СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (для детей с умственной отсталостью) для обучения в инклюзивном классе по предмету «Биология» уровень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Рабочая программа по биологии для 9 класса (для детей с умственной отсталостью) составлена на основе программы специальных (коррекциионных) образовательных учреждений VIII вида: S-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

         Данная рабочая программа разработана  в соответствии с нормативно-правовой  базой:

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ).

2.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599.

4.    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года №ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

5.Инструктивно-методическое письмо «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2013-2014 учебном году».

6. Инструктивно-методическое письмо «О создании вариативных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области в 2014-2015 учебном году».

7. Письмо департамента образования Белгородской области от 24.08.2016 г. №9-09/14/5775

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (для детей с умственной отсталостью) для обучения в инклюзивном классе по предмету «Биология» уровень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области


«Согласовано»

Руководитель МО учителей

биологии и химии

__________ Л.М.Давыдова

Протокол № ___

от «____»__________ 2020 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

_________ Н.В.Дубровская

«____»___________ 2020 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района

Белгородской области

_________________________

О.А.Пономарева

Приказ № ___ от«___»___________ 2020 г.




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(для детей с умственной отсталостью)

для обучения в инклюзивном классе

по предмету «Биология»

уровень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс

для обучающегося 9 «Д» класса

Крахмалёва Артёма



Разработала: Давыдова Людмила Михайловна,

учитель биологии высшей

квалификационной категории



2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 9 класса (для детей с умственной отсталостью) составлена на основе программы специальных (коррекциионных) образовательных учреждений VIII вида: S-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ).

2.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599.

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года №ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

5.Инструктивно-методическое письмо «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2013-2014 учебном году».

6. Инструктивно-методическое письмо «О создании вариативных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области в 2014-2015 учебном году».

7. Письмо департамента образования Белгородской области от 24.08.2016 г. №9-09/14/5775

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Реализовать данную цель можно будет через решение следующих задач:

1) сообщение учащимся общих сведений об организме человека и его здоровье;

2) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни людей);

3) привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

4)развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)

5) развивать любознательность, научное мировоззрение

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за биологическими объектами;



воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естествознание»

Рабочая программа по биологии в 9 классе разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической науки, медицине. В программе 9 класса предусматривается сообщение элементар­ных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормаль­ной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма челове­ка учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от зараз­ных болезней (в том числе СПИД); какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятель­ности.

В программе В. В. Воронковой нет распределения часов по темам, в рабочей программе

часы распределены в учебно-тематическом плане в объеме 68 часов (2 часа в неделю). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 2 лабораторных работы. Рабочая программа ориентирована на учебник Е.И.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек. 9 класс. – М.:Просвещение, 2016.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.


Формы контроля, используемые учителем:

текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требова­ний к отдельным учащимся по темам, связанным с запоминанием большого объёма учебного материала.

Методы обучения:

Словесные, наглядные, наблюдение, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.

Технологии:

  • коррекционно – развивающего обучения;

  • дифференцированного обучения;

  • здоровьесберегающие;

  • информационные;

  • личностно-ориентированное обучения.

Сроки реализации рабочей учебной программы: 1 год.

Количество часов корректируется в связи с объявлением карантина или отменой занятий по метеоусловиям.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организ­ма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.



Содержание тем учебного курса. 68 часов (2 ч в неделю)


Введение (1 ч.)

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека в животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека (4 ч.)

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение (12 ч.)

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение (8 ч.)

Значение крови в кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему - на весь организм). Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы

1. Микроскопическое строение крови

2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание (6 ч.)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение (12 ч.)

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечные заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

3. Действие слюны на крахмал.

4. Действие желудочного сока на белки.

Почки (2 ч.)

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа (4 ч.)

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система (8 ч.)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств (6ч.) Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния

и вкуса. Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации (3 ч.)Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье

человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ -инфекция и другие.

Меры профилактики.

Резерв времени (2ч.)




Учебно-тематический план



Наименование тем

Количество часов

Количество лабораторных работ

По программе В.В.Воронковой

По рабочей программе

По программе

В.В.Воронковой

По рабочей программе

1.Введение


1



2.Общий обзор организма человека


4



3.Опора тела и движение



12



4.Кровь и кровообращение



8

2

2

5. Дыхание



6



6. Пищеварение



12



7. Почки



2



8. Кожа


4



9. Нервная система


8



10. Органы чувств


6



11. Охрана здоровья человека в Российской Федерации


3



Резерв времени


2



Итого


68

2

2






























































Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема учебного занятия

Тип учебного занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата проведения


Домашнее задание


Примечание

по плану

факти-чески

Введение( 1ч.)

.

Личностные

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

Метапредметные результаты.

— работать с учебником и дополнительной литературой

1.

Место человека среди млекопитающих в живой природе.

Вводное занятие

Определение понятий, фор-мируемых в ходе изучения темы. Объяснение места и роли человека



Изучить §1,§2cтр.6-8, ответить на вопросы1-3 стр.9




Общий обзор организма человека (4ч.)







2.

Общее знакомство с организмом человека.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение уровней организации человека. Выделение существенных признаков организма человека.



Изучить§3 стр.9


3.

Краткие сведения о строении клеток человека. .

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Установление различий между растительной и животной клеткой. Установление единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении.



Изучить§3 стр.9-10


4.

Краткие сведения о строении тканей человека.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение особенностей биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов человека. Сравнение клеток, тканей организма человека, формулирование выводов на основе сравнения.



Изучить§3 стр.10-12, выполнить задание6 на стр.13


5.

Органы. Системы органов.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков организма человека.



Изучить§4 стр.13-16, выполнить задание 4 на стр.13


Опора тела и движение(12ч.)

Личностные результаты:

—критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты:

—сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

6.

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека.

Вводное занятие

Выделение существенных признаков опорно-двигательной системы человека.



Изучить§5 стр.17-21, выполнить задание 6 на стр.21


7.

Состав и строение костей.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Распознавание на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объяснение зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.



Изучить§6 стр.22-24, выполнить задание 1 на стр.24


8.

Соединения костей.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Определение типов сое-динения костей



Изучить§7 стр.25-28


9.

Череп человека.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Распознавание костей черепа человека



Изучить§8 стр.29-31, выполнить задание 2 на стр.31


10

Скелет туловища.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Изучение скелета туловища.



Изучить§9 стр.31-35, выполнить задание 2 на стр.35


11

Скелет конечностей.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Распознавание на наг-лядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов.



Изучить

§10,§11


12

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Освоение приемов оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата



Изучить

§12 стр.43-44, выполнить задание 6 на стр.45


13

Первая помощь при переломах костей.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Освоение приемов оказания первой помощи при переломах костей



Изучить

§12 стр.42-43


14

Строение и значение мышц.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей строения мышц.



Изучить

§13 стр.46-50, выполнить задание 4 на стр.50


15

Основные группы мышц человеческого тела.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей основных групп мышц человеческого тела



Изучить

§14 стр.51-53


16

Работа мышц. Утомление.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей работы мышц. Объяснение механизмов регуляции работы мышц.




Изучить

§14 стр.53-56


17

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.



Изучить

§16 стр.57-60, §17 выполнить задание 8 на стр.61


Кровь и кровообращение (8ч.)

Личностные результаты:

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

Метапредметные результаты:

— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

18

Значение крови и кровообращения.

Вводное занятие

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы.



Изучить

§18 стр.66-68, выполнить задание 4 на стр.68


19

Состав крови. Лабораторная работа1.Микроскопическое строение крови


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы.



Изучить

§19 стр.69-71


20

Сердце: его строение и работа.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Устанавление взаимосвязи строения сердца с выполняемыми им функциями




Изучить

§21cтр.77-79


21

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение особенностей строения сосудистой системы и движения крови по сосудам.



Изучить

§20 стр.73-76, §22


22

Движение крови по сосудам. Пульс. Лабораторная работа2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Устанавление зависимости кровоснабжения органов от нагрузки. Освоение приемов измерения пульса, кровяного давления.



Изучить

§21cтр.79-80


23

Первая помощь при кровотечении. Переливание крови.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Освоение приемов оказания первой помощи при кровотечении.



Изучить

§24 стр.89-91


24

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Приведение доказательств (аргументация) необходимос-ти соблюдения мер профи-лактики сердечно-сосудистых заболеваний



Изучить

§23 стр.85-88, выполнить задание 4 на стр.88


25

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения отрицательного влияния никотина и алкоголя на сердце и сосуды



Изучить конспект



Дыхание(6ч.)

Личностные результаты:

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:

— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

26

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции.

Вводное занятие

Выделение существенных признаков процессов дыхания и газообмена. Умение разли-чать на таблицах органы дыхательной системы.



Изучить

§25 стр.94-98, выполнить задание 6 на стр.98


27

Голосовой аппарат.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение строения и значения голосового аппарата.




Изучить

конспект


28

Газообмен в легких и тканях.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Сравнение газообмена в легких и тканях, умение делать выводы на основе сравнения.



Изучить

§26 стр.99-101, выполнить задание 6 на стр.101


29

Болезни, передающиеся через воздух.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Приведение доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний.



Изучить

§28 стр.106-109


30

Гигиена органов дыхания.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения гигиены органов дыхания.



Изучить

§26 стр.102-105


31

Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Приведение доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний.



Изучить

стр.111-112


Пищеварение (12ч.)

Личностные результаты:

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


32

Значение пищеварения. Питательные вещества .

Вводное занятие

Выделение существенных признаков процесссов питания и пищеварения.



Изучить

§29 стр.113-114, выполнить задание 5 на стр.115


33

Витамины.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Классификация витаминов. Объяснение роли витаминов в организме человека.



Изучить

§31 стр.119-122


34

Пищевые продукты Демонстрация опыта: Обнаружение крахмала и белка в пшеничной муке.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей пищевых продуктов



Изучить

§30стр.115-118


35

Органы пищеварения.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Умение различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.



Изучить

§32 стр.124-126, выполнить задание 6 на стр.127


36

Пищеварение в ротовой полости Демонстрация опыта: действие слюны на крахмал.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей пищеварения в ротовой полости.



Изучить

§33стр.128-129


37

Пищеварение в ротовой полости. Демонстрация опыта: обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей пищеварения в ротовой полости.



Изучить

§33стр.129-131


38

Пищеварение в желудке. Демонстрация опыта: действие желудочного сока на белок.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей пищеварения в желудке.



Изучить

§34 стр.131-133, выполнить задание 4 на стр.133


39

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей пищеварения в кишечнике.



Изучить

§35


40

Гигиена питания

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Доказательство (аргу-ментация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищевари-тельной системы



Изучить

§36,§37


41

Предупреждение желудочно-кишечные заболеваний.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Доказательство (аргу-ментация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы



Изучить

§38 стр.145-147, выполнить задание 4 на стр.147


42

Предупреждение пищевых отправлений и глистных заражений.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Доказательство (аргу-ментация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы



Изучить

§39,§40


43

Обобщающий урок по теме «Пищеварение».

Закрепление знаний и способов деятельности

Закрепление понятий, формируемых в ходе изучения темы



Повторить

стр.156-157


Почки (2ч.)

Личностные результаты:

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

44

Органы мочевыделительной системы, их значение.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков процесса удаления продуктов обмена из организма. Умение различать на таблицах органы моче-выделительной системы



Изучить

§41


45

Предупреждение почечных заболеваний.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Доказательство (аргу-ментация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы мочевыделительной системы



Изучить

§42


Кожа (4ч.)

Личностные результаты:

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:

— классифицировать витамины.

46

Кожа человека и ее значение

Вводное занятие

Выделение существенных признаков покровов тела



Изучить

§43 стр.165-167, выполнить задание 4 на стр.168


47

Закаливание организма.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей закаливания организма



Изучить

§46


48

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей гигиены кожи и гигиенических требований к одежде.



Изучить

§44,§45


49

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Освоение приемов оказания первой помощи при тепло-вом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.



Изучить

§47,§48


Нервная система (8ч.)

Личностные результаты:

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

Метапредметные результаты:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

50

Строение и значение нервной системы

Вводное занятие

Объяснение строения и значения нервной системы в регуляции процессов жизне-деятельности.



Изучить

§49 стр.186,§51


51

Спинной мозг.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Определение расположения спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознавание на наглядных пособиях органов нервной системы.



Изучить

§49 стр.189


52

Головной мозг.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей строения головного мозга и его отделов. Объяснение функций головного мозга и его отделов.



Изучить

§49 стр.186-187


53

Головной мозг.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей строения головного мозга и его отделов. Объяснение функций головного мозга и его отделов.



Изучить

§49 стр.187-189


54

Нервы

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение особенностей строения нервов



Изучить

§50, выполнить задание 4 на стр.192


55

Гигиена умственного труда.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения гигиены умственного труда.



Изучить

§52, выполнить задание 3 на стр.197


56

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения отрицательного влияния на нервную систему алкоголя и никотина.



