Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа-интернат № 7»
РАССМОТРЕНО на МК учителей русского языка и литературы________ Протокол № ______ от «___»_______ 20 ____ г. Руководитель МК И.И.Кириченко ФИО | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР ________ И. В. Сидорова «___» ______ 20 _____ г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7» от «___»____20____ г. №_____ ___________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Развитие речи»
для __2_ ступени обучения (_8_ «__А__» класс)
на 2017-2018 учебный год.
Программу составил:
учитель __Сидорова Инна Валентиновна, ___I_категории
ФИО
г. Волгоград
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию речи для 5(8 класса школ 1 вида) составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ2 и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)3
Планирование ориентировано на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Личностными результатами являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Раздел 3. Текст
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.
Раздел 5. Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 6. Язык и культура
1. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Структурные отличия государственной и рабочей программы
№ | Раздел | |
рабочая программа |
| 1 четверть | 8*2=16час |
1. | Стили речи. | 2 ч |
2. | Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | 2ч |
3. | Входной контроль. Изложение. | 2ч |
4. | Анализ изложения и работа над ошибками. Тема текста. | 2ч |
5. | Основная мысль текста. | 2 ч |
6. | Понятие об основной мысли высказывания. Работа с текстом | 1 ч |
7. | Сжатое изложение. Критерии. | 1 ч |
8. | Написание сжатого изложения. («Гордость это хорошо или плохо?» | 2 ч |
9. | Сочинение. (Памятный (веселый, интересный) день в школе». | 2ч |
10. | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 2ч |
11. | Контрольная забота за 1 четверть. Написание изложения. | 2ч |
12. | Анализ изложения и работа над ошибками. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | 1ч |
| 2 четверть | 7*2=14час |
13. | Описание погоды (времени года) | 2ч |
14. | Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета | 2ч |
15. | Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | 2ч |
16. | Письмо. | 2ч |
17. | Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» | 2ч |
18. | Административная контрольная работа за 1 полугодие. Изложение. | 2ч |
19. | Анализ изложения и работа над ошибками. | 2ч |
| 3 четверть | 9*2=18-1 ч=17час |
20. | Беседа о проведенных каникулах по вопросам. Диалог. | 2ч |
21 | Выборочное изложение. | 2ч |
22 | Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 2ч |
23 | Изложение « Первый снег» | 2ч |
24 | Рассуждение | 2ч |
25 | Доказательства в рассуждении. | 1ч |
26 | Выборочное изложение «Последний лист орешника» | 2 ч |
27 | Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). | 2ч |
28 | Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 2ч |
| 4 четверть | 8*2=16час(21час) |
29 | Беседа, как я провел каникулы. | 1ч |
30 | Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении | 2ч |
31 | Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | 3 ч |
32 | Подробное изложение с изменением лица. | 3ч |
33 | Описание животного. | 3ч |
34 | Итоговая административная контрольная работа за год. Изложение | 2ч |
35 | Анализ контрольной работы. 26 Описание картины А.Н. Комарова « Наводнение».Описание животного. | 2ч |
36 | Рассказ | 2ч |
37 | Устное изложение | 1ч |
38 | Невыдуманный рассказ (о себе). | 1ч |
39 | Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | 2ч |
40 | Изложение по серии картинок. | 1ч |
41 | Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). | 1ч |
Итого: | |
Развитие речи 5(8) класс.
Тематическое планирование. Базовый уровень (2 часа в неделю)
1 четверть 8*2=16 часов.
