СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учебного предмета «Биология. 8 класс»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного курса биологии для учащихся 8 класса с умственной отсталостью (Вариант 1) составлена к учебнику Биология. Животные. 8 класс :  учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.И. Никишов, А.В. Теремов – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 231 с.  Программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 70 часов (2 часа в неделю). Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учебного предмета «Биология. 8 класс»»


_________________________________________________________

_________________________________

__________________________________________________________

________________________________________

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением учителей естественно-математического цикла

_________________________

(протокол от ________ № __)

Руководитель МО

_________/ _______________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________________

____________/ _____________

______.20____


УТВЕРЖДАЮ

Директор ____________ _

______________________

___________/___________

Приказ от _______ № ____




Адаптированная рабочая программа

для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1)

учебного предмета

«Биология. 8 класс»

для 8 «А» класса

2 часа в неделю (всего 70 часов)






Автор – составитель:













_______________ учебный год

г. ___________________________





Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного курса биологии для учащихся 8 класса с умственной отсталостью (Вариант 1) составлена на основе следующих нормативно-методических документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 9, 10) от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ;

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Общеобразовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией Н.Н. Воронковой «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 6 -9 классы»; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012

- Устава ____________________________

Учебно-методический комплект

Учебник: Биология. Животные. 8 класс : учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.И. Никишов, А.В. Теремов – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 231 с. Соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений на ____________ учебный год.

Цель: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания неживой и живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе.

Задачи:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изу­че­нии ко­торого учащиеся в V и VI классах, получат элементарную естественно-научную под­го­товку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целост­ность би­ологического курса, а его содержание будет способство­вать правильному поведению обу­чающихся в соответствии с законами приро­ды и общечеловеческими нрав­с­т­ве­н­ны­ми цен­ностями.

Изучение биологического материала в VII-IX классах позволит решать за­дачи экологического, эстетического, патриотического, физическо­го, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного ми­ра должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответ­ственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью че­ловека и человек — часть приро­ды, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Биология» посвящён изучению живой природы и состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоро­вье». В 8 классе в разделе «Животные» особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни че­ловека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, сани­тарно-гигиенические требования к их содержанию и др.).

Программа предполагает ведение наблюдений, органи­зацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опы­тов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осу­ществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдатель­ность, корригировать мышление и речь.

Примерный учебный план для обязательного изучения курса биологии в 8 классе отводит 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Резервное время составляет 3 часа.

Фактически по календарно-тематическому планированию в _________ учебном году в 8-А классе будет проведено 67 часов в соответствии с производственным календарем, календарным графиком прохождения учебного материала на ___________ учебный год и расписанием уроков. Поэтому реализация содержания образовательной программы осуществляется за счет 3 часов резервного времени.

Краткая характеристика обучающихся, которым адресована программа.

Умственную отсталость связывают с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от внутриутробного до трех лет). Общим признаком у всех детей с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности. Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в повседневной практике умеют поддерживать беседу, используя несложные предложения. Обладают независимостью в уходе за собой. Основные затруднения проявляются в школьном обучении, особенно в овладении чтением, письмом, элементарной математикой. Отмечается заметная эмоциональная, личностная, социальная незрелость, нарушения адаптивного поведения в виде расторможенности. Более заметны успехи в области практической деятельности, включая малоквалифицированный ручной труд.

Уровень готовности к усвоению программы: низкие когнитивные способности; сниженное социальное функционирование; низкая сформированность познавательных процессов; мышление конкретное; словарный запас беден; внимание нарушено, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью; усвоение знаний с опорой на жизненный опыт; выполнение простой практической работы возможно при тщательной отработке задания учителем.

Коррекционная направленность обучения осуществляется за счет использования коррекционно-развивающих упражнений, игр, увеличения количества тренировочных упражнений, преподавания материала небольшими дозами с постепенным его усложнением за счет использования занимательных форм, увеличения количества иллюстрируемого материала.


Коррекционно-развивающие задачи по биологии:

1. Корректирование и развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе между животными.

2. Корректирование познавательной возможности и интересов.

3. Развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

4. Развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти.

5. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности учащихся.

6. Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к природе через экскурсии, беседы.

  1. Планируемые результаты освоения адаптированной программы

Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

1.1. Личностными результатами являются:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1.2. Предметные результаты

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения это­го уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по биологии на конец школьного обучения (IX класс):

Биология (VII – IX класс):

Минимальный уровень:

представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;

выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;

описание особенностей состояния своего организма;

знание названий специализации врачей;

применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;

осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;

узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;

знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);

знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;

выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);

владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

    1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы

Оценку обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в 5-х - 9-х классах школы по всем предметам Программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе.

Для оценки учащихся в ходе промежуточной аттестации, учителем разрабатываются индивидуальные контрольные задания с учетом того уровня, которого они смогли достичь в процессе обучения. Оценивается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками.

Текущий контроль успеваемости - это процесс проверки успешности обучения воспитанников школы, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного года на соответствие требованиям АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Он проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.

Текущий контроль призван выполнять прогностическую (или диагностическую) функцию. Эта функция проверки служит получению опережающей информации в учебном процессе. В результате проверки учитель получает основания для прогнозирования хода изучения нового материала на определенном отрезке учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.

Формами текущего контроля успеваемости могут быть оценка устных ответов обучающихся, самостоятельной, практической и контрольной работ.

В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, учителем разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь воспитанники в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки.

Промежуточная аттестация проводится в 5-х - 9-х классах школы в конце каждой четверти и учебного года учителями в сроки, установленные календарно­-тематическим планом школы.

Итоговая аттестация по биологии не предусмотрена.


Оценка обучающихся с легкой степенью умственной отсталости по биологии при промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация обучающихся по учебным предметам образовательной области «Естествознание» осуществляется в форме устного опроса, выполнения тестовых заданий.

Организуя устный опрос / тестирование, учитель в соответствии с уровнем учебных возможностей ученика, формулирует вопросы из пройденного материала в течение четверти, полугодия или учебного года таким образом, чтобы они были правильно поняты при прочтении или объявлении устно.

Критерии для оценивания устных ответов по предмету биология

Оценка устных ответов

Отметка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Отметка «4» выставляется ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Отметка «3» выставляется ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

Отметка «2» выставляется ученику, если он обнаруживает незнание большей, или наиболее существенной, части изученного материала. Допускает ошибки в формулировке правил, понятий, искажает их смысл. Не всегда в состоянии понять и ответить на поставленный вопрос. Делает грубые ошибки в изложении материала, не использует помощь учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка тестовых заданий

Отметка «5» выставляется ученику, если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий.

Отметка «4» выставляется ученику, если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий.

Отметка «3» выставляется ученику, если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

Отметка «2» выставляется ученику, если обучающиеся верно выполняют менее 35% заданий.


  1. Содержание учебного курса «Биология» 8 класс

  1. Введение. Многообразие животного мира. (2 ч.) Типы в царстве животного мира, места обитания и приспособительные признаки к среде обитания, значение в природе и в жизни человека, охрана животных.

  2. Беспозвоночные животные (10 ч.) Особенности внешнего и внутреннего строения, образ жизни, среда обитания, значение для природы и в жизни человека, Вред и польза беспозвоночных животных, меры борьбы с вредными насекомыми, значение одомашненных насекомых. Охрана беспозвоночных животных.

  3. Позвоночные животные (55 ч.) Знакомство с классами позвоночных животных, особенности внешнего и внутреннего строения, образ жизни, среда обитания, значение для природы и в жизни человека, эволюционные черты развития классов позвоночных животных, охрана животных, уход, содержание, значение домашних животных

Демонстрации: коллекций, влажных препаратов рыб, пресмыкающихся, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; таблиц по классам и охране животного мира, раздаточный материал со скелетами представителей классов животного мира.

Резервное время (3 ч.)

3. Тематическое планирование


Тема

Количество часов

1.

Введение. Многообразие животного мира.

2

2.

Беспозвоночные животные.

10

3.

Позвоночные животные.

55

4.

Резервное время.

3


Итого:

70




Календарно-тематическое планирование учебного курса «Биология. 8 класс» (70 ч, из них 3 ч – резервное время)



Название раздела и темы урока

Кол-во часов


Дата

план

Дата

факт

Примечание


Введение. Многообразие животного мира.

2




1.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.

1




2.

Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

1





Беспозвоночные животные

10




3.

Общие признаки беспозвоночных животных.

1





4.

Черви.

Общие признаки червей. Дождевые черви.


1




5.

Черви – паразиты. Строение и размножение.

1




6.

Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

1





7.

Насекомые

Общие признаки насекомых. Бабочки. Строение, образ жизни, размножение.


1




8.

Размножение насекомых.

1




9.

Вред, приносимый насекомыми. Меры борьбы с вредными насекомыми.

1




10.

Пчелы. Пчелиная семья и ее жизнь. Получение меда.

1




11.

Тутовый шелкопряд. Разведение, значение тутового шелкопряда.

1




12.

Неутомимые санитары леса.

1





Позвоночные животные

55




13.

Общие признаки позвоночных животных.

1





14.

Рыбы

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб.


1




15.

Органы дыхания, кровообращения рыб.

1




16.

Нервная система и размножение рыб.

1




17.

Речные рыбы.

1




18.

Морские рыбы.

1




19.

Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

1





20.

Земноводные

Общие признаки земноводных


1




21.

Среда обитания и внешне строение земноводных.

1




22.

Внутреннее строение и размножение земноводных.

1




23.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб.

1




24.

Значение и охрана земноводных

1





25.

Пресмыкающиеся

Общие признаки пресмыкающихся


1




26.

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

1




27.

Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся.

1




28.

Охрана пресмыкающихся.

1





29.

Птицы

Общие признаки птиц.


1




30.

Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц.

1




31.

Особенности внутреннего строения птиц.

1




32.

Размножение и развитие птиц

1




33.

Птицы леса. Хищные птицы.

1




34.

Птицы степей.

1




35.

Водоплавающие птицы.

1




36.

Птицы обитающие вблизи жилья людей (голубь, воробей)

1




37.

Домашние птицы. Птицеводство.

1




38.

Значение птиц в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана птиц.

1





39

Млекопитающие.

Общие признаки млекопитающих


1




40.

Приспособленность к условиям жизни. Внешнее строение млекопитающих.

1




41.

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

1




42.

Внутреннее строение млекопитающих. Органы дыхания, кровообращения.

1




43.

Внутреннее строение млекопитающих. Органы пищеварения.

1




44.

Размножение млекопитающих.

1




45.

Грызуны. Общие признаки грызунов. Значение грызунов в природе и жизни человека.

1




46.

Зайцеобразные. Черты сходства и различия между зайцами и кроликами.

1




47.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

1




48.

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Образ жизни, добывание пищи.

1




49.

Распространение хищных зверей. Значение этих зверей и охрана.

1




50.

Пушные хищные звери. Разведение пушных зверей.

1




51.

Домашние хищные звери.

1




52.

Ластоногие морские животные. Отличительные особенности, распространение, значение и охрана.

1




53.

Китообразные.

1




54.

Растительноядные животные. Дикие растительноядные животные.

1




55.

Сельскохозяйственные растительноядные животные.

1




56.

Приматы. Общая характеристика.

1




57.

Корова. Внешнее строение. Молочная продукция коров.

1




58.

Уход за коровами. Современные животноводческие фермы.

1




59.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

1




60.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни.

1




61.

Северный олень. Особенности строения -приспособленность к суровым северным условиям жизни.

1




62.

Свинья. Внешнее строение свиньи, значение свиноводства.

1




63.

Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление.

1




64.

Лошадь. Внешнее строение. Питание лошадей.

1




65.

Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1




66.

Общие признаки изученных групп животных. Различие диких и домашних животных

1




67.

Заключение. Редкие и исчезающие животные

1




68-70

Резервное время

3











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!