья Гримм

«Храбрый портной»

Часть 2

С. 3—13

Комби

ниров

Формирование умений работать

с текстом: выделять в тексте

нужный эпизод и пересказывать

его, определять причины поступков героя и оценивать их.

 

 

 

16

И. П. Токмакова

«Гном»

С. 14

Х. К. Андерсен

«Оле-Лукойе»

(отрывок)

С. 15—21

Братья Гримм

«Маленькие человечки»

С. 22—25

Комби

ниров

Формирование эмоциональной

реакции на прочитанное, умения

воспроизвести её в рассказе; развитие чувства ритма. Формирование умений сочинять по заданной

теме; передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении литературного произведения.

 

 

 

17

А. Н. Толстой

Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

С. 26—31

Комби

ниров

Формирование умений выражать состояние персонажей при

чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев. Обогащение словаря, характеризующего отношение героев друг к другу.

 

 

 

18

С. Хопп

Главы из книги

«Волшебный мелок»

С. 32—37

Комби

ниров

Формирование умений работать

с текстом произведения. Формирование умений выражать впечатления, полученные при чтении художественного произведения, использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности

 

 

 

19

Н. Н. Носов

Главы из книги «Приключения Незнайки и

его друзей»

С. 38—44

Комби

ниров

Формирование умений вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении

по ролям. Формирование умения определять причину поступков героя произведения.

ПР «Н.Н. Носов»

 

 

20

Б. В. Заходер

«Про пана Трулялинского»

С. 45—47

Дж. Родари

«Волшебный барабан»

С. 48—55

Комби

ниров

Развитие внимания к смыслу

слова, интереса к словотворчеству. Формирование умения характеризовать внутреннее состояние персонажей. Развитие

внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи.

ПР «Заходер»

 

 

21

С. А. Седов

«Два медведя»

С. 56—58

О. О. Дриз

«Очень Высокий Человек»

С. 59—63

Комби

ниров

Формирование умений объяснять внутреннее состояние персонажей, рассказывать об их поступках. Формирование умения

составлять и записывать план произведения.

 

 

 

ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (32 ч)


 

 

 

22

Л. А. Мей

«Баю-баюшки…»

 

А. Н. Майков

«Спи, дитя моё, усни…»

И. П. Токмакова

«Как на горке снег, снег…»

 

О. О. Дриз

«Нашумелись…»

С. 72—75

А. Л. Барто

«Колыбельная»

С. 75—76

Комби

ниров

Развитие внимания к особенностям колыбельной как поэтического жанра. Формирование умения объяснять собственное эмоциональное впечатление от прочитанного. Формирование умения

самостоятельно работать с книгой.

ПР «Колыбельные песни»

 

 

23

Н. Н. Носов

«Фантазёры»

С. 77—83

Комби

ниров

Формирование умений работать

с текстом произведения. Обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека. Актуализация читательского опыта. Развитие воображения, умения помещать себя в вымышленную ситуацию.

 

 

 

24

С. Я. Маршак

«Чего боялся Петя?»

С. 84—85

А. Л. Барто

«Олень»

О. Ф. Кургузов

«Надоело летать»

С. 87—89

Ю. М. Владимиров

«Чудаки»

С. 90—91


Комби

ниров

Формирование умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины, сопоставлять героев разных произведений. Развитие

внимания к ритму лирического произведения.

 

 

 

25

Л. Н. Толстой

«Косточка»

С. 92—93

А. П. Гайдар«Совесть»

С. 94—95

Комби

ниров

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и

способам его выражения. Формирование умений сопоставлять близкие по смыслу слова, определять их значение в тексте художественного произведения, воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей.

ПР «Л.Н. Толстой»

 

 

26

В. Ю. Драгунский

«Друг детства»

С. 96—101

Комби

ниров

Развитие внимания к личности

рассказчика. Обогащение словаря, определяющего чувства человека. Работа над выразительным чтением прозаического текста.

Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным, и записывать их.

ПОРТРЕТ В.Драгунский

ПР «Любимые игрущки»

 

 

27

Л. Н. Толстой

«Птичка»

С. 107—109

Л. Пантелеев

«Трус»

С. 110—111

Комби

ниров

Формирование умений работать

с текстом произведения. Развитие внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия.

 

 

 

28

Н. Н. Носов

«Живая шляпа»

С. 112—115

Комби

ниров

Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям, пересказывать произведение от лица одного из персонажей.

 

 

 

29

А. Л. Барто

«Снегирь»

С. 116—119

С. Я. Маршак

«Друзья-товарищи»

С. 127

 

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений определять

собственное отношение к герою,

прогнозировать его поступки.

 

 

 

30

В. К. Железников

«Рыцарь»

С. 120—123

Комби

ниров

Формирование умений работать

с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки.

Картинка - рыцарь

 

 

31

А. Г. Алексин

«Первый день»

С. 124—126

Комби

ниров

Формирование умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажей,

умения объяснять причины их

поступков, соотносить пословицу с содержанием произведения

 

 

 

ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (15 ч)


 

 

 

32

«Идёт матушка-весна…» (русская народная

песня)

«Призыв весны»


«Сад» (русская народная песня)

С. 136—137

А. Н. Плещеев

«Птичка»,

«Весна» (отрывок)

С. 138—139

Комби

ниров

Приобретение знаний о народных

обрядах, обогащение словаря.

Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при восприятии художественного произведения.

ПР «Весна»

 

 

33

В. В. Вересаев

«Перелётные птицы»

С. 140—141

А. С. Пушкин

«Только что на проталинах весенних…»

С. 142


А. Н. Толстой

«Весна»

С. 143—144

Комби

ниров

Формирование умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях. Развитие внимания к переживаниям автора. Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие

внимания к поэтическому ритму.

 

 

 

34

Саша Чёрный

«Зелёные стихи»

С. 144—145

Л. Милева

«Синяя сказка»

С. 146—148

Комби

ниров

Формирование умений работать

с текстом произведения, определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении произведения

 

 

 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!