Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Утверждаю
Директор МКОУ
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Л.А.Шуплецова
Приказ № от " " августа 2017г.
Адаптированная рабочая учебная программа
по обществознанию
9класс
Учитель: Турчанинова Т.Н.
2017-2018 учебный год
Составитель: Турчанинова Т.Н., учитель права, 1 квалификационная категория
Год окончания ФГБОУ ВПО
«Шадринский государственный педагогический институт» - 2013
По специальности «Юриспруденция», учитель права
Рассмотрена на МО учителей истории
Протокол № от « » августа 2017г.
Принята на ИМС
Протокол № от « » августа 2017 г.
Рецензент: А.А. Ларичев, учитель истории и обществознания
Рабочая программа по обществознанию 9 класс разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, БУП 2004 г., примерной программы основного общего образования по обществознанию, учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» на 2017-2018 учебный год. В учебной программе выдержано содержание тем учебного курса, методически грамотно построен календарно-тематический план. Подобрана специальная методическая и учебная литература по курсу в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных Министерством Образования и Науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.
Разработаны и систематизированы контрольно-измерительные материалы, позволяющие проводить проверку знаний обучающихся.
Предложенная рабочая программа соответствует современному уровню преподавания обществознания на базовом уровне и рекомендована к реализации в 2017-2018 учебном году.
_____________________ (А.А. Ларичев)
Статус документа
Учебная программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования,
2.Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию, для основного общего образования, М.,Просвещение,2008,
3.Учебного плана МКОУ »Средняя общеобразовательная школа № 4» г .Шадринска на 2017-2018 учебный год
4.Учебно-методического комплекта Л.Н. Боголюбова М., Просвещение 2008,
5. Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «средняя общеобразовательная школа №4»
Рабочая программа детально рассматривает обязательные компоненты содержания обучения
Структура документа
Рабочая программа включает 8 разделов
1. Пояснительная записка
2. Требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию
3. Учебно-тематический план
4. Содержание тем учебного курса
5. Контроль уровня обученности
6. Информационные источники
7. Обеспечение образовательного процесса
8. Приложение: календарно-тематическое планирование
1.Пояснительная записка.
Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) отдает приоритет инклюзивному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под инклюзивным образованием, согласно п.27 ст.2 Закона №273-ФЗ, понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В соответствии с п.16 с. 2 Закона № 273-ФЗ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Согласно ч. 1 ст. 79 Закона № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.
В соответствии с п.24 приказа Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья без дискриминации
Программа обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.
Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 9 классе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
1.Закон РФ «Об образовании в РФ»
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
3. Рабочая программа основного общего образования по обществознанию в 9 классе составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6 – 11 классы. -3-е изд.– М.: Просвещение, 2011г.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Общая характеристика программы.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели изучения обществознания в основной школе.
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Особенностью содержания курса «Обществознание» является то, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду изучения социально-гуманитарных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определённым запасом обществоведческих знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Обучающимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: истории, географии, биологии, анатомии, физике, математике. Сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 9 классе по программе индивидуального обучения отводится 1 час в неделю. Планирование учебного материала по обществознанию рассчитано на 34 учебных часа.
Рабочая программа предусматривает проведение: контрольных работ-3.
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. Развитию у учащихся 9-х классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Общая характеристика учебного предмета
Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически основанную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществознания в 9 классе – это этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учётом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей обучающихся.
Цели и задачи
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической, и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
- формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной сферой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение обучающимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать и анализировать полученные данные; способствовать освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях с людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленным законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В процессе изучения курса следует выполнять следующие задачи: познакомить с основным содержанием знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей; сформировать у обучающихся современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания и представления в целостную, педагогически обоснованную систему; формировать коммуникативные способности; способности к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом
Особенности организации учебного процесса:
Рабочая учебная программ составлена на основе учебника: Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012. – 223с.
Данная программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 учебный час в неделю.
Основным типом урока является комбинированный, но также предусмотрены такие формы урока, как: урок новых знаний, урок повторения и обобщения, урок контроля.
