СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (для инклюзивного обучения) ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА» 9 КЛАСС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа составлена для                        индивидуального обучения детей с задержкой психического развития (легкая умственная отсталость).

Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в повседневной практике умеют поддерживать беседу, используя несложные предложения. Обладают независимостью в уходе за собой. Основные затруднения проявляются в сфере школьного обучения. Отмечается заметная эмоциональная, личностная, социальная незрелость, нарушения адаптивного поведения в виде расторможенности, дурашливости. Более заметны успехи в области практической деятельности, включая малоквалифицированный ручной труд.

Курс «Физика » направлен на формирование социально значимых знаний и умений, позволяет связать изучаемый материал с жизнью, применять полученные знания на практике и тем самым повысить возможность социальной адаптации школьников.

Содержание курса составляют сведения о некоторых свойствах физических тел и веществ, процессах, закономерностях, с которыми люди сталкиваются в быту.

Программа учитывает психофизические особенности ученика: рассеянное внимание, кратковременная память, низкий уровень мышления

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (для инклюзивного обучения) ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА» 9 КЛАСС»


Адаптированная общеобразовательная рабочая программа составлена для индивидуального обучения детей с задержкой психического развития (легкая умственная отсталость).

Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в повседневной практике умеют поддерживать беседу, используя несложные предложения. Обладают независимостью в уходе за собой. Основные затруднения проявляются в сфере школьного обучения. Отмечается заметная эмоциональная, личностная, социальная незрелость, нарушения адаптивного поведения в виде расторможенности, дурашливости. Более заметны успехи в области практической деятельности, включая малоквалифицированный ручной труд.

Курс «Физика » направлен на формирование социально значимых знаний и умений, позволяет связать изучаемый материал с жизнью, применять полученные знания на практике и тем самым повысить возможность социальной адаптации школьников.

Содержание курса составляют сведения о некоторых свойствах физических тел и веществ, процессах, закономерностях, с которыми люди сталкиваются в быту.

Программа учитывает психофизические особенности ученика: рассеянное внимание, кратковременная память, низкий уровень мышления



























АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(для инклюзивного обучения)

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»

9 КЛАСС

на IV четверть 2015/2016 учебного года





Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа составлена для индивидуального обучения детей с задержкой психического развития (легкая умственная отсталость) Данная рабочая программа по физике разработана на основе авторской программы О.Ф. Кабардина (линия «Архимед») в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 5.03.04). В программе предусмотрена возможность для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Нормативно- правовые документы, на основе которых разработана данная программа:

Учебный план сформирован в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области общего образования и образования лиц с ОВЗ, реализует основные принципы и положения концепции ИКП РАО о поэтапном реформировании системы специального образования, в том числе структуры и содержания обучения лиц с умственной недостаточностью.

Нормативной основой для разработки учебного плана являются:

- Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года;

-Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;

-Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции Приказов Министерства образования РФ от 20.08.2010 №241,от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».• Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015г. №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Физика » направлен на формирование социально значимых знаний и умений, позволяет связать изучаемый материал с жизнью, применять полученные знания на практике и тем самым повысить возможность социальной адаптации школьников.

Содержание курса составляют сведения о некоторых свойствах физических тел и веществ, процессах, закономерностях, с которыми люди сталкиваются в быту.

Программа учитывает психофизические особенности ученика: рассеянное внимание, кратковременная память, низкий уровень мышления. Методы, применяемые при обучении: беседа, рассказ учителя, чаще всего наглядные – приборы, эксперименты, презентации. Ученику требуется частое повторение материала, необходимо учить анализировать ситуации, абстрагироваться, сравнивать изучаемые объекты и явления. При работе с учеником необходимо учитывать его особенности: внимания, памяти, мышления, кратковременность памяти, необходимо частое повторение материала.

Цели коррекционно - развивающей работы с данной категорией обучающихся:

  • создание условий, способствующих усвоению программного материала, развитию у каждого обучающегося механизма компенсации имеющегося отклонения;

  • удовлетворение потребностей обучающихся в программах обучения, обеспечивающих их личное становление;

  • коррекция умственного развития на основе индивидуальных возможностей обучающегося;

  • коррекция познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств;

  • улучшение качества жизни, возможностей в развитии и коррекции личности каждого обучающегося индивидуально;

  • создание и реализация условий по совершенствованию трудового обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью дальнейшего их трудоустройства;

  • обеспечение возможности продолжения обучения в учреждениях начального профессионального образования;

  • достижение социальной адаптации.

Задачи:

  • дать обучающимся такие доступные физические знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • использовать процесс обучения элементам физики для повышения уровня общего развития обучающихся с умственной отсталостью и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы.

Программа является общеразвивающей в социальном плане, помогающая обучающимся с умственной отсталостью практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об общих закономерностях природы, взаимодействии физических тел. Поэтому при изучении данного курса особое внимание уделяется демонстрационным опытам, практическим работам, содержание практической части определяет:

- прикладная направленность (связь с повседневной деятельностью человека);

- техническая простота (использование веществ и приспособлений, которые используются в быту);

- экологическая направленность и безопасность. В программе для каждой темы определены вопросы, подлежащие изучению, перечень демонстраций и практических работ.

Формы работы:

фронтальная работа, работа в парах, практическая работа.



Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный метод, (метод при котором учитель объясняет, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);

- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);

- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути её решения);

- практический.



Технологии обучения:

здоровъесберегающие, игровые, проблемно - поисковые, личностно - ориентированные, разноуровневое и дифференцированное обучение , ИКТ.



