государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Зам. директора по УВР Директор школы:
_________ С.Х.Кадырова
___________ Шунина С.М.
«30» августа 2017 г. « 31» августа 2017 г.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Письмо и развитие речи» во 2 классе
на 2017-2018 учебный год.
Составитель: Мурзагалиева З. М.,
учитель начальных классов
с. Кротовка
2017 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и с программой « Русский язык» В.В.Воронковой // «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы». М.: Просвещение. 2013г, под редакцией В.В.Воронковой; Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии), календарным учебным графиком работы школы на 2017-2018 учебный год; учебным планом школы на 2017-2018 учебный год; расписанием занятий на 2017-2018 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017-2018 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Программа В.В.Воронковой « Русский язык» // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» М.: - Просвещение.2013 г.
Русский язык. 2класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, / Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова – М.: Просвещение. 2011 г.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направленно на достижение следующих задач:
◦ Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
◦ Выработать элементарные навыки грамотного письма;
◦ Повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
◦ Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
◦ Формировать нравственные качества.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 ч в неделю, 34 рабочих недели и 1 день, согласно календарного учебного графика работы школы на 2017-2018 учебный год, расписания занятий на 2017-2018 учебный год.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.
Программа включает в себя разделы «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Содержание программного материала.
Повторение
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
продолжение начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь
Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
Для реализации программного содержания используются:
Формы, методы, приемы, технологии.
Методы обучения: словесные (постановка познавательной задачи, поиск способа решения познавательной задачи, формулирование выводов); практические (работа с учебником, с тетрадью, со словарями); репродуктивные; исследовательские; проблемные; частично – поисковые; наглядные.
Приемы: организационные(беседа, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение), технические (работа с таблицами, работа по карточками), логические (сравнение, обобщение, классификация, применение правила на практике в условиях разной степени сложности).
Технологии: применение дидактических игр, личностно – ориентированное обучение, информационно – коммуникативные технологии.
Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся: регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащихся; тестирование; выборочные, словарные диктанты; контрольная работа, самостоятельные работы.
Способы проверки результатов: контроль, самоконтроль, анализ.
Формы занятий.
К концу 2-го класса учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Письмо и развитие речи» во 2 классе на 2017-2018 учебный год.
Количество часов всего - 68 в год; в неделю - 2 часа.
№ п/п | Тема урока | Дата | Вид деятельности (развитие речи, контрольное списывание, диктант) | Коррекционные задания |
1. | Повторение. Предложение. | 05.09 | | Ориентироваться в учебнике. Различать звуки на слух и в произношении. Анали- зировать слова по звуковому составу. |
2. | Р/р. Расположение предложений в последовательном порядке. | 06.09 | Развитие речи №1 | Списывать по слогам слова и предложения с рукописного и печатного текста. |
3. | Предложение и его схема. Распространение предложений. | 12.09 | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
4. | Слово. Составление предложений с данным словом. | 13.09 | | Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. |
5. | Звуки и буквы. | 19.09 | | Различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу. |
6. | Контрольное списывание по теме «Повторение». | 20.09 | Контрольное списывание №1 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. Ориентироваться в учебнике. |
7. | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Р/р. Составление предложений с данными словами. | 26.09 | Развитие речи № 2 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
8. | Согласные звуки и буквы. Слова, которые различаются одним звуком. | 27.09 | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
9. | Слова, которые различаются количеством или последовательностью звуков. | 03.10 | | Списывать по слогам слова и предложения с рукописного и печатного текста. |
10. | Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове. | 04.10 | | Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа. |
11. | Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы». | 10.10 | Контрольное списывание №2 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
12. | Слог. Деление слов на слоги. Р.р. Составление предложений к рисунку. | 11.10 | Развитие речи №3 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. Ориентироваться в учебнике. |
13. | Гласные в образовании слогов. Перенос слов по слогам. | 17.10 | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
14. | Деление слов со звуками и-й на слоги. Различие звуков Л-Р. | 18.10 | | Различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу. |
15. | Контрольное списывание по теме «Слог». | 24.10 | Контрольное списывание №3 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
16. | Парные звонкие и глухие согласные. Различие звуков Б-П. Р.р. Составление предложений из данных слов. | 25.10 | Развитие речи №4 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
17. | Различие звуков В-Ф. Различие звуков Г-К. | 31.10 | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
18. | Р/р. Заголовок. Различие звуков Д-Т. | 01.11 | Развитие речи №5 | Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. |
19. | Р/р. Письмо по памяти. Различие звуков Ж-Ш. | 14.11 | Развитие речи №6 | Ориентироваться в учебнике. |
20. | Р/р. Составление рассказа по картинкам. Различие звуков З-С. | 15.11 | Развитие речи №7 | Списывать по слогам слова и предложения с рукописного и печатного текста. |
21. | Различие звонких и глухих согласных. | 21.11 | | |
22. | Контрольное списывание по теме « Парные звонкие и глухие согласные». | 22.11 | Контрольное списывание №4 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
23. | Шипящие и свистящие согласные. Шипящие согласные. Свистящие согласные. | 28.11 | | Различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу. |
24. | Различие шипящих и свистящих согласных. | 29.11 | | Различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу. |
25. | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова. Буква е в начале слова или слога. Буква ё в начале слова или слога. | 05.12 | | Ориентироваться в своей системе знаний. |
26. | Р/р. Соотношение предложений с картинками. Буква ю в начале слова или слога. | 06.12 | Развитие речи №8 | Ориентироваться в учебнике. Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