При изучении курса обществознания проводится три вида контроля:
- текущий – контроль в процессе изучения темы
- тематический – контроль в конце изучения каждой темы
- итоговый – контроль в конце учебного года
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике;
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение существенных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации и по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т. д.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуаций;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения др. людей, в том числе для корректировки собственного поведения в определённой среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определённые собственные отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплёнными в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать, полученные данные; осваивать способы познавательной коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий др. людей с нормами поведения, установленными законами; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Межпредметные связи
Планирование учебно-тематического плана и содержания учебного материала построено с учётом внутрипредметных (история, обществознание) и межпредметных связей (литература, география)
2.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
3. Учебно – тематический план 9 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | |
2 | Политика | 12 | 1(входная контрольная работа) |
3 | Право | 21 | 1(полугодовая) 1 (итоговая) |
| Итого | 34 | 3 |
4. Содержание тем учебного курса
Авторская программа | Федеральный компонент |
Право. ( 8 час) Право его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства Формы государства. Гражданское общество и правовое государство Норма права. Нормативный правовой акт | Право. ( 8 час) Право его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства Формы государства. Гражданское общество и правовое государство Норма права. Нормативный правовой акт |
Система законодательства Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений Понятие и виды юридической ответственности Презумпция невиновности | Система законодательства Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений Понятие и виды юридической ответственности Презумпция невиновности |
Федеративное устройство России Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы Судебная система Адвокатура Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Федеративное устройство России Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы Судебная система Адвокатура Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан |
Права человека и гражданина. (17 час) Гражданин – человек свободный и ответственный. Всеобщая Декларация прав человека. Выборы, референдум Политические партии и движения их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. | Права человека и гражданина. (17 час) Гражданин – человек свободный и ответственный. Всеобщая Декларация прав человека. Выборы, референдум Политические партии и движения их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. |
Право на образование. Права человека и гражданина. Государственный бюджет Росийской федерации. бюджет государства и семь. пенсионная программа. Механизмы реализации и зашиты прав и свобод человека и гражданина Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Право на образование. Права человека и гражданина. Государственный бюджет Росийской федерации. бюджет государства и семь. пенсионная программа. Механизмы реализации и зашиты прав и свобод человека и гражданина Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. |
Гражданские правоотношения. Право собственности Основные виды гражданско-правовых договоров | Гражданские правоотношения. Право собственности Основные виды гражданско-правовых договоров |
Права потребителей. Семейные правоотношения Права и обязанности родителей и детей Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права Уголовная ответственность несовершеннолетних | Права потребителей. Семейные правоотношения Права и обязанности родителей и детей Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права Уголовная ответственность несовершеннолетних |
Личность и мораль.(9 час) Личность и личный выбор. Что такое мораль. Добро и зло. Долг и совесть. Роль морали в жизни человека и общества. Нравственные основы любви, брака и семьи. Нравственная культура. Личность и мораль. | Личность и мораль.(9 час) Личность и личный выбор. Что такое мораль. Добро и зло. Долг и совесть. Роль морали в жизни человека и общества. Нравственные основы любви, брака и семьи. Нравственная культура. Личность и мораль. |
5. Контроль уровня обученности
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся:
● результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля;
● знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях;
● обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 9-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ОГЭ (тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Оценка знаний
Критерии оценки устного ответа
«5» - ответ, в котором отмечается знание фактического материала и ученик может им оперировать
«4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа
«3» -есть неточности по сути раскрываемых вопросов
«2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
«4» - практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.)
Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащимися основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
«3» - практическая работа выполняется и оформляется обучающимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать дома). Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
«2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны по причине плохой подготовки обучающегося.
6.Информационные источники
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Закон об Образовании РФ;
2 . Примерной программы основного общего образования по истории, примерной программы по истории 5-11 классы, М.: «Глобус», 2009., авторской программы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История 6-11 классы, М.: Просвещение, 2007.
3. Локальные акты МКОУ «Средней общебразовательной школы №4», г. Шадринска;
- Устав МКОУ «Средней общебразовательной школы №4»;
- Положение о рабочей учебной программе;
- Положение о внутришкольном контроле;
- Положение о текущем контроле
Абчук В.А. Основы предпринимательства. - М., 1998.
Аверьянов Ю.И. и др. Задания и тесты по обществознанию. 10 кл. М.: Школа-пресс, 1999—2000 .
Азимов Л. Б. Преподавание курса «Введение в экономику»: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1998
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9-11 классов. - М., 1998.
Борисов Е.Ф. Основы экономики. М., 1999.
Введение в обществознание (Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений) Под ред.Боголюбова Л.Н.М., 1996.
Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1995.
Гин А., Приемы педагогической техники. - М.;
Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Гуревич П.С. Введение в философию. - М., 1997.
Дорошенко В. Д., Зотова Л. И. и др. Психология и этика делового общения. М., 1997.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10—11 кл.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2001.
Задания и тесты по обществознанию. 10 класс - М., 2001.
Задания и тесты по обществознанию. 11 класс. – М. , 2000.
Захарова Е. Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». - М., 1998.
Захлебный А. Школа и проблемы охраны природы. - М., 1981.
Зверев И., Суравечина И. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983.
Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры: Учеб. пособие. - М., 1990.
Елисеев ГА. История религий. - М., 1996.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Методическое пособие по курсу. М.: ЗАО Издательство «Вече», 2003. - 639 с.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учеб. пособие для старшекл. и поступающих в вузы. М., 1998.
Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. - М., 1997.
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1995.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Методическое пособие к учебнику «Право и экономика» для 10—11-х классов школ гуманитарного профиля. - М.: Вита-Пресс, 2000.
Клоков В.Н. Методические рекомендации для учителя к учебнику О.В: Волобуева и др. «Россия и мир». 10 кл. - М.: Новый учебник, 2001.
Кравченко «Обществознание» для 10—11 кл. - М.: Русское слово, 2000.
Кравченко А.И. Обществознание. Задачник для учащихся. 10—11 кл. - М.: Русское слово, 2000.
Кравченко А.И. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. - М.: Русское слово, 2000.
Кравченко А.И. Обществознание. Практикум для учащихся. 10—11 кл. - М.: Русское слово, 2000.
Кравченко А.И. Хрестоматия по обществознанию. - М.: Русское слово, 2000.
Курбатов В.И. Обществознание. - Ростов н/Д, «Феникс», 2002.
Курбатов В.И. История философии. Конспект. - Ростов н/Д, «Феникс», 1997.
Леонтъев А.А. Психология общения. - М., 1997.
Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Основы экономики. - М., 1994.
Макроэкономика (Основы экономической политики). - М.,1996.
Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Теория рыночной экономики. Т. 1., ч.2.- М., 1992.
Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебное пособие. Для 10—11-х классов общеобразовательных учреждений. - М.: Интерпракс, 1995.
Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. - М.: Дрофа, 2001.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. Ч. 2. И кл. - М.: Просвещение, 2001.
Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2001.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1998.
Налоги: Учебное пособие. / Под ред. Д.Г. Черника. Финансы и статистика, 1996 .
Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. - М., 1991.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.
Основы предпринимательской деятельности. /Под ред. В.М. Власовой. - Финансы и статистика. - 1996.
Основы современной цивилизации. Для 11-го класса средней школы / Под ред. Л.Н. Боголюбова и др.- Любое издание.
Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. - М., 1998.
Основы современной цивилизации. Для учащихся 11-го класса средней школы / Под ред. Л.Н. Боголюбова, АЛО. Лабезниковой. - М.: Просвещение, 1993.
Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории /Под ред. А.Ф. Киселева. - М.: Дрофа, 2000.
Певцова Е.А. Обществознание. 10—11 кл. Книга для учителя : Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко. - М.: «Русское слово», 2000.
Политическое и духовное развитие современного общества. Материалы к курсу «Человек и общество: Человек и общество. Современный мир: Учебное пособие. Для учащихся 11-го класса / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Просвещение, 1994.
Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. - М., 1993.
Пономарева Г.М. и др. Введение в культурологию. - М., 1997.
Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С. И. Иванова. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Преподавание курса «Основы экономической теории». Пособие для учителя 10—11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С. И. Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2000.
Права человека: Книга для чтения. 5—9 кл. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. - М., 1998.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995.
Радугин А.Л. Введение в религиоведение: Теория, история и современные религии. - М.,1997.
Райзберг Б.А. Введение в экономику: Учебное пособие. - М.: ВЕС, 1993. -104 с.
Реймерс И., Яблоков А. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной природы. - М., 1982.
Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Семья на пороге третьего тысячелетия. - М., 1995.
Словарь бизнесмена./ Под ред. Проф. В.И. Ефименко. - Курган.: Издательство «Зауральский бизнес», 1993. - 90 с.
Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры. Пособие для старшеклассников. - М., 1994.
Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. - М., Изд. гр. ИНФРА, 1997.
Философия, политология, экономика (словарь). – Ярославль, 1997.
Хачатурян В.М. Методическое пособие к учебнику «История цивилизаций мира. 10-11 кл.». - М.: Дрофа, 1999.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие / Под ред. 3. М. Черниловского. - М.: Фирма Гардарика, 1996.
Хроника человечества. Энциклопедия. - М., 1997.
Человек и общество. Под ред. Купцова В.И. В 3-х частях. – М., 1993 и др. издания.
Человек и общество. Словарь – справочник. Коротец И.Д., Штемпель Л.А., Штомпель О.М. – Ростов – на Дону, 1996.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. - М.,1969.
Электронный учебник. Введение в экономику.
Экономика. Практикум для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Под общ. ред. А. Я. Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.
Экономика. Методическое пособие для учителя 10—11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Под общ. ред. А. Я. Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.
Яковец И.В. История цивилизаций: Учебное пособие. - М.: ВлаДар, 1995.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: В 2-х ч. - Ставрополь, 1996.
Агесс П. Ключи к экологии. - Л., 1982.
Аллен Р. Наука и жизнь. - М., 1981.
Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.,1989.
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. - Л.,1990.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988.
Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. - М., 1995.
Банников А., Рустамов А., Вакулин А. Охрана природы. - М., 1985,
Барбье М. Введение в химическую экологию. - М., 1978.
Будыко М. Глобальная экология. - М., 1977.
Вернадский В. Биосфера. - М., 1967.
Введение в обществознание. Актуальные проблемы: Пособие. М., 1991.
Гин А. Приемы педагогической техники. - М.;
Гречко П.К.Обществознание для поступающих в ВУЗы. - М.,1998.
Дорошенко В. Д., Зотова Л. И. и др. Психология и этика делового общения. - М., 1997.
Захарова Е. Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». - М., 1998.