Место предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Физика» имеет практическую направленность, формирует у обучающихся представления о физических явлениях, встречающихся в быту, и помогает осмыслению единства свойств неживой и живой природы.

Учебная программа для 9 класса на IV четверть рассчитана на 12 часа, по 2 часа в неделю. Изучение физики в специальной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, математикой (единицы измерения длины, массы, скорости, пути, цена деления измерительного прибора).



Учебно-методический комплекс, используемый в соответствии с образовательной программой учреждения:

№ п\п

Авторы, составители

Название учебного издания

Издательство

1

О. Ф. Кабардин

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Архимед», 7 – 9 классы.

М. Просвещение

3

О. Ф. Кабардин С. И. Кабардина

Учебник для общеобразовательных учреждений «Физика 9 класс»

М. Просвещение

7

О. Ф. Кабардин

Книга для учителя. «Физика 9 класс»

М. Просвещение

11

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике. 7-9кл.

М. Просвещение

Для достижения поставленных целей планируется использование элементов следующих образовательных технологий:

  • технология проблемного обучения,

  • развивающие технологии,

  • тестовые технологии,

  • информационно-коммуникативные технологии,

  • здоровьесберегающие технологии.



Ожидаемые результаты освоения образовательной программы.

  • достижение обязательного минимума содержания образования и сформированности общеучебных умений и навыков;

  • достижение оптимального для каждого уровня обученности;

  • достижение потенциально возможного уровня образованности в соответствии с уровнем обученности;

  • овладение обучающимися доступными им способами и навыками освоения учебной программы;

  • развитие положительной мотивации к образовательному процессу;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • коррекция умственного развития;

  • достижение гражданского, нравственного уровня личности с учётом требований общества;

  • создание и реализация условий по совершенствованию трудового обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью дальнейшего их трудоустройства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, механической энергии.

уметь:

  • описывать физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.


Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протека­ния этих явлений: естественная и искусственная радиоактив­ность, возникновение линейчатого спектра излучения;

  • выделять основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных ре­акций, линейчатых спектров.


Выпускник получит возможность научиться:

  • изучить планетарную модель строения атома, из каких элементарных частиц состоит ядро атома; историю открытия протона и нейтрона, смысл понятия «радиоактивность».

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счётчик ионизирующих ча­стиц, дозиметр) для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиме­тра;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при ис­пользовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Строение и эволюция Вселенной

Выпускник научится:

  • различать основные признаки суточного вращения звёздно­го неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентри­ческой системами мира.


Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и различия планет земной группы и планет-гигантов, малых тел Солнечной системы и больших планет;

  • различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура); соотносить цвет звезды с её температурой;


Основное содержание программы

I.Строение атома и атомного ядра.

Радиоактивность. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Строение атома. Модель атома Томсона. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные силы. Ядерные реакции. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальная лабораторная работа

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.


II. Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая система мира, гелиоцентрическая система мира, планеты Солнечной системы, малые тела Солнечной системы, строение Вселенной.





Тематическое планирование.

Разделы Кол-во час. Л. р Т. р
1 Строение атома и атомного ядра. 5 1 1
2 Строение Вселенной 5
1
3 Повторение 2


Итого 12 1 2







Календарно-тематическое планирование

9 класс, IV четверть (12часов , 2 часа в неделю)

Раздел 4. Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (5 часов).


№ урока

Дата

Коррекция

Кол-во часов

Тема урока

1



1

Строение атома. Модель Томсона и Резерфорда.

2



1

Атомное ядро.

3



1

Радиоактивность. Биологическое действие радиации

4



1

Ядерная энергетика

5



1

Обобщение по теме. Тестирование.


Раздел 5. Строение Вселенной (5 часов). Повторение. (2 часа)


№ урока

Дата

Коррекция

Кол-во часов

Тема урока

1



1

Геоцентрическая система мира

2



1

Гелиоцентрическая система мира

3



1

Планеты Солнечной системы.

4



1

Малые тела Солнечной системы.

5



1

Строение Вселенной.

6



1

Тестирование

7



1

Обобщение. Итоговое занятие.









Критерии оценивания.

Система оценки достижений обучающихся регламентируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации».

При оценивании важно учитывать психологические особенности обучающегося с интеллектуальными нарушениями: не­умение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя.

Важно соблюдать объективность оценки: оценивается результат деятельности ученика, личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.

Реализация этих требований позволяет системе контроля и оценки становиться регулятором отношений школьника и учебной среды (ученик превращается в равноправного участника процесса обучения, готового и стремящегося к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть) и имеет особое значение в развитии положительной мотивации ребенка и его отношения к учению.

Для оценивания применяются цифровой балл (отметка) и оценочное суждение.

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки.

«5» («отлично») – обучающийся понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» («хорошо») – обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

«3» («удовлетворительно») – обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» («плохо») – обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие его смысл; в работе с текстом делает грубые ошибеки, не использует помощь учителя.

По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка.

Учитель имеет право поставить обучающемуся отметку выше той, которая предусмотрена нормами, используя разноуровневый подход.

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался").

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве за­ключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Литература

И.Я.Ланина. Формирование познавательных интересов на уроках физики.

К.Н.Елизаров. Вопросы методики преподавания физики в средней школе.

В.А.Буров. Демонстрационный эксперимент по физике. ч. 1,2.

В.А.Буров. Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!