(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).
Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения для 4 класса разработана на основе Сборника рабочих программ «Школа России» (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва,: Просвещение, 2011 с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа скорректирована на основе общеобразовательной программы (авторы:Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова), а также рекомендаций специалистов ПМПК и рекомендаций ПМПК.
Обучение ведется по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык, 4 класс», Москва: «Просвещение»,2014 год.
Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для больных детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. Целевое назначение: обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебным планом школы, индивидуальными учебными планами учащихся в соответствии с Положением об организации обучения больных учащихся и детей, находящихся в социально-опасном положении.
Данная рабочая программа разработана для учащейся 4-в класса, которая находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по русскому языку для 4 класса и реализуется в течение года.
Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.
В начальном обучении предмет «Русский язык» направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой.
Образовательная программа индивидуального обучения рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем по направлениям клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения и рассчитана на работу с одним учеником.
Учебные занятия с детьми проводятся ежедневно, по индивидуальному расписанию.
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
№ | Тема урока | Дата | Основные виды деятельности учащихся |
| ТЕМА №1: Повторение (5 ч) Планируемые результаты освоения курса: Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Составлять из слов предложения. Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв |
1 | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. | 01.09 | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. |
2 | Текст и его план. Типы текстов. | 06.09 | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой |
3 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 08.09 | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения |
4 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 13.09 | Различать распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам |
5 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 15.09 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
| ТЕМА№2: Предложение (4 ч) Планируемые результаты освоения курса: Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления и с помощью союзов. Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. |
6 |
Однородные члены предложения (общее понятие) | 20.09 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами |
7 | Знаки препинания в предложении с однородными членами | 22.09 | Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов |
8 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. | 27.09 | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы. |
9 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 29.09 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
| ТЕМА№3: Слово в языке и речи (8 ч) Планируемые результаты освоения курса: Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Называть значимые части слова. Находить в словах корень. Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Объяснять написание гласных и согласных букв в значимых частях слова. |
10 |
Слово и его лексическое значение | 04.10
| Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи |
11 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. | 06.10 | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове |
12 | Синонимы, антонимы, омонимы | 11.10 | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи |
13 | Состав слова. Однокоренные слова. | 13.10 | Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок |
14 | Суффиксы и приставки. Разбор слова по составу | 18.10 | Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова |
15 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 20.10 | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы |
16 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | 25.10 | Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. |
17 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 27.10 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
| ТЕМА№4: Имя существительное (16 ч) Планируемые результаты освоения курса: Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Сравнивать имена существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения: находить сходство и различие. Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. Выполнять морфологический разбор имени существительного. |
18 | Распознавание имен существительных по падежам | | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам |
19 | Упражнение в распознавании И., Р., В. падежей неодушевленных имен существительных | | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах |
20 | Упражнения в распознавании имен существительных в Д., Т. и П. падежах | | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой |
21 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения |
22 | Упражнение в распознавании имен существительных 1 склонения. | | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения |
23 | Развитие речи. Сочинение по картине художника А.А. Пластова «Первый снег» | | Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя) |
24 | 2 склонение имён существительных | | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям |
25 | 3 склонение имён существительных | | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. |
26 | Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения единственного числа. | | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова |
27 | Правописание окончаний имен существительных в И, Р, В, Д. падежах | | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. |
28 | Правописание окончаний имен существительных в Т. и П. падежах | | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и |
29 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | | Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа |
30 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки |
31 | Правописание окончаний существительных множественного числа во всех падежах | | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
32 | Правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. | | Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
33 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (изложение) |
| ТЕМА№5: Имя прилагательное (12 ч) Планируемые результаты освоения курса: Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Определять род и число имён прилагательных. Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже. |