Захлебный А. Школа и проблемы охраны природы. - М., 1981.
Зверев И., Суравечина И. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1995.
Империя фарисеев: Социология и психология диктатуры. - Саратов, 1994.
История экономических учений / Под ред. Н.К. Каратаева. - М., 1963.
Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
Каспэ С. Российская цивилизация и идеи А. Дж. Тойнби - Свободная мысль.- 1997. - № 2.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учеб. пособие для старшекл. и поступающих в вузы. - М., 1998.
Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.
Кравченко А.И.. Практикум для учащихся. 8 - 9 кл. - М.: «Русское слово», 2000. - 301с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
Леонтъев А.А. Психология общения. - М., 1997.
Малышевский А.Ф. и др. Мир человека. Учеб. пособие. - М.,1994.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.
Опалев А. В. Умение обращаться с людьми... Этикет делового человека. - М.: ЮНИТИ, 1996.
О.Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М.,1987.
Парсонс Г. Человек в современном мире. - М.,1985.
Реймерс И., Яблоков А. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной природы. - М., 1982.
Россия в окружающем мире: Аналитический ежегодник. - М., 1998.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.
Тибор Б. Охрана окружающей среды. - М., 1980.
Фишер Д., Саймон Н., Вижен Г. Красная книга. Дикая природа в опасности.- М., 1976.
Фромм.Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994.
Этикет / Авт.-сост. О. Н. Улищенко. - Харьков, 1998.
Гин А. Приемы педагогической техники. - М., 2001.
Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. - М.,1994.
Гуревич А.Л. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
Ионов И.Н. Российская цивилизация 1Х-Х1Х вв. М., 1995.
Каспэ С. Российская цивилизация и идеи А. Дж. Тойнби - Свободная мысль. - 1997. - № 2.
Кленгелъ-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. - М., 1979.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учеб. пособие для старшекл. и поступающих в вузы. - М., 1998.
Красильщиков В. Ориентиры грядущего в постиндустриальном обществе. - Общественные науки и современность. - 1993. - № 2.
Курбатов В.И. История философии. Конспект. - Ростов н/Д, «Феникс», 1997.
Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебное пособие. Для 10—11-х классов общеобразовательных учреждений. - М.: Интерпракс, 1995.
Макаревич Э. Разность культур и общественный прогресс - Диалог. - 1995. - № 2.
Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002. – 192 с.
Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. - М., 1991.
0. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры: Учеб. пособие. - М., 1990.
Певцова Е.А.. Обществознание. Книга для учителя. - М.: «Русское слово», 2000.
Руднев В. А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. - М., 1989.
Русская нация. Историческое прошлое и проблема возрождения. - М.,1995.
Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры. Пособие для старшеклассников. - М., 1994.
Степун Ф. А. Дух, лицо и стиль русской культуры. - Вопросы философии. – 1997. - № 1.
Степун Ф. А. Дух, лицо и стиль русской культуры. - Вопросы философии. – 1997. - № 1.
Франк С. Духовные основы общества. - М.,1992.
Хроника человечества. Энциклопедия. - М., 1997.
Шабуров Н.В. Религии мира. - М., 1997.
Абчук В.А. Основы предпринимательства. - М., 1998.
Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - Новосибирск, 1999
Боб Кимбол. Торговля: секреты успеха. - М., 1997.
Борисов Е.Ф. Основы экономики. - М., 1999.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1989.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. - М., 1986.
Будиш Д. Народный капитализм. - М.; Изд. «Иностр. лит.», 1959.
Введение в обществознание. Актуальные проблемы: Пособие. - М., 1991.
Белл Д. Социальные рамки информационного общества: Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. - М., 1996.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988.
Блюмин И.Г. Кризис современной буржуазной политической экономии. - М., ИМО, 1959.
Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. - М., 1995.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Музрукова. - М., 1997 г. (Электронная версия).
Введение в обществознание: Учебн. пособие для 8—9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. 2-е изд. - М., 1997.
Гин А., Приемы педагогической техники. - М.; 2001.
Глазьев А.Д. Убивая свою промышленность, мы обеспечиваем» барыши спекулянтам - Российская федерация. - 1998. - № 10.
Гусейнов Р. История экономики России. - М., 1999.
Дайзард У. Наступление информационного века / Новая технократическая волна на Западе. - М.,1986.
Калинина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Часть 1. «Вече», 2003.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Часть 2. Учебник. - М.: Издательство «Вече». - 2003. - 256 с.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Методическое пособие по курсу. М.: ЗАО Издательство «Вече». - 2003. - 639 с.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учеб. пособие для старшекл. и поступающих в вузы. - М., 1998.
Конституция Российской Федерации. - С.Петербург: Издательский Дом Громов, 2002. - 47 с.
Кравченко А.И.. Практикум для учащихся. 8 - 9 кл. - М.: «Русское слово», 2000. - 301с.
Куликов Л.М, Основы экономической теории: Учебное пособие. - М.: Финансы статистика, 2003. - 400 с.
Кэмпбелл Р., Макконнелл С. Экономикс. - Баку, 1992.
Липсиц И. Экономика. - М.: Вита - Пресс, 1994г. - 336 с.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. - М., 1993.
Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Основы экономики. - М., 1994.
Ляменков А.К. Переход России к рыночной экономике. - М., 1997.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. - М., 2000.
Макроэкономика (Основы экономической политики). - М.,1996.
Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Теория рыночной экономики. Т. 1., ч.2. - М., 1992.
Материалы российских СМИ: газета «Коммерсант», журнал «Деньги».
Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М Издательский дом «Новый учебник», 2002г. - 192с.
Методическое пособие к курсу «Основы налоговой грамотности». 10—11 кл. пособие для учителя / А. П. Балакина, И. И. Бабленкова, Н. Д. Дмитракова и др. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2001.
Налоги: Учебное пособие. / Под ред. Д.Г. Черника. Финансы и статистика. – М., 1996 .
Основы предпринимательской деятельности. /Под ред. В.М. Власовой. - Финансы и статистика. - М., 1996.
Певцова Е.А.. Обществознание. Книга для учителя. - М.: «Русское слово», 2000.
Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С. И. Иванова. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Преподавание курса «Основы экономической теории». Пособие для учителя 10—11 кл. общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С. И. Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2000.
Прикладная экономика. - М., 1993.
Райзберг Б.А. Введение в экономику: Учебное пособие. - М.: ВЕС, 1993. - 104 с.
Савин В.А. Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России. - Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - № 1.
Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Самсон И. Придет ли Россия к рыночной экономике. - Вопросы экономики. – 1998. - № 8.
Самуэлъсон П. Экономика. - М., 1964.
Словарь бизнесмена./ Под ред. Проф. В.И. Ефименко. - Курган.: Издательство «Зауральский бизнес», 1993. - 90 с.
Строев А.Д. Будущее России - федерации со стабилизирующей экономикой. -Российская федерация. – 1998. - № 15.
Эдвин Дж. Д., Дэйвид Е. Микроэкономика. СПб., 1994.
Экономика. Практикум для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Под общ. ред. А. Я. Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.
Экономика. Методическое пособие для учителя 10—11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Под общ. ред. А. Я. Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.
Электронный учебник. Введение в экономику.
Белл Д. Социальные рамки информационного общества: Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. - М., 1996.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988.
Введение в обществознание. Актуальные проблемы: Пособие. - М., 1991.
Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 2001.
3отов А.Ф., Шевченко В.Н. Очерки социальной философии. - М., 1994.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учеб. пособие для старшекл. и поступающих в вузы. - М., 1998.
Кравченко А.И. Введение в социологию. - М., 1995.
Кравченко А. И. Основы социологии. - М., 1998.
Кравченко А.И. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. - М.: Русское слово, 2000.
Кравченко А.И. Обществознание. Практикум для учащихся. 10—11 кл. - М.: Русское слово, 2000.
Кравченко А.И. Хрестоматия по обществознанию. - М.: Русское слово, 2000.
Момджан К.Х. Введение в социальную философию. - М., 1997.
Певцова Е.А.. Обществознание. Книга для учителя. - М.: «Русское слово», 2000.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.
Росенко М.Н. Очерки социальной философии. М.,1994.
Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. - М., 1995.
Социальные реформы в России: История, состояние и перспективы. СПб., 1995.
Человек и общество. Под ред. Купцова В.И. В 3-х частях. - М., 1993 (И другие издания.)
Человек и общество (Словарь справочник) Коротец И.Д., Штемпель Л.А., Штомпель О.М. - Ростов-на-Дону, 1996.
Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. - М., 1961.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. - М.,1969.
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей.
Начальные сведения. Для учащихся 9-11 классов. - М., 1998.
Введение в политологию / К.С. Гаджиев и др. - М., 1995.
Исаев И. А. История государства и права России. - М., 1994.
Кленгелъ-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. - М., 1979.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учеб. пособие для старшекл. и поступающих в вузы. - М., 1998.
Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. - М., 1997.
Конституция Российской Федерации. - С.Петербург: Издательский Дом Громов, 2002. - 47 с.
Кравченко А.И.. Певцова Е.А.. Общество-знание 9 кл. - М.; «Русское слово», 2003. - 190с.
Кравченко А.И.. Практикум для учащихся. 8 - 9 кл. - М.: «Русское слово», 2000. - 301с.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. - М., 1998.
Мушинский В.О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов. - Советское государство и право. – 1988. - № 2.
Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 1996.
Основы государства и права. /Под редакцией проф. Кошарова В.В. - Харьков, 1994.
Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. - М., 1998.
Октябрь 1917. Судьбы политической оппозиции. Гомель, 1993.
Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. - М., 1993.
Права человека: Книга для чтения. 5—9 кл. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. - М., 1998.
Певцова Е.А.. Обществознание. Книга для учителя. - М.: «Русское слово», 2000.
Программы современных российских политических партий.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995.