27. | Буква я в начале слова или слога. | 12.12 | | Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа. |
28. | Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 13.12 | | |
29. | Контрольное списывание по теме « Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога». | 19.12 | Контрольное списывание №5 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
30. | Твердые и мягкие согласные. Гласные ы-и после твердых и мягких согласных. Р/р. Составление рассказа по картинке | 20.12 | Развитие речи №9 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
31. | Р/ р. Письменные ответы на вопросы. Гласные о-ё после твердых и мягких согласных | 26.12 | Развитие речи №10 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
32. | Гласные у-ю, а-я после твёрдых и мягких согласных. | 27.12 | | Списывать по слогам слова и предложения с рукописного и печатного текста. |
33. | Р/р. Соотношение предложений с картинками. Гласная е после мягких согласных. | 16.01 | Развитие речи №11 | Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа. |
34. | Р/р. Соотношение предложений с картинками. Различие твёрдых и мягких согласных | 17.01 | Развитие речи №12 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
35. | Контрольное списывание по теме « Твёрдые и мягкие согласные» | 23.01 | Контрольное списывание №6 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
36. | Мягкий знак на конце слова. Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Р/р. Составление рассказа по картинке | 24.01 | Развитие речи №13 | Ориентироваться в учебнике. |
37. | Р/р. Соотношение предложений с картинками. Письмо слов с мягкими согласными на конце. | 30.01 | Развитие речи №14 | Составлять предложения по картинке, выделять предложения из речи и текста. |
38. | Р/р. Соотношение предложений с картинками. Различие твёрдых и мягких согласных. | 31.01 | Развитие речи №15 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
39. | Различие слов с твердыми и мягкими согласными на конце. | 06.02 | | Ориентироваться в учебнике. |
40. | Контрольное списывание по теме « Мягкий знак на конце слова». | 07.02 | Контрольное списывание №7 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
41. | Название предметов. Предмет и его название. Названия предметов, отвечающих на вопрос что? | 13.02 | | Ориентироваться в своей системе знаний. Подбирать по вопросам названия предметов и действий. |
42. | Р/р. Диалог. Названия частей предмета. | 14.02 | Развитие речи №16 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
43. | Р/р. Пересказ текста. Различие сходных предметов и их названия. | 27.02 | Развитие речи №17 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
44. | Контрольное списывание по теме « Название предметов». | 28.02 | Контрольное списывание №8 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
45. | Р/р. Составление предложений по картинке. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | 06.03 | Развитие речи №18 | Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа. |
46. | Р/р. Соотношение предложений с картинками. Обобщающее слово для группы однородных предметов. | 07.03 | Развитие речи №19 | Ориентироваться в учебнике. Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. |
47. | Различие слов, отвечающих на вопросы кто? что? Различие слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов. | 13.03 | | Ориентироваться в своей системе знаний. Подбирать по вопросам названия предметов и действий. |
48. | Р/р. Составление рассказа по серии картинок. Большая буква в именах людей. | 14.03 | Развитие речи №20 | Списывать по слогам слова и предложения с рукописного и печатного текста. |
49. | Р/р. Составление предложений к рисунку. Большая буква в именах и фамилиях людей. | 20.03 | Развитие речи №21 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
50. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 21.03 | | Писать большую букву в именах и фамилиях людей, кличках животных. |
51. | Названия действий. Действие и его название. Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? | 03.04 | | Подбирать по вопросам названия предметов и действий. Ориентироваться в учебнике. |
52. | Р/р. Письмо по памяти. Подбор названий действий к названиям предметов. «Кто как голос подает?» | 04.04 | Развитие речи №22 | Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. |
53. | Р/р. Соотношение предложений с картинками. Кто как передвигается? | 10.04 | Развитие речи №23 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
54. | Р/р. Составление рассказа по картинке. Одушевлённые предметы и их действия. | 11.04 | Развитие речи №24 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
55. | Р/р. Составление продолжения рассказа по картинке. Неодушевленные предметы и их действия. | 17.04 | Развитие речи №25 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
56. | Различие названия предметов и названия действий по вопросам. | 18.04 | | Подбирать по вопросам названия предметов и действий. |
57. | Предлоги. Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении. | 24.04 | | Ориентироваться в учебнике. |
58. | Р/р. Письменные ответы на вопросы. Выделение «трудной» гласной в словах. | 25.04 | Развитие речи №26 | Списывать по слогам слова и предложения с рукописного и печатного текста. |
59. | Р/р. Составление рассказа по картинке. Написание гласных в словах-родственниках. | 05.05 | Развитие речи №27 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
60. | Предложение. Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. | 08.05 | | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
61. | Р/р. Составление рассказа по картинке. Предложение и его схема. | 10.05 | Развитие речи №28 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
62. | Р/р. Составление рассказа по картинке. Различие набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. | 12.05 | Развитие речи №29 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
63. | Р/р. Составление продолжения рассказа по картинке. Завершение начатого предложения. | 14.05 | Развитие речи №30 | Ориентироваться в учебнике. |
64. | Контрольное списывание по теме «Предложение» | 15.05 | Контрольное списывание №9 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
65. | Р/р. Составление предложений по сюжетной картинке. Предложения – вопросы и предложения – ответы. | 16.05 | Развитие речи №31 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
66. | Повторение. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак на конце слов. Р/р. Составление продолжения рассказа по картинке. | 22.05 | Развитие речи №32 | Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
67. | Названия предметов. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Контрольное списывание. | 23.05 | Контрольное списывание №10 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
68. | Названия действий. Контрольный диктант за год. | 29.05 | Контрольный диктант. | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
Итого: 68 ч из них- контрольное списывание: 10 ч контрольный диктант: 1 ч развитие речи: 32 ч | | |
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочую программу
Дата внесения изменения | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |