МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖНЕАНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНО МО учителей_______________ протокол от ______202 _ г №___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Зырянова М.А. _____________ |
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
«Математика»
7 класс
на 2021– 2022 учебный год
| Составитель (ФИО) Серебренникова В.П. Должность: социальный педагог Категория: первая |
Нижнеангарск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 7 класса для обучающихся с умственной отсталостью (УО) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);
-Программа по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
-Основная общеобразовательная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью МБОУ «НСОШ №1».
- Положение об адаптированной рабочей программе для обучения
детей с ОВЗ МБОУ «НСОШ №1».
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения математике являются:
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Межпредметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;
Достаточный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);
выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;
применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач;
представления о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
Содержание учебного предмета
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.
Сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена
мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки и . Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства.
Тематическое планирование
по Математике
наименование курса
Класс:7
Учитель: Серебренникова Валентина Петровна
Количество часов по учебному плану
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Учебник: Алышева Т.В. Математика 7 класс, учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные программы.
Табличное представление тематического планирования
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
| Нумерация (5ч.) | |
1 | Разряд слагаемых | 1 |
2 | Сравнение чисел | 1 |
3 | Решение задач | 1 |
4 | Четные и нечетные числа. Решение примеров | 1 |
5 | Чтение многозначных чисел. Микрокалькулятор | 1 |
| Числа, полученные при измерении величин (2ч.) | |
6 | Числа, полученные при измерении величин | 1 |
7 | Время. Единицы измерения времени | 1 |
| Сложение и вычитание многозначных чисел (4ч.) | |
8 | Устное сложение и вычитание | 1 |
9 | Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора | 1 |
10 | Письменное сложение и вычитание | 1 |
11 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | 1 |
| Умножение и деление на однозначное число (5ч.) | |
12 | Письменное умножение и деление. Умножение на однозначное число | 1 |
13 | Решение задач | 1 |
14 | Деление на однозначное число | 1 |
15 | Разность и кратное сравнение чисел | 1 |
16 | Решение примеров на деление | 1 |
| Геометрический материал (5ч.) | |
17 | Геометрические фигуры | 1 |
18 | Отрезок, прямая и их обозначения | 1 |
19 | Углы и их виды | 1 |
20 | Горизонтальные, наклонные и вертикальные линии | 1 |
21 | Окружность | 1 |
| Умножение и деление на 10, 100,1000 (5ч.) | |
22 | Умножение на 10, 100, 1000 | 1 |
23 | Составление задач по схемам | 1 |
24 | Деление на 10, 100, 1000 | 1 |
25 | Решение задач | 1 |
26 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 |
| Преобразование чисел, полученных при измерении (3ч.) | |
27 | Преобразование чисел, полученных при измерении | 1 |
28 | Преобразование в более мелкие меры | 1 |
29 | Преобразование в более крупные меры | 1 |
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (7ч) | |
30 | Устные приёмы сложения и вычитания | 1 |
31 | Письменные приёмы сложения | 1 |
32 | Письменные приёмы вычитания | 1 |
33 | Решение задач | 1 |
34 | Составление обратных примеров | 1 |
35 | Нахождение неизвестного компонента в уравнении | 1 |
| Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число (4ч.) | |
36 | Устные приёмы умножения и деления чисел, полученных при измерении | 1 |
37 | Письменные приёмы умножения и деления чисел, полученных при измерении | 1 |
38 | Нахождение одной или нескольких частей от величин | 1 |
39 | Периметр квадрата и прямоугольника | 1 |
| Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1000 (2ч.) | |
40 | Умножение на 10,100,1000 | 1 |
41 | Деление на 10, 100, 1000 | 1 |
| Умножение и деление на круглые десятки (4ч.) | |
42 | Письменное умножение на круглые десятки | 1 |
43 | Решение задач | 1 |
44 | Письменное деление на круглые десятки | 1 |
45 | Решение примеров. Проверка обратным действием | 1 |
| Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки ( 3ч.) | |
46 | Умножение и деление именованных величин на круглые десятки | 1 |
47 | Решение задач | 1 |
48 | Дополнение условий задач | 1 |
| Геометрический материал (5ч.) | |
49 | Треугольники, их виды по углам и сторонам | 1 |
50 | Многоугольники. Параллелограмм | 1 |
51 | Построение параллелограмма | 1 |
52 | Ромб | 1 |
53 | Построение многоугольника с равными сторонами | 1 |
| дроби | |
54 | Обыкновенные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
55 | Смешанные дроби | 1 |
56 | Дополнение дроби до единицы | 1 |
57 | Сложение и вычитание смешанных дробей | 1 |
58 | Сравнение смешанных дробей | 1 |
59 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
60 | Меры времени | 1 |
61 | Решение примеров | 1 |
62 | Взаимное расположение геометрических фигур | 1 |
63 | Ломаная и её длина | 1 |
64 | Решение задач | 1 |
65 | Симметричные фигуры | 1 |
66 | Построение симметричных фигур с помощью перегиба | 1 |
67 | Повторение изученного | 2 |
| | |
Учебно – методический комплекс
-Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Cб.1: М.- Гуманитарный исследовательский центр «Владос», 2011. - 224 стр.
Алышева Т.В. Математика 7 класс, учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные программы.
Математика 5-9 классы коррекционно-развивающие задания и упражнения. Волгоград: Учитель,2009
6) Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы.
7) Бабина О. А. Изучение геометрического материала в 6-7 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: пособие для учителя – дефектолога.
М. Н. Перова «Рабочая тетрадь по математике» учебное пособие для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.- Просвещение, 2010г.
Л.Ю.Долгих «Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида, Иркутск, ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», 2009 г.