34 | Имя прилагательное как часть речи | | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов |
35 | Род и число имён прилагательных | | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» |
36 | Развитие речи. Описание игрушки | | Различать начальную форму имени прилагательного.Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке |
37 | Изменение имён прилагательных по падежам в единственном числе | | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения |
38 | Изменение имён прилагательных по падежам в единственном числе | | Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. |
39 | Склонение имён прилагательных. | | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице |
40 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице |
41 | Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | | Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного |
42 | Склонение имен прилагательных женского рода | | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице |
43 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам |
44 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного |
45 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки |
| ТЕМА№6: Личные местоимения (3 ч) Планируемые результаты освоения курса: Понимать, что такое местоимение. Распознавать местоимения среди других частей речи. Указывать грамматические признаки местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Выполнять морфологический разбор местоимения. |
46 | Местоимение как часть речи Личные местоимения | | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. |
47 | Изменение личных местоимений по падежам | | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. |
48 | Обобщение по теме «Местоимение». Проверочная работа | | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
| ТЕМА№7: Глагол (14 ч) Планируемые результаты освоения курса: Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. Изменять глаголы по временам. Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Образовывать формы глагола с помощью приставок и суффиксов. Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. Называть личные окончания глаголов I и II спряжений. Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называть глаголы-исключения. Выполнять морфологический разбор глагола. |
49 | Роль глаголов в языке | | Различать глаголы среди других слов в тексте |
50 | Изменение глаголов по временам | | Трансформировать текст, изменяя время глагола. Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе |
51 | Неопределённая форма глагола | | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) |
52 | Спряжение глаголов. | | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) |
53 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего и будущего времени | | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» |
54 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола |
55 | Возвратные глаголы | | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
56 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
57 | Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста | | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) |
58 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
59 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы |
60 | Морфологический разбор глаголов. | | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола |
61 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм |
62 | Обобщение по теме «Глагол». | | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола |
| ТЕМА№8: Повторение (6 ч) Планируемые результаты освоения курса: Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи. Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Объяснять, что такое предложение. Находить границы предложений. Определять тип предложения. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
63 | Язык. Текст. Речь. | | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
64 | Предложение и словосочетание | | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
65 | Лексическое значение слова | | Применить свои знания для выполнения заданий |
66 | Состав слова. Части речи | | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах |
67 | Итоговый контрольный диктант | | Применять свои знания для выполнения итоговой работы |
68 | Игра «По галактике Частей Речи» | | Применять свои знания для выполнения заданий |
Бобёр – известное животное в России. С водой связана вся жизнь зверька. Бобёр может легко плавать. Длинными крепкими резцами он грызёт ветки, валит деревья. Зачем бобёр делает это? Чтобы мелкая речка стала прудом. Там для большой семьи речной плотник выстроит чудесный дом. Хороша у бобра хатка! (45 слов)
В субботний солнечный день школьники участвуют в спортивном празднике.
Кто победит в кроссе? Первым легко и красиво бежит Илья Михайлов. За ним Руслан Тучков и Анна Шишова. Ребята любят спорт.
Судьи вручают им призы. Молодцы! Болельщики несут цветы. У всех радостные улыбки. (41 слово)
В субботу ребята пришли в школьный сад. Был солнечный день. Митя и Эдик принесли лопаты. Они ловко окапывают деревья и кусты. На клумбе ещё цветут поздние гвоздики. Осенние листья почти засыпали их. Настя и Алла убирают листву. Друзья счастливы. Они помогают школе. (42 слова)
А чем интересна ваша местность? Изучайте природу России. Не наносите ей вред! (46 слов)
Раньше участники Великой Отечественной войны часто ездили по местам обороны Москвы. Они беседовали со школьниками и местными жителями. Во время войны тут шли жестокие бои. Многие наши воины погибли. Но враг не прошёл!
Молодёжь и старики несут к памятнику живые цветы. С грустью и гордостью звучат имена героев.
Хороши в России берёзовые рощи! Осенью нас восхищал их золотой наряд. Они дарили нам грибы и ягоды.
А как был красив березняк зимой! Он словно оделся в кружево. Каждая ветка покрылась снежными иголочками. Солнце освещало рощу. Луч света играл на стволах берёз. Кругом стояла тишь. Не оторвать взгляд от сказочного царства.
Весной берёзки зеленели. Среди ветвей радостно звучало птичье пение. (60 слов)
Крот – подземное животное. Это маленькое существо стало загадкой для учёных. О кроте известно мало. Нос зверька очень чувствительный. Передние лапы как лопатки. Их мощь велика. Они разгребут любую почву.
Крот не любит света. Как во тьме он нарыл прямые ходы? Этими путями побежит зверёк то вперёд головой, то назад спиной. Ходок должен собрать большие объёмы съестного. У крота прекрасный аппетит! (60 слов)
Небо почернело. Лесные жители почувствовали опасность и спрятались. Сверкнула молния. Её мощь была сильна. Раздался оглушительный гром. Пошёл сильный дождь. Он не капал, а лил стеной.
Но скоро небо прояснилось. На нём засияло яркое солнце. С деревьев ещё падали дождевые капли. Душистой смолою и берёзовыми почками запахло в лесу.
Здесь снова поют чижи, скворцы, дрозды. Лес звенит на все голоса. (60 слов)