СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) курса (учебного предмета) «Литература» 5-9 класс на 2021– 2022 учебный год Составитель (ФИО) Серебренникова В.П. Должность: социальный педагог Категория: первая

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по литературе для детей с ОВЗ 7 класс на 2021-2022 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) курса (учебного предмета) «Литература» 5-9 класс на 2021– 2022 учебный год Составитель (ФИО) Серебренникова В.П. Должность: социальный педагог Категория: первая»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИЖНЕАНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1





РАССМОТРЕНО

МО учителей_______________

протокол

от ______202 _ г №___




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР Зырянова М.А.

_____________



Адаптированная рабочая программа

для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

«Литература»

5-9 класс



на 2021– 2022 учебный год




Составитель (ФИО) Серебренникова В.П.

Должность: социальный педагог

Категория: первая











Нижнеангарск

2021 год



































































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:


- Рабочая программа по литературе для 5 – 9 классов для обучающихся с умственной отсталостью (УО) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);

-Программа по литературе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

-Основная общеобразовательная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью МБОУ «НСОШ №1».

- Положение об адаптированной рабочей программе для обучения детей с ОВЗ МБОУ «НСОШ №1».

Цели и задачи

Рабочая программа по литературе предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

ЦЕЛЬ: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

  • Совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

  • Развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

  • Развитие положительных качеств и свойств личности.

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Обоснованием выбора примерной программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Школьники с ограниченными возможностями трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценить их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

В рабочей программе по чтению для школьников с ОВЗ практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий.

Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по русскому языку и чтению указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием.

В отдельных случаях, когда учащиеся не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе определить индивидуальную программу обучения (3 уровень).


Отличительных особенностей рабочей программы и программы В.В.Воронковой нет. Количество часов сохраняется, программное содержание расширяется за счёт введения НРК.

Включение НРК в учебный план позволяет решать педагогам следующие задачи:

Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.


Межпредметные результаты

Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.



Содержание предмета

Примерная тематика. Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о: героическом прошлом и настоящем нашей Родины, событиях в мире, труде людей, родной природе и бережном отношении к ней, знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения. Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание стихотворений наизусть.

Внеклассное чтение. Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет, журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.


Тематическое планирование

по Литературе

Класс: 7

Учитель: Серебренникова Валентина Петровна

Количество часов по учебному плану

Всего 34 часа; в неделю 1час.

Учебник : А.К.Аксенова, Москва Просвещение 2018 год, Чтение 7 класс



Табличное представление тематического планирования



Раздел

Кол. часов

Содержание

Вид контроля

1

Сказки

2

1.Сивка-Бурка (Русская народная сказка)

2.Журавль и Цапля(Русская народная сказка)

текущий

2

Былина

1

1.Три поездки Ильи Муромца

текущий

3

Пословицы. Загадки

2

Пословицы

Загадки

текущий

4

А.С.Пушки

2

1.Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеио прекрасной царевне Лебеди ( в сокращении).

2.УЛукоморья ( отрывок из поэмы Руслан и Людмила)

текущий

5

М.Ю.Лермонтов

1

1.Бородино

текущий

6

И.А.Крылов

3

1.Кукушка и Петух

2.Волк и Журавль

3. Слон и Моська

текущий

7

Н.А.Некрасов

1

Генерал Топтыгин

текущий

8

Л.Н.Толстой

1

1.Кавказский пленник ( в сокращении)

текущий

9

А.П.Чехов

1

Хамелеон

текущий

10

В.Г.Короленко

1

Дети подземелья ( в сокращении)

текущий

11

Максим Горький

2

Детство (отрывки из повести)

В людях( отрывки из повести)

текущий

12

М.В.Исаковский

3

1.Детство

2.Ветер

3.Весна

текущий

13

К.Г.Паустовский

1

1.Черт

текущий

14

М.М.Зощенко

1

1.Великие Путешественники

текущий

15

К.М.Симонов

1

Сын артиллериста

текущий

16

В.П.Катаев

1

Флаг

текущий

17

Н.И.Рыленков

3

1.Деревья

2.Весна без вещуньи кукушки

3.»Все в тающей дымке»

текущий

18

Ю.И.Коваль

2

1.Капитан Клюквин

2.Картофельная собака

текущий

19

Ю.Я.Яковлев

1

1.Багульник

текущий

20

Р.П.Погодин

1

Время говорит - пора

текущий

21

А.Г.Алексин

1

1.Двадцать девятое февраля ( отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

текущий

22

К.Я.Ваншенкин

1

1.Мальчишка

2.Снежки

текущий

23

Повторение


Повторение

текущий







Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Программы:

Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Cб.1: М.- Гуманитарный исследовательский центр «Владос», 2011. - 224 стр.


2.Учебники:

А.К.Аксенова, Москва Просвещение 2018 год, чтение 7 класс


3. Литература для учителя:

Н. В. Новоторцева. Развитие речи для детей. (Пособие для родителей и педагогов). Ярославль, «Академия развития», 1998.

Е.Д. Худенко, Е.В. Останина. Практическое пособие по развитию речи . – М., «Руссико»,1991.


3. Демонстрационные таблицы: иллюстрации учебника, иллюстративный материал на тему «времена года».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!