Изучить

§54


57

Сон и его значение.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Характеристика фаз сна. Объяснение значения сна.



Изучить

§53, выполнить задание 3 на стр.199


Органы чувств (6ч.)

Личностные результаты:

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:

— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


58

Значение органов чувств.

Вводное занятие

Выделение существенных признаков строения и функционирования органов чувств.



Изучить

стр.205


59

Строение, функции органа зрения.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков строения и функционирования органа зрения



Изучить

§55 стр.206-208, выполнить задание 6 на стр.209


60

Гигиена органа зрения.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения гигиены органа зрения



Изучить

§56 стр.210-211, выполнить задание 6 на стр.212


61

Строение органа слуха.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков строения и функционирования органа слуха



Изучить

§57


62

Предупреждение нарушений слуха.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения предупреждения нарушений слуха.



Изучить

§58 стр.216-218, выполнить задание 3 на стр.218


63

Органы обоняния и вкуса.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение существенных признаков строения и функционирования органов обоняния и вкуса



Изучить

§59,§60


Охрана здоровья человека в Российской Федерации(3ч.)

Личностные результаты:

— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки

Метапредметные результаты:

— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов


64

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения системы здравоохранения в Российской Федерации.



Изучить

§62


65

Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения воздействия окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.



Изучить

§61


66

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение значения болезней цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие.



Изучить конспект


67

Итоговое обобщение за курс «Человек»

Урок-обобщение

Закрепление понятий, формируемых в ходе изучения курса«Человек»



Повторить стр.231


68

Заключительный урок по курсу «Человек»

Закрепление знаний и способов деятельности

Закрепление понятий, формируемых в ходе изучения курса«Человек»


















Материально-техническое обеспечение

Учебно-методические средства обучения .



Е.И.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек. 9 класс. – М.: Просвещение, 2016.



Дополнительная литература для учителя

1)Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.

2) РохловB.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­свещение, 1997. - 240с: ил.;

3) Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

Дополнительная литература для учащихся:

1)Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

2)Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 2007


Электронные издания:

2.Биология 6-11 кл.

3.БЭНП Биология

4.Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории

6.Тесты по биологии

7.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.Уроки биологии. Человек и его здоровье. 8 класс


Перечень учебно-лабораторного оборудования

Лупы, микроскопы лабораторные (световой), микролаборатории, комплект приспособлений для проведения исследований( Лоток для раздаточного материала (15 шт.). Препаровальные инструменты: скальпель (15 шт.); препаровальные иглы (45 шт.); пинцет (15 шт.); ножницы (15 шт.); пипетка (15 шт.); коллекция железы внутренней секреции, глазница, сердце, печень, ухо человека, глаз, распилы костей, скелет, таблицы



Темы лабораторных и

практических работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Имеется в наличиии

1.Лабораторная работа №1. Микроскопическое строение крови


микроскопы, готовые микропрепараты крови человека

100%

2. Лабораторная работа№2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).



часы с секундной стрелкой.


100%

Лабораторная работа №1. (Инструктивная карточка)

Микроскопическое строение крови

Цель:изучить строение эритроцитов человека

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови человека

Ход работы:

1.Рассмотрите препарат крови человека. Найдите в нём эритроциты. Обратите внимание на их форму, величину, отсутствие ядра. Зарисуйте в тетради несколько эритроцитов человека.

2.Напишите в выводе какую функцию выполняют эритроциты?


Лабораторная работа№2. (Инструктивная карточка)

Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Цель работы

  1. Научиться подсчитывать пульс.

  2. С помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращен сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условие

Порядок работы

                1. Ответьте на вопросы: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека.

                2. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать.

                3. Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин:

а) в положении сидя,

б) в положении стоя,

в) после 10 приседаний.

Отчетное задание

  1. Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота ударов.

2. Заполните таблицу:


ИЗМЕНЕНИЕ ПУЛЬСА ПРИ РАЗНОЙ МЫШЕЧНОЙ НАГРУЗКЕ

Число пульсовых ударов в 1 мин

при покое

после 10 приседаний

в положении сидя

в положении стоя

3. Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке.



Методические рекомендации


Рабочая программа по биологии для 9 класса (для детей с умственной отсталостью) разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической науки, медицине. В программе 9 класса предусматривается сообщение элементар­ных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормаль­ной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма челове­ка учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от зараз­ных болезней (в том числе СПИД); какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятель­ности.




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!