Дата | Кол-во часов | Тема урока | | Цели и задачи урока | Характеристика основных видов учебной деятельности | Контроль |
| | |
| 1-2 | Стили речи. | Урок усвоения новых знаний | Познакомить с особенностями разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Знакомство с правилами этикета. | Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. | С 9-10 |
| 3-4 | Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | Урок усвоения новых знаний | Формировать умение отличать текст от набора предложений и озаглавливать текст. | Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Изложение. | С 26-28 упр 66 |
| 5-6 | Входной контроль. Изложение. | Урок контроля знаний и умений. | | | |
| 7-8 | Анализ изложения и работа над ошибками. Тема текста. | Урок актуализации знаний и умений. Урок усвоения новых знаний. | Сформулировать понятие темы текста; научить выделять в тексте общую тему. | Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта | С 31-32, 35-36 |
| 9-10 | Основная мысль текста. | Урок усвоения новых знаний | Показать отличие темы высказывания от его основной мысли; познакомить учащихся со способами раскрытия основной мысли текста; учить определять основную мысль текста. | Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос. | С 44-46 |
| 11 | Понятие об основной мысли высказывания. Работа с текстом | Урок повторения. | Показать отличие темы высказывания от его основной мысли; познакомить учащихся со способами раскрытия основной мысли текста; учить определять основную мысль текста | Умение отличать основную.мысль высказывания от его темы, определять тему, основную мысль высказывания, составлять текст. | С 49 упр 118 |
| 12 | Сжатое изложение. Критерии. | Урок усвоения новых знаний | Учить детей строить сжатый текст; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. | Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения. | С 58 |
| 10-11 | Написание сжатого изложения. («Гордость это хорошо или плохо?» | Урок усвоения новых знаний | Формирование умения создавать собственный связный текст, определяя свободную тему, стиль и основную мысль изложения. | Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание изложения. | С 58 упр 137 |
| 12-13 | Сочинение. (Памятный (веселый, интересный) день в школе». | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание сочинения. | Упр. 153 с 65 |
| 14-15 | Контрольная забота за 1 четверть. Написание изложения. | Урок контроля знаний и умений | | | |
| 16 | Анализ изложения и работа над ошибками. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | Урок усвоения новых знаний | Познакомить учащихся с текстами повествования, с ролью описания в художественном повествовании; формировать умения составлять план текста, пересказывать текст и воспроизводить его в письменном виде. | Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения. | С 115 упр 275 |
| | | 2 четверть 2*7=14 час. | |
| 17-18 | Описание погоды (времени года) | Урок усвоения новых знаний | Познакомить учащихся с типом речи – описанием; формировать умение описывать предмет в разных стилях речи. Развивать навыки письменной речи; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения. | С 75 упр 183 С 77 упр 186 С 228 упр 575-576 |
| 19-20 | Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета | Урок усвоения новых знаний | С 122 |
| 21-22 | Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | Урок усвоения новых знаний | Познакомить учащихся с таким жанром картины как натюрморт, с его композицией; формирование умения устно описывать изображенное на картине. | Написание сочинения. Знание композиционных особенностей описания. Умение создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания | С 132 упр 317 |
| 23-24 | Письмо. | Урок усвоения новых знаний | Особенностей письма. Умение связно составить монологическую письменную речь | Написать письмо своему другу(родственникам), рассказав ему о чём-то интересном | С 88 |
| 25-26 | Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» | Урок усвоения новых знаний | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. | Умение создавать сочинение – описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка | С 90 упр 218 |
| 27-28 | Административная контрольная работа за 1 полугодие. Изложение. | Урок контроля знаний и умений | | | С 95 упр 230 |
| 29-30 | Анализ изложения и работа над ошибками. | Урок актуализации знаний и умений. | | | С 95 упр 230 с 97 упр 233 |
| | | | 3 четверть 2*9=18час(20час) | |
| 31-32 | Беседа о проведенных каникулах по вопросам. Диалог. | Урок актуализации знаний и умений. Урок усвоения новых знаний | | | С 101-105 |
| 33-34 | Выборочное изложение. | Урок усвоения новых знаний | Повторить стили речи, композиционную структуру изложения; вырабатывать умение составлять собственный связный текст – описание по личным впечатлениям. | Написание сочинения. | С 107 Упр.254 |
| 35-37 | Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Сочинение – рассуждение. | Дать понятие о рассуждении как о типе речи, о его композиционной структуре, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование); формирование умение самостоятельно создавать текст – рассуждение. | Написание сочинения. | С 147 Упр. 358. |
| 38-40 | Изложение « Первый снег» | Урок актуализации знаний и умений. | Формировать умение выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика. | Написание изложения. Умение составлять план текста, понимать, для какого стиля характерно употребление языковых средств | С 150 упр.№367. |
| 41-42 | Рассуждение | Урок усвоения новых знаний | Знание композиционных особенностей рассуждения. Умение создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания | | С 159 |
| 43 | Доказательства в рассуждении. | Урок усвоения новых знаний | Познакомить учащихся со структурой текста - рассуждения, ролью доказательства в рассуждении; формировать умение анализировать текст – рассуждение с точки зрения его структуры, умение составлять рассуждение самостоятельного характера. | структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение. | С 160-161 |
| 44-45 | Выборочное изложение «Последний лист орешника» | Урок усвоения новых знаний | | Написание изложения. | С 167 упр 406 |
| 46-48 (18 час) | Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие о роли деталей в художественном описании; продолжить работу над понятием натюрморт; формировать умение описывать малопредметные натюрморты и создавать текст-описание. | Написание сочинения. Умение определять натюрморт, собирать материал к сочинению, создавать текст-описание. | С 185 Упр. 457. |
| 49-50 | Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие об элементах рассуждения в описании; формировать умение устно описывать изображенное на картине, умение составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников. | Составление устного описания картины. отзыва. | С 193 Упр.473 |
| | | 4 четверть 2*8=16 час | |
| 51 | Беседа, как я провел каникулы. | Урок актуализации знаний и умений. | | | |
| 52-53 | Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении | Урок усвоения новых знаний | Умение определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал. Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами | | С 193 |
| 54-56 | Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | Урок усвоения новых знаний | Повторить структуру рассуждения и повествования; формировать умение включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста. | Написание изложения. Составление связного монологического пересказа текста близко к исходному с изменением лица в письменной форме, составление тематическую цепочку | С 200 Упр. 496. |
| 57-59 | Подробное изложение с изменением лица. | Урок усвоения новых знаний | Формировать умение излагать содержание исходного текста с изменением лица, умение устранять неоправданные повторы одних и тех же слов, для более точного выражения мысли. | Написание изложения. | С 216 Упр. 546. |
| 60-62 | Описание животного. | Урок контроля знаний и умений | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. | Написание изложения. Умение писать изложение, пользуясь памяткой, уместно употреблять прилагательные, включать в повествование описание, определять стиль исходного текста и сохранять его при пересказывании. | С 233-234 упр 587 |
| 63-64 | Итоговая административная контрольная работа за год. Изложение | Урок контроля знаний и умений | | | |
| 65-66 | Анализ контрольной работы. 26 Описание картины А.Н. Комарова « Наводнение».Описание животного. | Урок контроля знаний и умений | Проверить умение учащихся в письменной форме описывать животного, изображенного на картине, умение излагать свои мысли четко и лаконично, умение правильно строить предложения, избегая повторов слов; проверить орфографические и пунктуационные навыки. | описание животного | С 237 Упр. 599. |
| 67-68 | Рассказ | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие о рассказе как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; формировать умение составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам. | Создание устного рассказа по иллюстрациям | с. 245-246. |
| 69 | Устное изложение | Урок усвоения новых знаний | Уметь пересказывать текст | Создание устного рассказа | С 250 упр 634 |
| 70 | Невыдуманный рассказ (о себе). | Урок усвоения новых знаний | Повторить все известные сведения о рассказе как одном из видов повествования; формировать умение составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его. | Самостоятельное составление устного рассказа о себе. | С 259 упр 657 |
| 71-72 | Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | Урок усвоения новых знаний | Формирование умения производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица. | Написание изложения. | Упр. 699. |
| 73 | Изложение по серии картинок. | Урок усвоения новых знаний | Формировать умение составлять рассказ по данному началу с использованием сюжетных рисунков; умение употреблять глаголы в форме настоящего для оживления повествования. | Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно). | Упр.697. |
| 74 | Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). | Урок усвоения новых знаний | Повторить сведения о рассказе на основе изображенного (по воображению); формировать умение составлять рассказ на основе изображенного. | Написание сочинения. | Упр. 701. См. также Никитина Е.И. с. 256. |
1 ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008. URL:http://standart.edu.ru
2 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 -9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
3 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.:Просвещение, 2011. – 46 с.
12