Скрипилев Е. А. История государства и права древнего мира. - М., 1993.
Современный сборник типовых договоров / Сост. Ю. М. Чабан - М.;СПб., 1998.
Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. - М., Изд. гр. ИНФРА, 1997.
Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве. Учебное пособие. - Казань, Изд. КФЭИ, 1997.
Февр Л. Бои за историю. - М., 1991.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие / Под ред. 3. М. Черниловского. - М.: Фирма Гардарика, 1996.
Хроника человечества. Энциклопедия. - М., 1997.
Хропонюк В. Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1995.
Цивилизации. /Под редакцией М. А. Барг (вып. 1,2.). - М., 1993.
Чиркин В.Е. Легализация и легитимация. - Государство и право. – 1995. - №8.
Чиркин В.Е. Основы государственной власти.
Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть. - Советское государство и право. – 1998. - № 1.
7.Материально-техническое обеспечение.
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
Основная школа | Старшая школа |
Базов. | Проф. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Печатные пособия |
1.1 | Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие). | Д /Ф | Д/Ф | Д/ Ф | Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. |
1.2 | Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории). | Д/Ф | Д/Ф | Д/ Ф |
1.3 | Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
1.4 | Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории. | Д | | | В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты исторических деятелей, обязательное изучение которых предусмотрено стандартом. Кроме того, целесообразно иметь портреты исторических деятелей, не указанных в обязательном минимуме стандарта, но изучение которых предполагается примерной программой (эти портреты могут содержаться в полиграфических изданиях и на электронных носителях). |
1.5 | Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт | К | | | В состав объектов материального обеспечения учебного процесса в основной школе целесообразно включать атласы нового поколения, представляющие собой комплексные учебно-методические издания и содержащие помимо картографического материала иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии. |
1.6 | Атлас по истории Средних веков с комплектом контурных карт | К | | |
1.7 | Атлас по Новой истории (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт | К | | |
1.8 | Атлас по Новой истории (XIX- начало ХХ в.) с комплектом контурных карт | К | | |
1.9 | Атлас по Новейшей и современной истории зарубежных стран с комплектом контурных карт | К | | |
1.10 | Атлас по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.) с комплектом контурных карт | К | | |
1.11 | Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт | К | | |
1.12 | Атлас по истории России (XIX – начало ХХ вв.) с комплектом контурных карт | К | | |
1.13 | Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт | К | | |
1.14 | Атлас по истории России | | К | К | |
1.15 | Атлас по Всеобщей истории | | К | К | |
1.16 | Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | Картографические материалы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. |
1.17 | Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.) | Ф | Ф | Ф | |
2. | информационно-коммуникативные средства |
2.1 | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории | Д/П | Д/П | Д/П | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
2.2 | Электронные библиотеки по курсу истории. | Д | Д | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). |
2.3 | Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. | | | | Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Перспективный аналог печатных материалов №№ 1.30 и 1.31 |
2.4 | Игровые компьютерные программы (по тематике курса истории) | Д | | | Рекомендуются для внеклассной работы |
3. | Экранно-звуковые пособия |
3.1 | Видеофильмы по всеобщей истории и истории России | Д | Д | Д | Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде |
3.2 | Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России | Д | Д | Д |
3.3 | Слайды (диапозитивы) по тематике курсов истории России и всеобщей истории. | Д | Д | Д |
4. | Технические средства обучения |
4.1 | Телевизор с универсальной подставкой | Д | Д | Д | Телевизор не менее 72 см диагональ |
4.2 | Видеомагнитофон (видеоплейер) | Д | Д | Д | |
4.3 | Аудио-центр. | Д | Д | Д | Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей. |
4.4 | Мультимедийный компьютер | Д | Д | П | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
4.5 | Сканер | Д | Д | Д | |
4.6 | Принтер лазерный | Д | Д | Д | |
4.7 | Копировальный аппарат | Д | Д | Д | Копировальный аппарат, диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
4.8 | Цифровая видеокамера | Д | Д | Д | Видеокамера и фотокамера могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
4.9 | Цифровая фотокамера | Д | Д | Д |
4.10 | Диапроектор или оверхэд (графопроектор) | Д | Д | Д | Диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
4.11 | Мультимедиапроектор | Д | Д | Д |
4.12 | Экран (на штативе или навесной) | Д | Д | Д | Минимальные размеры 1,25Х1,25 м |
4.13 | Средства телекоммуникации | Д | Д | Д | Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий |
5. | Учебно-практическое оборудование |
5.1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,карт | | | | |
5.2 | Штатив для карт и таблиц | | | | |
5.3 | Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) | | | | |
5.4 | Шкаф (ящик) для хранения карт | | | | |
5.5 | Ящики для хранения таблиц | | | | |
6. | Специализированная учебная мебель |
6.1 | Компьютерный стол | | | | |
6.2 | Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) | | | | |
8. Приложение:
Календарно – тематическое планирование по обществознанию 9 класс
№ урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Основные понятия и элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Домашнее задание |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | 1 | 02.09 | | Введение | Изучение нового материала | Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру. | Обществознание, человек, общество, государство, политика, право | беседа | С.4 |
ПОЛИТИКА (12 часов) |
2 | 1 | 09.09 | | Политика и власть | Комбинированный | Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. | Знать, какие существуют фор мы проявления влияния в обществе. Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; - пояснять, что представляет собой власть, её виды; - анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти. Работа со схемой «Власть» | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §1 |
3 | 1 | 16.09 | | Власть и СМИ | Комбинированный | Политическая жизнь и СМИ | Сущность любой власти, особенности политической власти, «четвертая власть» | Рубрика «В классе и дома» | §1 СМИ |
4 | 1 | 23.09 | | Государство | Комбинированный | Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. | Знать: - что такое политической системы общества. Понятие суверенитета. Понимать общие признаки государства. Анализировать внешние и внутренние функции государства. Анализировать причины появления государства. Давать определения основным понятиям урока. Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия. Работа с учебником. Составление схемы «Признаки государства и его функции» | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §2 СМИ |
5 | 1 | 30.09 | | Политические режимы | Изучение нового материала комбинированный | Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. | Знать: - что такое политический режим, какие существуют его типы Уметь: - анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности Анализировать проблемную ситуацию. Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм,парламент. | тест | $3 |
6 | 1 | 07.10 | | Политические режимы | Изучение нового материала комбинированный | Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. | Тоталитаризм, авторитаризм, демократия Составление схемы «Политические режимы» | тест | $3 |
7 | 1 | 14.10 | | Правовое государство | Комбинированный | Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. | Знать понятие правовое государство и история его становления. Уметь характеризовать признаки правового государства. Давать определение понятиям: правовое государство, тоталитаризм. Заполнение таблицы по заданным параметрам | Рубрика «В классе и дома» | §3 |
8 | 1 | 21.10 | | Принципы правового государства | Комбинированный | Признаки правового государства. | Составление простого плана, умение работать с текстом учебника. | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §4 |
9 | 1 | 28.10 | | Гражданское общество и государство | Комбинированный | Что такое гражданское общество. | Знать: - два значения гражданского общества, признаки гражданского общества. Объяснять: - историю развития и сущность гражданства. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества. Давать определение понятиям: гражданское общество, гражданство. Составление простого плана, умение работать с текстом учебника. | Рубрика «В классе и дома» | §5 |
10 | 1 | 11.11 | | Местное самоуправление | Комбинированный | Местное самоуправление. Общественная палата. | Составить схему «Местное самоуправление»Муниципальная собственность. Общественная палата | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §5 |
11 | 1 | 18.11 | | Участие граждан в политической жизни | Комбинированный | Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Пути влияния на власть. | Знать: - что представляет собой голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Объяснять сущность: - составные части процедуры голосования. Анализировать: - активность электората. Объяснять: - роль референдума в политической жизни. Давать определение понятиям: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум. Работа с материалом учебника | Рубрика «В классе и дома» | §6 |
12 | 1 | 25.11 | | Политические партии и движения | Комбинированный | Общественно-политические движения. Политические партии. | Знать: - что такое политическая партия, какие функции она выполняет; - основные подходы к классификации партий; - какими признаками наделена политическая партия; Давать определение понятиям: политическая партия, многопартийность, политическая программа | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §7 |
13 | 1 | 02.12 | | Обобщение «Политика» | Повторительно–обобщающий урок | | Знать основные положения урока, Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; -работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, ситуаций, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их. | Выводы к главе | Стр66 |
ПРАВО (21 час) |
14 | 1 | 09.12 | | Право, его роль в жизни общества и государства | Изучение нового материала | Что такое право? Мера свободы, справедливости и ответственности Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. | Уметь: - разъяснять сущность права, а также различные его значения; - правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах; - понимать систему права, раскрывая сущность основных отраслей права; - определять, нормами какого права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношения. Давать определение понятиям: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права. Урок- проблемная беседа с моделированием ситуаций. | тест | $8 |
15 | 1 | 16.12 | | Правоотношения и субъекты права | Изучение нового материала Комбинированный | Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. | Знать: - виды правоотношений, Уметь: - анализировать структуру правоотношений, Определять участников правоотношений; - находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений. моделирование ситуаций и их анализ. | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §9 |
16 | 1 | 23.12 | | Правоотношения и субъекты права. Полугодовая контрольная работа. | Изучение нового материала Комбинированный | Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. | Различать понятия правоспособность и дееспособность | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §9 |
17 | 1 | 30.12. | | Правонарушения и юридическая ответственность | Комбинированный | Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственности. | Знать: - признаки и виды правонарушений - термины: юридическая ответственность, принцип презумпции невиновности Уметь: - анализировать опасность некоторых поступков людей, показать неотвратимость ответственности за их совершение - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; -работать с текстом учебника, Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §10 |
18 | 1 | 13.01 | | Правонарушения и юридическая ответственность | Комбинированный | Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственности. | Заполнение таблицы по заданным параметрам, моделирование ситуаций и их анализ | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §10 |
19 | 1 | 20.01 | | Правоохранительные органы | Комбинированный | Какие органы называют правоохранительными. Суд. Прокуратура. Адвокатура. | Знать: - основные положения конституционных основ судебной системы РФ; - термины: прокуратура, адвокатура, нотариат. полиция. Уметь: - анализировать, взаимоотношения органов государственной власти и граждан; высказывать собственную точку зрения; Заполнение таблицы по заданным параметрам, моделирование ситуаций и их анализ | Рубрика «В классе и дома» | §11 |
20 | 1 | 27.01 | | Конституция РФ | Комбинированный | Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. | Знать: Основы конституционного строя РФ; термины: Конституция, федерация, народовластие.. Уметь: - работать с первоисточником, делать выводы, отвечать на вопросы; | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §12 |
21 | 1 | 03.02 | | Основы конституционного строя РФ | Комбинированный | Конституционный строй. Основы государства. Основные принципы. Основы статуса человека и гражданина. | Знать: - основные функции власти Президента РФ и органов государственной власти - термины: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации, импичмент, правительство. Уметь: работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения. | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §13 |
22 | 1 | 10.02 | | Права и свободы человека и гражданина | Комбинированный | Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина. Права ребёнка. | Знать: - характер прав человека; - термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений | Рубрика «В классе и дома» | §14-15 |
23 | 1 | 17.02 | | Права и свободы человека и гражданина | Комбинированный | Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина. Права ребёнка. | Знать термины и понятия: права человека, гражданские права, политические права, экономические, социальные, культурные права, | Рубрика «В классе и дома» | §14-15 |
24 | 1 | 24.02 | | Гражданские правоотношения | Комбинированный | Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. | Знать: - основы гражданских правоотношений; - права потребителей; - основные виды гражданско – правовых договоров; Уметь: - анализировать правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений; - находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений Учащиеся должны понимать важность права собственности, | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §16 |
25 | 1 | 03.03 | | Право на труд. Трудовые правоотношения. | Комбинированный | Право на труд. Трудовые правоотношения. | Знать: - правовое регулирование трудовых отношений, - кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Защита детского труда. - находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений | Рубрика «В классе и дома» | §17 |
26 | 1 | 10.03 | | Семейные правоотношения | Комбинированный | Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Семейные правоотношения. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. | Знать: - основы семейных правоотношений; Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы обеспечения в семье прав ребенка. Основные понятия: - семья, брак, нуклеарная семья. Уметь: - анализировать брачные контракты; - находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений Учащиеся должны понимать важность права собственности, | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §18 |
27 | 1 | 17.03 | | Административные правоотношения | Изучение нового материала Практическая работа | Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. | Знать: - основы административных правоотношений; Виды административных наказаний. Уметь: - анализировать правоспособность и дееспособность участников административных правонарушений.; - находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений | Вопросы и задания для практикума | $ 19 |
28 | 1 | 24.03 | | Административные правоотношения | Изучение нового материала Практическая работа | Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. | Учащиеся должны понимать важность права собственности | Вопросы и задания для практикума | $ 19 |
29 | 1 | 31.03 | | Уголовно-правовые правоотношения | Уголовно-правовые правоотношения | Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. | Знать: - основы уголовного права; - формы совершения преступления. - три признака преступления. - основные виды наказания. Уметь анализировать: - умысел или неосторожность. Определять участников и соучастников преступления. Причины совершения преступления. Находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений Знать понятия: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §20 |
30 | 1 | 14.04 | | Социальные права | Социальные права | Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. | Знать: - основы жилищных правоотношений; - социальные права; Уметь: - анализировать правоспособность и дееспособность участников жилищных правоотношений; - находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений Учащиеся должны понимать важность права собственности, | Рубрика «В классе и дома» | §21 |
31 | 1 | 21.04 | | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Современный терроризм/ экстремизм: понятие и сущность. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. | Знать: - основы Международно-правовая защита прав человека; - Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов; - международные организации и их роль в защите прав человека. Уметь: - анализировать необходимость гуманитарного права - находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений Учащиеся должны понимать важность права собственности | Рубрика «В классе и дома» | §22 |
32 | 1 | 28.04 | | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Законодательство в сфере образования. | Знать: - правовое регулирование отношений в области образования; - пути получения образования.; - находить в СМИ информацию по заданной теме; -приводить примеры правовых отношений Учащиеся должны понимать важность права на образование, | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §23 |
33 | 1 | 05.04 | | Обобщение «Право». Итоговая контрольная работа. | Обобщение «Право» | | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - применять полученные знания и умения в обычной жизни, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их. | Выводы к главе | |
34 | 1 | 12.05 | | Итоговое обобщение | Итоговое обобщение | | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - применять полученные знания и умения в обычной жизни, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их. | Тест | |